Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
info@gidmark.ru
Все исследования

Прогноз рынка дистанционного онлайн обучения в России

Дата выпуска 19.01.2022
Количество страниц 36
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Введенный карантин, переход на удаленную работу и дистанционное образование привлекли множество новых пользователей на рынок дистанционного онлайн обучения. Вырос спрос на новые знания и профессии, который не удовлетворяется базовым образованием. Быстрорастущим и объемным сегментом рынка выступает сегмент онлайн обучения взрослых, что, в большей степени, обусловлено тем, что теперь знания и навыки нужно получать всю жизнь


Цель исследования

Анализ состояния рынка дистанционного онлайн обучения в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дистанционного онлайн обучения


Содержание 

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дистанционного онлайн обучения

1.1. Размер рынка
1.2. Темпы роста рынка дистанционного онлайн обучения
1.3. Тренды рынка дистанционного онлайн обучения
1.4. Основные проблемы отрасли
1.5. Стадия жизненного цикла рынка дистанционного онлайн обучения
1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей
1.7. Оценка объема потребления на душу населения
1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
1.9. Ценовой анализ

Глава 2. Влияние макросреды

2.1. Экономические компоненты
2.2. Социальные компоненты
2.3. Технологические компоненты
2.4. Политические компоненты
2.5. STEP-анализ рынка дистанционного онлайн обучения

Глава 3. Оценка степени конкуренции

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)
3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов
3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Глава 4. Оценка степени конкуренции

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года)
4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату
4.3. Оценка степени влияния кризиса в связи с covid-19 на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дистанционного онлайн обучения
4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дистанционного онлайн обучения
4.5. Прогноз развития рынка дистанционного онлайн обучения в условиях текущего экономического кризиса в связи с covid-19

Глава 5. Методология прогнозирования

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей
5.2. Источники информации для прогнозирования
5.3. Сроки прогнозирования


Отрывок из исследования

Глава 1. Ключевые компоненты рынка дистанционного онлайн обучения

1.1. Размер рынка

По расчету ГидМаркет, выполненному на основе …, объем российского рынка дистанционного онлайн обучения по итогам 2020 г. составил … млрд руб. 
При этом по итогам 2020 г. рост совокупной выручки …, составил более чем …% относительно 2019 г., достигнув почти … млрд руб. Вследствие чего, ...
Введенный карантин, переход на удаленную работу и дистанционное образование привлекли множество ... 

Аудиторию пользователей расширили компании, специализирующиеся на цифровых ...
Сегмент школьного образования также показал рост, особенно во ... По словам …
Также рост отмечается в сегментах бизнес-образования и …

1.2. Темпы роста рынка дистанционного онлайн обучения

Темпы роста рынка в периоде 2016-2020 гг. позволяют констатировать, что рынок дистанционного онлайн обучения в стоимостном выражении ежегодно ... При этом оценки экспертов отрасли в части его размеров во многом разнятся, а в части темпов его роста ... Представим некоторые из них в разные годы:
По данным оценки … по динамике рынка онлайн обучения в интервале 2016–2021 гг. составил …%. В 2016 г. российский рынок онлайн-образования, по оценке исследовательской группы …, достиг … млрд руб.

Согласно исследованию … рынок онлайн-образования в России стремительно растет, в среднем увеличиваясь на …% в год. По итогам 2019 г. российский рынок онлайн-образования достиг …

Необходимо отметить, что такое расхождение в расчетах может быть связано с тем, что часть денег в онлайн обучении остаётся …
Таким образом, с учетом оценок экспертов в области и выполненных расчетов ГидМаркет, объем российского рынка дистанционного онлайн обучения в 2020 г. составил … млрд руб., увеличившись относительно 2019 г. на …%. При этом главным триггером, оказавшим влияние на отрасль дистанционного онлайн обучения в 2020 г., стал ..

1.3. Тренды рынка дистанционного онлайн обучения
К ключевым трендам рынка дистанционного онлайн обучения можно отнести:
В настоящее время на рынке дистанционного онлайн обучения наблюдается небывалый рост …
Интерес большого числа людей к …

В связи с высоким уровнем конкуренции на рынке дистанционного онлайн обучения компании-участники для привлечения аудитории вынуждены …
Наиболее популярными направлениями дистанционного онлайн обучения…
Большинство игроков на рынке онлайн обучения создают …

1.4. Основные проблемы отрасли

К основным проблемам отрасли относятся:
Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения привели к …
Низкая …
Нехватка …

1.5. Стадия жизненного цикла рынка дистанционного онлайн обучения

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей

Потенциально потребителями услуг дистанционного онлайн обучения выступает почти все население РФ, а динамику объема потребления дистанционного онлайн обучения определяют …
Численность населения России 
На протяжении 2012-2017 гг. наблюдается стабильное … с незначительным темпом прироста … % в год. Исключение составляет ... Численность населения России в 2018-2019 гг. демонстрирует …

По состоянию на 01.01.2020 г. численность населения России составила … человек, население за 2019 год …
Согласно данным …, население России сократилось за 2020 г. на … тыс. человек и составило на 1 января 2021 г. … человек. По данным Росстата, последний раз …

Диаграмма 3. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2021 гг., млн чел.

Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2021 гг., млн чел.

Реальные денежные доходы населения России

На протяжении 2014-2018 гг. динамика реальных денежных доходов населения России характеризовалась …, доходы населения непрерывно ... В 2018 г. … %, в 2017 г. – …
По итогам 2019 г. наметился … %, который ... Суммарно, согласно последним …, по итогам января—сентября 2020 г. реальные располагаемые доходы россиян …%.
Согласно …, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам пандемийного 2020 г. сократились на …% в годовом выражении. Пандемический кризис привел к …
В 1 кв. 2021 г. реальные располагаемые денежные доходы населения …% по сравнению с докризисным 1 кварталом прошлого года. При этом во 2 кв. 2021 г., согласно данным Росстата, рост реальных располагаемых доходов россиян …% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Позитивная динамика, по оценке специалистов, связана с …

1.7. Оценка объема потребления на душу населения

Оценка объема потребления на рынке дистанционного онлайн обучения на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения …
Как видно на диаграмме 5, потребление на рынке дистанционного онлайн обучения возрастает высокими .., с .. до .. руб. на человека в год. При этом основным драйвером роста исследуемого рынка в 2020 г. стала … В целом за 2016-2020 гг. потребление на рынке дистанционного онлайн обучения на душу населения выросло в ...

Также к факторам влияния помимо пандемии можно отнести: …

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

На протяжении 2016-2020 гг. показатели валовой рентабельности отрасли дистанционного онлайн обучения были … уровня аналогичных финансовых коэффициентов по всем отраслям экономики РФ. 
В 2016-2019 гг. валовая рентабельность отрасли дистанционного онлайн обучения имела … тенденцию к ... Рост показателя зафиксирован в .. г. до отметки …% (+… процентных пункта относительно … г.; ...). 
Показатели рентабельности прибыли до налогообложения в отрасли дистанционного онлайн обучения были … аналогичных показателей всех отраслей экономики РФ в 2016-2020 гг. В то же время динамика данного коэффициента в 2016-2018 гг. характеризовалась ... При этом в 2019-2020 гг. отмечается …

Диаграмма 6. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %

Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %

Показатель текущей ликвидности является мерой платежеспособности организации, способности погашать текущие (до года) обязательства организации. Значения текущей ликвидности в 2016-2019 гг. российской отрасли дистанционного онлайн обучения находятся ... Это свидетельствует о том, что … При этом в 2018-2020 гг. наблюдается благоприятная тенденция к … данного показателя до …

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть … Для российских компаний нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах ... Такое значение коэффициента абсолютной ликвидности означает, что … В отрасли дистанционного онлайн обучения в 2016-2020 гг. показатель абсолютной ликвидности существенно ... Это свидетельствует о том, что у компаний исследуемой отрасли …
... В отрасли дистанционного онлайн обучения в 2016-2020 гг. наблюдается волнообразная динамика значений ... По состоянию на 2020 г. значение данного финансового показателя составило … сут дн., что практически совпадает …

Показатели финансовой устойчивости (обеспеченности собственными оборотными средствами) в отрасли дистанционного онлайн обучения в 2016-2020 гг. были … аналогичных показателей финансовой устойчивости по всем отраслям экономики РФ (за исключением … г.). При этом в 2018-2020 гг. наблюдается рост данного показателя до …% по итогам 2020 г. В целом в 2016-2020 гг. показатели финансовой устойчивости (обеспеченности собственными оборотными средствами) существенно …

В целом анализ финансовых коэффициентов отрасли дистанционного онлайн обучения в России показывает ...

1.9. Ценовой анализ

Рассмотрим динамику цен на услуги дистанционного онлайн обучения в виде данных по индексам потребительских цен в 2016 - 2020 гг., янв.-июнь 2021 г.
Цены на услуги дистанционного онлайн обучения в России ежегодно …, о чем свидетельствуют данные по ИПЦ – в течение всего периода показатель …%. При этом наибольший рост цен зафиксирован в 2016 г. – …%, наименьший в …%. Кроме того, в 2016-2020 гг. наблюдается замедление …

В целом можно отметить, что ИПЦ на рынке дистанционного обучения в 2016-2020 гг. выше …

Таблица 4. Средние цены на рынке дистанционного онлайн обучения по ФО, 2020 г., руб./ чел.ч., руб./акад.ч.

Средние цены на рынке дистанционного онлайн обучения по ФО, 2020 г., руб./ чел.ч., руб./акад.ч.

Разброс потребительских цен на дополнительные занятия …, как и по другим видам обучения, является значительным. Так, средняя цена на дополнительные занятия в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях очной формы обучения в 2020 г. составляет … руб./чел. час. При этом самая низкая цена (в …ФО) – … руб., что на …% ниже среднего значения по России, а самая высокая цена, наблюдающаяся в …ФО, составляет …

Средняя цена на …

Значительный разброс обусловлен разнообразием предоставляемых услуг, а также региональными различиями в ... 
По оценке экспертов отрасли, готовность россиян продолжать увеличивать расходы в образовательном сегменте будет способствовать увеличению .... Так, по данным …, в ТОП-9 городов России по величине среднего чека покупки в сегменте онлайн обучения по итогам 2 квартала 2021 г. вошли …

Глава 2. Влияние макросреды

Макроэкономические компоненты оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок дистанционного онлайн обучения. Основными группами компонентов являются: …

2.1. Экономические компоненты

Динамика ВВП России

Динамика ВВП РФ является индикатором экономического развития страны. ВВП оказывает влияние на развитие всех отраслей и рынков экономики, а также уровень платежеспособного спроса населения. 
В 2012-2015 гг. наблюдалось постепенное снижение темпов экономического роста до достижения … Данная тенденция сопровождалась соответствующим снижением …
 Наибольшее влияние на рост индекса физического объема ВВП России в 1 кв. 2020 г. оказали … В целом за 2 кв. 2020 г. снижение ВВП оценивается на уровне – … %, именно на этот период пришелся пик карантинных мер. Согласно предварительной оценке Росстата, ВВП России сократился в 3 кв. 2020 г. на …% к аналогичному периоду 2019 г. Результаты 3 кв. оказались …

Согласно второй оценке Росстата, экономика России сократилась в 2020 г. на …%, объем ВВП составил в текущих ценах … млрд руб. Эта оценка оказалась …
Снижение ВВП в 2020 г. на 3,0% связано с введенными … 
Абсолютный объем ВВП в текущих ценах в 1 кв. 2021 г. составил … млрд руб., индекс физического объема ВВП к соответствующему периоду 2020 г. – …%. Основными факторами снижения индекса физического объема ВВП за 1 кв. 2021 г. являлись ..

2.2. Социальные компоненты

2.3. Технологические компоненты

2.4. Политические компоненты

2.5. STEP-анализ рынка дистанционного онлайн обучения

Проведем STEP-анализ факторов, оказывающих влияние на рынок дистанционного онлайн обучения в России. 

Таблица 9. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дистанционного онлайн обучения 

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дистанционного онлайн обучения

В целом влияние макрофакторов на рынок дистанционного онлайн обучения в России оценивается ГидМаркет как ... В число факторов, оказывающих положительное влияние на исследуемый рынок, входят: ... Сдерживают развитие рынка отдельные отрицательные факторы: …

Глава 3. Оценка степени конкуренции

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов

В числе основных конкурентов рынка дистанционного онлайн обучения можно выделить крупные образовательные … Кроме того, услуги дистанционного обучения оказывают … учебные заведения РФ, учреждения ...
ТОП-10 компаний рынка дистанционного онлайн обучения … представлен в таблице 10. Перечень ключевых игроков отрасли составлен на основе ...

Крупнейшими компаниями на рынке дистанционного онлайн обучения являются: ... Шесть из них специализируются на …, две платформы занимаются онлайн обучением …
Оценка долей крупнейших конкурентов на рынке дистанционного онлайн обучения России выполнена компанией ГидМаркет с использованием данных по …

Диаграмма 15. Доли крупнейших конкурентов на рынке дистанционного онлайн обучения в 2020 г., %

Доли крупнейших конкурентов на рынке дистанционного онлайн обучения в 2020 г., %

Согласно результатам анализа в ТОП-10 операторов рынка входят: … с долей …%, .. с долей …%, … с долей …%, ... На ТОП-10 операторов рынка приходится …% рынка. Прочие компании занимают …%.

Динамика совокупной выручки ТОП-5 компаний рынка дистанционного онлайн обучения демонстрирует ... За период с 2016-2020 гг. выручка пяти крупнейших операторов рынка выросла в … раз. … 
Наиболее значительное увеличение показателя наблюдается в 2020 г., когда рассматриваемый показатель вырос на …% по сравнению с 2019 г. Такой рост, прежде всего, обусловлен …

3.3. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Рынок дистанционного онлайн обучения не ограничивается ... Помимо них услуги дистанционного онлайн обучения предлагают ...
Анализ размещения компаний рынка дистанционного онлайн обучения показал, что наибольшая доля игроков (…%) располагается в …, …% компаний зарегистрированы в …, на третьем месте располагается … с долей …%.

Глава 4. Прогнозы отрасли

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года)

В первом полугодии 2020 г. рынок дистанционного онлайн обучения почувствовал на себе влияние пандемии и начавшегося экономического кризиса. Данная отрасль, в отличие от многих других, …

4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату

Прогноз развития рынка дистанционного онлайн обучения в России невозможен без понимания экономической ситуации в стране, а также влияния распространения вируса COVID-19 и принимаемых мер.

Представим в виде таблицы меры, действующие на настоящий момент.

4.3. Оценка степени влияния кризиса в связи с covid-19 на анализируемый рынок. Барьеры, существующие на рынке дистанционного онлайн обучения

4.4. Перспективы и драйверы роста рынка дистанционного онлайн обучения

4.5. Прогноз развития рынка дистанционного онлайн обучения в условиях текущего экономического кризиса в связи с covid-19

Глава 5. Методология прогнозирования

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей

5.2. Источники информации для прогнозирования

5.3. Сроки прогнозирования


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дистанционного онлайн обучения, 2016–2020 гг., млрд руб.
Рисунок 2. Стадия жизненного цикла рынка дистанционного онлайн обучения
Диаграмма 3. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2021 гг., млн чел.
Диаграмма 4. Динамика реальных денежных доходов населения России, 2012-2020 гг., 2 кв. 2021 г.,  % к соответствующему периоду предыдущего года
Диаграмма 5. Объем потребления на рынке дистанционного онлайн обучения на душу населения, 2016-2020 гг., руб./чел. в год
Диаграмма 6. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Диаграмма 7. Текущая ликвидность (общее покрытие) в отрасли дистанционного онлайн обучения, 2016-2020 гг., раз
Диаграмма 8. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в отрасли дистанционного онлайн обучения, 2016-2020 гг., сут дн
Диаграмма 9. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Диаграмма 10. ТОП-9 городов России по величине среднего чека покупки в сегменте онлайн обучения, 2 кв. 2021 г., руб.
Диаграмма 11. Динамика ВВП РФ, 2012-2020 гг., янв.-июль 2021 г., % к соответствующему периоду предыдущего года
Диаграмма 12. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2016-2020 гг., сент. 2021 г., руб. за 1 доллар США.
Диаграмма 13. Динамика индекса потребительской уверенности, 2017-2020 гг., 3 кв. 2021 г., поквартально, %
Диаграмма 14. Проникновение интернета в России среди аудитории 16 лет и старше, 2012-2019гг., %
Диаграмма 15. Доли крупнейших конкурентов на рынке дистанционного онлайн обучения в 2020 г., %
Диаграмма 16. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дистанционного онлайн обучения (ТОП-5) в России, 2016–2020 гг., млн руб.
Диаграмма 17. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах
Диаграмма 18. Прогноз объема рынка дистанционного онлайн обучения в 2021–2025 гг., млрд руб.


Таблицы

Таблица 1. Валовая рентабельность отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Таблица 2. Абсолютная ликвидность отрасли дистанционного онлайн обучения в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., раз
Таблица 3. Индексы потребительских цен на рынке дистанционного онлайн обучения по Российской Федерации в 2016-2020 гг., янв.-июнь 2021 г., %
Таблица 4. Средние цены на рынке дистанционного онлайн обучения по ФО, 2020 г., руб./ чел.ч., руб./акад.ч.
Таблица 5. Потребительские цены и ИПЦ на обучение в государственных и негосударственных ОО ВПО и СПО, 2016-2020 гг., руб./полгода, %
Таблица 6. Динамика численности городского и сельского населения в России, 2014-2020 гг., млн чел., %
Таблица 7. Показатели мониторинга развития информационного общества в РФ в 2012-2019 гг., ед. изм.
Таблица 8. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2016-2020 гг., янв.-авг. 2021 г.
Таблица 9. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дистанционного онлайн обучения
Таблица 10. Основные компании-участники рынка дистанционного онлайн обучения в 2020 г.
Таблица 11. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи
Таблица 12. Прогнозные показатели развития экономики РФ до 2024гг. (базовый вариант), %


Все исследования