Весомое влияние на рынок кальянных в России оказали тенденции последних лет.
Основной тенденцией 2020 г. стал упор на онлайн-развлечения и массовый интерес к домашнему курению. Люди, оказавшиеся на самоизоляции в период ограничений, захотели перенести атмосферу кальянных к себе, что увеличило продажи кальянов и табака через интернет-магазины и розничные точки.
Эксперты отмечают в 2021 г. такую тенденцию, как техническое развитие форм кальянов: они становятся заметно меньше в своих размерах, а также оригинальные системы продувки, необычные дизайнерские решения, технологичность.
В кальянных в последние годы стал расти спрос на настольные игры, карты, нарды и шахматы, что объясняется форматом заведений, предполагающим отдых, а развлечение клиентов и их привлечение стали прямо зависеть друг от друга, поскольку на данный момент мы живем в эпоху экономики впечатлений. В связи с запросом на развлечения помимо курения кальяна многие заведения сейчас предлагают не только настольные игры, но и развлекательную программу: музыка, конкурсы, караоке, выступления.
Эксперты отмечают рост спроса на фирменные миксы и дизайнерские аксессуары, которые кальянные продают у себя. Фирменные миксы — это авторские миксы или способ забивки табака в обычную чашу, по результатам исследования «Федотов Групп» такие миксы есть у 28,8% кальянных, стоят они дороже обычных кальянов.
Отдельно стоит отметить тенденции рынка, связанные с изменениями в законодательстве, ограничивающими продажу и курение табака. Волнения по поводу работы кальянных начались еще с 2013 г., когда был принят закон, запрещающий курение в общественных местах.
Однако, в течение 7 лет кальянные продолжали работать в штатном режиме, пока не были приняты поправки в соответствующем законе.
В 2020 г. правительство расширило антитабачный закон: теперь вейпы, системы нагревания табака и кальяны – это такая же никотинсодержащая продукция, как и обычные сигареты.
Соответственно, курение кальянов в общественном месте (кафе или ресторане) приравнялось к нарушению действующего законодательства.
Поправки нельзя назвать запретом, поскольку они вводят ограничение на продажу курительной продукции в общепите, при этом деятельность кальянных не запрещена, появились лишь новые условия для их работы.
Если деятельность кальянных не попадает под предоставление продуктов питания и напитков, а относится к деятельности зрелищно-развлекательной прочей в соответствии с принятым в России классификатором видов деятельности, то поправки в законе никак не ограничивают работу заведения.
В заведении, где не продают еду и напитки, можно пользоваться вейпами, кальянами и прочими устройствами. Теперь нельзя открывать заведения, предлагающие посетителям кальяны рядом с медицинскими, спортивными и учебными заведениями, рядом с пляжами, у аэропортов, вокзалов, морских портов, рядом с центрами культуры, социальными учреждениями, у санаториев.
Согласно поправкам, кальянные должны быть оборудованы хорошей системой вентиляции, располагаться в специально выделенных изолированных помещениях. Закон предусматривает создание зоны для курения в аэропортах, однако они должны исключать возможность наблюдения за процессом некурящими людьми. Далее поправки запрещают открыто рекламировать продукцию, дым и людей, использующих кальян, а также сами кальянные.
Под ограничения попало даже само слово «кальян» и все, что касается его изображения. Еще одно примечательное изменение коснулось и самого позиционирования заведений, где можно покурить кальян: если раньше они считались типичными барами и ресторанами, то теперь это закрытые клубы, где не должно быть никаких зазывающих рекламных вывесок и больших панорамных окон, через которые видно происходящее на улице или внутри заведения.
Если вдруг идущий мимо человек все же заинтересуется и заглянет внутрь, то он увидит не только кальяны, но и листовки о вреде курения.
Больше информации по рынку можно найти здесь