Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Прогноз рынка дополнительного детского образования в России

Дата выпуска 03.05.2024
Количество страниц 35
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 99000 ₽

Объект исследования 

Рынок дополнительного детского образования включает в себя широкий спектр образовательных услуг, программ и ресурсов, предназначенных для дополнительного развития и обучения детей вне школьной учебной программы


Цель исследования

Анализ состояния рынка дополнительного детского образования в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок м дополнительного детского образования


Содержание 

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дополнительного детского образования

1.1. Размер рынка

1.2. Темпы роста рынка дополнительного детского образования

1.3. Тренды рынка дополнительного детского образования

1.4. Основные проблемы отрасли

1.5. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

1.9. Ценовой анализ

Глава 2. Влияние макросреды

2.1. Экономические компоненты

2.2. Социальные компоненты

2.3. Технологические компоненты

2.4. Политические компоненты

2.5. STEP-анализ рынка дополнительного детского образования

Глава 3. Оценка степени конкуренции

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов

3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Глава 4. Прогнозы отрасли

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 г., валютный кризис в России 2014 г., кризис, вызванный пандемией covid-19 в 2020 г.)

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату

4.3. Оценка степени влияния кризиса на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дополнительного детского образования

4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дополнительного детского образования

4.5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования в условиях текущего экономического кризиса

Глава 5. Методология прогнозирования

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей

5.2. Источники информации для прогнозирования

5.3. Сроки прогнозирования


Отрывок из исследования 

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дополнительного детского образования

1.1. Размер рынка         

Рынок дополнительного детского образования включает в себя широкий спектр образовательных услуг, программ и ресурсов, предназначенных для дополнительного развития и обучения детей вне школьной учебной программы: 

– образовательные занятия по интересам, такие как музыка, танцы, изобразительное искусство, спорт, наука, технологии, языки;

– программы, направленные на развитие профессиональных навыков у детей, такие как компьютерное программирование, робототехника, архитектура, бизнес-навыки;

– курсы и занятия, ориентированные на подготовку к вступительным экзаменам в учебные заведения, олимпиадам;

– образовательные программы, проводимые во время каникул, включающие в себя разнообразные активности, курсы и развлекательные мероприятия; 

– дистанционные образовательные курсы, вебинары, обучающие платформы и приложения для обучения детей в интернете; 

– образовательные программы, связанные с творчеством, включая музыкальные школы, художественные студии, театральные курсы и другие творческие направления; 

– образовательные учреждения, предлагающие комплексные программы по развитию детей, включая умственное, физическое и эмоциональное развитие.

Отметим, что в настоящем исследовании рынка не отражен такой вид образования, как репетиторство и не учтены организации, предоставляющие дополнительные услуги по воспитанию и развитию детей, не имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования детей, поскольку такие виды деятельности не учитываются в официальной статистической отчетности, не отражаются в мониторингах и докладах Правительства Российской Федерации, а так же находятся в теневом секторе экономики России (репетиторство). По оценкам различных экспертов теневой рынок может составлять до 100% официального рынка дополнительного образования детей.

Дополнительное образование занимает значимое место в жизни детей. Участие в дополнительном образовании связывается с положительными эффектами для развития и обучения.

С одной стороны, дополнительное образование не является обязательным, с другой стороны, государство не гарантирует его доступность, в том числе бесплатность. При этом признание потенциала дополнительного образования в развитии и воспитании подрастающего поколения стимулирует государство проводить политику, направленную на расширение охвата детей дополнительным образованием.

Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.

Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.

Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.

1.2. Темпы роста рынка дополнительного детского образования      

Сокращение объема рынка в исследуемом периоде отмечалось лишь в 2020 г. …

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

1.3. Тренды рынка дополнительного детского образования

Среди трендов на рынке дополнительного детского образования следует отметить:

  • Развитие компьютерных технологий и повышение разнообразия и доступности образования;
  • Микрообучение – изучение материала дробными порциями, разделение большого курса на мини-программы. Например, подготовка к школьным и международным экзаменам, тематические программы;
  • Смешанное обучение становится стандартом. Стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик;
  • Активное включение в процесс обучения элементов геймификации для удержания интереса к предмету;
  • Интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
  • Развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
  • Привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений;
  • Родители принимают активное участие в образовании своих детей;
  • Получение дошкольного образования остается устойчивой социальной нормой: 
  • Детям предоставлена возможность получать дополнительное образование практически на всех объектах социокультурной и научной сфер: в колледжах, вузах, научных организациях, центрах технологической поддержки образования, музеях, театрах, парках, дворцах культуры и спорта; 
  • Тренд на развитие гибких навыков, что включает развитие креативности, эмоционального интеллекта, коммуникабельности, критического мышления, управления стрессом, самоанализа; 
  • Внутри рынка усиливаются тенденции к централизации и объединению игроков; 
  • Изменение мотивации пользователей. Интерес к учебе сохраняется, но меняется мотивация пользователя. Это, например, заметно в сфере детского программирования, которое становится из хобби «путевкой в жизнь». Таким образом, может пострадать обучение «необязательным навыкам», которые не принесут результатов в виде поступления в вуз или доходной профессии; 
  • Рост популярности детских технопарков и центров молодежного инновационного творчества; 
  • Учет интересов личности, обеспечение комфортных для развития условий; 
  • Рост обеспечения охвата детей дополнительным образованием. От поколения к поколению возрастает доля школьников, посещающих дополнительные занятия, при этом увеличивается посещение платных занятий, что может свидетельствовать как о расширении возможностей платного обучения, так и о сужении спектра востребованных бесплатных дополнительных образовательных услуг для детей.
  • Изменение роли преподавателя; 
  • Обновление обучающих программ.

1.4. Основные проблемы отрасли       

К основным проблемам отрасли относятся:

  • Низкая стоимость сертификата по программе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО), которым можно оплатить кружки и секции, в том числе и в негосударственных организациях;
  • Низкий уровень информированности о возможностях дополнительного образования;
  • Необходимость лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Необходимость широкого перечня образовательных программ под целевую аудиторию для снижения рыночных рисков в случае изменения предпочтений родителей и детей;
  • Относительно высокий рейтинг государственных образовательных учреждений, доверие родителей к которым существенно выше, чем к частным и особенно новым организациям; 
  • В системе дополнительного образования меньше персональных компьютеров, используемых в учебных целях и подключенных к сети «Интернет», чем аналогичных устройств в общеобразовательных организациях;
  • Неравенство условий при оказании услуг между частными и государственными организациями;
  • Неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
  • Низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений в реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
  • Несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы. Наиболее острыми эти проблемы являются для муниципальных (преимущественно сельских) организации дополнительного образования.

1.5. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Рынок дополнительного детского образования длительное время находится в стадии зрелости. Стадия зрелости построена на пользовании услугой консервативными потребителями, на известности и широкой представленности, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Пролонгация стадии роста жизненного цикла рынка дополнительного детского образования обусловлена спецификой потребительской аудитории – детская аудитория постоянно обновляется, на смену выросшим детям приходят новые.

Уровень конкуренции на рынке стал максимальным и стабилизируется, что в условиях снижения темпов прироста создает более агрессивную борьбу за существующих потребителей. Высокое значение на этапе зрелости получает скорость реакции компании на действия конкурентов. 

Образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью дифференцировать свои предложения, выделяться на фоне конкурентов и привлекать учеников с помощью уникальных программ и услуг. Различные школы, центры и студии предлагают широкий выбор кружков, секций и занятий по различным предметам и навыкам.

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей         

Численность населения России на протяжении 2016–2017 гг. демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения.

Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2017 г.), которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль. 

Диаграмма 4. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–2023 гг., %

Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–2023 гг., %

По оценке Росстата, в 2023 г. реальные располагаемые доходы населения России выросли на …

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

Оценка объема потребления на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка дополнительного детского образования к количеству населения России. 

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов.

На протяжении всего исследуемого периода (за исключением 2020 г.) валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования находится выше средней рентабельности всех отраслей экономики России. 

Таблица 1. Валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., %

Валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., %

Рентабельность прибыли до налогообложения отражает долю от выручки, которая осталась на предприятии в качестве прибыли до налогообложения. В отрасли дополнительного детского образования показатель на протяжении всего исследуемого периода несколько ниже среднероссийских значений. 

Значение показателя в отрасли дополнительного детского образования в исследуемом периоде разновекторное. 

Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов. 

Расчетный показатель текущей ликвидности нормально работающего платежеспособного юридического лица должен быть не ниже единицы, то есть нужно, чтобы общее значение оборотных активов было больше суммы краткосрочных обязательств.  

Нормативное значение текущей ликвидности равное двум было получено на практике и наиболее часто встречается в отечественных нормативных актах. 

Значения данного коэффициента в сфере дополнительного детского образования в 2021-2023 гг. находятся в пределах нормативных значений. 

Диаграмма 7. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2019–2023 гг., раз

Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2019–2023 гг., раз

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. 

Таблица 2. Абсолютная ликвидность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., раз

Абсолютная ликвидность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., раз

В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере дополнительного детского образования показывает высокую доходность отрасли.

1.9. Ценовой анализ    

За период 2019–2023 гг. среднегодовой индекс потребительских цен на рынке дополнительного детского образования составил …

Таблица 3. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2019–янв. 2024 гг., %

Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2019–янв. 2024 гг., %

Стоимость занятий связана с их специализацией, а также с количеством учебных часов в месяц и числом учащихся в группе.

Средняя стоимость на дополнительные занятия для детей дошкольного возраста в России в янв. 2024 г. составила …

Глава 2. Влияние макросреды 

2.1. Экономические компоненты         

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

По оценкам экспертов, пик экономического кризиса пройден, начинается этап восстановления экономики и переориентации ее на новые направления. 

Рост ВВП положительно влияет на исследуемый рынок.

2.2. Социальные компоненты 

Численность детского населения

Диаграмма 10. Доля детей в возрасте от 0 до 14 лет в общей численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2023 гг., %

Доля детей в возрасте от 0 до 14 лет в общей численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2023 гг., %

На данный момент наблюдается снижение общей численности детского населения, при этом продолжающееся сокращение категории детей «от 0 до 4 лет» оказывает в среднесрочной перспективе отрицательное влияние на общую динамику численности детей постарше. 

Качество

Одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок дополнительного образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых – заработать денег. И потребителям зачастую становится сложно определить, где можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги впустую. Отрицательное влияние фактора.

Снижение численности и восстановление доходов населения (подробнее в п. 1.6). 

2.3. Технологические компоненты      

Цифровизация

  • Процесс цифровизации образования ведет к изменениям образовательного пространства во всех его составляющих: содержание образования, организация образовательного процесса, условия его реализации и результат. 
  • В России разрабатывается огромное количество программ, нацеленных на эффективное и качественное цифровое предоставление образовательных услуг. В планах – появление драйверов технологического развития по всей стране, что даст толчок для развития регионов России. Смена экономического устройства страны, повышение производительности и конкурентоспособности невозможны без перехода к прогрессивным технологиям. 
  • Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию, которые неизбежно ведут к изменению в методике. Увеличивается число дополнительных занятий с детьми, проводимых дистанционно.
  • В настоящее время детям уже в раннем возрасте доступны различные образовательные приложения и игры, которые помогут учиться и получать знания в нескучном формате.

Некоторые из таких технологий включают:

  • Изучение на базе интернета – доступ к образовательным ресурсам и онлайн-курсам позволяет ученикам получать знания в интерактивном формате, а также общаться с преподавателями и другими учениками из разных уголков мира.
  • Обучение виртуальной реальности – VR-технологии могут помочь детям визуализировать сложные концепции и явления, а также помочь им получить представление о том, как работают реальные процессы.
  • Игровые подходы к обучению – игры могут быть использованы для развития математических навыков, логического мышления и коммуникативных умений детей.
  • Использование мобильных приложений – мобильные приложения могут позволить детям доступ к обучению в любом месте и в любое время, что может быть особенно полезно для дистанционного обучения.
  • Робототехника – создание и программирование роботов может заинтересовать детей и помочь им развить новые умения в области науки, технологии, инженерии и математики.

Положительное влияние фактора.

Большие вложения в материальную базу

Необходимость обеспечения оборудованием различных направлений дополнительного образования находится в прямой зависимости от направления образования. В таких сферах, как: техническое, спортивное, естественнонаучное образование потребность в специальном оборудовании высокая и удовлетворение этих потребностей зависит в первую очередь от достаточности финансирования организации, включая бюджетное и внебюджетное финансирование. Отрицательное влияние фактора.

2.4. Политические компоненты            

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так же к регулирующим нормативным правовым актам относится Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Государственная поддержка

Среди государственной поддержки следует отметить: 

– Возможность использования материнского капитала.

По закону о материнском капитале средства (часть средств) капитала могут направляться на получение образования ребенком в любом образовательном учреждении, в том числе дистанционно.

С 15 авг. 2022 г. средства маткапитала можно потратить на оплату учреждений, открытых в том числе ИП. Единственным условием направления средств маткапитала на оплату является наличие у ИП-основателя лицензии на образовательную деятельность. 

– Выдачу сертификатов.

По инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ) с 2017 г. в отдельных регионах страны был запущен проект «Равные возможности – детям». Одним из направлений проекта стала выдача сертификатов на дополнительное образование. Наличие сертификата позволяет ребенка проходить дополнительное образование, занятия в платных кружках и секциях за счет государства. Сертификат на дополнительное образование можно получить на каждого несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 5 до 18 лет.

С 2023 г. на формат выдачи сертификатов перешли все субъекты России. Ежегодно средства сертификата пополняются, что позволяет продлевать или заключать новые договоры на дополнительное образование. 

– Концепцию развития дополнительного образования детей.

Среди основных мероприятий в рамках реализации Концепции ожидаются: 

– Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей; 

– Повышение доступности и качества дополнительного образования детей; 

– Развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры дополнительного образования детей; 

– Развитие кадрового потенциала - системы дополнительного образования детей.

Положительное влияние фактора.

2.5. STEP-анализ рынка дополнительного детского образования

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка дополнительного детского образования в большей степени отрицательное влияние.

Среди значимых отрицательных факторов – необходимость лицензирования деятельности, большие вложения в материальную базу, снижение численности населения, в том числе детской аудитории, низкое качество услуг.

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Глава 3. Оценка степени конкуренции              

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)             

Рынок дополнительного детского образования отличается высоким уровнем конкуренции. Причем конкуренция наблюдается во всех масштабах: локальном, региональном, национальном, глобальном.

При этом между странами и между регионами внутри одной страны наблюдаются существенные различия вовлеченности детей в дополнительное образование в школе и вне школы. 

Территориальное распределение организаций зависит от численности населения. При этом на региональном уровне конкуренция выражена слабее всего. В офлайн рамках гораздо удобнее ребенку посещать занятия недалеко от дома/школы. 

Для сервисов, осуществляющих онлайн-обучение нет территориальных ограничений. Для них важны, помимо прочих, зарубежные покупатели. Однако в 2022 г. ряд компаний ощутили серьезные потери от зарубежных клиентов.

Также отметим, что существует большое количество компаний рынка дополнительного детского образования, которые выбирают для себя франшизную модель развития.

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов 

Российский рынок дополнительного образования детей сформирован организациями, которые представлены: 

  • частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 
  • организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. В настоящем маркетинговом исследовании не рассматриваются компании, не имеющие соответствующей лицензии, поскольку их деятельность не относится к системе образования.

К крупнейшим операторам рынка дополнительного детского образования по итогам 2023 г. относятся онлайн-школы.

В таблице ниже представлены крупнейшие федеральные государственные проекты дополнительного образования детей. 

Отдельное внимание следует уделить проекту ЦМИТ – центрам молодежного инновационного творчества. Сеть городских площадок для технического творчества, оснащенных современным оборудованием цифрового производства: 3D-принтеры, 3D-сканеры, фрезерные, гравировальные и лазерные станки, ручной инструмент и др.

Деятельность ЦМИТ направлена на:

  • организацию обучающих курсов в сфере цифрового производства для школьников и студентов;
  • организацию и проведение мероприятий в сфере развития детского и молодежного научно-технического творчества;
  • предоставление доступа к оборудованию жителям города Москвы и организациям, осуществляющим научно-техническую и инновационную деятельность, для выполнения опытно-конструкторских и иных работ.

Выручка лидеров отрасли ежегодно увеличивается. 

Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2019–2023 гг., млрд руб.

Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2019–2023 гг., млрд руб.

3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Наибольшее количество компаний отрасли располагаются в Московском регионе …

С увеличением размера населенного пункта возрастает доля детей, посещающих дополнительные занятия в школе либо за ее пределами. Чем крупнее город, тем в среднем выше доходы его жителей, и больше родителей, готовых оплачивать дополнительные занятия своих детей.

При этом в Москве, несмотря на широкий выбор возможностей в специализированных организациях, все же больше, по сравнению с другими городами-миллионниками, доля тех, кто занимается дополнительным образованием только в своей школе, что обусловлено разнообразным предложением дополнительных занятий в территориальных образовательных комплексах. 

Глава 4. Прогнозы отрасли       

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 г., валютный кризис в России 2014 г., кризис, вызванный пандемией covid-19 в 2020 г.)

Экономический кризис — это глубокое нарушение нормальной экономической деятельности, которое сопровождается разрушением привычных экономических связей, снижением деловой активности, невозможностью погашения долгов и накоплением долговых обязательств. Это явление рыночной экономики, повторяющееся с определенной периодичностью, и в зависимости от масштабов, может как касаться определенного государства, так и иметь мировое значение. Кризис сопровождается резким спадом производства, банкротством предприятий, падением валового национального продукта, масштабным ростом безработицы, а зачастую и обесцениванием национальной валюты.

Проанализируем данные о влиянии последних кризисов на рынок дополнительного детского образования (мировой кризис 2008 г. и валютный кризис в России 2014 г., кризис, вызванный пандемией covid-19 в 2020 г.)

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату 

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, государство оказывает необходимые меры поддержки представителям бизнеса, столкнувшимся с объективными трудностями. 

Некоторые из них носят системный характер и относятся ко всем организациям и ИП, а другие предназначены только для компаний и бизнесменов, работающих в определенных отраслях экономики.

В 2022 г. был подготовлен документ, ставший частью комплекса мер, предложенных Правительством для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на предпринимателей в условиях санкций. 

Отметим, что меры поддержки бизнеса приблизились к аналогичным за первый год пандемии. Однако в пандемию было важным просто сохранить бизнес, сейчас упор идет на переориентацию, развитие внутреннего рынка и импортозамещения во всех сферах.

Представим в таблице действующие меры поддержки, которыми можно воспользоваться в исследуемой отрасли.

4.3. Оценка степени влияния кризиса на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дополнительного детского образования

На фоне проведения специальной военной операции на территории Украины, Россия попала под новые многочисленные санкции преимущественно стран Запада, которые в том числе повлияли на стабильность исследуемой отрасли. 

Особенно негативное влияние на себе ощутили языковые школы.

Одним из основных последствий стал отток иностранных преподавателей, которые работали в России до этого. Многие из них не были готовы проводить занятия в онлайн-формате, а те, кто работал удаленно, столкнулись с существенным снижением дохода из-за колебаний валютного курса.

К основным барьерам, сдерживающим развитие рынка, можно отнести:

4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дополнительного детского образования

Перспективы:

  • Прогнозные показатели развития экономики России различными ведомствами пересматриваются. Отмечается тренд на пересмотр в лучшую сторону сверхнегативных прогнозов развития российской экономики;
  • Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя;
  • Переквалификация преподавателей в соответствии с новыми трендами;
  • Обучение станет более качественным; 
  • Приоритетами для компаний станут поиск инструментов вовлеченности и эксперименты с технологиями и форматами; 
  • Развитие гибридного формата образования. 
  • Основными драйверами роста при этом будут являться:

4.5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования в условиях текущего экономического кризиса 

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. 

Прогнозировать динамику объема рынка дополнительного детского образования позволяют прогнозные показатели развития экономики России, тенденции, барьеры и драйверы роста, существующие на рынке.

Глава 5. Методология прогнозирования          

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей   

Используются современные статистические методы прогнозирования, учитывающие фактическую динамику отрасли и влияние текущей и прогнозируемой общеэкономической ситуации.

Кроме того, при составлении прогноза учитываются изменения реальных доходов населения, тенденции потребительских предпочтений в условиях кризиса, прогнозы развития и степень воздействия иных влияющих на отрасль факторов.

5.2. Источники информации для прогнозирования    

  • Объем отрасли за последние 5 лет
  • Динамика отрасли в 2008-2009 гг., в 2014-2016 гг., в 2019-2023 гг.
  • Динамика макроэкономических показателей за последние 9-10 лет
  • Базы данных Госкомстата РФ
  • Данные налоговой службы РФ
  • Официальные интернет-порталы правовой информации
  • Открытые источники (сайты, порталы)
  • Отчетность эмитентов 
  • Сайты компаний
  • Архивы СМИ
  • Региональные и федеральные СМИ
  • Инсайдерские источники
  • Специализированные аналитические порталы

5.3. Сроки прогнозирования

Прогноз относится к категории среднесрочных – 5 лет (2024-2028 гг.)


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

Диаграмма 2. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Диаграмма 3. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2015–2024 гг., млн чел.

Диаграмма 4. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–2023 гг., %

Диаграмма 5. Объем потребления на рынке дополнительного детского образования на душу населения, 2019–2023 гг., руб./чел.

Диаграмма 6. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., %

Диаграмма 7. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли дополнительного детского образования за 2019–2023 гг., раз

Диаграмма 8. Динамика ВВП РФ, 2015–2023 гг., % к прошлому году

Диаграмма 9. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2019-мар. 2024 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 10. Доля детей в возрасте от 0 до 14 лет в общей численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2023 гг., %

Диаграмма 11. Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного детского образования в 2023 г., %

Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2019–2023 гг., млрд руб.

Диаграмма 13. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, мар. 2024 г., %

Диаграмма 14. Прогноз объема рынка дополнительного детского образования в 2024–2028 гг., млрд руб.


Таблицы

Таблица 1. Валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., %

Таблица 2. Абсолютная ликвидность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019–2023 гг., раз

Таблица 3. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2019–янв. 2024 гг., %

Таблица 4. Средние цены на рынке дополнительного детского образования по ФО, 2019-янв. 2024 гг., руб./академический час

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Таблица 6. Основные компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2023 г.

Таблица 7. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей

Таблица 8. Оценка влияния последних кризисов на отрасль

Таблица 9. Анализ влияния на отрасль предложенной на 20.03.2024 г. государственной помощи

Таблица 10. Прогнозные показатели развития экономики РФ