Среди проблем, барьеров и трудностей, существующих на рынке филлеров в России можно отметить:
- Наличие «серого» сегмента рынка как в части препаратов, так и услуг инъекционной косметологи на дому или специалистами без высшего образования.
Экспертами отмечается рост нелегального косметологического рынка. Он был и раньше, но в новых экономических условиях буквально получил «второе дыхание». Тогда как профессиональные клиники вынужденно подняли цены, а платежеспособность населения снизилась, у косметологов-самоучек есть дешевые (и несертифицированные) препараты, они работают на дому, а потому экономят на аренде.
- Сохраняется недоверие российских потребителей к отечественным препаратам для инъекционной косметологии.
Галина Гурьянова говорит: «Потребители считают, что в России производится один брак, что все сертификаты получены за деньги. Наблюдается и некоторая инертность среди косметологов, давно работающих на рынке. Привыкнув работать с каким-то одним препаратом, они не желают пробовать что-то еще. Особенно это видно на обучении, молодые косметологи более охотно пробуют что-то новое».
- Часть экспертов отрасли замечают недостатки российской продукции.
- Импоротозависимость сырья и оборудования для производства филлеров в России.
Производство косметических ингредиентов очень наукоемкая и затратная область, в России она не развита. При этом собственные производства гиалуроновой кислоты (одного из основных ингредиентов филлеров и биоревитализантов) высокой степени очистки, пригодной для применения внутрикожно, в России отсутствуют. При этом эксперты уверяют, что кризис с поставками гиалуроновой кислоты маловероятен.
- Длительный процесс вхождения на рынок российских производителей.
- Низкий уровень реальных доходов населения, а также экономический кризис, снижающий уровень благосостояния как актуальных, так и потенциальных потребителей.
Марина Левшина связала сокращение записи к косметологу с увеличением стоимости многих препаратов. Она столкнулась с ростом цен на 50-70%. Подорожание, на ее взгляд, может привести к тому, что клиенты изменят отношение к косметическим процедурам: «Клиенты сейчас относятся по-разному. Кто-то пытается сделать сейчас все процедуры, что можно. А кто-то отложить деньги на семью, на здоровье, на необходимые покупки. Все тут еще зависит от доходов. Кто-то из пациентов перейдет на более дешевые препараты, будет искать аналоги, кто-то постарается реже делать процедуры, кто-то вообще не сможет себе ничего позволить».
- Нестабильность ситуации с поставками и ценами на импортные препараты и сырье.
Как рассказывают специалисты, цены на поставки препаратов после февраля 2022 года взлетели на 40-70%, из-за чего подорожала стоимость и самих услуг косметологов.
- Российским и европейским препаратам конкуренцию в ближайшем будущем могут составить продукты из Азии.
По словам Н. Толстовой «Бытует мнение, что азиатский бьюти-рынок серьезно отстает от мировых тенденций, но это не так. В последние два-три года та же Южная Корея сделала огромный шаг вперед, и на сегодняшний день предоставляет материалы, которые совсем не уступают по качеству европейским и американским».
- Развитие рынка инъекционных препаратов будут тормозить процедуры и товары-заменители.
К примеру, Нарине Арутюнян, главный врач клиники «Клазко», считает, что «в нынешних реалиях увеличится спрос на аппаратную косметологию за ней будущее».
Марина Лекомцева (основательница и главный врач Клиники Марины Лекомцевой) поддерживает идею о переходе на преимущественное использование аппаратной косметологии взамен инъекционной в случае проблем с поставками препаратов. «Глобально я вижу развитие эстетической медицины таким, каким оно уже и шло: в сторону здоровья, работы именно аппаратами, с качеством кожи и только по минимуму использование филлеров, ниток и всего остального».
Больше информации по рынку можно найти в отчете