Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все новости

Волнообразный характер динамики объема рынка велосипедов в России

Динамика объема рынка велосипедов в натуральном выражении в рассматриваемом периоде имеет волнообразный характер.

Снижение 2015 и 2016 годов суммарно на 35,6% (или с 4,59 млн штук в год до минимальных за период 2,96 млн штук в год) было обусловлено следующими основными факторами:

  • высокой степенью импортозависимости на рынке;
  • значительным удорожанием импортных товаров из-за девальвации рубля.

В 2015 году среднегодовой курс доллара увеличился на 59,1% к 2014 году, в 2016 году еще на 9,4% к 2015 году снижением реальных располагаемых доходов населения, и соответственно, уменьшением уровня его покупательной способности.

По данным Росстат в 2014 году реальные доходы населения упали на 1,2%, в 2015 году на 2,4%, а в 2016 году еще на 4,5% по сравнению с предыдущим годом.

Тем не менее уже в 2017 году на рынке отмечены 2 эффекта:

  • эффект привыкания потребителей к текущему уровню цен;
  • эффект реализации отложенного за период кризиса спроса.

С одной стороны, так как велосипеды не являются товаром первой необходимости, то экономический кризис 2015-2016 годов оказал значительное негативное влияние на объем рынка в натуральном выражении. С другой стороны, при относительной стабилизации экономической ситуации в 2017 году и, несмотря на отсутствие положительных тенденций в размерах реальных доходов населения отложенный спрос реализовывался достаточно быстро: такие товары как детские велосипеды или велосипеды класса масс маркет являются недорогими по сравнению, к примеру, с мебелью, крупной бытовой техникой или другими товарами длительного пользования, поэтому скрытый и отложенный спрос реализуется потребителями быстрее, чем на указанные другие группы товаров.

В 2017-2018 годах реализация ранее отложенного спроса привела к значительному приросту объема рынка (итого за 2 года на 46% к минимуму 2016 года), однако уровень потребления в 4,3 млн штук по итогам 2018 года не достиг максимума 2014 года на 6% в связи с невысокими положительными тенденциями в доходах населения.

Перенасыщение рынка по итогам 2018 года привело к незначительному падению его объема в 2019 году на 4,8%.

Экономический кризис, спровоцированный в том числе пандемией коронавируса, нарушение логистики товаров, локдаун привели в 2020 году к снижению объема рынка велосипедов еще на 10% к 2019 году. Однако при всей совокупности факторов рынок не повторил падения прежнего кризиса, описанного ранее. Объем оценивается в 3,7 млн штук по итогам 2020 года.

Этому есть логичное объяснение:

  • Во-первых, приобретение велосипедов к летнему сезону 2020 года могло восприниматься населением более эмоционально по сравнению с предыдущими годами, что было обусловлено необходимостью получения положительных впечатлений в условиях пандемии.
  • Во-вторых, некоторые потребители, планировавшие приобретение более дорогих видов устройств или транспорта, могли временно отложить запланированную покупку в пользу более дешевых велосипедов.
  • В-третьих, передвижение по городу в помощью велосипедов воспринималось населением как более безопасное по сравнению с использованием привычного общественного транспорта.

2021 год снова стал для рынка периодом реализации отложенного в кризис спроса прирост составил 33,8% к 2020 году, а в абсолютном выражении объем спроса превысил 4,95 млн штук, что стало максимумом за весь представленный период.

Больше информации по рынку можно найти здесь