Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка ремонта, обслуживания, очистки и освиде­тельство­вания танк-кон­тейне­ров в России

Дата выпуска 10.02.2021
Количество страниц 159
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Танк-контейнеры (контейнеры-цистерны, «танки», КЦ) - мультимодальные транспортные единицы, предназначенные для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов. Танк-контейнер представляет собой контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов) и цистерны, оборудованной сливной арматурой и устройствами для осуществления разгрузки, как под действием силы тяжести, так и под давлением. 

Танк-контейнеры применяются для транспортировки автомобильным, железнодорожным или морским транспортом, а также для хранения продуктов производства. 


Цель исследования 

Анализ состояния рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок танк-контейнеров


Содержание

Часть 1. Анализ рынка танк-контейнеров в России, 2017-2019гг., с прогнозом до 2024г. 

Глава 1. Обзор рынка танк-контейнеров в России 

1.1. Обзор танк-контейнеров: 
1.1.1. Описание танк-контейнеров 
1.1.2. Основные виды грузов, транспортируемых в танк-контейнерах 
1.1.3. Виды танк-контейнеров 
1.1.4. Назначенный срок службы танк-контейнеров 
1.1.5. Периодичность обслуживания. Перечень операций при обслуживании танк-контейнеров 16
1.1.6. Основные неисправности танк-контейнеров 
1.1.7. Требования к ремонту, обслуживанию и освидетельствованию, выдаваемые документы Регистром российского морского судоходства, гарантийная ответственность 
1.2. Основные характеристики рынка 
1.3. Объем производства 
1.4. Доля импорта на рынке 
1.5. Динамика объема рынка 2017-2019гг. Потенциальная ёмкость рынка 
1.6. Оценка количества танк контейнеров в России 
1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка 
1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок 
1.8.1. Социальные факторы 
1.8.2. Технологические факторы 
1.8.3. Экономические факторы 
1.8.4. Политические факторы 
1.8.5. Выводы о влиянии факторов на рынок 
1.9. Структура рынка: 
1.9.1. по видам танк-контейнеров 
1.9.2. по возрасту танк-контейнеров 
1.10. Основные маршруты следования танк-контейнеров по территории России 

Глава 2. Анализ конкурентов-производителей танк-контейнеров ТОП 7 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 
2.3. Ассортимент танк-контейнеров крупнейших производителей 

Глава 3. Основные российские собственники, операторы/экспедиторы танк-контейнеров 

3.1. Основные российские собственники, жд операторы/экспедиторы танк-контейнеров по железной дороге. 
3.1.1. Профили основных игроков 
3.1.2. Действующий на 01.01.2020 парк танк-контейнеров основных игроков (при наличии информации на сайтах игроков и в других открытых источниках) 
3.2. Остальные российские экспедиторы, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах 
3.2.1. Профили основных игроков 
3.2.2. Действующий на 01.01.2020 парк танк-контейнеров основных игроков (при наличии информации на сайтах игроков и в других открытых источниках) 

Глава 4. Основные тенденции на мировом рынке танк-контейнеров 

Глава 5. Анализ отрасли в условиях кризиса 

Глава 6. Прогноз развития рынка танк-контейнеров в России до 2024г. 


Часть 2. Анализ рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России, 2017-2019гг., с прогнозом до 2024г. 

Глава 1. Обзор рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России

1.1. Описание услуг ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров 
1.2. Основные характеристики рынка 
1.3. Динамика объема рынка 2017-2019гг. Потенциальная ёмкость рынка 
1.4. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка 
1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок 
1.5.1. Социальные факторы
1.5.2. Технологические факторы 
1.5.3. Экономические факторы 
1.5.4. Политические факторы 
1.5.5. Выводы о влиянии факторов на рынок 
1.6. Структура рынка по видам услуг 
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности 

Глава 2. Анализ конкурентов-сервисных компаний в России ТОП 7 

2.1. Уровень конкуренции на рынке 
2.2. Крупнейшие игроки на рынке 
2.3. Доли на рынке крупнейших конкурентов 
2.4. Ассортимент обслуживаемых танк-контейнеров 
2.5. Существующие ремонтные площадки основных конкурентов 
2.6. Цены основных конкурентов 
2.7. Сильные и слабые стороны основных конкурентов 

Глава 3. Анализ потребления 

3.1. Насыщенность рынка 
3.2. Основные потребительские тренды в России 
3.3. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку 

Глава 4. Анализ отрасли в условиях кризиса 

Глава 5. Прогнозы и выводы 

5.1. Барьеры, существующие на рынке 
5.2. Перспективы и драйверы роста рынка 
5.3. Прогноз развития рынка до 2024 года 
5.4. Рекомендации по выходу на рынок 
5.5. Ключевые выводы по исследованию 


Отрывок из исследования

Часть 1. Анализ рынка танк-контейнеров в России, 2017-2019гг., с прогнозом до 2024г.

Глава 1. Обзор рынка танк-контейнеров в России

1.1. Обзор танк-контейнеров:
1.1.1. Описание танк-контейнеров
Танк-контейнеры (контейнеры-цистерны, «танки», КЦ) - мультимодальные транспортные единицы, предназначенные для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов. Танк-контейнер представляет собой контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов) и цистерны, оборудованной сливной арматурой и устройствами для осуществления разгрузки, как под действием силы тяжести, так и под давлением. 

1.1.2. Основные виды грузов, транспортируемых в танк-контейнерах
Перевозка грузов в танк-контейнерах применяется для следующих веществ – сыпучие, жидкости и газы. Наиболее широкое применение получила транспортировка жидкостей и газов.
Если рассматривать разделение грузов по другому критерию, то в танк-контейнерах можно транспортировать или хранить:

1.1.3. Виды танк-контейнеров
Существует 2 основных классификации танк-контейнеров по видам. 
Для классификации ранее использовалась старая система (IMO-1, IMO-0, IMO-2, IMO-5): танк-контейнеры подразделяются на несколько типов, которые в свою очередь, означают пригодность к перевозке того или иного груза. В настоящее время согласно Portable Tank Instruction используется система Т-кодов от T1 до T75.

1.1.4. Назначенный срок службы танк-контейнеров
Чаще всего расчетный срок службы составляет … лет (на некоторые модели, к примеру, газовые ТКМ5-25ВМ, ТКМ5-45-20, устанавливается срок … лет). Но с учетом дополнительной диагностики танк-контейнеров и при успешном прохождении испытаний на прочность, ресурс танк-контейнера может быть продлен Российским морским регистром судоходства (РМРС).

1.1.5. Периодичность обслуживания. Перечень операций при обслуживании танк-контейнеров
Основные направления обслуживания танк-контейнеров включают: ремонт, очистку и освидетельствование. Дополнительными направлениями сервиса также могут быть: продажа, аренда, хранение, экспертиза технического состояния, оценка стоимости танк-контейнера, поставка и продажа запчастей для осуществления ремонта, изготовление знаков опасности, маркировки и надписей и т.п.
В перечень обязательных мероприятий по обслуживанию танк-контейнеров входит мойка (очистка, пропарка) на специальном оборудовании, которое обеспечивает качественную очистку поверхностей даже после перевозки грузов класса опасности 6.1 и латекса.

1.1.6. Основные неисправности танк-контейнеров
Танк-контейнеры не должны предъявляться к перевозке, если:
- при недоливе перемещение жидкости внутри цистерны может создать недопустимые гидравлические нагрузки;
- цистерна негерметична;
- повреждения таковы, что может быть нарушена целостность контейнера - цистерны и его подъемных и крепежных приспособлений;
- сервисное оборудование не осмотрено и не установлено, что оно находится в надлежащем рабочем состоянии.

1.1.7. Требования к ремонту, обслуживанию и освидетельствованию, выдаваемые документы Регистром российского морского судоходства, гарантийная ответственность
Требования к чистоте танк-контейнеров при поступлении в депо для ремонта, освидетельствований, осмотров:

1.2. Основные характеристики рынка

Изобретение контейнера в середине ХХ века по праву можно назвать революционным событием. Впервые появилась возможность интермодальной перевозки без перетаривания груза. Время погрузо-разгрузочных операций в порту сократилось в разы. Стоимость доставки тоже существенно снизилась, в том числе ввиду уменьшения трудозатрат. К началу 1960-х размеры контейнеров были стандартизированы – так возникла ISO-рама. Каждый угол контейнера был оснащен специальным фитингом для более удобного захвата при погрузке. Самым ходовым стал 20-футовый контейнер.

1.3. Объем производства

Оценка и расчет объема производства танк-контейнеров российским предприятиями значительно затруднены в связи со следующими обстоятельствами:
- В классификации ОКПД2 не предусмотрено отдельного кода для танк-контейнеров, поэтому в Росстат данные производству анализируемой продукции отсутствуют, поэтому провести оценку объема производства представляется возможным только на основании данных игроков рынка;

Рассмотрим объемы производства в стоимостном выражении:

Диаграмма 3. Объем производства танк-контейнеров в России в 2017-2019гг., ед. изм

Объем производства танк-контейнеров в России в 2017-2019гг., ед. изм.

По оценке ГидМаркет динамика производства имеет скачкообразный характер: в 2018 году объем увеличился более чем вполовину преимущественно за счет заказов …, то в 2019 году имело место незначительное снижение в том числе и за счет влияния фактора ... По итогам 2019 года объем производства оценочно составил … рублей или около … единиц танк-контейнеров.

1.4. Доля импорта на рынке

Оценка и расчет объема внешнеторговых операций на рынке танк-контейнеров в России значительно затруднены в связи в связи со следующими обстоятельствами:
- Классификацией товаров для проведения внешнеторговых операций (коды ТН ВЭД) для ввоза и вывоза контейнеров предусмотрен общий код 8609. При этом танк-контейнеры импортируются и экспортируются под одним кодом с универсальными и другими видами контейнеров. 

1.5. Динамика объема рынка 2017-2019гг. Потенциальная ёмкость рынка

Рассмотрим динамику объема рынка танк-контейнеров в России в 2017-2019 годах. 

1.6. Оценка количества танк контейнеров в России 

Существуют различные экспертные мнения по поводу суммарного количества танк-контейнеров, использующихся в России. Рассмотрим некоторые из них:
- По данным … «в 2018 году в России эксплуатировалось … танков, из которых … предназначались для перевозки нефтехимии, … – для СУГ».
С учетом того, что в 2019 году объем рынка составил около … единиц, то на конец 2019 года количество танк-контейнеров в России могло приблизиться к отметке в … единиц.
- По данным … на декабрь 2018 года «российский парк танк-контейнеров насчитывает порядка … тыс. единиц».
С учетом того, что в 2019 году объем рынка составил около … единиц, то на конец 2019 года количество танк-контейнеров в России могло составить … единиц.

1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка

Рассмотрим основные тенденции и перспективы рынка танк-контейнеров.

1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.8.1. Социальные факторы
В течение 2010-2018 годов, наблюдался рост численности населения. Прирост 1,81% в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом обусловлен помимо естественного прироста и прироста за счет миграции присоединением к территории государства Республики Крым и города Севастополя. Однако на начало 2018 года темп прироста численности населения упал до 0,05% к предыдущему 2017 году, в 2019 году (на 1.01.2019) рост населения прекратился, уровень вернулся к значению 2017 года. По данным на 1 января 2020 года наблюдалось очередное снижение на 0,02%. Данный фактор оказывает негативное влияние на рассматриваемый рынок, но при этом слабое и опосредованное через продукцию других отраслей.

1.8.2. Технологические факторы
Наблюдается … на рынке танк-контейнеров, запчастей и комплектующих и оборудования для их производства. На рынке преобладает зарубежная продукция;
Применение в производстве …;
К примеру, в настоящее время компании разрабатывают и внедряют в производство танк-контейнеры из полимерных композитных материалов (ПКМ).

Объем выработки нефтепродуктов
Начиная с 2000 года по настоящий момент добыча и переработка нефти на российских НПЗ характеризуется тенденцией к росту. Выработка светлых и темных нефтепродуктов увеличивается. В структуре нефтепродуктов в нашей стране продолжает преобладать производство тяжелых и средних фракций, в первую очередь мазута и дизельного топлив. 

Увеличение производства другой продукции, которую можно перевозить в танк-контейнерах, развитие целевых рынков.

Рост валового производства СУГ в РФ
Структура рынка производства сжиженных углеводородных газов (СУГ) в настоящее время находится в процессе трансформации. Происходит внутреннее перераспределение в структуре производства СПГ при кажущейся внешне сбалансированной структуре. В 2009-2014 годах зафиксированы наибольшие темпы прироста. Но в 2015-2019 годах наблюдается негативная тенденция производства СУГ, темпы прироста неуклонно снижаются. 

Рост производства СПГ в РФ
Производство сжиженного природного газа (СПГ) в России – одно из приоритетных направлений. Сейчас мировой рынок СПГ находится в активной стадии формирования. По словам министра энергетики РФ А. Новака, объем производства СПГ в России к 2035 году должен увеличиться в … раз. 2019 год характеризовался растущим спросом на СПГ как внутри страны, так и за рубежом. 

1.8.3. Экономические факторы
ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.

Рост спроса на контейнерные перевозки водным транспортом, контейнеризация грузов.

Диаграмма 19. Контейнерооборот портов России, тыс. TEU, 2015-2019 гг. 

Контейнерооборот портов России, тыс. TEU, 2015-2019гг.

1.8.4. Политические факторы
Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России. Основными направлениями деятельности государства и стратегическими задачами в настоящее время являются – выработка новых моделей сотрудничества с США и ЕС и утверждение России в мировой валютной системе. Антироссийские санкции и в целом резкое ухудшение отношений между западными странами и РФ во многом определяют внешнюю политику России. 

Кредитная политика. Сегодня достаточно сложно представить поступательное развитие экономики без активного участия кредитной системы. Следует также отметить, что оценка доступности кредитных ресурсов как для юридических, так и для физических лиц является значимым показателем, позволяющим дать оценку не только востребованности кредитных средств, но и может служить отражением реальной экономической ситуации как в регионе, так и в экономике в целом.

1.8.5. Выводы о влиянии факторов на рынок

1.9. Структура рынка:

1.9.1. по видам танк-контейнеров

1.9.2. по возрасту танк-контейнеров

Таким образом, новые и мало БУ танк-контейнеры (менее года) в 2019 году в России занимали порядка …%. Далее категории от 1 до 5, от 6 до 10, от 11 до 15, от 16 до 20 и от 21 до 25 лет занимают примерно одинаковые доли. Если рассматривать структуру рынка в 2019 году относительно назначенного срока службы контейнера (… лет), в рамках этого срока в России импортированы/произведены около …% танк-контейнеров. При этом доля рынка, занимаемая «танками» старше … лет (импортированными в 2019 году), составила значительные …%. Однако, многие эксперты утверждают, что при должном техническом обслуживании срок службы танк-контейнера может быть более … лет.

1.10. Основные маршруты следования танк-контейнеров по территории России

Динамика и перспективы перевозок в танк-контейнерах в России зависят от ряда отраслевых факторов, ключевым из которых является развитие химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности в стране. В целом эти отрасли растут опережающими темпами по отношению к другим отраслям и экономике, но потенциал еще полностью не раскрыт. Перспективы роста спроса на продукцию указанных отраслей лежат в увеличении потребления конечных продуктов на душу населения, росте глубины переработки и расширении ассортимента выпускаемой продукции, а также в развитии экспорта средне- и малотоннажных видов продукции.

Глава 2. Анализ конкурентов-производителей танк-контейнеров ТОП 7

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

К крупнейшим компаниям рынка танк-контейнеров в России относятся преимущественно зарубежные, но также при анализе были учтены и крупные заводы-производители России. В таблице представлены 7 ведущих производителей из других стран и 3 заметных производителя из России.

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Диаграмма 28. Доли крупнейших конкурентов на рынке танк-контейнеров в России в 2019 году в стоимостном выражении, %

Доли крупнейших конкурентов на рынке танк-контейнеров в России в 2019 году в стоимостном выражении, %

На диаграмме представлены Топ-10 конкурентов на рынке танк-контейнеров в России. Примечательно то, что так как доля отечественной продукции на рынке составляет чуть более …%, то крупнейшие российские производители не попали в Топ-7 игроков рынка.

2.3. Ассортимент танк-контейнеров крупнейших производителей

Ассортимент же российских производителей достаточно узок: производятся наиболее популярные модели под заказ. Танк-контейнеры ни для одного из предприятий не являются основной продукцией, чаще всего это производство, открытое на имеющемся оборудовании для изготовления вагонов или емкостного оборудования.

Глава 3. Основные российские собственники, операторы/экспедиторы танк-контейнеров

3.1. Основные российские собственники, жд операторы/экспедиторы танк-контейнеров по железной дороге 

3.1.1. Профили основных игроков
Объемы перевозок грузов в танк-контейнерах растут в среднем на …% в год, одновременно идет активное развитие операторского бизнеса. Сегодня в этом сегменте работает более … компаний. Операторы танк-контейнеров представлены как отдельными компаниями, так и подразделениями вагоностроительных и железнодорожных холдингов, транспортных и химических предприятий. Оперируя собственным или арендованным парком, они стремятся увеличить его под отдельные проекты, по возможности сами участвуют в разработке новых типов танк-контейнеров, расширяют модальность и географию перевозок, оснащают парк фитинговыми платформами.

3.1.2. Действующий на 01.01.2020 парк танк-контейнеров основных игроков (при наличии информации на сайтах игроков и в других открытых источниках) 
В таблице представлены данные по парку танк-контейнеров и фитинговых платформ основных игроков рынка перевозки грузов в танк-контейнерах.

3.2. Остальные российские экспедиторы, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах

3.2.1. Профили основных игроков

3.2.2. Действующий на 01.01.2020 парк танк-контейнеров основных игроков (при наличии информации на сайтах игроков и в других открытых источниках)
В таблице приведены данные по парку контейнеров прочих участников рынка, однако, многим из них присутствует лишь общая информация о предоставляемых услугах в рамках различных грузоперевозок.

Таблица 17. Парк контейнеров прочих компаний, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах

Парк контейнеров прочих компаний, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах

Компании рынка перевозок в танк-контейнерах можно разделить на 2 основные группы: крупные компании, имеющие собственный парк контейнеров, платформ и автотранспорта и средние и некрупные, не имеющие собственного парка (или небольшой), и являющиеся связующим звеном между заказчиками грузоперевозок и владельцами парка контейнеров и другой техники.

Глава 4. Основные тенденции на мировом рынке танк-контейнеров

Рассмотрим основные тенденции и тренды на мировом рынке танк-контейнеров и танк-контейнерных перевозок.

Глава 5. Анализ отрасли в условиях кризиса

По словам начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаила Сапетова (от 10 июня 2020 года) Минпромторг ожидает падения выпуска грузовых вагонов в РФ по итогам года до … единиц. По итогам 2019 года в РФ было произведено ... вагонов, таким образом, падение составит …%. При этом за пять месяцев произведено … вагонов, в том числе … тыс.— инновационных.


Часть 2. Анализ рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России, 2017-2019 гг., с прогнозом до 2024г.

Глава 1. Обзор рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России

1.1. Описание услуг ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров

Вопрос качественного и быстрого обслуживания, необходимого для поддержания работоспособности танк-контейнеров, всегда актуален для каждого оператора. Особенно если речь идет о перевозке опасных грузов, которые часто транспортируют таким способом. К тому же обслуживание и своевременный ремонт тары обеспечивают сохранность груза и длительный срок службы контейнеров.
Практически все нынешние танк-контейнеры изготовлены из металла, что предполагает при перевозке агрессивных продуктов наличие специальной защиты внутренней поверхности сосуда и требует при смене груза применения трудоемкого процесса очистки.

1.2. Основные характеристики рынка

Повышение спроса на безопасные и эффективные виды транспортировки химической продукции не только в мире, но и в России подталкивали к необходимости создания новых автоматизированных моек, способных быстро и эффективно подготовить танк-контейнеры для дальнейших отгрузок. 1 июля 2014 года на базе Индустриального парка «Тамбов» состоялась презентация производственного комплекса по обработке танк-контейнеров и автоцистерн. Необходимость реализации такого проекта была связана с тем, что в тот момент в РФ отсутствовали мойки, специализирующиеся на профессиональной замывке танк-контейнеров. Это был уникальный для России объект – первый в своем роде. Инвестиции в проект составили порядка … миллионов рублей. 

1.3. Динамика объема рынка 2017-2019 гг. Потенциальная ёмкость рынка

Оценка объема рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России, а также долей на рынке крупнейших конкурентов значительно затруднена в связи со следующими обстоятельствами:

Диаграмма 35. Объем рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России в 2017-2019 гг., млрд руб.

 Объем рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России в 2017-2019гг., млрд руб.

1.4. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка

Основными текущими тенденциями и перспективами рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России являются:

1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.5.1. Социальные факторы
В течение 2010-2018 годов, наблюдался рост численности населения. Прирост 1,81% в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом обусловлен помимо естественного прироста и прироста за счет миграции присоединением к территории государства Республики Крым и города Севастополя. Однако на начало 2018 года темп прироста численности населения упал до 0,05% к предыдущему 2017 году, в 2019 году (на 1.01.2019) рост населения прекратился, уровень вернулся к значению 2017 года. По данным на 1 января 2020 года наблюдалось очередное снижение на 0,02%. Данный фактор оказывает негативное влияние на рассматриваемый рынок, но при этом слабое и опосредованное через продукцию других отраслей.

1.5.2. Технологические факторы
Сезонность.
В числе особенностей российских танк-контейнерных перевозок игроки рынка называют сезонность. А.Шугин говорит, что «в весенне-летний период перевозки «проседают», на что указывает статистика. Так, в марте 2018 года объем перевозок по сети в танк-контейнерах составил … тыс. тонн, к июлю он уменьшился до … тыс. тонн, а в августе вновь вырос до … тыс. тонн. В 2019 году ситуация была аналогичная: в марте перевозки достигли … тыс. тонн, в июле снизились до … тыс. тонн, по итогам августа наблюдался рост».

1.5.3. Экономические факторы
ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.

1.5.4. Политические факторы
Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России. Основными направлениями деятельности государства и стратегическими задачами в настоящее время являются – выработка новых моделей сотрудничества с США и ЕС и утверждение России в мировой валютной системе. Антироссийские санкции и в целом резкое ухудшение отношений между западными странами и РФ во многом определяют внешнюю политику России. 

1.5.5. Выводы о влиянии факторов на рынок
К указанным ранее группам факторов необходимо добавить еще одну важнейшую - экологические факторы. Влияние остатков грузов и отходов на экологию. Рассмотрим мнения экспертов:

1.6. Структура рынка по видам услуг

Диаграмма 44. Структура рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в 2019 году по видам услуг в стоимостном выражении, %

Структура рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в 2019 году по видам услуг в стоимостном выражении, %

По оценке ГидМаркет услуги … и услуги очистки и мойки … занимают примерно равные доли рынка – чуть менее трети каждая: …% и …%, соответственно. Если в стоимостном выражении доли двух указанных видов услуг сопоставимы, то в натуральном выражении (в количестве обслуженных танк-контейнеров) преобладать будет услуга …, что обусловлено более частым ее проведением (проводится после каждой перевозки) в сравнении с услугой ремонта (проводится при необходимости). При этом заказ услуги … обходится владельцу танк-контейнера дешевле, чем услуги ...

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Так как для деятельности компаний, занимающихся ремонтом, обслуживанием, очисткой и освидетельствованием танк-контейнеров, не предусмотрено отдельного кода ОКВЭД, то для анализа финансовых коэффициентов использовались показатели по кодам ОКВЭД 2: (33.17) Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования, ОКВЭД 2: (52.29) Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, ОКВЭД 2: (52.24.1) Транспортная обработка контейнеров, ОКВЭД 2: (71.20) Технические испытания, исследования, анализ и сертификация.

Глава 2. Анализ конкурентов-сервисных компаний в России ТОП 7

2.1. Уровень конкуренции на рынке

Коэффициент Херфиндаля –Хиршмана для рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров составляет ...

2.2. Крупнейшие игроки на рынке 

2.3. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.4. Ассортимент обслуживаемых танк-контейнеров

2.5. Существующие ремонтные площадки основных конкурентов

Таблица 26. Информация о существующих ремонтных площадках крупных сервисных компаний

 

Чаще всего сервисные компании располагают только 1 депо по обслуживанию танк-контейнеров. Основные регионы расположения: …

2.6. Цены основных конкурентов

К сожалению, игроки рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров крайне редко публикуют на своих сайтах информацию о стоимости услуг, что может быть обусловлено следующими факторами (о некоторых факторах компании сообщают):

Из данных прайс-листов наиболее полно представлена информация по стоимости обслуживания …, однако все цены указаны компанией с пометкой «от…», что свидетельствует о том, что итоговая стоимость может значительно отличаться от указанной в списке услуг в зависимости от различных факторов.

2.7. Сильные и слабые стороны основных конкурентов

Таким образом, каждая из компаний имеет как сильные, так и слабые стороны, однако можно отметить, что наиболее важными параметрами являются: …

Глава 3. Анализ потребления

3.1. Насыщенность рынка

Как было сказано ранее, рынок ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров является ненасыщенным и имеет значительный потенциал для развития, однако стоит еще раз выделить основные тезисы:
-  В среднесрочной перспективе рынок будет постепенно насыщаться только при условии опережающих темпов развития рассматриваемого рынка по сравнению с рынками танк-контейнеров (и, в частности, парком танк-контейнеров) и перевозок в танк-контейнерах;

3.2. Основные потребительские тренды в России

Отметим основные потребительские тренды на рынке ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров:
- Многие операторы рынка танк-контейнеров и перевозок в танк-контейнерах, являющиеся клиентами сервисных компаний, недовольны обслуживанием, поэтому все чаще на первый план (помимо географического и ценового факторов) выходит важность фактора профессионализма и качественности выполнения работ, что и приводит к обоснованному выбору партнеров для дальнейшего сотрудничества;

3.3. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

За период с 01.01.19 по 22.07.20 года был объявлен всего … тендер на заключение договора по обслуживанию танк-контейнеров. В перечень закупаемых услуг чаще всего входит какой-то конкретный вид. Из представленных в таблице тендеров, содержащих в своем предмете услуги для танк-контейнеров, более …% объявлено частными предприятиями, менее …% - государственными учреждениями.

Глава 4. Анализ отрасли в условиях кризиса

Наиболее объективно состояние отрасли ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в условиях кризиса могут оценить непосредственные участники рынка.

Точке зрения о значительном потенциале развития рынка танк-контейнеров существует альтернативная. 16 июня 2020 года в официальном аккаунте проекта … была опубликована следующая информация со ссылкой на …: «по информации одного очень крупного мирового собственника танк-контейнеров российский рынок вступил на тропу высокого профицита подвижного состава.

Ещё вчера наш рынок демонстрировал устойчивый рост танк-контейнеров. Но сейчас ситуация меняется. По словам нашего эксперта, у многих операторов идёт простой оборудования. И количество исчисляется не десятками, а сотнями танк-контейнеров.

Глава 5. Прогнозы и выводы


Список диаграмм

Рисунок 1. Схема и размеры стандартного 20-футового танк-контейнера 
Рисунок 2. Танк-контейнер типа Swap Body 
Диаграмма 3. Объем производства танк-контейнеров в России в 2017-2019гг., ед. изм. 
Диаграмма 4. Объем экспорта российских танк-контейнеров и доля экспорта в производстве в 2017-2019 гг., шт., % 
Диаграмма 5.  Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке танк-контейнеров в России в 2017-2019 году в стоимостном выражении, % 
Диаграмма 6. Объем рынка танк-контейнеров в России в 2017-2019гг. в стоимостном выражении, млн руб.
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ на 1 января, 2010-2020 гг., млн чел., % 
Диаграмма 8.  Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел. 
Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2019 гг., % к предыдущему году 
Рисунок 10. Танк-контейнер с котлом из полимерных композитных материалов - разработка АО НПК «Уралвагонзавод», модель КЦХ.ПКМ-25/0,4 
Диаграмма 11. Динамика добычи нефти в РФ, 2013-2020 гг. (янв.-апр.), млн тонн 
Диаграмма 12. Динамика валового производства СУГ в РФ в 2008-2019 гг., млн тонн 
Диаграмма 13. Динамика производства СПГ в РФ в 2009-2019 гг., млн тонн 
Диаграмма 14. Динамика численности парка вагонов-цистерн и вагонов-платформ на сети РЖД в 2018-2020гг., единиц 
Диаграмма 15. Динамика ВВП РФ, 2007-2019 гг., 1 квартал 2020г., % к предыдущему году 
Диаграмма 16. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России  в 2020 году (базовый/нейтральный сценарий), % 
Диаграмма 17. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 –2020 гг. (янв.-июн.), руб. за 1 доллар США 
Диаграмма 18. Динамика ИПП РФ в 2014 - 2020 гг.  (янв.-май), % к предыдущему году 
Диаграмма 19. Контейнерооборот портов России, тыс. TEU, 2015-2019гг. 
Диаграмма 20. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2014-2020 (янв.-фев.), гг., % 
Диаграмма 21. Структура рынка по объему (в куб. м) танк-контейнеров в 2019 году, % 
Диаграмма 22. Структура рынка по новизне танк-контейнера в 2019 г., % 
Диаграмма 23. Структура рынка по размеру рамы танк-контейнера в 2019 году, % 
Диаграмма 24. Структура рынка по возрасту танк-контейнеров в 2019 году, % 
Диаграмма 25. Динамика объема железнодорожных перевозок грузов в танк-контейнерах в 2013-2019гг., млн тонн 
Диаграмма 26. Железнодорожные перевозки в танк-контейнерах по направлениям, % 
Диаграмма 27. Припортовые станции и направления по обработке грузов в ТК, % 
Диаграмма 28. Доли крупнейших конкурентов на рынке танк-контейнеров в России в 2019 году в стоимостном выражении, % 
Диаграмма 29. Динамика мирового парка танк-контейнеров в 2012-2019гг., тыс. шт. 
Диаграмма 30. Структура мирового парка танк-контейнеров по долям операторов в 2019 году, % 
Диаграмма 31. Доли топ-7 мировых производителей танк-контейнеров в 2018 и 2019 годах, % 
Диаграмма 32. Прогноз объема рынка танк-контейнеров в 2020-2024гг., единиц 
Диаграмма 33. Динамика парка танк-контейнеров в России в 2019-2024гг., единиц 
Диаграмма 34. Прогноз объема рынка танк-контейнеров в 2020-2024гг., млн руб. 
Диаграмма 35. Объем рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России в 2017-2019гг., млрд руб. 
Диаграмма 36. Динамика численности населения РФ на 1 января, 2010-2020 гг., млн чел., % 
Диаграмма 37.  Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел. 
Диаграмма 38. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2019 гг., % к предыдущему году 
Диаграмма 39. Динамика ВВП РФ, 2007-2019 гг., 1 квартал 2020г., % к предыдущему году 
Диаграмма 40. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России  в 2020 году (базовый/нейтральный сценарий), % 
Диаграмма 41. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 –2020 гг. (янв.-июн.), руб. за 1 доллар США 
Диаграмма 42. Динамика ИПП РФ в 2014 - 2020 гг.  (янв.-май), % к предыдущему году 
Диаграмма 43. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2014-2020 (янв.-фев.), гг., %
Диаграмма 44. Структура рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в 2019 году по видам услуг в стоимостном выражении, % 
Диаграмма 45. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., % 
Диаграмма 46. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров за 2015-2019 гг., раз 
Диаграмма 47.   Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров, за 2015-2019 гг., сут. дн. 
Диаграмма 48. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., % 
Диаграмма 49. Доли крупнейших конкурентов на рынке ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в 2019 г., % 
Диаграмма 50. Нормы часов промывочно-пропарочных работ по некоторым грузам, часов 
Диаграмма 51. Прогноз объема рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России в 2020-2024гг., млрд руб.


Список таблиц

Таблица 1. Технические характеристики танк-контейнеров IMO 0, IMO 1, IMO 2, ед. изм. 
Таблица 2. Характеристика распространенных моделей SWAP BODY, ед. изм. 
Таблица 3. Классификатор видов технической неисправности контейнера-цистерны (КЦ) согласно Распоряжению ОАО «РЖД» 
Таблица 4. Характеристики танк-контейнера модели КЦХ.ПКМ-25/0,4 с котлом из ПКМ, ед. изм. 
Таблица 5. Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности ОКВЭД2
2015-2020гг. (янв.-апр.), в % к соответствующему периоду с начала предыдущего года 
Таблица 6. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России в 2020 году (базовый/нейтральный сценарий), % 
Таблица 7. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2015-2020 (янв.-фев.) гг. 
Таблица 8. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок танк-контейнеров 
Таблица 9. Топ-10 регионов отправления и топ-10 регионов назначения патоки в 2019 году по железной дороге, тыс. тонн 
Таблица 10. Топ-10 регионов отправления и топ-10 регионов назначения серной кислоты в 2019 году по железной дороге, тыс. тонн 
Таблица 11. Топ-10 регионов отправления и топ-10 регионов назначения пропан-бутановой фракции в 2019 году по железной дороге, тыс. тонн 
Таблица 12. Основные компании-участники рынка танк-контейнеров в 2019 г. 
Таблица 13. Ассортимент танк-контейнеров крупнейших игроков рынка 
Таблица 14. Основные российские собственники, жд операторы/экспедиторы танк-контейнеров по железной дороге 
Таблица 15. Парк контейнеров основных игроков рынка перевозок в танк-контейнерах по железной дороге
Таблица 16. Остальные российские экспедиторы, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах
Таблица 17. Парк контейнеров прочих компаний, занимающиеся перевозками грузов в танк-контейнерах
Таблица 18. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи
Таблица 19. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России в 2020 году (базовый/нейтральный сценарий), % 
Таблица 20. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2015-2020 (янв.-фев.) гг. 
Таблица 21. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в России 
Таблица 22. Валовая рентабельность отрасли ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., % 
Таблица 23. Абсолютная ликвидность в сфере ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз 
Таблица 24. Основные компании-участники рынка ремонта, обслуживания, очистки и освидетельствования танк-контейнеров в 2019 г. 
Таблица 25. Ассортимент обслуживаемых танк-контейнеров сервисными компаниями 
Таблица 26. Информация о существующих ремонтных площадках крупных сервисных компаний 
Таблица 27. Цены на обслуживание танк-контейнеров компании ООО «ТИС», руб. 
Таблица 28. Цены на обслуживание танк-контейнеров компании ООО «Масштаб сервис», руб. 
Таблица 29. Цены на очистку танк-контейнеров компании ООО «Енот», руб. 
Таблица 30. Цены на очистку и разогрев танк-контейнеров компании «Е30 Центр», ед. изм. 
Таблица 31. Цены на очистку танк-контейнеров компании «Мойка автоцистерн», руб. 
Таблица 32. Сильные и слабые стороны основных конкурентов-сервисных компаний 
Таблица 33. Тендеры на заключение договоров по обслуживанию танк-контейнеров в период с 01.01.2019 по 22.07.2020