Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка стоматологии в России

Дата выпуска 14.07.2022
Количество страниц 40
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 55000 ₽

Актуальность исследования

Большинство людей регулярно испытывают проблемы с зубами, а многие просто хотят проводить профилактический осмотр, во избежание дальнейших проблем, что обуславливает актуальность стоматологических услуг


Цель исследования

Анализ состояния рынка стоматологии, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок стоматологии 


Содержание

Часть 1. Обзор российского рынка стоматологии

1.1. Определение и характеристики российского рынка стоматологии

1.2. Динамика объема российского рынка стоматологии, 2017-2021 гг.

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

1.4. Структура рынка стоматологии по ФО

1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке стоматологии в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления стоматологии

3.1. Оценка объема потребления стоматологии на душу населения

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

3.3. Описание потребительских предпочтений

3.4. Ценовой анализ 

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка стоматологии до 2026 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования

1.1. Определение и характеристики российского рынка стоматологии

Рассмотрим характеристики и особенности рынка стоматологии в России.

Медицинская услуга — это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента). Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий врача и желания пациента получить пользу. Результат лечения будет зависеть от многих факторов: насколько точно больной выполняет рекомендации и назначения врача, своевременность обращения за медицинской помощью, образ жизни, точность представленной больным информации о начале заболевания и его симптомах, а также от уровня квалификации медицинского персонала и от характера его действий. Исходя из этого, медицинскую услугу в стоматологии можно определить как оказание профилактической, лечебно-диагностической, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помощи в сфере товарно-денежных отношений. Стоматологическая услуга может быть простой и комплексной. Под простой услугой понимается неделимая услуга, например, диагностическая манипуляция, осмотр врача и др.

Условно стоматологические услуги можно разделить по направлениям:

  • терапевтическая стоматология;
  • хирургическая стоматология;

Российский рынок стоматологических услуг можно разделить на два сегмента: государственные стоматологические клиники и кабинеты и частные стоматологические клиники, и кабинеты. Также к рынку стоматологических услуг можно отнести рентгенкабитенты и кабинеты компьютерной томографии, как частные, так и государственные, поскольку не всегда подобные исследования можно провести в клинике.

1.2. Динамика объема российского рынка стоматологии, 2017-2021 гг.

Рассмотрим динамику объема рынка стоматологии в 2017-2021 гг.

Диаграмма 1. Динамика объема рынка стоматологии, 2017-2021 гг.

Динамика объема рынка стоматологии, 2017-2021 гг.

В целом в исследуемом периоде динамика объема рынка стоматологии в России имела разнонаправленный характер: снижение темпов прироста до отрицательных величин наблюдалось в 2017 г. и в 2020 г., в 2018-2019 гг. и в 2021 г. темпы прироста объема рынка были довольно высокими. Среднегодовой прирост за исследуемый период, включая 2020-2021 гг., составил … %.

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

Условно структуру рынка стоматологии можно представить следующим образом (диаграмма 2), при этом видов стоматологических услуг гораздо больше.

1.4. Структура рынка стоматологии по ФО

1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

Эксперты и аналитики рынка отмечают общие тенденции для рынка платной медицины, которые напрямую касаются коммерческого сегмента, а в некоторых случаях затрагивают и государственный сегмент российского рынка стоматологии:

  • Расширение ассортимента услуг, оказываемых частными клиниками. В секторе стоматологии многие клиники и стоматологические кабинеты, как частные, так и государственные, расширяют перечень услуг за счет возможности выполнения рентгеновских снимков и/или КТ, процедур гигиены, протезирования – для пациента намного удобнее получать комплексные услуги в одной клинике, в свою очередь, для частных клиник и кабинетов это дополнительная прибыль и выход на определенный уровень.

1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос на российском рынке стоматологии.

  • Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших макроэкономических показателей.

ВВП выражается в национальной валюте, либо (при необходимости) пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности.

Снижение курса национальной валюты к доллару США оказывает негативное влияние на рынок. 

Рост стоимости оборудования, комплектующих, препаратов и материалов – рынок стоматологии и организации, являющиеся операторами данного рынка довольно сильно зависят от импортных поставок, при нестабильном курсе рубля к доллару цены на импортные материалы, препараты и оборудование растут, что влечет за собой увеличение себестоимости и, как следствие, увеличение цен для пациентов. Также стоит отметить, что введение ограничений на поставки препаратов и материалов также влекут за собой нестабильность на рынке.

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок стоматологии

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок стоматологии

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Рассмотрим отраслевые показатели финансово-экономической деятельности отрасли стоматологии для определения устойчивости отрасли и работающих в ней организаций.

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке стоматологии в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

Таблица 4. Основные компании-участники рынка стоматологии в 2021 г.

Основные компании-участники рынка стоматологии в 2021 г.

Операторами российского рынка стоматологии, постоянно работающими на рынке и имеющими стабильную выручку, являются более двадцати тысяч предприятий. Крупнейшими можно назвать 7 из них по уровню выручки и перечню предоставляемых услуг. Основное направление деятельности для всех представленных предприятий – деятельность в области стоматологической практики, включающая весь спектр стоматологических услуг. У некоторых клиник также присутствуют другие медицинские услуги, такие как косметология, массаж и прочие.

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

На долю прочих операторов рынка стоматологии в России приходится … % объема рынка, их доли незначительны – менее … % для каждого, при этом стоит отметить, что количество таких предприятий довольно велико – более двадцати тысяч.

2.3. Профили основных игроков

… 

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка стоматологии (ТОП-5) в России, 2017-2021 гг.

Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка стоматологии (ТОП-5) в России, 2017-2021 гг.

В 2021 г. выручка операторов российского рынка стоматологии увеличилась на … % и достигла максимума в исследуемом периоде, что связано с оживлением рынка стоматологии после отмены ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией.

Часть 3. Анализ потребления стоматологии

3.1. Оценка объема потребления стоматологии на душу населения

Диаграмма 14. Объем потребления стоматологии на душу населения, 2017-2021 гг., руб./чел.

Объем потребления стоматологии на душу населения, 2017-2021 гг., руб./чел.

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

Стоматологическая заболеваемость зависит от многих факторов, прежде всего от характера питания, соблюдения населением гигиены полости рта, регулярности визитов к стоматологу. В России стоматологические услуги оказывают не только государственные, но и частные клиники, и настроенность последних на профилактические мероприятия зачастую не прослеживается.

3.3. Описание потребительских предпочтений         

Услугами стоматологов пользуются все граждане России, причины похода в стоматологические клиники для каждого различны: экстренная боль, необходимость лечения, профилактический осмотр, эстетическая стоматология и т.д.

Поскольку на данный момент рынок насыщен предложениями об оказании стоматологических услуг как частных, так и государственных клиник, потенциальные пациенты имеют широкий выбор, который, как правило зависит от нескольких основных факторов, представленных на диаграмме 15.

3.4. Ценовой анализ

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня изменения цен на товары и услуги за определённый период в экономике.

Часть 5. Прогноз развития рынка стоматологии до 2026 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

На российском рынке стоматологии благоприятный инвестиционный климат, рынок находится на стадии роста, возможен рост количества потребителей за счет увеличения обращений пациентов среднего и старшего возрастных сегментов – потенциальные пациенты стоматологии должны понимать необходимость периодического посещения стоматологического кабинета как с целью лечения, так и для профилактики.


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка стоматологии, 2017-2021 гг.

Диаграмма 2. Структура рынка стоматологии по видам, %

Диаграмма 3. Структура оказания стоматологии в РФ по ФО, %

Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2014-2021 гг., % к предыдущему году

Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2017-2021 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 6. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2014-2022 гг.

Диаграмма 7. Динамика реальных доходов населения РФ, 2014-2021 гг.

Диаграмма 8. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере стоматологии в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017-2021 гг., %

Диаграмма 9. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере стоматологии за 2017-2021 гг., раз      

Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере стоматологии, за 2017-2021 гг., сут. дн.

Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере стоматологии, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017-2021 гг., %

Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке стоматологии в 2021 г.

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка стоматологии (ТОП-5) в России, 2017-2021 гг.

Диаграмма 14. Объем потребления стоматологии на душу населения, 2017-2021 гг., руб./чел.

Диаграмма 15. Важность факторов, влияющих на принятие решения

Диаграмма 16. Прогноз объема рынка стоматологии в 2022-2026 гг.


Таблицы 

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок стоматологии 

Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли стоматологии в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017-2021 гг., %

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере стоматологии в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017-2021 гг., раз

Таблица 4. Основные компании-участники рынка стоматологии в 2021 г.

Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка стоматологии

Таблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка стоматологии

Таблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка стоматологии

Таблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка стоматологии

Таблица 9. Основная информация об участнике №5 рынка стоматологии

Таблица 10. Индексы потребительских цен на рынке стоматологии по Российской Федерации в 2017-2022 гг. (доступный период), %

Таблица 11. Средние цены на рынке стоматологии по ФО

Таблица 12. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка стоматологии