Среди основных тенденций и перспектив отрасли отмечаются:
- На данный момент наблюдается отток клиентуры из государственных клинник, причем в первую очередь, платежеспособной, клиенты выбирают сервис и качество и за эти параметры готовы платить.
- Главной проблемой отрасли в наши дни эксперты называют отсутствие лицензирования.
- Значительно усилилась одна из негативных тенденций - активное проникновение неспециалистов сферы, а также людей других профессий. Создавшаяся ситуация не только наносит прямой материальный ущерб практикующим ветеринарным специалистам, но и подрывает престиж профессии в целом.
- Также большой проблемой является довольно скромный перечень услуг в некоторых частных клиниках, которые стремятся получить максимальную прибыль, затрачивая минимум усилий.
Даже в столичном регионе, где насчитывается несколько сотен ветеринарных клиник, почти 70% из них представляют собой лишь скромные кабинеты, где оказывается минимум самых простых услуг и отсутствует современное оборудование для диагностики и лечения. - В настоящее время в сфере ветеринарной медицины происходят значительные прогрессивные изменения.
Отмечается появление на рынке новых ветеринарных препаратов, расширяется спектр предоставляемых услуг. - Появляется значительное количество частных ветеринарных клиник и лабораторий, предоставляющих платные лечебные и диагностические услуги.
- В крупных городах (особенно в Москве и Подмосковье) конкурентная ситуация на рынке ветеринарных услуг достаточно жесткая.
Ежегодно открываются новые ветеринарные клиники, зоокосметические салоны, зоогостиницы, которые стремятся найти и занять свою «нишу». Они применяют различные «стратегии проникновения на рынок».
Функционирующим на таком рынке ветеринарным учреждениям постоянно приходится совершенствовать качество услуг, порядок их оказания и стремиться удержать клиента (владельца животного). - Существенную роль в устойчивости и развитии ветеринарных клиник, а также в продвижении услуг, в условиях жесткой конкуренции играет эффективная коммуникативная политика, в частности маркетинговая составляющая.
Именно маркетинговая составляющая «ориентирует владельцев лечебниц на потребителя, на поиск и эффективного разрешения его проблем, на удовлетворение его потребностей». - С целью завоевания рынка ветеринарных услуг коммерческие ветеринарные структуры организуют сети ветеринарных клиник, что позволяет обслуживать большое количество потребителей ветеринарных услуг и стать лидером на рынке ветеринарных услуг, охватив значительные территории обслуживания.
- Лечебно-профилактические ветеринарные учреждения стремятся в своей структуре иметь отдельные кабинеты:
- по приему терапевтически и хирургически больных животных;
- процедурные для выполнения назначений ветеринарного врача;
- удобные холлы для ожидания приема владельцев с животными;
- для профилактических процедур (вакцинаций, дегельминтизаций, профилактического осмотра, чипирования животного и т. д.);
- предоперационной подготовки животного;
- приема животных с гнойными ранами;
- регистратуру;
- склад для хранения медикаментов, расходных материалов, инструментов;
- аптеку для продажи ветеринарных препаратов;
- комнату для администрации;
- хозпомещение;
- для ветеринарных специалистов;
- туалет и т. д. - Компании рынка стремятся обеспечить наличие в штате узкоспециализированных ветеринарных специалистов:
- рентгенолога;
- ветеринарного врача по функциональной диагностике;
- анестезиолога;
- дерматолога;
- невролога;
- зоопсихолога;
- орнитолога;
- ратолога и т. д. - В отрасли велика доля платежных операций, не фиксируемых государством.
Врачи, принимающие в частных кабинетах, нередко берут оплату наличными, не регистрируя посещения в системе. Также это характерно для ветеринаров, работающих на выездах. В такой ситуации в явном проигрыше оказываются те, кто полностью платят налоги и четко придерживаются действующего законодательства. - В периоды кризисов некоторые владельцы считают ненужным отправлять своих питомцев на профилактические осмотры к ветеринарам.
Больше информации по рынку можно найти здесь