Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все статьи

Оценка потенциальной рентабельности и окупаемости

Потенциальную рентабельность (ПР) оценивают, когда только актуальных показателей недостаточно для принятия решения, и нужно спрогнозировать, насколько доходным предприятие будет в следующие периоды. Эта оценка требуется также для планируемого бизнеса или нового направления.

При оценке ПР действующего предприятия анализируют:

  • текущую доходность;
  • показатели прошлых периодов и факторы, повлиявшие на них;
  • стоимость активов;
  • внешние факторы;
  • устойчивость положения на рынке;
  • тенденции экономического развития компании.

Для прогноза окупаемости учитывают:

  • затраты, которые можно предсказать;
  • опыт аналогичных предприятий;
  • показатели конкурентов;
  • результаты маркетинговых исследований;
  • факторы, влияющие на потенциальную выручку;
  • уровень рисков;
  • за какое время прибыль превысит расходы на производство.

Оценка потенциальной доходности и окупаемости необходима в следующих случаях:

  • при поиске инвестора;
  • при открытии нового предприятия или выхода в новую нишу;
  • перед продажей компании;
  • для получения грантов или субсидий;
  • перед покупкой франшизы;
  • для принятия решения о запуске стартапа;

Рентабельность — это соотношение расходов на производство и прибыли, оно выражается числовым коэффициентом. Это число позволяет понять, насколько эффективно компания использует нематериальные активы, сырье, капитал или персонал.  Существует несколько видов рентабельности, для каждого из которых есть своя формула:

  1. Активов (ROA). Прибыль/Стоимость активов*100%. Учитываются активы компании и привлеченные средства: кредиты, инвестиции, гранты, субсидии.
  2. Основных производственных фондов (ROFA). Прибыль/Стоимость фондов*100%.
  3. Капитала (ROE). Чистая прибыль/Уставный капитал*100%. Помогает рассчитать размер займа, необходимого для ведения бизнеса.
  4. Инвестиций (ROI). Прибыль/Сумма полученных инвестиций*100%. При оценке ПР используют сумму планируемых вложений.

Если показатель, по которому оценивают прибыльность, не уточняется, обычно говорят о рентабельности продаж. Ее рассчитывают по формуле: Чистая прибыль/Выручка без НДС*100%. 

При составлении прогноза рассчитывают не только ожидаемый доход, но и порог рентабельности. Это минимальный объем продаж, при котором выручка будет компенсировать все затраты на производство и реализацию. Его также называют точкой безубыточности или критической точкой.

При прогнозировании доходности учитывают внутренние и внешние факторы. Выбор внутренних показателей зависит от того, какая именно рентабельность интересует менеджмент: активов, акций, фондов, персонала. При оценке общей окупаемости рассматривают:

  • маркетинговую активность, ее результаты;
  • кадровые ресурсы;
  • условия работы;
  • объемы продукции, ее качество;
  • особенности ценообразования: себестоимость товара или услуги, планируемую или реальную выручку;
  • репутацию компании или репутацию основателя, если речь идет о стартапе;
  • связи с клиентами, отношения с партнерами;
  • каналы товародвижения, логистику;
  • нематериальные активы: технологии, ноу-хау, патенты;
  • материальные активы: недвижимость, транспорт, оборудование.

Внешние факторы — это обстоятельства, которые влияют на работу предприятия вне зависимости от его действий. К ним относятся налоговые правила, инфраструктура и демографические особенности региона, спрос, экономические санкции. 

Расчет ПР помогает решить следующие задачи:

  • принять взвешенное решение об открытии нового предприятия, направления или стартапа;
  • доказать инвестиционную привлекательность компании;
  • учесть возможные финансовые риски;
  • заранее прогнозировать экономические показатели бизнеса и корректировать их;
  • перераспределить или ликвидировать неэффективные ресурсы;
  • составить карту критических пороговых значений для бизнеса;
  • скорректировать стратегию развития предприятия;
  • избежать прогнозируемых потерь.

Оценка ПР — более сложное исследование, чем простой анализ прибыльности бизнеса. Для направлений или предприятий, которые только планируется открыть, большинства необходимых данных пока не существует. Кроме того, составление точного прогноза требует глубокого понимания экономических механизмов, возможных рисков, а также алгоритмов конкретного сегмента.

Как заказать бизнес-план в ГидМаркет

Свяжитесь с нами одним из удобных способов для заказа бизнес-плана:

  • по одному из контактных телефонов +7 (499) 643-41-45, 8 (800) 600-80-25
  • отправив запрос на электронную почту info@gidmark.ru
  • заполнив электронную форму на странице услуги