Ключевые тенденции потребительского поведения при покупке яблок в 2019 году

04 ИЮНЯ 2020
Динамика приобретения яблок в торговых точках в России имеет ярко выраженный сезонный характер. Самые незначительные продажи наблюдаются в сезон сбора урожая (как яблок с собственных участков, так и других посадок) – с июля по сентябрь, затем растут (с октября по март) и сохраняются достаточно высокими до следующего летнего сезона. Наиболее значительные перепады объемов покупок демонстрирует Приволжский ФО (март 12,9%, август 3,5%).
Среди тенденций потребительского поведения при покупке яблок также можно отметить:
- Чаще всего яблоки приобретают в Сибирском и Северо-Западном ФО, при этом объем покупки является средним по России в данных ФО, поэтому годовое потребление в натуральном и стоимостном выражении превышает показатели прочих ФО. Достаточно нагляден по результатам 2018 года показатель средней стоимости килограмма яблок – дешевле всего их приобретали в ЮФО и СКФО (регионы с максимальным валовым сбором), самые дорогие цены в отдаленных регионах, где практически не выращивают яблоки – в Сибирском и Дальневосточном ФО. Реже всего яблоки приобретают в СКФО, но так как объем разовой покупки выше среднего (1,4 кг), то годовое потребление выше минимумов.
- Во всех федеральных округах покупатели предпочитают домашнее потребление яблок внедомашнему (не менее чем на 93,9%). Процент употребления вне дома не превышает 6,1%. 
- Распределение предпочтений среди покупателей по выбору места приобретения яблок достаточно неравномерное. Более четверти населения ЦФО, УФО и ДФО предпочитают покупать яблоки в торговых точках, расположенных внутри торговых центров, при этом на долю магазинов вне торговых центров в ЦФО и УФО приходится от 65% покупок. Рынок и прочие места продаж не привлекают жителей данных регионов. Традиционно развита рыночная торговля в Южном ФО, где доля продаж яблок на рынках составляет 12,4%, но при этом лидируют по продажам магазины вне торговых центров. Примечательно то, что еще в 2018 году доля яблок, приобретаемых в ЮФО на рынке составляла 17,7%, также покупки на рынке совершали жители СКФО (24,5%) и СФО (6,7%), но по итогам 2019 года популярность этих мест продаж значительно снизилась.
- Более 82% покупок яблок во всех федеральных округах происходит рядом с домом. Минимальный показатель доли покупок рядом с работой или учебой наблюдается в Центральном ФО - 8,8%.
- Так как в СКФО и ДФО представленность сетевых торговых точек (в том числе и федеральных сетей) ниже, чем в других регионах, то процент покупок через такие магазины менее 30%. В остальных ФО процент покупок через сетевые торговые точки составляет не менее 65%. Максимальные доли сетевых магазинов в структуре продаж яблок в ЦФО и УФО.
 
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ