К основным проблемам отрасли относятся:
- Елочные украшения не являются товаром первой необходимости, и объемы продаж сильно реагируют на снижение реальных доходов населения.
- Ввиду того, что на рынке преобладает импортная продукция, которая в основном поставляется из Китая, новой проблемой в отрасли станет рост сроков доставки из Китая и рост стоимости доставки из Китая.
В рамках международного форума-выставки «Транстек 2022» состоялась сессия «Мобильность логистики в промышленности». Организаторами выступили Центр по внешней торговле (ЦВТ) при Минпромторге России и Российский союз промышленников и предпринимателей. По данным Центра по внешней торговле 38% российских экспортёров и 26% компаний-импортёров в 2022 г. столкнулись с трудностями в логистике. Особые трудности вызвали отказы в сотрудничестве иностранных перевозчиков, которыми традиционно пользовались российские компании. Также компании отмечали рост цены на логистические услуги, как одну из ключевых проблем. Директор ЦВТ Константин Ким отметил, что в свете сложностей, с которыми сталкиваются российские компании, происходит перестраивание страновой структуры внешнеторговых отношений России: идёт переориентация грузовых перевозок на Восточный полигон и Азово-Черноморский бассейн. С налаживанием новых цепочек поставок нагрузка на пропускные мощности продолжит расти. Поэтому для обеспечения эффективного развития внешней торговли необходимо создание логистической системы со свободными мощностями, устойчивой к потрясениям и перестройкам.
- Альтернативные пути сегодня испытывают огромную нагрузку, с которой не справляются. Инфраструктура той же китайской железной дороги не до конца готова к таким высоким объемам грузов. То же самое происходит с пограничными переходами в других регионах. Например, в Грузии, через которую везут товары из Турции и Европы. Плюс Правительство КНР отменило субсидии для железных дорог, а это привело к росту цен за перевозку. Кроме этого, с нагрузкой не справляется инфраструктура морских портов, а также в Китае продолжается пандемия Covid-19. Все это влияет на сроки и стоимость перевозок. Несмотря на возникшие сложности, в краткосрочной перспективе не ожидается значительное снижение доли импортной продукции на рынке елочных украшений или снижения позиций основного поставщика новогоднего декора Китая. Недорогая продукция из Китая, представленная в очень широком ассортименте, остается основным сегментом рынка елочных украшений.
- Доминирование недорогой продукции китайского производства на рынке создает препятствия для развития российского производства. Российский производитель не может предложить конкурентоспособную цену на свою продукцию, и на фоне снижающейся платежеспособности населения, фактор цены выходит на первый план при выборе товара. Те же экономические факторы сдерживают развитие премиального сегмента елочных украшений украшений, расписанных вручную.
- При усугублении внешнеполитической ситуации, российские производители могут столкнуться со сложностями поставок сырья и материалов. Производители, закупающие шары для росписи в странах Европы, могут столкнутся как с отказом поставщиков от сотрудничества, так и с ростом стоимости вследствие более сложной логистики. Все вышеперечисленное ведет к повышению цены отечественных елочных украшений для потребителя и снижает конкурентоспособность российской продукции.
- Зависимость производителей от каналов распределения. Торговые сети федерального уровня, крупнейшие маркетплейсы предоставляют широчайший выбор потребителю, что усложняет доступность покупателей для производителей-представителей малого бизнеса.
Больше информации по рынку можно найти здесь