Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Прогноз развития рынка легковых автомобилей

Дата выпуска 09.10.2020
Количество страниц 50
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 69000 ₽

Актуальность исследования

Автомобили – это нечто большее, чем просто двигатель, коробка передач, кузов, салон и шины. Они полны новейших технологий и инноваций, которые делают современные автомобили умнее, эффективнее и безопаснее.

Легковые автомобили используют для перевозки пассажиров, пассажиров с грузом или только груз. Грузом может быть холодильник, телевизор или шкаф, а может собака или детская коляска. Всё зависит только от того, как вы используете автомобиль


Цель исследования

Анализ состояния рынка легковых автомобилей, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок легковых автомобилей


Содержание

Глава 1. Экономические характеристики рынка легковых автомобилей

1.1. Размер рынка
1.2. Темпы роста рынка
1.3. Тренды рынка
1.4. Основные проблемы отрасли
1.5. Стадия жизненного цикла отрасли
1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей
1.7. Оценка объема потребления на душу населения
1.8. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций
1.9. Каналы реализации продукции
1.10. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Глава 2. Общая экономическая среда

2.1. Экономические компоненты
2.2. Социальные компоненты
2.3. Технологические компоненты
2.4. Политические компоненты
2.5. STEP-анализ рынка

Глава 3. Оценка степени конкуренции

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)
3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов
3.3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Глава 4. Прогнозы отрасли 

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года)
4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату
4.3. Изучение сценариев развития отрасли в условия карантина в связи с covid-2019
4.3.1. Сценарий одного карантина (по китайскому графику выхода)
4.3.2. Сценарий двух карантинов
4.4. Анализ существующих кейсов перестроения бизнеса в отрасли

Глава 5. Методология прогнозирования 

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей
5.2. Источники информации для прогнозирования
5.3. Сроки прогнозирования


Отрывок из исследования

Глава 1. Экономические характеристики рынка легковых автомобилей 

1.1. Размер рынка 

В то же время российский рынок сохраняет долгосрочный потенциал роста, обусловленный более низкой плотностью автомобильного парка по сравнению с западными странами и его значительным возрастом.

В 2019 г. ключевые игроки рынка легковых автомобилей в России обратили внимание на онлайн, запустив или объявив о запуске продаж. Онлайн продажи открывают возможность выстроить функцию маркетинга, основываясь на данных, и эффективно отвечать на ключевые управленческие вопросы.

1.2. Темпы роста рынка 

Российский автомобильный рынок стабильно снижался после присоединения Крыма и последовавших западных санкций. 

Диаграмма 1. Динамика объема рынка легковых автомобилей, 2013 – 2019 гг., млн шт.

Динамика объема рынка легковых автомобилей, 2013 – 2019 гг., млн шт.

1.3. Тренды рынка

Выделим основные тренды на рынке легковых автомобилей:
Усиление технологического оснащения автомобилей;

Падение продаж новых автомобилей;

Развитие повременного владения автомобилем (каршеринг). Тенденция, характерная для крупнейших мегаполисов, Москвы и Петербурга среди поколения миллениалов;

Перегрузка транспортных сетей. Одной из серьезных проблем крупнейших мегаполисов мира, в том числе и Москвы, является проблема перегрузки транспортных сетей;

Отказ от владения автомобилем молодым поколением. 

Удорожание стоимости покупки и содержания автомобиля;

Рост популярности электромобилей;

Международное сотрудничество в сфере автопрома;

Клиентский путь покупки автомобиля становится многоканальным, стимулируя расширение присутствия игроков в онлайн;

Соблюдение социальной дистанции. Передвижение в личном автомобиле позволяет существенно снизить количество контактов с людьми;

Рост вторичного рынка автомобилей;

Развитие дистанционных продаж автомобилей; 

Производители автомобилей начинают заниматься прямыми продажами, а это значит, дилерские сети будут постепенно уходить с рынка. В перспективе может сформироваться не что иное, как точка выдачи автомобиля, а со временем, возможно, дистрибуция «Яндекса». Дилерский бизнес останется, в лучшем случае, как дилерские станции.

1.4. Основные проблемы отрасли 

Автопромышленность относится к числу проблемных отраслей российской экономики. Уровень претензий потребителей к исполнительскому качеству продукции российского автопрома остается высоким.

К основным проблемам отрасли можно отнести следующие: 

Восстановление российского авторынка начнется только при условии роста благосостояния и покупательной способности населения, что также во многом зависит от политики властей и от политики фирм, на данный момент имеющих серьезное влияние на российском рынке. 

1.5. Стадия жизненного цикла отрасли 

Рынок легковых автомобилей уже долгое время находится в стадии зрелости. Причиной тому является возможность растяжения периода зрелости за счет создания новых модификаций товара, поддерживающих к нему интерес покупателей. Именно этим путем идет автомобильная промышленность, модифицируя то основную конструкцию автомобиля, то системы безопасности, то дизайн. Активное развитие технологий и внедрение инноваций также способствуют этому. 

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей 

Минимальный возраст для возможности водить личный автомобиль составляет 18 лет. Владение личным автомобилем наиболее развито в городах. Несмотря на рост городского населения в целом, численность трудоспособного населения в городах снижается.

Также стоит отметить динамику получения водительских прав населением. 

По данным ГИБДД, всего гражданам за 2018 г. было выдано 1,35 млн водительских удостоверений, из них более 1 млн — категории B. …

Диаграмма 3. Динамика выданных водительских прав в РФ, 2015-2019 гг., млн чел.

Динамика выданных водительских прав в РФ, 2015-2019 гг., млн чел.

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

Оценка объема потребления легковых автомобилей выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка легковых автомобилей к количеству населения РФ. 

1.8. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций 

Сегодня экономика претерпевает новую волну промышленной революции, тесно связанную с процессами цифровизации и роботизации бизнеса. Среди технологий широкого применения данного этапа отмечают облачные технологии, аддитивные технологии, искусственный интеллект и другие. Изменения, происходящие в силу развития и внедрения упомянутых технологий и процессов, влекут за собой смену процесса производства и управления, конечной продукции.

Влияние четвертой промышленной революции отчетливо прослеживается в автомобильной промышленности, которая для ряда стран является одним из центров развития, в том числе генерации и внедрения инноваций.

Автономное вождение

Программный контроль

Экологически чистый транспорт
Другая «технология будущего» – экологически чистый транспорт – то есть электромобили и автомобили на водородном топливе, не создающие при движении вредных выбросов. 

Адаптивное затемнение 
Сегодня уже никого не удивишь системами адаптивного и активного головного света, устанавливающимися на многие серийные модели. Эти системы в режиме реального времени формируют световой пучок, создаваемый основными и вспомогательными фарами, изменяя его дальность, ширину и направление, в зависимости от скорости движения автомобиля, крутизны поворотов, наличия встречных и попутных машин, пешеходов и т.д. Однако плохая видимость дороги бывает не только в темное время суток, но и, напротив, в яркий погожий день, когда солнце буквально слепит водителя.

Больше электроники и развлечений
Уже сейчас явно прослеживается тенденция к увеличению числа дисплеев в салоне, росту их размеров и объединению в рамках единых систем, выводящих информацию о параметрах автомобиля и отображающих различный контент – навигационный, новостной, развлекательный и т.п.

Face ID
Широкое распространение систем идентификации скоро сделает совершенно ненужными для доступа в салон и запуска двигателя ключи и прочие брелоки. Автомобили научатся просто узнавать водителя «в лицо» и по голосу, а двигатель будут включать после распознавания отпечатка пальца сенсором, встроенным в кнопку «Старт».

Сбор данных. Благодаря маркировке штрих-кодами есть возможность собирать историю об устанавливаемых на авто деталях, контролировать их качество и вовремя давать сигнал о необходимости ремонта оборудования, производящего ту или иную деталь. Это позволяет минимизировать заводской брак — и сократить число отзывов.

Машинное зрение. Проверка правильности изготовления деталей часто проводится человеком — но система машинного зрения сделает это быстрее и надежнее.

Сборочные роботы. Дорогостоящая инвестиция, которая тем не менее окупает себя уже в среднесрочной перспективе, минимизирует риск травм среди сотрудников, повышает качество сборки.

Развертывание локальной сети.

Таким образом, темп технологических изменений на рынке легковых автомобилей высокий. Интенсивное изменение и внедрение новых технологий в данной сфере положительным образом влияет на динамику рынка.

1.9. Каналы реализации продукции 

Ситуация на рынке автопродаж напряженная – покупать автомобили стали меньше, борьба за каждого покупателя становится жестче.

Продажа новых легковых автомобилей через интернет-площадки стала доступна в связи с директивным закрытием дилерских центров из-за пандемии коронавируса. Производители запустили новые онлайн-порталы, виртуальные автосалоны и другие цифровые инновации, чтобы вывести свой бизнес в цифровую сферу.

1.10. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах 

Диаграмма 6. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, 2020 г.

Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, 2020 г.

Глава 2. Общая экономическая среда 

2.1. Экономические компоненты 

Динамика ВВП
Данные по динамике ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. 

Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

Рассмотрим некоторые оценки экспертов: 
ВВП России может сократиться на …% в 2020 г., …

10 июня 2020 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) спрогнозировала два возможных сценария динамики ВВП России по итогам 2020 г. 

Курс доллара

Транспортный комплекс
Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг. В первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем). 

Значительными «узкими местами» в транспортной системе России являются:
дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети (в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны), доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, увеличивается при росте количества автомобилей;
отсутствие полностью сформированной опорной транспортной сети на всей территории страны, что сдерживает экономическое развитие удаленных регионов, ограничивает мобильность населения и перевозку грузов.

Общее развитие транспортных услуг оказывает положительное влияние на рынок легковых автомобилей.

Рост расходов на автомобиль

В крупных городах совместное использование машин становится выгоднее. 

Рост автокредитования

При этом рост выдачи автокредитов связан, в первую очередь, с действием госпрограмм льготного кредитования. Госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в 2019 г. были запущены с марта, как только российский авторынок начал падать.  

2.2. Социальные компоненты 

Падение численности населения

Диаграмма 13. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2020 гг.

 Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2020 гг.

Ранее Росстат опубликовал демографический прогноз до 2036 г. Самый оптимистичный сценарий предполагает увеличение численности населения страны до …

Реальные располагаемые денежные доходы
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения — это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию. Данный фактор определяет уровень платежеспособного спроса покупателей, является одной из ключевых причин формирования динамики как розничного товарооборота, так и спроса на услуги.

Потребности нового поколения

2.3. Технологические компоненты

Транспортная загруженность
По итогам 2019 г. среди российских городов лидером по заторам является Москва, расположившаяся на шестой строчке мирового рейтинга ежегодного исследования …

Для Москвы и Санкт-Петербурга уже достаточно обыденной становится ситуация, когда водитель может простоять в пробке несколько часов. Строительство новых транспортных развязок и оптимизация пассажиропотока на настоящий момент не в состоянии решить данную проблему. 
… 

Развитие и внедрение инновационных технологий

Автомобили – это нечто большее, чем просто двигатель, коробка передач, кузов, салон и шины. Они полны новейших технологий и инноваций, которые делают современные автомобили умнее, эффективнее и безопаснее.

Каждый автопроизводитель в мире старается улучшить свои автомобили с помощью новейших технологий.

2.4. Политические компоненты 

Внедрение платных парковок

С каждым годом все большее количество городов вводит у себя платную уличную парковку. Данный инструмент хорошо зарекомендовал себя в России как средство улучшения транспортной загруженности, а также как средство для борьбы с нарушениями правил парковки и как способ повышения привлекательности общественного транспорта.

Государственные программы
С 2015 года правительство частично компенсирует стоимость автомобиля: 10% для большинства регионов и 25% — для жителей Дальневосточного федерального округа. Помощь предусмотрена для семей с одним ребенком (и более) и для людей, у которых не было машины в собственности. В 2020 г. заработали две новые программы. Теперь на субсидию могут рассчитывать те, кто решил взять автомобиль через trade-in, и медицинские работники. 

Программа «Первый автомобиль». 

Программа «Семейный автомобиль». У заемщика есть как минимум один несовершеннолетний ребенок, в том числе под опекой и попечительством. Он должен быть вписан в паспорт. У заемщика есть действующие водительские права, он гражданин РФ с постоянным местом жительства и официальным местом работы. 

Программа «Автомобиль в trade-in». 

Программа «Автомобиль работникам медицины». У заемщика есть документ, подтверждающий его работу в медицинской организации государственной системы здравоохранения. Это может быть трудовая книжка, справка с места работы или иной документ, согласованный с банком. У заемщика есть действующие водительские права, он гражданин РФ с постоянным местом жительства и официальным местом работы. 

Коронавирус

2.5. STEP-анализ рынка 

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка легковых автомобилей в большей степени отрицательное влияние.

Рост расходов на автомобиль, колебания валютных курсов, динамика ВВП, транспортная загруженность, несоответствие потребностям нового поколения, падение доходов, а также численности населения негативно влияют на исследуемый рынок.

Лишь общие тенденции развития транспортного комплекса, рост автокредитования и поддержка со стороны государства, развитие и внедрение инновационных технологий положительно отражаются на рынке легковых автомобилей. 

Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок легковых автомобилей

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок легковых автомобилей

Глава 3. Оценка степени конкуренции 

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная) 

На рынке легковых автомобилей наиболее развита глобальная конкуренция. Лидером продаж легковых автомобилей в мире является бренд Toyota Group с долей …%. Отслеживая, как складывается мировой рейтинг марок по продажам с 2010 г., эксперты отмечают, что весь этот период постоянно лидировала Toyota. 

Диаграмма 15. Доли глобальных конкурентов по количеству продаж новых легковых автомобилей в мире, янв.-июн. 2020 г., % 

Доли глобальных конкурентов по количеству продаж новых легковых автомобилей в мире, янв.-июн. 2020 г., %

На национальном уровне по количеству произведенных легковых автомобилей основными конкурентами являются АО «ххх», …

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов 

Если говорить о состоянии автомобильной отрасли в России, то здесь ситуация выглядит довольно спорно. Среди автовладельцев бытует уже укрепившееся в умах не одного поколения мнение, что отечественный автопром отстал от зарубежного, и если и догонит его по уровню технологической оснащенности, то весьма нескоро. Тем не менее все не так плохо, если учесть изначальное состояние индустрии.

Крупнейший российский игрок на этом рынке — «АвтоВАЗ» — долгое время находился в стадии стагнации, однако все изменилось с приходом новых иностранных акционеров, французского автомобилестроительного концерна …

Рынок легковых автомобилей в России характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с относительно небольшими долями рынка, индекс Херфиндаля — Хиршмана HHI <1000 – низкоконцентрированный рынок).

По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-5 операторов рынка легковых автомобилей составила …

Диаграмма 17. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка легковых автомобилей (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг. 

Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка легковых автомобилей (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг.

3.3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей 

Потребность перемещаться с комфортом — базовое желание любого человека. Раньше наиболее распространенной опцией было наличие личного автомобиля. После активного развития сервисов такси и агрегаторов появились сценарии передвижения, которые позволяют обойтись без личного автомобиля.

Стоимость владения личным автомобилем увеличивается из года в год. Параллельно быстро развивается общественный транспорт – МЦК, МЦД, метро и услуги каршеринга и такси, регионы активно обновляют парки общественного транспорта, в первую очередь автобусов и электробусов.

Каршеринг и такси – хорошая альтернатива личному автомобилю, если ездить недалеко и нечасто. Часто каршеринг рассматривают как замена второго авто в семью для одного из работающих супругов, при этом в сочетании с такси и общественным транспортом. Кроме того, каршеринг может заменить личный автомобиль для «одиночек».

Рост цен на парковку, дорожающий бензин, реклама каршеринга отовсюду, развитие сервисов аренды авто по подписке — эти факторы могут приводить к переосмыслению собственных трат на транспорт и поиску альтернативных вариантов личному автомобилю.

Однако, для большинства россиян еще остается важным наличие собственного автомобиля. При всех своих минусах и тратах, личный автомобиль остается единственным адекватным вариантом для семей с детьми, так как с ребенком добавляются детские кресла, самокаты, велосипеды, запасные вещи и т.д. И все это проще хранить в своем автомобиле. Кроме того, личный автомобиль (если он застрахован) — вполне может считаться активом, так как в любой момент может быть продан и сконвертирован в денежные средства для вложения, например, в недвижимость или других крупных трат. Траты на такси/каршеринг/подписку — невосполнимы.

Глава 4. Прогнозы отрасли 

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года) 

В первом полугодии 2020 г. многие рынки почувствовали на себе влияние пандемии и начавшегося экономического кризиса. Проанализируем данные о влиянии последних кризисов на рынок легковых автомобилей (мировой кризис 2008 г. и валютный кризис в России 2014 г.).

Основным отличием текущего кризиса для рынка легковых автомобилей является директивное закрытие дилерских центров. Пандемия covid-19 и ограничительные карантинные меры привели к резкому падению доходов, что также сократило спрос на легковые автомобили.

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату 

Российская экономика в феврале-марте 2020 г. оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции covid-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

Подавляющее большинство объявленных президентом и правительством мер поддержки касаются только отраслей, которые правительство определило в качестве наиболее пострадавших. То есть льготы распространяются только на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, у которых указанный в едином государственном реестре (ЕГРЮЛ) основной код вида деятельности (ОКВЭД) входит в правительственный список таких отраслей.

В апреле 2020 г. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству обеспечить стабильную работу автоотрасли — от производства до продажи. Он отметил, что все меры поддержки российского автопрома должны быть реализованы на практике и максимально срочно. Также президент призвал органы власти и госкомпании приобретать автомобили, необходимые для работы, «но ни в коем случае не иностранные лимузины».

«Необходимо обеспечить стабильную ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка: от производства автокомпонентов до розничной продажи автомобилей и их обслуживания»,— сказал Путин на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности.

Согласно результатам опроса Центра стратегических разработок, бизнес оценивает достаточность объявленной помощи как среднюю.

Правительство подготовило трехэтапный план восстановления экономики до 2022 г. Полное снятие ограничений для бизнеса запланировано на конец 2021 г.

Правительство намерено реализовать план до конца 2021 г. в три этапа:

Однако, вместе с тем стоит отметить, что планы правительства относительно темпов и сроков роста экономики после кризиса довольно часто не сбываются. 

4.3. Изучение сценариев развития отрасли в условия карантина в связи с covid-2019      

4.3.1. Сценарий одного карантина (по китайскому графику выхода)
Прогноз развития рынка легковых автомобилей в России невозможен без понимания экономической ситуации в стране, а также влияния распространения вируса covid-19 и принимаемых мер. 

Также стоит отметить изменения, ожидающиеся в автомобильном бизнесе в среднесрочной перспективе. Согласно исследованию автомобильной отрасли, руководители автомобильных и цифровых компаний ожидают следующие изменения до 2025—2030 гг.: 
… 

Реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и мер поддержки государства.

4.3.2. Сценарий двух карантинов
В случае повторения волны пандемии осенью 2020 г., ожидается снижение реальных доходов населения до …%, население будет бояться тратить деньги, вырастет безработица, спрос будет сконцентрирован на товарах и услугах первой необходимости, что еще сильнее снизит спрос на легковые автомобили. Большинство автовладельцев пересядут на метро, автобусы и тп. 

Так, по оценке ГидМаркет, в случае повторения карантинных мероприятий осенью 2020 г., по итогам 2020 г. темп прироста рынка легковых автомобилей сократится на …%. Возможного повторное закрытие дилерских центров.

В условиях экономической нестабильности преимущество получат игроки, ориентированные на клиента и развившие компетенции в конкурентной и сложной, с точки зрения регулирования, среде. Компании должны четко понимать потребности своих текущих и потенциальных клиентов, отслеживать тенденции, и анализировать их поведение. Именно это позволит формулировать персонализированные наиболее релевантные предложения как для текущих, так и для потенциальных клиентов. Максимальную пользу данные принесут при развитии IT-инфраструктуры, использовании специализированных решений, формировании компетенций (в т.ч. по анализу данных) и создании корпоративной культуры принятия решений, основываясь на данных. Для многих автопроизводителей и дилеров цифровой маркетинг является новой областью, в которой только предстоит выстроить процессы и наработать компетенции. Партнерство с другими игроками (в т.ч. технологическими компаниями, стартапами, и между автопроизводителем и дилером) могут оптимизировать и ускорить процесс создания новой функции. 

4.4. Анализ существующих кейсов перестроения бизнеса в отрасли 

Mercedes-Benz запустил автомобильный завод будущего

Переход в онлайн
Автопроизводители и дилеры в условиях пандемии тестируют новые способы бесконтактной продажи автомобилей. Дрон, доставляющий ключи от машины по адресу покупателя – новая реальность. Эпидемия коронавируса пробудила интерес к онлайн-продажам автомобилей, позволяющим обойтись без посещения дилерского центра.

Реклама
С недавнего времени Яндекс ввел новый формат, который должен присутствовать в медиамиксе автодилера: цифровая наружная реклама. Она бывает в двух вариациях: Outdoor (DOOH) и Indoor. DOOH – реклама на билбордах и щитах с возможностью сбора посмотревшей рекламу аудитории, в дальнейшем – настройка ретаргетинга на этих пользователей. Indoor - показ рекламы на маленьких экранах, находящихся в салонах красоты, медицинских клиниках и бизнес-центрах. 

Также стоит отметить, что видеореклама является одним из самых быстрорастущих сегментов рынка онлайн-рекламы. Для автодилеров данный инструмент – часть обязательной программы. 

Таким образом, современные технологии позволяют не только изменить процесс сборки автомобилей, но и привлечь и довести до покупки клиента. 

Глава 5. Методология прогнозирования 

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей 

Используются современные статистические методы прогнозирования, учитывающие фактическую динамику отрасли и влияние текущей и прогнозируемой общеэкономической ситуации в связи с распространением вируса covid-19. 

Кроме того, при составлении прогноза учитываются изменения реальных доходов населения, тенденции потребительских предпочтений в условиях кризиса, прогнозы развития и степень воздействия иных влияющих на отрасль факторов.

5.2. Источники информации для прогнозирования 

Объем отрасли за последние 7-8 лет
Динамика отрасли в 2008-2009 гг., в 2013-2019 гг.*
Динамика макроэкономических показателей за последние 8-9 лет
Текущие планы по оказанию государственной помощи
Базы данных Госкомстата РФ
Базы данных налоговой службы РФ
Базы данных таможенной службы РФ
Открытые источники (сайты, порталы)
Отчетность эмитентов 
Сайты компаний
Архивы СМИ
Региональные и федеральные СМИ
Инсайдерские источники
Специализированные аналитические порталы

5.3. Сроки прогнозирования

Прогноз относится к категории среднесрочных – 5 лет (2020-2024 гг.)


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка легковых автомобилей, 2013 – 2019 гг., млн шт.
Рисунок 1. Стадия жизненного цикла отрасли
Диаграмма 2. Динамика численности городского трудоспособного населения, 2015-2019 гг., тыс. чел.
Диаграмма 3. Динамика выданных водительских прав в РФ, 2015-2019 гг., млн чел.
Диаграмма 4. Динамика среднедушевых доходов населения, 2015-2019 гг., руб.
Диаграмма 5. Объем потребления на рынке легковых автомобилей на душу населения, 2015-2019 гг., шт./1000 чел.
Диаграмма 6. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, 2020 г.
Диаграмма 7. Динамика ВВП РФ, % к предыдущему году, 2012-2 кв. 2020 гг.
Диаграмма 8. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России в 2020 г. (базовый/нейтральный сценарий), %
Диаграмма 9. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, руб. за 1 доллар США, 2015-сент. 2020 гг.
Диаграмма 10. Прогноз динамики изменения транспортной подвижности населения РФ до 2024 г., пассажиро-километров на человека в год
Диаграмма 11. Динамика роста цен на бензин марки АИ-95, 2015-июль 2020 гг., руб./литр
Диаграмма 12. Динамика выдачи автокредитов в России, 2014-2019 г., тыс. шт.
Диаграмма 13. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2020 гг.
Диаграмма 14. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012-1 полугодие 2020 гг.
Диаграмма 15. Доли глобальных конкурентов по количеству продаж новых легковых автомобилей в мире, янв.-июн. 2020 г., %
Диаграмма 16. Доли крупнейших конкурентов на рынке легковых автомобилей в 2019 г.
Диаграмма 17. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка легковых автомобилей (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг.
Диаграмма 18. Предпочтения использования автомобиля после пандемии, опрос 2020 г., %
Диаграмма 19. Прогноз объема рынка легковых автомобилей в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина
Диаграмма 20. Прогноз объема рынка легковых автомобилей в 2020 - 2024 гг. – при сценарии двух карантинов


Таблицы

Таблица 1. Каналы реализации продукции 
Таблица 2. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России в 2020 г., %
Таблица 3. Сравнение расходов на автомобиль в Москве, июнь 2020 г., тыс. руб.
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок легковых автомобилей
Таблица 5. Основные компании-участники рынка легковых автомобилей в 2019 г.
Таблица 6. Оценка влияния последних кризисов на отрасль
Таблица 7. Анализ влияния на отрасль предложенной на 15.09.2020 г. государственной помощи
Таблица 8. Прогнозные показатели по базовому и пессимистичному вариантам развития кризиса, %