Логично, что для соевого масла основными товарами-заменителями являются другие виды растительного масла: подсолнечное, рапсовое, рыжиковое, горчичное, конопляное, кунжутное и т.д.
Лидерами по объему производства являются такие масла, как подсолнечное, соевое и рапсовое, занимающие в 2018 году доли 78%, 13% и 8% соответственно.
Интересен тот факт, что распределение долей между маслами на мировом рынке совершенно иное: основная часть принадлежит пальмовому, соевому и рапсовому маслам (35%, 29% и 14% соответственно). Столь популярное в России подсолнечное масло на мировом рынке стоит лишь на четвертом месте с долей 9%.
Отличие связано как с природно-климатическими особенностями, так и с различиями в традициях потребления растительных масел.
По итогам анализа «конкурентов» соевого масла аналитики ГидМаркет делают следующие выводы:
- Рынок подсолнечного масла РФ насыщен и конкуренция на нем незначительна.
- Производство рапсового масла РФ ориентируется на экспорт. Спрос на него значителен и ограничен только ценой.
- Так как остальные виды масел в России непопулярны, то и в качестве конкурентов соевому маслу не рассматриваются.
Высокий спрос на соевое масло в других странах, а также особенности состава и применения растительных масел говорят о незначительном влиянии со стороны товаров-заменителей на рынок соевого масла в РФ.
Полная информация о рынке представлена в отчете