Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка воздушных перевозок в России

Дата выпуска 06.01.2020
Количество страниц 52
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Воздушный транспорт является стратегически значимым звеном российской экономики, так как играет ключевую роль в решении задач: обеспечения транспортной доступности перевозок для населения, повышение качества жизни населения и уровня развития экономики


Цель исследования

Анализ состояния рынка воздушных перевозок, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок воздушных перевозок


Содержание

Часть 1. Обзор российского рынка воздушных перевозок

1.1. Определение и характеристики российского рынка воздушных перевозок
1.2.  Динамика объема российского рынка воздушных перевозок, 2014-2018гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка воздушных перевозок по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке воздушных перевозок в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления воздушных перевозок

3.1. Оценка объема потребления воздушных перевозок на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка воздушных перевозок до 2023 года

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования

Часть 1. Обзор российского рынка воздушных перевозок

1.1. Определение и характеристики российского рынка воздушных перевозок

Воздушный транспорт является стратегически значимым звеном российской экономики, так как играет ключевую роль в решении задач: 
обеспечения транспортной доступности перевозок для населения, повышение качества жизни населения и уровня развития экономики;  
использования транзитного потенциала Российской Федерации, интеграции в мировую транспортную систему и повышения ее конкурентоспособности на глобальном рынке;  
обеспечения экономической безопасности государства путем сохранения его транспортной целостности;
готовности к чрезвычайным ситуациям в части модернизации и эксплуатации объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

Диаграмма 1. Структура рынка транспортных услуг по видам, 2018 г

 Структура рынка транспортных услуг по видам, 2018 г

1.2.  Динамика объема российского рынка воздушных перевозок, 2014-2018гг.

На протяжении 2014-2018 гг. объем рынка воздушных перевозок в денежном выражении …

Диаграмма 3.  Динамика объема рынка авиаперевозок в РФ за период 2014-2018 гг. в денежном выражении, млрд руб.

 инамика объема рынка авиаперевозок в РФ за период 2014-2018 гг. в денежном выражении, млрд руб.

В сфере пассажироперевозок воздушным транспортом был отмечен как …

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 

В 2018 г. грузоперевозки на рынке авиаперевозок составляли лишь …%, в то время как в пассажироперевозки составили … %. 

1.4. Структура рынка воздушных перевозок по ФО

В 2018 г. в структуре оказания воздушных перевозок наибольшую долю занимал …

1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

Основные тенденции на рынке авиаперевозок:

1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.

Социальные (демографические)

Диаграмма 10. Динамика численности населения РФ, 2014-2019 (нояб.) гг.

 Динамика численности населения РФ, 2014-2019 (нояб.) гг.

Уровень реальных доходов населения. 

Экономические

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Является основным, наиболее полным официальным показателем общественного благосостояния. 

Индекс промышленного производства показывает общий объем всего промышленного производства, коммунальных услуг и т.п. в денежном выражении. 

На протяжении 2014-2018 гг. индекс промышленного производства имел разновекторную направленность. 

Уровень инфляции. 

Технологические

Процесс обновления парка в авиакомпаниях РФ в настоящее время и на долгосрочную перспективу будет увязан с действием таких факторов, как:
расширение производства модельного ряда отечественных самолетов и поэтапное развитие инструментов поддержки их продаж, а также системы послепродажного обслуживания; 
влияние единой таможенно-тарифной политики стран – членов Евразийского экономического союза;
начало поступления самолетов нового поколения производства Boeing и Airbus в парки авиакомпаний-лидеров, что последовательно будет менять модель спроса на закупку воздушных судов отечественного производства.

Диаграмма 18. Стоимость авиационного топлива ТС-1 2014-2019 (нояб.) гг., руб./т.

 Стоимость авиационного топлива ТС-1 2014-2019 (нояб.) гг., руб./т.

Политические

Регулирование отрасли.  В России существует ряд законов, регулирующих отрасль воздушных перевозок: «Воздушный кодекс Российской Федерации», «О государственном регулировании развития авиации», «О транспортной безопасности»; постановлений Правительства Российской Федерации: «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»; распоряжений Правительства Российской Федерации («О Транспортной стратегии Российской Федерации», «Об утверждении перечня аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации»), приказов Минтранса РФ, ГОСТов, технических регламентов («Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» и т.д.). Кроме того, услуги в аэропортах относятся к регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Гос. поддержка. В федеральных округах и регионах РФ продолжается реализация региональных программ по развитию транспортной инфраструктуры, модернизации парка ВС, субсидированию внутренних региональных (местных) и межрегиональных авиаперевозок. Положительное влияние фактора.

Сертификация. Согласно Федеральным авиационным правилам "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" введенных в действие 30 марта 2004 г. экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности экземпляров ВС.

Положительное влияние фактора.

Лицензирование. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и(или) грузов.

Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок воздушных перевозок

 STEP-анализ факторов, влияющих на рынок воздушных перевозок

В целом влияние макрофакторов на рынок воздушных перевозок можно оценить как …

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Рассмотрим финансово-экономические показатели по отрасли (51.10) «Деятельность пассажирского воздушного транспорта» и (51.21) «Деятельность грузового воздушного транспорта» в динамике, за 2014-2018 гг.

Прибыль от реализации услуг

Валовая рентабельность
Валовая рентабельность — это валовая прибыль, деленная на выручку от продаж (без учета акцизов и НДС). Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Валовая рентабельность служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов. 

Таблица 6. Валовая рентабельность отрасли воздушных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., %

 Валовая рентабельность отрасли воздушных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., %

Рентабельность прибыли
Показатель рентабельности по итогам 2018 г. в отрасли «Деятельность грузового воздушного транспорта» составляет … %, а в отрасли «Деятельность пассажирского воздушного транспорта» - … %. 

Абсолютная ликвидность

Текущая ликвидность

Индексы деловой активности

Финансовая устойчивость

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке воздушных перевозок в России 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Крупнейшими игроками на рынке воздушных перевозок по итогам 2018 г. являются Группа «ХХХ» 

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

По состоянию на 2018 г. крупнейшими операторами рынка воздушных перевозок  в России остается Группа «ХХХ», занимая … %. 

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления воздушных перевозок

3.1. Оценка объема потребления воздушных перевозок на душу населения

На протяжении 2014-2018 гг. объем потребления воздушных перевозок на душу населения неизменно увеличивался.  

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

Современное состояние и развитие услуг грузового и пассажирского транспорта не приводит к росту потребностей населения, организации в своевременности, надежности, доступности, безопасности и экологичности. Это связано, в основном, с недостаточно развитой системой стратегического управления в организациях, с высокой степенью изношенности транспортных средств и инфраструктуры.

С развитием высокого уровня конкуренции многие транспортные компании начинают уделять больше внимания решению проблемы повышения качества услуг в соответствии с требованием времени, тем самым повышая их конкурентоспособность. 

Необходим переход на качественно иной уровень развития отрасли, для чего у России есть объективный потенциал. Это прежде всего географическое положение как основа для развития транзитных грузопотоков, это рост экономики, необходимый для развития экспортно-импортных перевозок грузов, и, наконец, численность населения страны и рост покупательской способности как основа для рынка «домашних» перевозок.

Перспективным является и развитие мультимодальных транзитных точек, в которых можно было бы сочетать воздушный и железнодорожный транспорт, а в некоторых местах - еще речной и морской. Такая сетевая доставка груза (порт - станция - аэропорт) позволит нашим авиаперевозчикам значительно снизить расходы на логистику и обеспечить приемлемые сроки доставки грузов.

Анализ ситуации с грузоперевозками не дает полного представления о ситуации с динамикой транспортных услуг в целом, так как не затронута еще одна сфера деятельности, это пассажирские перевозки.

Для обеспечения высокого сервиса, в пассажирских перевозках необходимо соответствующее техническое оснащение и инфраструктура. В сервисном обслуживании пассажиров, при перевозке, основная роль возлагается на пассажирские компании и сервис-центры.

В настоящее время рынок авиационных перевозок и авиатранспортная инфраструктура Российской Федерации проходят очередной цикл трансформации и модернизации.

3.3. Описание потребительских предпочтений

Согласно результатам исследования Института общественного мнения, когда-либо летали на самолетах … % россиян. Причем этот показатель ощутимо варьируется в зависимости от уровня дохода и размера населенного пункта, в котором проживают респонденты. 

Отметим, что… % пользовались при авиапутешествиях услугами крупных российских авиакомпаний, тогда как зарубежными — только … %. Еще меньшей популярностью среди россиян пользуются отечественные и зарубежные лоукостеры.

При выборе авиаперевозчика груза компании обращают внимание на следующее:

Время доставки. Порядочные компании не будут тянуть время и не дадут грузу залеживаться на складах. Особенно если это экспресс-доставка.

Обширные партнерские сети. Чем больше у перевозчика партнеров как внутри страны, так и по миру, тем быстрее и качественнее будет доставлен груз в любой пункт. Добросовестный перевозчик всегда может предоставить список своих партнерских сетей, с которым можно ознакомиться.

Ограничения по весу. Обычно, квалифицированные перевозчики не делают подобных ограничений. Если компания гарантирует клиенту перевозки грузов любого веса и сложности (опасные, негабаритные, хрупкие грузы и т.д.), то это профессиональная компания.

Наличие складов. Если необходима срочная отправка грузов, но хранить груз негде, то можно воспользоваться складами авиаперевозчика. Крупные компании всегда имеют подобные склады для ответственного хранения груза своих клиентов.

Авиаперевозчики грузов с хорошей репутацией предлагают в первую очередь широкий ассортимент услуг, как, например, экспедирование грузов, грузоперевозка «от двери к двери», ответственное хранение грузов на складах и прочие.

3.4. Ценовой анализ

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг - возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Средний тариф на перевозку 1 т. груза/почты на международных воздушных линиях (МВЛ) в среднем на … % выше, чем стоимость перевозки на внутренних воздушных линиях (ВВЛ). 

Диаграмма 32. Средний тариф на перевозку 1 т. груза или почты по МВЛ и ВВЛ, руб./т.

 

Воздушная гражданская авиация находится в юрисдикции действия Приказа Минтранса № 155 от 25.09.2008 г., утверждающего единые Правила формирования и применения тарифов на регулярные авиационные перевозки пассажиров и багажа.

Тарифы пассажирских перевозок разделяются на регулируемые и нерегулируемые:
регулярные перевозки по регулируемому тарифу осуществляются с использованием тарифных ставок, которые были утверждены региональным органом власти либо органом самоуправления с обязательным сохранением положенных льгот на проезд определённым категориям граждан;
регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с использованием ставок, определяемых транспортной компанией. 

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Наиболее значимые положительные факторы. 

К наиболее значимым негативным факторам относятся следующие. 

Часть 5. Прогноз развития рынка воздушных перевозок до 2023 года 

Осуществим анализ рынка на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в данной отрасли. 

Аналитики компании ГидМаркет прогнозируют …
Следует отметить, что данный прогноз справедлив только для среднесрочной перспективы. 

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. 
… 
Как на рынке грузоперевозок, так и на рынке пассажироперевозок, потребители услуг отдают предпочтение крупным игрокам рынка. 


Диаграммы

Диаграмма 1. Структура рынка транспортных услуг по видам, 2018 г., %
Диаграмма 2. Виды ВС, зарегистрированных в России, 2019 г., %
Диаграмма 3. Динамика объема рынка авиаперевозок в РФ за период 2014-2018 гг. в денежном выражении, млрд руб.
Диаграмма 4. Динамика объема рынка грузовых авиаперевозок в РФ за период 2014-2019 (10 мес.) гг. в натуральном выражении
Диаграмма 5. Динамика объема рынка пассажирских авиаперевозок в РФ за период 2014-2019 (10 мес.) гг. в натуральном выражении
Диаграмма 6. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ, 2018 г., %
Диаграмма 7. Структура рынка пассажироперевозок в РФ, 2019 г., %
Диаграмма 8. Структура рынка пассажироперевозок в РФ, 2019 г., %
Диаграмма 9. Структура оказания воздушных перевозок в РФ по ФО, 2018, %
Диаграмма 10. Динамика численности населения РФ, 2014-2019 (нояб.) гг.
Диаграмма 11. Динамика реальных доходов населения РФ, 2014 –2019 (янв.-сент.) гг.
Диаграмма 12. Динамика ВВП РФ, 2014 - 2019 гг., % к прошлому году
Диаграмма 13. Динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015-нояб. 2019 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 14. Динамика уровня инфляции в РФ, 2014-нояб. 2019 гг.
Диаграмма 15. Среднегодовые цены на российскую нефть в период 2014-нояб. 2019 гг.
Диаграмма 16. Объем розничной торговли в РФ, трлн руб., 2014 - 2019 (янв.-сент.) гг.
Диаграмма 17. Численность парка ВС, тыс. ед.
Диаграмма 18. Стоимость авиационного топлива ТС-1 2014-2019 (нояб.) гг., руб./т.
Диаграмма 19. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в отрасли услуг авиатранспорта в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг.,
Диаграмма 20. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере воздушных перевозок за 2014-2018 гг., раз
Диаграмма 21. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере воздушных перевозок, за 2014-2018 гг., сут. дн.
Диаграмма 22. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере воздушных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., %
Диаграмма 23. Доли крупнейших конкурентов на рынке воздушных перевозок в РФ в 2018 г., %
Диаграмма 24. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка (ТОП-5) в России, 2014-2018 гг., млрд руб.
Диаграмма 25. Объем потребления воздушных перевозок на душу населения, 2014-2018 гг., руб./чел.
Диаграмма 26. Распределение респондентов по ФО имеющих опыт полетов, %
Диаграмма 27. Направления полетов, %
Диаграмма 28. Распределение респондентов по ФО имеющих опыт полетов, %
Диаграмма 29. Факторы выбора авиакомпании, %
Диаграмма 30. Поставщики транспортных услуг, вызывающие наибольшее доверие, %
Диаграмма 31. Оценка состояния авиаперевозок в России, %
Диаграмма 32. Средний тариф на перевозку 1 т. груза или почты по МВЛ и ВВЛ, руб./т.
Диаграмма 33. Средний тариф на перевозку 1 пассажира по МВЛ и ВВЛ, руб./пасс.
Диаграмма 34. Прогноз объема рынка воздушных перевозок в 2019-2023 гг., млрд руб.
Рисунок 1. Стадия жизненного цикла рынка воздушных перевозок


Таблицы 

Таблица 1. Выручка от реализации услуг за 2014-2018 гг., млрд руб.
Таблица 2. Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации (в % к предыдущему году), 2014 -  11 мес. 2019 гг.
Таблица 3. Динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 – нояб. 2019 гг., руб. за 1 доллар США
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок воздушных перевозок
Таблица 5. Прибыль (убыток) от реализации услуг авиатранспорта по ФО РФ, 2014-2018 гг., млн руб.
Таблица 6. Валовая рентабельность отрасли воздушных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., %
Таблица 7. Абсолютная ликвидность в сфере воздушных перевозок  в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., раз
Таблица 8. Основные компании-участники рынка воздушных перевозок в России
Таблица 9. Основная информация об участнике рынка  воздушных перевозок «ХХХ» (головной компании ПАО «ХХХ»)
Таблица 10. Основная информация об участнике рынка  воздушных перевозок ПАО «ХХХ»
Таблица 11. Основная информация об участнике рынка воздушных перевозок ГК «ХХХ»
Таблица 12. Основная информация об участнике рынка воздушных перевозок ГК «ХХХ»
Таблица 13. Основная информация об участнике рынка воздушных перевозок ОАО Авиакомпания «ХХХ»
Таблица 14. Индексы потребительских цен на грузовые перевозки воздушным транспортом по субъектам РФ, 2014 - 11 мес. 2019 гг., %
Таблица 15. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка воздушных перевозок