Прогноз развития рынка курьерской доставки в России

Прогноз развития рынка курьерской доставки в России Прогноз развития рынка курьерской доставки в России Прогноз развития рынка курьерской доставки в России
Дата выпуска
19.02.2021
Страниц
46
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Курьерская доставка - это организация транспортировки грузов и почтовых отправлений курьерской службой непосредственно от клиента до грузополучателя по принципу «из рук в руки» или «от двери до двери». Данный вид услуг чрезвычайно популярен сегодня как на мировом, так и на российском рынке

Цель исследования
Анализ состояния рынка курьерской доставки, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок курьерской доставки

Содержание
Глава 1. Экономические характеристики рынка курьерской доставки
1.1. Размер рынка
1.2. Темпы роста рынка
1.3. Тренды рынка
1.4. Основные проблемы отрасли
1.5. Стадия жизненного цикла отрасли
1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей
1.7. Оценка объема потребления на душу населения
1.8. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций
1.9. Каналы реализации продукции
1.10. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах
Глава 2. Общая экономическая среда
2.1. Экономические компоненты
2.2. Социальные компоненты
2.3. Технологические компоненты
2.4. Политические компоненты
2.5. STEP-анализ рынка
Глава 3. Оценка степени конкуренции
3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)
3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов
3.3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
Глава 4. Прогнозы отрасли
4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года)
4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату
4.3. Изучение сценариев развития отрасли в условия карантина в связи с covid-2019
4.3.1. Сценарий одного карантина (по китайскому графику выхода)
4.3.2. Сценарий двух карантинов
4.4. Анализ существующих кейсов перестроения бизнеса в отрасли
Глава 5. Методология прогнозирования
5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей
5.2. Источники информации для прогнозирования
5.3. Сроки прогнозирования

Отрывок из исследования
Глава 1. Экономические характеристики рынка курьерской доставки
1.1. Размер рынка
Курьерская доставка - это организация транспортировки грузов и почтовых отправлений курьерской службой непосредственно от клиента до грузополучателя по принципу «из рук в руки» или «от двери до двери». Данный вид услуг чрезвычайно популярен сегодня как на мировом, так и на российском рынке. 
Рынок курьерской доставки в РФ имеет следующие характеристики:
Рынок курьерской доставки России изначально имеет хорошие предпосылки востребованности услуг: это обусловлено географической протяженностью страны. В настоящее время отдаленные регионы России очень активно осваиваются и развиваются, что способствует росту объемов как деловой переписки, так и получения гражданами личных посылок. В последние годы стремительно растут объемы отправлений зарубежных интернет-магазинов, что также поддерживает развитие рынка услуг по доставке.
Бизнес по доставке отправлений тесно связан с состоянием экономики страны: чем больше оживление деловой активности в стране, тем весомее рост объемов в сегменте почтовой и курьерской доставки. 
Рынок курьерской доставки оказывает важное влияние на социально – экономическое состояние страны, так как предоставляемые сегментом в комплексе информационные, товарные и финансовые услуги, а также доступность и своевременность оказания данных услуг имеет высокую социальную значимость в обществе.
Рынок является растущим в первую очередь вследствие его слабого развития и отсутствия на нём ранее конкуренции. Конкурентный рынок курьерских услуг России начал формироваться с 1996 г., с принятия Минсвязью РФ решения о разрешении предоставлять некоторые услуги почтовой связи коммерческим предприятиям. 
В настоящее время на рынке курьерской доставки России представлены как небольшие организации, так и международные курьерские компании, при этом условия доставки и качество предоставляемых услуг практически одинаковые, так как транспортная инфраструктура, используемая операторами рынка – единая. 
Рынок услуг курьерской доставки является высококонцентрированным. С одной стороны, Центральный федеральный округ даёт 65-75% всей выручки отрасли. С другой стороны, в ЦФО сконцентрированы и ресурсы предоставления отраслевых услуг.
Рынок курьерских услуг России вынужден развиваться в условиях слабо развитой транспортной инфраструктуры на значительной территории России. Это, конечно же, серьезная составляющая отраслевых проблем сегодняшнего дня. 
Отрасль нуждается в госрегулировании, так как пересылка и доставка письменной корреспонденции, периодических изданий и пенсий характеризуются высокими постоянными издержками; велик стимул повышения стоимости услуг.
Главный минус операторов курьерской доставки для среднестатистического потребителя — их сравнительно высокие тарифы, обусловленные, в первую очередь, недостатками транспортной инфраструктуры. 
Таким образом, рынок курьерской доставки РФ является важным сегментом деятельности и имеет социально-экономическое значение для страны. 
...
1.2. Темпы роста рынка
Рассмотрим динамику объема рынка курьерской доставки.
...
Диаграмма 1. Динамика объема рынка курьерской доставки, 2013-2019 гг.
Динамика объема рынка курьерской доставки, 2013-2019 гг.
На развитие курьерской доставки влияло много факторов: снижение популярности почтовой доставки, увеличение количества документов и товаров, а также скорости их оборота, маркетинговая активность игроков и др.
1.3. Тренды рынка
Основной тенденцией рынка услуг курьерской доставки является рост спроса  на данный вид услуг на протяжении анализируемого периода. 
Эта тенденция обусловлена совокупностью факторов, в том числе увеличением объемов отправлений частных лиц и организаций через интернет-магазины, развитием потребностей бизнеса в доставке документов. 
...
Рост спроса на услуги по доставке со стороны физических лиц предопределяет дальнейшее развитие рынка и вызван повышением объемов дистанционной торговли, где доставка является важнейшим звеном. Российская интернет-торговля показывает хорошие тенденции роста, а наряду с этим растет рынок курьерской доставки. 
Развитие онлайн торговли – один из значимых трендов последних лет. География доставки товаров электронной коммерции расширяется за счет регионов. По прогнозам экспертов, оборот регионального рынка скоро сравняется со столичными показателями, а, возможно, даже превысит их. Несмотря на бурный рост этого сегмента, на рынке наблюдается дефицит решений по доставке, которые отвечают нестандартным запросам клиентов этой отрасли. Все чаще заказчики интернет-магазинов выбирают различные дополнительные опции, связанные с доставкой товаров, и этот список постоянно растет.
Еще одна тенденция – изменение отношений между клиентами и курьерскими службами. Заказчики хорошо разбираются в отличиях сервиса транснациональных компаний, отечественных, работающих по западным стандартам, и чисто российских. Они требуют одинаково высокого качества обслуживания независимо от размеров компаний. Клиенты обращают внимание не только на цены и сроки доставки, но и на дополнительные сервисы. Им хочется следить за грузом в системе онлайн, иметь возможность круглосуточной связи с фирмой-исполнителем, чтобы вызвать курьера. Им важна техническая оснащенность.
Наблюдается смена игроков. Если раньше на рынке курьерских услуг доминировали транснациональные, европейские и федеральные компании, то теперь с ними успешно конкурируют предприятия, занимающиеся доставкой корреспонденции в отдельных регионах и небольшие частные фирмы, чья география – родной город. 
...
Одним из трендов рынка является снижение темпов прироста доходов от доставки письменной корреспонденции, так как растет глубина проникновения и доступность электронных средств связи, а подавляющее большинство населения России владеют навыками их использования.
Еще один тренд в развитии рынка связан с разделением курьерских служб по узким нишам, что связано с логистическими особенностями доставки грузов. Ведь если в доставке корреспонденции – главное скорость, то в доставке ценной аппаратуры или хрупкого товара на первом месте все-таки сохранность. Все это уже сейчас приводит к тому, что компании постепенно начинают специализироваться на чем-то одном, и эта тенденция будет усиливаться. 
Тенденцией в отрасли является рост объемов международной доставки, в частности международных посылок исходящих и сокращение внутренних отправлений. 
Определенным потенциалом для роста обладает направление доставки в страны Таможенного союза, где по-прежнему есть возможности для роста как по направлениям, так и по объемам. 
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий стоит задача не только развивать услуги, но и повышать их качество. В соответствии с требованиями времени и чтобы оправдать ожидания потребителей необходимо синхронизировать работу курьерских служб. 
В целом перспективы развития курьерской деятельности таковы – рынок развивается, он не насыщен, но вместе с тем растет и конкуренция, что заставляет игроков разрабатывать новые пути для получения и удержания сегмента рынка в этом бизнесе. Все это, безусловно, играет на руку потребителям рынка услуг по доставке. 
По прогнозам всех отраслевых экспертов, рынок будет развиваться в направлении увеличения доли сегмента B2C вследствие роста онлайн-коммерции, а также сегмента С2С.
Также в условиях коронавируса отметим следующие формирующиеся тренды, которые будут прололжаться в ближайшей перспективе:
...
1.4. Основные проблемы отрасли
Не смотря на положительные тенденции развития рынка доставки, отрасль имеет немало проблем, с которыми игрокам рынка приходится сталкиваться: огромная территория со сложными географическими условиями и слабо развитой транспортной инфраструктурой, сложности с доработкой отраслевых норм, правил, требований, в том числе и таможенного законодательства.
Существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. 
Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:
неэффективное использование маршрутов доставки товара от поставщика к потребителю;
слабая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; 
недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень;
отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
неэффективное использование собственного и наемного подвижного состава;
потери от простоя в ожидании погрузки/выгрузки транспортного средства;
потери от неэффективной работы (умышленное хищение ГСМ, низкая производительность транспортного цеха, из-за слабой системы мотивации и низкой квалификации персонала и т. д.).
По мнению экспертов отрасли, российской логистике не хватает четкой законодательной базы, доверия и понимания со стороны клиентов, технического обеспечения в плане коммуникационных и информационных систем.
...
Происходили ситуации, когда интернет-магазины предлагали покупателям новую опцию, но передавали заказы в курьерскую службу без каких-либо отметок или комментариев. Как результат – потребители не всегда получали услуги ожидаемого качества.
1.5. Стадия жизненного цикла отрасли
С точки зрения жизненного цикла, рынок курьерской доставки находится на стадии роста.
Об этом свидетельствуют:
рост объемов потребления в денежном выражении в расчете на душу населения;
рост объема рынка в денежном выражении;
потенциал роста рынка остается достаточно высоким.
Конкуренция на рынке усиливается и количество игроков сильно возрастает, так как растущий сегмент рынка привлекает новых игроков, стремящихся получить быструю прибыль. 
Ценообразование становится одним из способов конкурентной борьбы. В результате ужесточения конкуренции появляются более дешевые продукты-аналоги или более доступные по цене вариации услуг — все это приводит к снижению цен, к большим дисконтам и ценовым акциям.
...
Основная задача маркетинга на данной стадии — максимальное ее продление, которое достигается использование всех источников роста и построением входных барьеров для новых игроков.
Стратегия продвижения должна формировать высокую приверженность к товару, а также повышение частоты использования.
1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей
Динамику объема потребления услуг курьерской доставки определяют:
тенденции в показателе реальных доходов населения (см.раздел 2.2);
тенденции развития российской экономики (см. раздел 2.1).
...
1.7. Оценка объема потребления на душу населения
Диаграмма 3. Объем потребления услуг курьерской доставки на душу населения, 2013-2019 гг., руб./чел.
 Объем потребления услуг курьерской доставки на душу населения, 2013-2019 гг., руб./чел.
1.8. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций
Одним из технологических трендов, меняющих логистику, в целом, и курьерскую доставку, в частности, достаточно быстро, становится искусственный интеллект. Вспомогательные, дополненные и автономные системы ИИ решают и помогают решать следующие задачи:
анализ большого количества онлайн-заказов с мгновенным получением результатов о направлениях транспортировки и прогнозированием времени доставки на основе данных о погоде, обстановке на дорогах и т.п;
применение комплексных систем управления (ERP);
автоматизация систем управления складами с адресным хранением (WMS);
алгоритмы расчета рациональных маршрутов грузоперевозок и анализа эффективности логистических схем;
автоматизация систем управления парком транспорта (TMS);
управление складскими работами и другими средствами автоматизации склада.
Особую роль сыграет такой тип ИИ, как расширенный интеллект, который объединяет в одну экосистему опыт живого специалиста c возможностями автоматических расчетов и анализа. 
...
Следующий тренд - дополненная реальность. Она используется как в складской, так и в транспортной логистике. К примеру, на складе при помощи AR можно проще найти необходимую единицу хранения, а логистическому оператору позволяет быстрее узнавать об окружающей обстановке. 
Вероятнее всего, в будущем у сотрудников большинства логистических компаний будут носимые устройства дополненной реальности, позволяющие получать данные о грузах (масса, содержания, условиях перемещения, локализация), маршрутах передвижения, транспорте и т.д. Это позволит сократить  трудовые и финансовые затраты на выполнение логистических операций, увеличить скорость обработки, уменьшить время доставки до пункта назначения.
...
Ещё одной технологией, которая позволит значительно изменить транспортную логистику, является интеллектуальная маршрутизация. Применение современных систем динамического определения маршрутов позволяет сократить сроки и уменьшить временной интервал доставки грузов. 
Для подавляющего большинства интернет-магазинов скорость и «окно» доставки представляют собой большую проблему. Это именно те факторы, которые сохраняют интерес к офлайн торговле, а также являются одним из основных факторов, влияющих на выбор в пользу того или иного интернет-ритейлера. 
Большинство существующих в настоящий момент систем адаптированы к работе в режиме реального времени с применением модели маршрутизации за счет фиксированной концепции временных окон. Более совершенные и «умные» системы, определяющие тенденции развития маршрутизации в будущем, применяют алгоритмы с гибкими временными окнами, изменяющимися в реальном времени, что позволяет мгновенно корректировать маршруты. 
В процессы транспортной маршрутизации в логистике все больше внедряются цифровые платформы и сервисы сбора данных о состоянии на дорогах. Они позволяют избегать заторов, выбирать наиболее оптимальные режимы работы светофоров, учитывать внезапные изменения погоды в различных регионах, оценивать и учитывать скорость движения потоков. 
Системы информирования получателей о сроках доставки.  В настоящее время даже некоторые лидеры отрасли просто информируют получателя о дне доставки через сообщения. Автоматизированные и даже полуавтоматические системы оповещения могут действовать значительно эффективнее, если будет возможность указывать конкретное время или «окно» доставки. 
Геолокация и трекинг состояния грузов. Не менее востребованы возможности трекинга. Они так же, как и оповещения давно используются всеми: от Amazon и Aliexpress, до Почты России и СДЭК. Но в настоящий момент большинство систем такого рода сравнительно примитивны и не точны. Даже на актуальном уровне можно обеспечить более точный трекинг посылок в реальном времени, как это происходит с автомобилями в транспортных агрегаторах типа Uber и Яндекс такси. Российская логистика в этом плане пока отстает. 
...
В обозримой перспективе рынок логистических услуг структурно изменится: лидировать будут крупнейшие компании, которые могут позволить себе значительные инвестиции в технологические платформы и работу с сервисными площадками, многие мелкие и средние перевозчики уйдут с рынка. 
1.9. Каналы реализации продукции
Привлечение клиентов в компанию — первое, с чем сталкивается новый игрок на рынке курьерской доставки. Услуга пользуется высоким спросом, а спрос рождает множество предложений.
Поэтому, несмотря на перспективность данной сферы, конкуренция в ней очень жесткая. Любой бизнес зависит от продвижения. Содержание рекламы, канал распространения, сила воздействия и, соответственно, отдача зависят от финансовых возможностей и опыта в продвижении.
...
1.10. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах
На протяжении 2014-2019 гг. на рынке курьерской доставки не происходило принципиального перераспределения активности регионов. 
Лидером на рынке является Центральный ФО, занимая ...% рынка. Данная территория является крупным логистическим, дистрибуционным центром, туда приходят консолидированные партии грузов и оттуда уходят в другие города России, а Центральный регион в целом имеет наибольшую численность и концентрацию населения и, следовательно, высокую концентрацию компаний отрасли.  
...
Глава 2. Общая экономическая среда
2.1. Экономические компоненты
ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Является основным, наиболее полным официальным показателем общественного благосостояния. Абсолютные и относительные значения ВВП дают представления об общем материальном благосостоянии нации и динамике его роста / снижения, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. 
...
Таким образом, в 2020 г. мировая экономика окажется в глубочайшей рецессии за последние 80 лет.
Относительно России, эксперты предсказывают тяжелый и не предсказуемый период. Во-первых, потому что вся мировая экономика вошла в рецессию, спусковым крючком которой стал коронавирус. Во-вторых, произошло падение мировых цен на нефть, что для российской экономики чрезвычайно болезненно. Вследствие чего высока вероятность, что в среднесрочной перспективе и рынок ортодонтии будет испытывать отрицательное влияние со стороны негативных процессов в мировой и российской экономике. Сила и длительность влияния будет зависеть от: спроса на нефть и газ и уровня мировых цен на них, длительности периода низких цен, а также от длительности пандемии коронавируса в мире и России.
Рассмотрим некоторые оценки экспертов:
...
Таким образом, эксперты значительно расходятся во мнениях по поводу реальной динамики ВВП России по итогам 2020 г.
...
Индекс промышленного производства показывает общий объем всего промышленного производства, коммунальных услуг и т.п. в денежном выражении. 
На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии коронавируса, рост спроса наблюдается только на продукцию низкотехнологичных отраслей. Столь резкого сокращения спроса в добывающих отраслях не фиксировалось с момента начала наблюдений ИПЕМ в 2009 г. Даже в текущих условиях снижение объемов производства будет происходить инерционно, а не одномоментно, поскольку промышленность может какое-то время работать «на склад». Кроме того, принимаемые карантинные меры затронули ее в значительно меньшей степени по сравнению с торговлей и сферой услуг.
Уровень инфляции. 
...
2.2. Социальные компоненты
На протяжении 2012-2018 гг. численность населения РФ демонстрирует положительную динамику. Увеличение численности населения за 2015 г. произошло не только за счет миграционного и естественного прироста, но и за счет образования двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и города Севастополь. 
...
Согласно прогнозу на период до 2024 г. численность населения будет увеличиваться только при следовании по высокому варианту прогноза, однако, в свете развивающегося экономического кризиса и пандемии коронавируса такой вариант прогноза маловероятен к реализации.
Общие тенденции в изменении макроэкономических показателей можно проследить и в такой величине, как реальные доходы населения, которые определяют уровень платежеспособного спроса. 
...
Таким образом, в настоящее время по совокупности рассмотренных экономических и социальных факторов наблюдается:
...
2.3. Технологические компоненты
Внедрение IT-технологий.  В настоящее время меняются требования к решениям для автоматизации логистических процессов¬ – теперь они должны обладать достаточной функциональностью, высоким уровнем надежности, показывать понятный бизнесу результат и вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру, а также отвечать мировым трендам автоматизации. По данным исследования международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, больше половины российских компаний (54%), ждут от «перехода на цифру», в первую очередь, роста выручки; 16% - увеличения прибыли и 11% - улучшения качества обслуживания клиентов.
Модернизация отрасли и внедрение передовых достижений является важнейшим фактором успешного её развития.  Идет разработка и совершенствование отраслевых технологий с целью более полного использования достижений научно-технического прогресса в деятельности операторов отрасли (отслеживание отправлений, введение штрихкодирования, SMS-уведомления и т.п.).
Появление новых способов передачи данных и документов приводит к замещению услуг курьерской доставки другими способами передачи данных.
Персонал. На сегодняшний день одной из проблем развития исследуемого рынка является недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок. 
2.4. Политические компоненты
Среди политико-правовых факторов, формируемых текущей ситуацией в мире, на первом месте:
...
Несмотря на то, что услуги по курьерской доставке предоставляются в России уже много лет, в данной сфере нет четкой правовой базы. Большая часть документов, на которых основываются регламенты этого вида деятельности, носят общий характер, и вопросы курьерской доставки затрагиваются в них косвенным образом. К этим документам относятся Гражданский и Таможенный  кодексы и правила грузоперевозок, разработанные Министерством транспорта. 
Курьерские службы попали в своеобразный «люфт» между Министерством связи и Министерством транспорта в результате чего ни одно из ведомств не признает курьерскую доставку подведомственной областью и не обязывает получать лицензии на данный вид деятельности.
В настоящее время услуги, которые предоставляет курьерская служба, не требуют обязательной сертификации в связи с тем, что Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 – утратил силу с апреля 2004 г. в связи с выходом Постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Лицензии на почтовые перевозки не требуется в связи с тем, что курьерская служба данную услугу не предоставляет. В том случае, если курьерская организация оказывает услуги доставки, при которых клиенты предпочитают расплачиваться непосредственно с курьером при визите, требуется банковская лицензия на подобные операции.
2.5. STEP-анализ рынка 
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос. 
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок курьерской доставки 
STEP-анализ факторов, влияющих на рынок курьерской доставки
В целом влияние макрофакторов на рынок курьерской доставки можно оценить как отрицательное умеренной  силы. 
...
Глава 3. Оценка степени конкуренции
3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)
Мировой рынок курьерских услуг  сформировался достаточно давно. Основными странами-лидерами рынка являются США, Германия, Япония и Китай.
Исследуемый рынок в мировом массштабе относится к высококонцентрированным.  
...
На российском рынке курьерских услуг участники рынка подразделяются на три категории. 
В первую категорию входят 4 транснациональные корпорации – компании- интеграторы, которых называют «Большой четверкой». Такими корпорациями являются ..., накопившие опыт сложной международной логистики. 
Ко второй группе относятся крупные и средние российские компании, имеющие собственные широкие сети перевозок: ... За последние годы они существенно укрепили свои позиции, и их доля на российском рынке курьерской доставки превышает долю транснациональных компаний. 
К третьей категории относятся региональные компании, которые осуществляют курьерские услуги в пределах одного города, области или нескольких регионов. На их долю приходится около ...% рынка. Количество таких компаний на российском рынке курьерских услуг ежегодно растёт. Крупные корпорации пользуются услугами региональных компаний в населенных пунктах и городах, в которых отсутствуют собственные филиалы. 
Услугами транснациональных корпораций в основном пользуются иностранные компании, либо их представительства. Причем многие контракты заключаются в головных офисах корпораций по всему миру, а не в России. При выборе перевозчика иностранные клиенты уделяют внимание брэнду, его известности и репутации, даже если в России у интеграторов нет конкурентных преимуществ перед российскими перевозчиками. Российские перевозчики в основном предоставляют свои услуги российскому бизнесу и государственным компаниям. Однако все участники рынка соревнуются за клиентов, а также за совершенствование в логистике и системе обслуживания клиентов.
Высокая конкуренция способствует развитию рынка курьерских услуг, сроки и затраты на доставку понижаются, а также стимулирует компании предоставлять полный спектр логистических услуг и сервисных функций. Российский рынок курьерской доставки является высокоёмким и перспективным, что привлекает западные и азиатские страны к России, стимулируя активное проникновение зарубежных компаний на российский рынок. Появление иностранных перевозчиков повышает уровень конкуренции, устанавливая у местных компаний ориентиры на мировые стандарты качества.
3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов 
Уровень конкуренции в настоящее время на рынке курьерских услуг оценивается как высокий. На рынке присутствует около 1,5 тыс. игроков. Конкуренция среди основных игроков рынка продолжит усиливаться. При этом не только за клиентов, но и за высококвалифицированный персонал. На первый план выходят логистические организации, которые не просто оказывают качественный сервис по выгодной стоимости, но и предоставляют дополнительные ценности от сотрудничества. 
...
Основные операторы рынка курьерской доставки в России (ТОП-5) занимают ...% рынка. Самым крупным игроком по итогам 2019 г. является ...
Диаграмма 11. Доли крупнейших конкурентов на рынке курьерской доставки в РФ в 2019 г., в %
Доли крупнейших конкурентов на рынке курьерской доставки в РФ в 2019 г., в %
Оценку совокупной выручки лидеров рынка затрудняет тот факт, что операторы рынка предоставляют данные относительно объемов выручки в целом по компании, без разбивки по отраслям деятельности. Однако общая динамика прослеживается. На протяжении 2014-2019 гг. выручка крупнейших операторов рынка росла в среднем на ...%. 
3.3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
По данным Центра исследований Pony Express, в российском сегменте b2b (доставка почтовых отправлений) электронный документооборот способствует снижению емкости рынка курьерских услуг. 
...
Стоит отметить, что юридические лица в России продолжают использовать бумажный документооборот. Поэтому в рамках реализации задачи по увеличению доли рынка «Почта России» оказывает услуги по приему писем от крупных отправителей (ГИБДД, Ространснадзор, ФССП России, мировые судьи) в электронном виде и юридически значимой их доставке физическим лицам в электронном и бумажном виде.
Глава 4. Прогнозы отрасли
4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года) 
В 2020 г. российская экономика столкнулась сразу с тремя преградами – падением цен на нефть, режимом самоизоляции и снижением спроса на российский экспорт.
Мировой экономический кризис 2008 г. затронул все сферы российской экономики, трудности возникли в реальном и финансовом секторах. К началу 2009 г. российская экономика вступила в промышленную рецессию. Происходит рост безработицы и инфляции, приостановлен ряд инвестиционных программ. Финансовая система России была не готова к мировым экономическим событиям 2007-2008 гг., что и привело к промышленному спаду. Важно отметить, что российская экономика впервые испытывает полномасштабный рыночный кризис, имея слабую финансовую систему, легко приобретает его негативные последствия. Несмотря на то, что начало ситуации было заложено на мировых и финансовых рынках в развитых странах, реакцию российской экономики во многом определяли внутренние причины и особенности ее структуры, а именно сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта, неразвитость частной финансовой системы, наличие нерешенных экономических проблем и др.
Так как рынок курьерских услуг относятся к вторичному рынку — оказание услуг, — то пик спада в отрасли пришелся на середину 2009 г., в то время как в отрасли производства уже начал наблюдаться постепенный рост и оживление. 
...
4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату 
В условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса: правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова утвердила перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки.
По итогам консультаций с бизнес-сообществом Минэкономразвития России представили на утверждение Комиссии следующие отрасли: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и других организаций в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; организации дополнительного образования и негосударственные образовательные учреждения; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты). Список отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434.
Подавляющее большинство объявленных президентом и правительством мер поддержки касаются только отраслей, которые правительство определило в качестве наиболее пострадавших. То есть льготы распространяются только на юр.лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых указанный в едином государственном реестре (ЕГРЮЛ) основной код вида деятельности (ОКВЭД) входит в правительственный список таких отраслей.
...
4.3. Изучение сценариев развития отрасли в условия карантина в связи с covid-2019
Правительство подготовило трехэтапный план восстановления экономики до 2022 г. Полное снятие ограничений для бизнеса запланировано на конец 2021 г.
Правительство намерено реализовать план до конца 2021 г. в три этапа:
Стадия адаптации. Конец 2 кв. - 3 кв. 2020 г. В это время власти обязаны стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших сферах и не допустить рецессию в других. Падение экономики относительно 2 кв. 2020 г. должно прекратиться;
Стадия восстановления. 4 кв. 2020 - 2 кв. 2021 г. В это время правительство должно обеспечить восстановление роста экономики и доходов россиян. К концу 2 кв. 2021 г. не более 20% регионов находились на третьем этапе снятия санитарных ограничений. 
Стадия активного роста. 3 - 4 кв. 2021 г. В это время экономический рост в стране должен стремиться к «темпам выше мировых». В этот период произойдет полное открытие бизнеса с учетом долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований.
Однако, вместе с тем стоит отметить, что планы правительства относительно темпов и сроков роста экономики после кризиса довольно часто не сбываются. 
По словам Главы ВТБ Андрея Костина, сценарий развития кризиса в 2020 г. зависит от длительности карантина, от того, насколько открытой будет экономика, будет ли восстановлено производство. 
Также прогнозировать динамику объема рынка позволяют следующие факторы:
...
4.3.1. Сценарий одного карантина (по китайскому графику выхода)
В рамках сценария одного карантина аналитики компании ГидМаркет прогнозируют в 2020 г. рост рынка на ...%, ...
Диаграмма 13. Прогноз объема рынка курьерской доставки в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина
Прогноз объема рынка курьерской доставки в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина
4.3.2. Сценарий двух карантинов
В рамках двух карантинов аналитики компании ГидМаркет прогнозируют рост рынка курьерских услуг на ...% в 2020 г., ...
...
4.4. Анализ существующих кейсов перестроения бизнеса в отрасли 
Доставка товаров становится новым трендом после пандемии. К примеру, в Москве курьеры компании Delivery Club начали доставлять товары на дом из нескольких магазинов «Магнит», а до конца 2020 г. сервис планируется распространить на Санкт-Петербург и 15 других крупнейших городов России. 
Ситуация с Covid-19 выявила и еще один интересный тренд на рынке доставки. Заказанные товары начали доставлять не только традиционные курьеры на велосипедах и самокатах, но и машины такси, водители которых оказались в трудной ситуации в связи с падением пассажиропотока. 
В компании Yandex также наращивали курьерскую доставку и, воспользовавшись ситуацией с пандемией, объединили все свои сервисы, включая доставку еды и такси, под единым брендом Yandex.Go. По словам разработчиков сервиса, благодаря этому водители и курьеры, выполняющие заказы, будут меньше работать «вхолостую» и меньше ждать новых заказов.
...
DPD во время пандемии ввели сервис подтверждения бесконтактной доставки по пин-коду; использовали альтернативные наземные маршруты, заменившие авиадоставку; добавили возможность онлайн-оплаты отправления через сервис «Управление доставкой».
...
Глава 5. Методология прогнозирования
5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей
Используются современные статистические методы прогнозирования, учитывающие фактическую динамику отрасли и влияние текущей и прогнозируемой общеэкономической ситуации в связи с распространением вируса covid-19. 
Кроме того, при составлении прогноза учитываются изменения реальных доходов населения, тенденции потребительских предпочтений в условиях кризиса,прогнозы развития и степень воздействия иных влияющих на отрасль факторов.
5.2. Источники информации для прогнозирования
Объем отрасли за последние 7-8 лет
Динамика отрасли в 2008-2009 гг., в 2013-2019 гг.*
Динамика макроэкономических показателей за последние 8-9 лет
Текущие планы по оказанию государственной помощи
Базы данных Госкомстата РФ
Базы данных налоговой службы РФ
Базы данных таможенной службы РФ
Открытые источники (сайты, порталы)
Отчетность эмитентов 
Сайты компаний
Архивы СМИ
Региональные и федеральные СМИ
Инсайдерские источники
Специализированные аналитические порталы
* До октября 2020г. финансовые показатели по основным операторам рынка и отраслевые коэффициенты за 2019 г.  – прогноз ГидМаркет на основании динамики за 2015-2018 гг., кроме случаев, когда данные об итогах финансового 2019 г.  оператор раскрывает публично.
5.3. Сроки прогнозирования
Прогноз относится к категории среднесрочных – 5 лет (2020-2024 гг.)

Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика объема рынка курьерской доставки, 2013-2019 гг.
Рисунок 2. Стадия жизненного цикла рынка курьерской доставки
Диаграмма 3. Объем потребления услуг курьерской доставки на душу населения, 2013-2019 гг., руб./чел.
Диаграмма 4. Сегментация услуг курьерской доставки по регионам, 2019 г., %
Диаграмма 5. Динамика ВВП РФ, 2015-2020 гг. (янв.-сент.),% к предыдущему году, трлн руб.
Диаграмма 6. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015–2020 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 7. Динамика уровня инфляции в РФ, 2015-2020 (окт.) гг., %
Диаграмма 8. Динамика численности населения РФ, на 1 января 2012-2020 гг., млн чел., тыс. чел.
Диаграмма 9. Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел.
Диаграмма 10. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015-2020 (9 мес.) гг., %
Диаграмма 11. Доли крупнейших конкурентов на рынке курьерской доставки в РФ в 2019 г., в %
Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка курьерских услуг (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг., млрд руб.
Диаграмма 13. Прогноз объема рынка курьерской доставки в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина
Диаграмма 14. Прогноз объема рынка курьерской доставки в 2020 - 2024 гг. – при сценарии двух карантинов

Таблицы 
Таблица 1. Каналы продвижения
Таблица 2. Данные по тендерам на закупку услуг курьерской доставки свыше 1000 тыс. руб., объявленные с 01.11.20 по 04.12.20 гг.
Таблица 3. Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации (в % к предыдущему году), 2015 - 2019 гг.
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок курьерской доставки
Таблица 5. Основные компании-участники рынка курьерских услуг в 2019 г.
Таблица 6. Оценка влияния последних кризисов на отрасль
Таблица 7. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ