Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Прогноз рынка дополнительного детского образования в России

Дата выпуска 08.09.2023
Количество страниц 35
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 99000 ₽

Актуальность исследования 

Дополнительное образование занимает значимое место в жизни детей. Участие в дополнительном образовании связывается с положительными эффектами для развития и обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность


Цель исследования

Анализ рынка дополнительного детского образования в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования


Содержание 

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дополнительного детского образования

1.1. Размер рынка

1.2. Темпы роста рынка дополнительного детского образования

1.3. Тренды рынка дополнительного детского образования

1.4. Основные проблемы отрасли

1.5. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

1.9. Ценовой анализ

Глава 2. Влияние макросреды

2.1. Экономические компоненты

2.2. Социальные компоненты

2.3. Технологические компоненты

2.4. Политические компоненты

2.5. STEP-анализ рынка дополнительного детского образования

Глава 3. Оценка степени конкуренции

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов

3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Глава 4. Прогнозы отрасли

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 г., валютный кризис в России 2014 г., кризис, вызванный пандемией covid-19 в 2020 г.)

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату

4.3. Оценка степени влияния кризиса на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дополнительного детского образования

4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дополнительного детского образования

4.5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования в условиях текущего экономического кризиса

Глава 5. Методология прогнозирования

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей

5.2. Источники информации для прогнозирования

5.3. Сроки прогнозирования


Отрывок из исследования 

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дополнительного детского образования

1.1. Размер рынка         

Дополнительное образование занимает значимое место в жизни детей. Участие в дополнительном образовании связывается с положительными эффектами для развития и обучения.

С одной стороны, дополнительное образование не является обязательным для детей, с другой стороны, государство не гарантирует его доступность, в том числе бесплатность. При этом признание потенциала дополнительного образования в развитии и воспитании подрастающего поколения стимулирует государство проводить политику, направленную на расширение охвата детей дополнительным образованием.

Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.

Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.

Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.

Рынок дополнительного образования детей вынужден меняться и подстраиваться под запросы и предпочтения родителей (особенно материальное обеспечение учреждений, направления образовательных программ, качество педагогического образования), поскольку выбор образовательного учреждения, программы обучения, в первую очередь, остается за родителем ребенка, а более трети родителей готовы продолжать финансирование дополнительного образования детей даже в случае ухудшения своего финансового положения. Обратный фактор: при росте стоимости услуги дополнительного образования детей с одновременным сохранении финансового положения семьи отказа от данной услуги со стороны родителей не ожидается.

На современном этапе особо актуальной задачей является модернизация системы дополнительного образования в общеобразовательных организациях в части повышения разнообразия и качества дополнительных занятий, предоставляемых на базе школ. Оптимизация нагрузки школьников по основной общеобразовательной программе, особенно в том, что касается домашних заданий, является важным условием усиления вовлеченности детей в дополнительное образование.

Время, затрачиваемое на дополнительные занятия по предметам школьной программы, возрастает по мере взросления ребенка и перехода на следующую образовательную ступень. Особенно резкий рост наблюдается при переходе в 8–9 классы и затем – к старшей школе, что вполне объяснимо увеличением мотивации школьников в подготовке к ОГЭ и потом – ЕГЭ.

При этом наибольшее время на дополнительные занятия, не связанные со школьной программой, затрачивают школьники среднего звена – учащиеся 5–7 классов.

Главными требованиями к получению знаний становятся быстрота, компактность, практико-ориентированность.

Отметим, что в настоящем исследовании рынка не отражен такой вид образования, как репетиторство и не учтены организации, предоставляющие дополнительные услуги по воспитанию и развитию детей, не имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования детей, поскольку такие виды деятельности не учитываются в официальной статистической отчетности, не отражаются в мониторингах и докладах Правительства Российской Федерации, а так же находятся в теневом секторе экономики России (репетиторство). 

1.2. Темпы роста рынка дополнительного детского образования      

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2018–2022 гг., млрд руб.

Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2018–2022 гг., млрд руб.

1.3. Тренды рынка дополнительного детского образования

Среди трендов на рынке дополнительного детского образования следует отметить:

  • Развитие компьютерных технологий и повышение разнообразия и доступности образования;
  • Микрообучение — изучение материала дробными порциями, разделение большого курса на мини-программы. Например, подготовка к школьным и международным экзаменам, тематические программы;
  • Смешанное обучение становится стандартом. Стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик;
  • Активное включение в процесс обучения элементов геймификации для удержания интереса к предмету;
  • Интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
  • Развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
  • Привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений;
  • Рост популярности детских технопарков и центров молодежного инновационного творчества; 
  • Учет интересов личности, обеспечение комфортных для развития условий; 
  • Изменение роли преподавателя.

1.4. Основные проблемы отрасли       

К основным проблемам отрасли относятся:

  • Необходимость лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Необходимость широкого перечня образовательных программ под целевую аудиторию для снижения рыночных рисков в случае изменения предпочтений родителей и детей;
  • Относительно высокий рейтинг государственных образовательных учреждений, доверие родителей к которым существенно выше, чем к частным и особенно новым организациям; 
  • В системе дополнительного образования меньше персональных компьютеров, используемых в учебных целях и подключенных к сети «Интернет», чем аналогичных устройств в общеобразовательных организациях;
  • Неравенство условий при оказании услуг между частными и государственными организациями;
  • Неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
  • Низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений в реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
  • Несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы.

1.5. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Рынок дополнительного детского образования длительное время находится в стадии зрелости. Стадия зрелости построена на пользовании услугой консервативными потребителями, на известности и широкой представленности, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Пролонгация стадии роста жизненного цикла рынка дополнительного детского образования обусловлена спецификой потребительской аудитории – детская аудитория постоянно обновляется, на смену выросшим детям приходят новые.

Уровень конкуренции на рынке стал максимальным и стабилизируется, что в условиях снижения темпов роста создает более агрессивную борьбу за существующих потребителей. Высокое значение на этапе зрелости получает скорость реакции компании на действия конкурентов.

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей         

Численность населения России на протяжении 2014–2017 гг. демонстрировала положительную динамику. 

Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2017 г.), которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль.

Диаграмма 3. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2014–2023 гг., млн чел.

Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2014–2023 гг., млн чел.

Численность постоянного населения России на 1 янв. 2022 г., по предварительной оценке Росстата, составила 

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

Оценка объема потребления на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка дополнительного детского образования к количеству населения России. 

По данным ВШЭ, результаты опроса родителей школьников свидетельствуют, что подавляющее большинство детей вовлечены в программы дополнительного образования: доля детей, не посещающих дополнительные занятия, составляет лишь одну пятую от общего количества. При этом, несмотря на возможности для дополнительного образования, предоставляемые в общеобразовательных школах, более чем в половине случаев дети посещают кружки и секции за пределами своей школы.

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Согласно расчету ГидМаркет, выполненному на основании данных по финансовым показателям ключевых компаний рынка, валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в 2018–2022 гг. (за исключением 2020 г.) выше значений по всем отраслям в целом. 

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов.

...

Рентабельность прибыли до налогообложения отражает долю от выручки, которая осталась на предприятии в качестве прибыли до налогообложения. В отрасли дополнительного детского образования показатель на протяжении всего исследуемого периода несколько ниже среднероссийских значений. 

Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов. 

Расчетный показатель текущей ликвидности нормально работающего платежеспособного юридического лица должен быть не ниже единицы, то есть нужно, чтобы общее значение оборотных активов было больше суммы краткосрочных обязательств.  

Диаграмма 7. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2018–2022 гг., раз

Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2018–2022 гг., раз

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. 

В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере дополнительного детского образования показывает низкую рентабельность прибыли до налогообложения и текущую ликвидность, при этом показатели отраслевых значений валовой рентабельности и абсолютной ликвидности свидетельствуют о способности большинства предприятий погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов.

1.9. Ценовой анализ    

В янв.-мар. 2023 г. цены остались практически на уровне предыдущего года, однако подобные значения в первом квартале характерны для данного рынка ежегодно, наибольший прирост цен на рынке дополнительного детского образования отмечается в третьем квартале каждого года.

Таблица 3. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2018–мар. 2023 гг., %

 Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2018–мар. 2023 гг., %

Стоимость занятий связана с их специализацией, а также с количеством учебных часов в месяц и числом учащихся в группе.

Глава 2. Влияние макросреды 

2.1. Экономические компоненты         

ВВП РФ                                                                                                                                            

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

2.2. Социальные компоненты 

  • Численность детского населения

Что касается категории детей «от 0 до 4 лет», то с 2017 г. их доля начала снижаться, в дальнейшем, по мере взросления детей, снижение показателя перейдет и в другие категории. 

В целом, на данный момент, наблюдается стагнация общей численности детского населения, при этом продолжающееся с 2017 г. сокращение категории детей «от 0 до 4 лет» в среднесрочной перспективе окажет отрицательное влияние на общую динамику численности детей. 

  • Качество

Одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок дополнительного образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых — заработать денег. И потребителям зачастую становится очень сложно определить, где можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги впустую. Отрицательное влияние фактора.

2.3. Технологические компоненты      

  • Цифровизация

Процесс цифровизации образования ведет к изменениям образовательного пространства во всех его составляющих: содержание образования, организация образовательного процесса, условия его реализации и результат. 

В России разрабатывается огромное количество программ, нацеленных на эффективное и качественное цифровое предоставление образовательных услуг. В планах – появление драйверов технологического развития по всей стране, что даст толчок для развития регионов России. Смена экономического устройства страны, повышение производительности и конкурентоспособности невозможны без перехода к прогрессивным технологиям. Будет обсуждаться внедрение новых образовательных подходов и методик, отвечающих времени и запросам современного общества.

Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию, которые неизбежно ведут к изменению в методике. Увеличивается число дополнительных занятий с детьми, проводимых дистанционно.

В настоящее время детям уже в раннем возрасте доступны различные образовательные приложения и игры, которые помогут учиться и получать знания в нескучном формате.

Некоторые из таких технологий включают:

  • Изучение на базе интернета — доступ к образовательным ресурсам и онлайн-курсам позволяет ученикам получать знания в интерактивном формате, а также общаться с преподавателями и другими учениками из разных уголков мира.
  • Обучение виртуальной реальности — VR-технологии могут помочь детям визуализировать сложные концепции и явления, а также помочь им получить представление о том, как работают реальные процессы.
  • Игровые подходы к обучению — игры могут быть использованы для развития математических навыков, логического мышления и коммуникативных умений детей.
  • Использование мобильных приложений — мобильные приложения могут позволить детям доступ к обучению в любом месте и в любое время, что может быть особенно полезно для дистанционного обучения.
  • Робототехника — создание и программирование роботов может заинтересовать детей и помочь им развить новые умения в области науки, технологии, инженерии и математики.
  • Большие вложения в материальную базу

Необходимость обеспечения оборудованием различных направлений дополнительного образования находится в прямой зависимости от направления образования. В таких сферах, как: техническое, спортивное, естественнонаучное образование потребность в специальном оборудовании высокая и удовлетворение этих потребностей зависит в первую очередь от достаточности финансирования организации, включая бюджетное и внебюджетное финансирование. 

2.4. Политические компоненты            

  • Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так же к регулирующим нормативным правовым актам относится Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

  • Государственная поддержка

В России в 2014-2021 гг. в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта «Образование», федерального проекта «Культурная среда», входящего в состав национального проекта «Культура», реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Основным результатом реализации мероприятий стало планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68% в 2015 г., а в 2021 г. – более 77%).

Среди государственной поддержки в особенности следует отметить: 

– Возможность использования материнского капитала.

По закону о материнском капитале средства (часть средств) капитала могут направляться на получение образования ребенком в любом образовательном учреждении, в том числе дистанционно.

С 15 авг. 2022 г. средства маткапитала можно потратить на оплату учреждений, открытых в том числе ИП. Единственным условием направления средств маткапитала на оплату является наличие у ИП-основателя лицензии на образовательную деятельность. 

– Выдача сертификатов.

По инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ) с 2017 г. в отдельных регионах страны был запущен проект «Равные возможности – детям». Одним из направлений проекта стала выдача сертификатов на дополнительное образование. Наличие сертификата позволяет ребенка проходить дополнительное образование, занятия в платных кружках и секциях за счет государства. Сертификат на дополнительное образование можно получить на каждого несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 5 до 18 лет.

С 2023 г. на формат выдачи сертификатов перешли все субъекты России. Ежегодно средства сертификата пополняются, что позволяет продлевать или заключать новые договоры на дополнительное образование. 

– Концепция развития дополнительного образования детей.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, которую правительство России утвердило в 2022 г., к 2030 г. долю организаций негосударственного сектора в ней планируется довести до 10%. На 2022 г. потенциал негосударственных организаций не использовался в полной мере. Среди всех участников сферы их было всего 4,9%.

Среди основных мероприятий в рамках реализации Концепции ожидаются: 

  • Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей; 
  • Повышение доступности и качества дополнительного образования детей; 
  • Развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры дополнительного образования детей; 
  • Развитие кадрового потенциала - системы дополнительного образования детей.

2.5. STEP-анализ рынка дополнительного детского образования

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка дополнительного детского образования в большей степени отрицательное влияние.

Среди значимых отрицательных факторов – необходимость лицензирования деятельности, большие вложения в материальную базу, стагнация численности детской аудитории, низкое качество услуг, а также нестабильность доходов населения.

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

 STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Глава 3. Оценка степени конкуренции              

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)             

Рынок дополнительного детского образования отличается высоким уровнем конкуренции. Причем конкуренция наблюдается во всех масштабах: локальном, региональном, национальном, глобальном.

При этом между странами и между регионами внутри одной страны наблюдаются существенные различия вовлеченности детей в дополнительное образование в школе и вне школы. 

Территориальное распределение организаций зависит от численности населения. При этом на региональном уровне конкуренция выражена слабее всего. В офлайн рамках гораздо удобнее ребенку посещать занятия недалеко от дома/школы. 

Для сервисов, осуществляющих онлайн-обучение нет территориальных ограничений. Для них важны, помимо прочих, зарубежные покупатели. Однако в 2022 г. ряд компаний ощутили серьезные потери от зарубежных клиентов.

Также отметим, что существует большое количество компаний рынка дополнительного детского образования, которые выбирают для себя франшизную модель развития.

Рынок характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с относительно небольшими долями рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI<1000 – низкоконцентрированный рынок). Слияния и поглощения компаний допускаются беспрепятственно.

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов 

Российский рынок дополнительного образования детей сформирован организациями, которые представлены: 

частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 

организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. В настоящем маркетинговом исследовании не рассматриваются компании, не имеющие соответствующей лицензии, поскольку их деятельность не относится к системе образования.

Деятельность ЦМИТ направлена на:

  • организацию обучающих курсов в сфере цифрового производства для школьников и студентов;
  • организацию и проведение мероприятий в сфере развития детского и молодежного научно-технического творчества;
  • предоставление доступа к оборудованию жителям города Москвы и организациям, осуществляющим научно-техническую и инновационную деятельность, для выполнения опытно-конструкторских и иных работ.

К крупнейшим операторам рынка дополнительного детского образования, предоставляющих обучение в том числе в офлайн-формате, относятся …

Изучение динамики совокупной выручки показательно с точки зрения анализа тенденций роста.

Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2018–2022 гг., млн руб.

Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного детского образования в 2022 г., %

3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Наибольшее количество компаний отрасли располагаются в Московском регионе …

С увеличением размера населенного пункта возрастает доля детей, посещающих дополнительные занятия в школе либо за ее пределами.

При этом в Москве, несмотря на широкий выбор возможностей в специализированных организациях, все же больше, по сравнению с другими городами-миллионниками, доля тех, кто занимается дополнительным образованием только в своей школе, что обусловлено разнообразным предложением дополнительных занятий в территориальных образовательных комплексах. 

Глава 4. Прогнозы отрасли       

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 г., валютный кризис в России 2014 г., кризис, вызванный пандемией covid-19 в 2020 г.)

Экономический кризис — это глубокое нарушение нормальной экономической деятельности, которое сопровождается разрушением привычных экономических связей, снижением деловой активности, невозможностью погашения долгов и накоплением долговых обязательств. Это явление рыночной экономики, повторяющееся с определенной периодичностью, и в зависимости от масштабов, может как касаться определенного государства, так и иметь мировое значение. Кризис сопровождается резким спадом производства, банкротством предприятий, падением валового национального продукта, масштабным ростом безработицы, а зачастую и обесцениванием национальной валюты.

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату 

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, государство оказывает необходимые меры поддержки представителям бизнеса, столкнувшимся с объективными трудностями. 

Некоторые из них носят системный характер и относятся ко всем организациям и ИП, а другие предназначены только для компаний и бизнесменов, работающих в определенных отраслях экономики.

В 2022 г. был подготовлен документ, ставший частью комплекса мер, предложенных Правительством для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на предпринимателей в условиях санкций. 

Отметим, что меры поддержки бизнеса приблизились к аналогичным за первый год пандемии. Однако в пандемию было важным просто сохранить бизнес, сейчас упор идет на переориентацию, развитие внутреннего рынка и импортозамещения во всех сферах.

Представим в таблице действующие меры поддержки, которыми можно воспользоваться в исследуемой отрасли.

4.3. Оценка степени влияния кризиса на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дополнительного детского образования

На фоне проведения специальной военной операции на территории Украины, Россия попала под новые многочисленные санкции преимущественно стран Запада, которые в том числе повлияли на стабильность исследуемой отрасли. 

Особенно негативное влияние на себе ощутили языковые школы.

Одним из основных последствий стал отток иностранных преподавателей, которые работали в России до этого. Многие из них не были готовы проводить занятия в онлайн-формате, а те, кто работал удаленно, столкнулись с существенным снижением дохода из-за колебаний валютного курса.

К основным барьерам, сдерживающим развитие рынка, можно отнести:

4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дополнительного детского образования

Перспективы:

...

Прогнозные показатели развития экономики России различными ведомствами пересматриваются. Отмечается тренд на пересмотр в лучшую сторону сверхнегативных прогнозов развития российской экономики. 

Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя;

  • Переквалификация преподавателей в соответствии с новыми трендами;
  • Обучение станет более качественным; 
  • Приоритетами для компаний станут поиск инструментов вовлеченности и эксперименты с технологиями и форматами; 
  • Развитие гибридного формата образования. 

Основными драйверами роста при этом будут являться:

4.5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования в условиях текущего экономического кризиса 

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Главная особенность текущей экономической ситуации в том, что предложение сжимается сильнее спроса. Именно это создает основное инфляционное давление. Колоссальная неопределенность ситуации выражается в повышенном объеме рисков для прогноза. 

Глава 5. Методология прогнозирования          

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей   

Используются современные статистические методы прогнозирования, учитывающие фактическую динамику отрасли и влияние текущей и прогнозируемой общеэкономической ситуации.

Кроме того, при составлении прогноза учитываются изменения реальных доходов населения, тенденции потребительских предпочтений в условиях кризиса, прогнозы развития и степень воздействия иных влияющих на отрасль факторов.

5.2. Источники информации для прогнозирования    

  • Объем отрасли за последние 5 лет
  • Динамика отрасли в 2008-2009 гг., в 2014-2015 гг., в 2018-2022 гг.
  • Динамика макроэкономических показателей за последние 9-10 лет
  • Базы данных Госкомстата РФ
  • Базы данных налоговой службы РФ
  • Официальные интернет-порталы правовой информации
  • Открытые источники (сайты, порталы)
  • Отчетность эмитентов 
  • Сайты компаний
  • Архивы СМИ
  • Региональные и федеральные СМИ
  • Инсайдерские источники
  • Специализированные аналитические порталы

5.3. Сроки прогнозирования

Прогноз относится к категории среднесрочных – 5 лет (2023-2027 гг.)


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2018–2022 гг., млрд руб.

Диаграмма 2. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Диаграмма 3. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2014–2023 гг., млн чел.

Диаграмма 4. Динамика реальных доходов населения РФ, 2014–1 кв. 2023 гг., %

Диаграмма 5. Объем потребления на рынке дополнительного детского образования на душу населения, 2018–2022 гг., руб./чел.

Диаграмма 6. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018–2022 гг., %

Диаграмма 7. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2018–2022 гг., раз

Диаграмма 8. Динамика ВВП РФ, 2014–май 2023 гг., % к прошлому году

Диаграмма 9. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2018-июл. 2023 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 10. Доля детей в возрасте от 0 до 14 лет в общей численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2022 гг., %

Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного детского образования в 2022 г., %

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2018–2022 гг., млн руб.

Диаграмма 14. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, июн. 2023 г., %

Диаграмма 15. Прогноз объема рынка дополнительного детского образования в 2023–2027 гг., млрд руб.


Таблицы

Таблица 1. Валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018–2022 гг., %

Таблица 2. Абсолютная ликвидность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018–2022 гг., раз

Таблица 3. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2018–мар. 2023 гг., %

Таблица 4. Средние цены на рынке дополнительного детского образования по ФО, 2018-май 2023 гг., руб./академический час

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Таблица 6. Основные компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2022 г.

Таблица 7. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей

Таблица 8. Оценка влияния последних кризисов на отрасль

Таблица 9. Анализ влияния на отрасль предложенной на 07.07.2023 г. государственной помощи

Таблица 10. Прогнозные показатели развития экономики РФ