Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Прогноз рынка автошкол в России

Дата выпуска 12.02.2021
Количество страниц 43
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Автошкола — это специализированное учебное заведение, осуществляющее подготовку заинтересованных лиц к сдаче экзаменов на право управления транспортом. В программу обучения в автошколе входит изучение теории а также практические занятия.


Цель исследования

Анализ состояния рынка автошкол, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок автошкол.


Содержание

Глава 1. Экономические характеристики рынка автошкол 

1.1. Размер рынка 
1.2. Темпы роста рынка 
1.3. Тренды рынка 
1.4. Основные проблемы отрасли 
1.5. Стадия жизненного цикла отрасли 
1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей 
1.7. Оценка объема потребления на душу населения 
1.8. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций 
1.9. Каналы реализации продукции 
1.10. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах 

Глава 2. Общая экономическая среда 

2.1. Экономические компоненты 
2.2. Социальные компоненты 
2.3. Технологические компоненты 
2.4. Политические компоненты 
2.5. STEP-анализ рынка 

Глава 3. Оценка степени конкуренции 

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная) 
3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурент 
3.3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей 

Глава 4. Прогнозы отрасли 

4.1. Анализ влияния последних кризисов на отрасль (мировой кризис 2008 года и валютный кризис в России 2014 года) 
4.2. Анализ влияния на отрасль государственной помощи на текущую дату 
4.3. Изучение сценариев развития отрасли в условия карантина в связи с covid-2019 
4.3.1. Сценарий одного карантина (по китайскому графику выхода) 
4.3.2. Сценарий двух карантинов 
4.4. Анализ существующих кейсов перестроения бизнеса в отрасли 

Глава 5. Методология прогнозирования 

5.1. Методы прогнозирования ключевых отраслевых показателей 
5.2. Источники информации для прогнозирования 
5.3. Сроки прогнозирования


Отрывок из исследования

Глава 1. Экономические характеристики рынка автошкол 

1.1. Размер рынка 

Автошкола — это специализированное учебное заведение, осуществляющее подготовку заинтересованных лиц к сдаче экзаменов на право управления транспортом. В программу обучения в автошколе входит изучение теории (ПДД, технических особенностей транспортных средств и т. п.), а также практические занятия (езда по городу и автодрому).

По итогам 2019 года объем рынка автошкол в России по оценке ГидМаркет составил … млрд руб., что на …% выше уровня 2018 года. Доля рынка в размере ВВП России невелика и составляет порядка …%, отрасль является небольшой в масштабах всей экономики страны.

1.2. Темпы роста рынка 

Темпы роста рынка в периоде 2013-2019 годов позволяют констатировать, что динамика рынка автошкол связана напрямую с реформой, начавшейся в РФ в 2013 году. С тех пор увеличился срок обучения до трёх-четырёх месяцев, экзаменов стало три вместо двух, автошколы начали проходить дорогостоящую процедуру лицензирования, согласовывать программы с ГИБДД и так далее.

Власти аргументировали эти меры желанием снизить смертность на дорогах к 2020 году на треть, ежегодно ужесточая требования. В связи с реформами учебным заведениями пришлось значительно поднять цены на обучение. Изменения происходили на фоне экономического кризиса 2014–2016 годов, потому желающих сдавать на права становилось всё меньше, как и учебных заведений.

Ежегодно с рынка уходит до 10% предприятий, не справляющихся с динамикой отрасли. Аналогичная ситуация наблюдалась на рынке в период с 2014-2016 годы, когда предприятия могли потерять лицензию или получали предписания на приостановление незаконной деятельности, в связи с чем количество автошкол в 2015 году снизилось более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. 

Диаграмма 1. Динамика количества автошкол в РФ в 2014-2019 гг., ед.

Динамика количества автошкол в РФ в 2014-2019 гг., ед.

За 2019 год права получили … млн человек, что примерно соответствует результатам 2017-2018 годов и намного меньше уровня 2015-2016 годов и тем более 2014 года и ранее. 

Резкое снижение количества автошкол в 2014 году повлекло за собой снижение рынка в стоимостном выражении на …%. Несмотря на рост тарифов в 2015 году рынок стагнировал. Далее вплоть до 2019 года динамика рынка была негативной, причем связано это было не только с государственным регулированием рынка. Эксперты также называют следующие факторы:

- Экономический. Несмотря на то, что численность автопарка в России продолжает расти (хотя и медленно. Например, в 2019 году прирост составил 2,0%), одновременно средний возраст автомобиля в России постепенно повышается. Около трети парка составляют машины старше 15 лет.
- … 

Диаграмма 3. Динамика объема рынка автошкол, 2013 – 2019 гг., млрд. руб.

Динамика объема рынка автошкол, 2013 – 2019 гг., млрд. руб.

1.3. Тренды рынка

Можно выделить следующие тренды и тенденции рынка автошкол в РФ:
- Динамика рынка является в целом негативной.
- …

1.4. Основные проблемы отрасли 

К основным проблемам отрасли относятся:
- Особенностью отрасли в настоящее время является определяющее влияние политико-правовых факторов. Значительные проблемы возникли у участников рынка в 2013-2014 годах, когда реформа повлекла за собой снижение количества автошкол в 2 раза. 
- …

1.5. Стадия жизненного цикла отрасли 

Рынок автошкол в России находится на стадии зрелости (насыщения) жизненного цикла товаров: 
- Объем спроса стабилен или незначительно снижается;
- …

1.6. Оценка числа покупателей и их финансовых возможностей 

Теоретически получить права могут все граждане старше 18 лет, что составляет около 116,5 млн человек или …% общей численности населения РФ. Однако более половины совершеннолетних граждан уже имеют права. Потенциальными потребителями услуг автошкол можно считать около 40-45 млн человек.

Динамику объема потребления услуг рассматриваемого рынка определяют:
- тенденции в показателе реальных доходов населения (см. раздел 2.2);
- тенденции в показателе неравномерности распределения доходов населения по регионам и по слоям населения.

Глава 2. Общая экономическая среда 

Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок автошкол. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.

2.1. Экономические компоненты 

ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.

На диаграмме 7 представлены темпы роста ВВП Российской Федерации с 2007 по 2020 годы в сопоставимых ценах (в ценах 2016 года). 

Таблица 4. Прогнозы различных источников по показателю реального ВВП в России в 2020-2023гг. (базовый сценарий), %

. Прогнозы различных источников по показателю реального ВВП в России в 2020-2023гг. (базовый сценарий), %

2.2. Социальные компоненты 

 …
В течение 2010-2018 годов наблюдался рост численности населения. Прирост …% в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом обусловлен помимо естественного прироста и прироста за счет миграции присоединением к территории государства Республики Крым и города Севастополя. Однако на начало 2018 года темп прироста численности населения упал до …% к предыдущему 2017 году, в 2019 году (на 1.01.2019) рост населения прекратился, уровень вернулся к значению 2017 года. По данным на 1 января 2020 года наблюдалось очередное снижение на …%. 

Диаграмма 11. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2020 гг. (1-3 кв.), % к предыдущему году

Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2020 гг. (1-3 кв.), % к предыдущему году

2.3. Технологические компоненты 

Технологические факторы можно разделить на две группы: развитие технологий преподавания и развитие технологий со стороны автоинспекции:
В России планируется ввести систему электронных водительских прав. Кроме того, планируется применять электронные базы данных для контроля за водителями такси и техническим состоянием их машин. Применение электронных документов также позволит бороться с поддельными водительскими удостоверениями и ситуациями, когда одними правами пользуются люди с похожей внешностью. 

2.4. Политические компоненты 

Особое влияние на рынок автошкол оказывают политико-правовые факторы. Так, например, реформа 2013-2014 годов повлекла за собой существенное снижение количества школ в 2015 году.

В 2020 году приняты изменения по поводу правил получения водительского удостоверения. Главные изменения в правилах получения водительских прав вступят в силу 01 апреля 2021 года. 

В ГИБДД перестанут проводить экзамены на площадках (для тех, кто получает права на мотоцикл, – категория А, подкатегория А1 – площадка остается, также как и для тех, кто получает права категории М). Согласно новым правилам получения прав практический экзамен должен быть проведен не позднее 6-месячного срока со дня сдачи теоретического экзамена. В противном случае результаты теоретического экзамена будут аннулированы и кандидату в водители придется пересдавать теорию. 

Согласно новому постановлению, в случае если на момент обращения в ГИБДД кандидата в водители автошкола, где он осуществлял подготовку для управления транспортным средством, лишилась лицензии, кандидат в водители не будет допускаться к сдаче экзаменов.

Если раньше у каждого подразделения ГИБДД был свой строго утверждённый маршрут для экзамена на права, которые курсанты «заучивали» во время практического вождения в автошколе, то теперь будет утверждаться только перечень районов и улиц, по которым будет проходить экзамен. Сам маршрут в рамках этих территорий может быть выбран на усмотрение экзаменатора.

Постановлением утверждаются сроки пересдачи экзаменов:
- теоретический экзамен – не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения несданного теоретического экзамена (после третьей и последующих попыток - не ранее чем через 1 месяц и не позднее 3 месяцев);
- практический экзамен (вождение) – не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения несданного практического экзамена (после третьей и последующих попыток, - не ранее чем через 1 месяц и не позднее 3 месяцев).

Повторный теоретический или практический экзамен могут быть проведены позднее указанных сроков, при поступлении в подразделение ГИБДД заявления кандидата о переносе сроков проведения повторного экзамена.

Влияние политико-правовых факторов разнонаправлено: с одной стороны, периодически ужесточаются требования к школам, что оценивается как увеличение барьеров для выхода новых игроков. С другой стороны, изменение правил управления автомобилями может увеличить поток клиентов в автошколы.

Лицензирование. Деятельность автошкол подлежит лицензированию.

Эта норма зафиксирована в двух федеральных законах: «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О безопасности дорожного движения». Лицензию выдаёт региональный орган образования. Например, департамент или министерство образования области. 

Получение лицензии - непростая и многоэтапная процедура, которая займёт несколько месяцев. Для подготовки обращения в департамент образования необходимо пройти проверки в других контролирующих органах — СЭС и пожарной инспекции. Также владелец автошколы полностью должен подготовить её к открытию - это включает ремонт помещения, подготовку автодрома, закупку парка машин и набор персонала.

Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России. Основными направлениями деятельности государства и стратегическими задачами в настоящее время являются – выработка новых моделей сотрудничества с США и ЕС и утверждение России в мировой валютной системе. Антироссийские санкции и в целом резкое ухудшение отношений между западными странами и РФ во многом определяют внешнюю политику России. 

Кредитная политика. Сегодня достаточно сложно представить поступательное развитие экономики без активного участия кредитной системы. Следует также отметить, что оценка доступности кредитных ресурсов как для юридических, так и для физических лиц является значимым показателем, позволяющим дать оценку не только востребованности кредитных средств, но и может служить отражением реальной экономической ситуации как в регионе, так и в экономике в целом. 

Правительство РФ ведет активную деятельность, направленную на доступность кредитных средств. Как видно в таблице 6 и на диаграмме 16 средневзвешенная процентная ставка в 2016-2020 годах имеет тенденцию к уменьшению. Низкие стабильные процентные ставки позволят более уверенно планировать бизнес, планировать потребительские расходы. Положительное влияние фактора.

2.5. STEP-анализ рынка 

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.

Глава 3. Оценка степени конкуренции 

3.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная) 

Глобальная конкуренция: рынок автошкол является рынком услуг. В отличие от товарных рынков, где присутствуют потоки экспортного и импортного направлений движения продукции, на рынках услуг отсутствуют подобные потоки, поэтому глобальная конкуренция как таковая отсутствует. 

Национальная конкуренция: развита незначительно вследствие наличия на рынке только двух крупных игроков, имеющих автошколы в нескольких городах России (см. раздел 3.2). 

Региональная конкуренция: выражена слабо. 

Локальная конкуренция: развита на российском рынке услуг автошкол. Небольшие компании предлагают услуги в определенных населенных пунктах (или даже районах крупных городов) и близлежащих районах в рамках одного региона.

Таким образом, на рынке автошкол в России наиболее выражена локальная конкуренция и в меньшей степени – национальный вид конкуренции.

3.2. Количество конкурентов и относительные рыночные доли крупнейших конкурентов 

В качестве крупнейших игроков – лидеров рынка автошкол в РФ выступают сети автошкол, как основанные на базе советских структур и развивающие деятельность более 30ти лет (ДОСААФ, ВОА – Всероссийское общество автолюбителей), так и новые, действующие на рынке не более 10-ти лет, активно развивают как собственную сеть, так и франшизу и онлайн-обучение (Автошкола Джек, Авто-онлайн, Светофор).

Диаграмма 17. Доли крупнейших конкурентов на рынке автошкол в 2019 г., %

Доли крупнейших конкурентов на рынке автошкол в 2019 г., %

Динамика совокупной выручки лидеров рынка имеет тенденцию к снижению: за период с 2015 года по 2019 год она упала на …%. Темпы падения данного показателя превышают темпы падения рынка, поэтому можно сделать вывод об отсутствии процессов концентрации на рынке автошкол в России.


Список диаграмм

Диаграмма 1. Динамика количества автошкол в РФ в 2014-2019 гг., ед. 
Диаграмма 2. Динамика количества выданных водительских удостоверений в РФ в 2010-2019 гг., млн ед. 
Диаграмма 3. Динамика объема рынка автошкол, 2013 – 2019 гг., млрд. руб. 
Рисунок 4. Стадия жизненного цикла отрасли 
Диаграмма 5. Объем потребления на рынке автошкол на душу населения, 2015-2019 гг., руб./чел.
Диаграмма 6. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах,  
Диаграмма 7. Динамика ВВП РФ, 2007-2019 гг., 1 полугодие 2020г., % к предыдущему го 
Диаграмма 8. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 –2020 гг. (янв.-окт.), руб. за 1 доллар США 
Диаграмма 9. Динамика численности населения РФ на 1 января, 2010-2020 гг., млн чел., %
Диаграмма 10.  Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел. 
Диаграмма 11. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2020 гг. (1-3 кв.), % к предыдущему году 
Диаграмма 12. Динамика числа родившихся на 1000 населения за год в 1993-2019гг., чел./1000 чел.
Диаграмма 13. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в 2009-2019 гг., единиц 
Диаграмма 14. Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ в 2014-2019 гг., тыс. шт. 
Диаграмма 15. Объем рынка подержанных автомобилей в России в 2014-2019гг., тыс. шт.
Диаграмма 16. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2015-2020 (янв.-июн.), гг., % 
Диаграмма 17. Доли крупнейших конкурентов на рынке автошкол в 2019 г., % 
Диаграмма 18. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка автошкол (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг., млрд руб. 
Диаграмма 19. Прогноз объема рынка автошкол в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина, млрд руб. 
Диаграмма 20. Прогноз объема рынка автошкол в 2020 - 2024 гг. – при сценарии двух карантинов, млрд руб.


Список таблиц

Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов населения в России по 20-процентным группам населения в 2012-2019гг., руб., % 
Таблица 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в апреле 2019 и апреле 2020 года, руб. 
Таблица 3. Каналы реализации (продвижения) продукции, 2019 год, ед. изм. 
Таблица 4. Прогнозы различных источников по показателю реального ВВП в России в 2020-2023гг. (базовый сценарий), % 
Таблица 5. Средние цены производителей и ИПЦ на отдельные виды промышленных товаров по РФ на конец периода в 2014-2020гг. (январь-март), рублей за единицу измерения, % 
Таблица 6. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2015-2020 (янв.-июн.) гг. 
Таблица 7. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автошкол 
Таблица 8. Основные компании-участники рынка автошкол в 2019 г. 
Таблица 9. Оценка влияния последних кризисов на отрасль 
Таблица 10. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи (для всех организаций отрасли)