Анализ конкурентной среды


Конкурентный анализ описывает конкурентов компании и предоставляет подробную информацию об их продажах, бизнес-стратегиях и маркетинговых усилиях. 

При проведении исследования стоит оценить своих конкурентов, поместив их в стратегические группы в зависимости от того, насколько напрямую они конкурируют за покупательскую долю клиента. Для каждого конкурента или стратегической группы указывается их продукт или предоставляемая услуга, их прибыльность, структура роста, маркетинговые цели, текущие и прошлые стратегии, организационная структуру и структура затрат, сильные и слабые стороны, а также размер (в продажах) бизнеса конкурента. 
По итогам конкурентного анализа можно ответить на такие вопросы, как:

Кто ваши конкуренты?
Какие продукты или услуги они продают?
Какова рыночная доля каждого конкурента?
Каковы их прошлые стратегии?
Каковы их текущие стратегии?
Какие типы СМИ используются для продвижения своих продуктов или услуг?
Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента?
Какие потенциальные угрозы представляют ваши конкуренты?
Какие потенциальные возможности они предоставляют вам?

Кому и зачем он нужен

Анализ конкурентов необходим для развития любого продукта или услуги на рынке, даже если вы представляется абсолютно уникальный товар, вам необходимо знать конкурентов, которые удовлетворяют схожие потребности потребителей, но другими способами. Таким образом, конкурентный анализ позволяет:

• Понять стратегии конкурентов
• Определить их сильные и слабые стороны
• Узнать, что думают о них клиенты
• Разработать конкурентную стратегию, подходящую для вашего целевого рынка.

Методы конкурентного анализа


Исходя из своей цели, вы можете использовать существующую структуру конкурентного анализа или разработать свою собственную структуру на основе определенных параметров. Некоторые из существующих структур конкурентного анализа:

SWOT-анализ: помогает определить потенциальное конкурентное преимущество путем анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Пять сил Портера: Раскрытие конкурентной структуры отрасли путем анализа пяти факторов - новых участников, покупателей, поставщиков, заменителей и конкурентного соперничества.
Стратегический групповой анализ: для оценки позиций игроков в конкурентной среде на основе двух переменных.
Матрица доли роста: для классификации продуктов в портфеле вашей компании в сравнении с конкурентной средой в отрасли для определения продуктов, достойных инвестиций, и продуктов, не заслуживающих внимания.
Перцепционное отображение: для визуального представления восприятия ваших продуктов по сравнению с конкурентными альтернативами.

Как проводится анализ (основные этапы исследования)


1) Определение текущих и будущих конкурентов на рынке

Лучший способ определить текущих и будущих конкурентов — это проанализировать ваши целевые продукты. Исходя из характеристик продукта и то, какие потребности потребителей удовлетворяет ваш продукт или услуга нужно выявить прямых и косвенных конкурентов на рынке. Для этого нужно найти компании, которые удовлетворяют спрос на вашем рынке производя аналогичный продукт или схожий продукт, удовлетворяющий те же потребности потребителей.
проанализировать всю линейку продуктов вашего конкурента и качество продуктов или услуг, которые они предлагают.

2) Анализ доли рынка, занимаемой конкурирующими компаниями

После того, как вы определили прямых и косвенных конкурентов, следует рассчитать их долю на рынке. Для вычисления данного показателя потребуется информация об объеме исследуемого рынка и показателях выручки и объема производства каждой фирмы на рынке. Если вы нацелены на продажи вашего продукта не в одном регионе, то стоит посмотреть на доли компаний в разрезе географических областей, возможно разделение по областям или крупным городам. Уделяйте особое внимание крупным фирмам, работающим в нескольких регионах и предоставляющим возможности доставки по всей стране, это является их преимуществом, которое стоит учитывать при продвижении собственного продукта.  Другие особенности компаний конкурентов можно узнать через проведение исследования рынка, оно поможет выявить факторы, влияющие на успешность продаж у ваших конкурентов.

3) Выполнение SWOT-анализа 

Выше мы рассматривали несколько методов и стратегий проведения конкурентного анализа, но рассмотрим использование одного из наиболее популярных фреймворков. SWOT-анализ нужно проводить для каждой из конкурирующих компаний, наиболее приближенной к вашим предоставляемым продуктам или услугам. Данный инструмент нацелен на выявление сильных и слабых сторон конкурента в различных аспектах деятельности, начиная с показателей характеристик товара и объема производства до репрезентации бренда в социальных сетях.
После того, как вы узнаете долю рынка и проведете вторичный и первичный анализ, вам нужно будет по очереди определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для каждого из ваших конкурентов.

SWOT косвенно отвечает за то, чтобы показать вам шаги, на которых вы можете извлечь выгоду и опередить своих конкурентов.

Вот некоторые вопросы, которые могут быть релевантными для проведения анализа:

Что у вашего конкурента действительно хорошо? (продукты, контент-маркетинг, продвижение продукта в СМИ и т. д.)
В чем преимущество вашего конкурента перед вашим брендом?
Что является самым слабым местом вашего конкурента?
В чем преимущество вашего бренда перед конкурентом?
Что они могли сделать лучше?
В каких областях вы бы считали этого конкурента угрозой?
Есть ли на рынке возможности, которые определил ваш конкурент?


4) Создание портфолио конкурентов 

Как только вы проведете полноценный SWOT-анализ ваших конкурентов, вы сможете создать конкурентное портфолио. В нем будут представлены все продукты и услуги ваших конкурентов, логистика, материальные и нематериальные характеристики. Данный документ требует своевременного обновления.

5) Планирование и выполнение собственной стратегии

Разработайте свою уникальную стратегию после проведенного анализа конкурентов или используйте лучшие практики, уже существующие на рынке. Применяйте стратегии, которые вы считаете лучшими, и убедитесь, что выполняете их эффективно. В то же время очень важно иметь план действий на случай непредвиденных обстоятельств и предвидеть реакцию конкурента.


МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ