Анализ рынка повышения квалификации медицинского персонала в России

Анализ рынка повышения квалификации медицинского персонала в России Анализ рынка повышения квалификации медицинского персонала в России
Дата выпуска
26.05.2020
Страниц
48
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Под рынком повышения квалификации медицинского персонала в настоящем исследовании понимается совокупность предприятий, предоставляющих услуги повышения квалификации медицинского персонала; предприятий, формирующих предложение этого рынка; потребителей, пользующихся вышеуказанными услугами, образующих спрос; а также их взаимоотношения, возникающие между продавцами и потребителями услуг повышения квалификации медицинского персонала в географических рамках России

Цель исследования
Анализ состояния рынка повышения квалификации медицинского персонала, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок повышения квалификации медицинского персонала

Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка повышения квалификации медицинского персонала
1.1. Определение и характеристики российского рынка повышения квалификации медицинского персонала
1.2. Динамика объема российского рынка повышения квалификации медицинского персонала, 2015-2019 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка повышения квалификации медицинского персонала по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок повышения квалификации медицинского персонала
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке повышения квалификации медицинского персонала в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления повышения квалификации медицинского персонала
3.1. Оценка объема потребления повышения квалификации медицинского персонала на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка повышения квалификации медицинского персонала до 2024 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим участникам рынка

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор российского рынка повышения квалификации медицинского персонала 
1.1. Определение и характеристики российского рынка повышения квалификации медицинского персонала 
Рассмотрим характеристики и особенности рынка повышения квалификации медицинского персонала на российском рынке.
Под рынком повышения квалификации медицинского персонала в настоящем исследовании понимается совокупность предприятий, предоставляющих услуги повышения квалификации медицинского персонала; предприятий, формирующих предложение этого рынка; потребителей, пользующихся вышеуказанными услугами, образующих спрос; а также их взаимоотношения, возникающие между продавцами и потребителями услуг повышения квалификации медицинского персонала в географических рамках России. 
Рынок повышения квалификации медицинского персонала развивается и регламентируется в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019);
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 06.02.2020);
- Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (с изм. вступ. в силу 01.01.2017);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования».
А также приказами Министерства Здравоохранения РФ и Министерства образования РФ:
- Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. N 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (в ред. от 30.10.2019);
- Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года»;
- Приказ Минздрава России от 4 августа 2016 года N 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»;
- Приказ Минздрава России от 06 июня 2016 № 354н «Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»;
- Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 года N 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему»;
- Приказ Минздрава России от 2 июня 2016 года N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (в ред. от 20.01.2020);
- Приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (в ред. от 15.06.2017);
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 года N 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (в ред. от 09.12.2019);
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 года N 328 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 2015 года N 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013 года N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (в ред. от 01.08.2014);
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 года N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (в ред. от 10.02.2016);
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 июля 2010 года N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (в ред. от 09.04.2018);
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2008 года N 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 30.03.2010).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244 «О внесении изменений в Порядок организации о осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499».
По концепции, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни. 
Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через:
- освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
- обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
- индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).   
Отличительными особенностями рынка услуг повышения квалификации медицинского персонала является то, что современная медицина не стоит на месте, а развивается очень стремительно. Ежегодно появляются новые виды диагностики заболеваний и методы лечения. Фармакологическая промышленность тоже не стоит на месте: ежемесячно на рынок выходят новые препараты. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке эти изменения необходимо изучать врачам и среднему медицинскому персоналу. Согласно требованиям профессионального сообщества, медицинские работники должны проходить регулярное повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет.
Согласно трудовому законодательству, на курсы работника могут отправить в следующих случаях:
- по инициативе руководителя предприятия;
- по желанию самого работника;
- обязательно для определенных профессий.
В целях исполнения Федерального закона №323 медицинские работники обязательно проходят повышение квалификации или в специализированных учебных заведениях, или руководство может организовать курсы непосредственно в лечебном учреждении.
По видам обучение по повышению квалификации медицинского персонала можно классифицировать на:
- краткосрочное - курс теоретического и практического обучения длительностью не более 72 часов. Обычно приглашается квалифицированный эксперт в лечебную организацию, где проводятся групповые занятия. Специалисты подтверждают освоение курса путем сдачи экзаменов, рефератов или зачетов и получают удостоверение о повышении квалификации;
- семинарские занятия, направленные на решение различных медицинских задач, поиска новых методов лечения, длительностью 100 часов. Семинары проводятся в специализированных учебных центрах или учебных заведениях, прошедшие повышение квалификации получают свидетельство;
- длительное обучение (свыше 100 часов) проводится реже, но именно оно больше всего подходит для подготовки к аттестации медицинских работников. Эта форма отличается глубиной получения знаний. Она предназначена для поиска путей решения актуальных проблем. Прошедшие обучение получают свидетельство о повышении квалификации.
Проводить повышение квалификации медицинских работников могут только средние и высшие учебные заведения, имеющие лицензию и государственную аккредитацию:
- ВУЗы;
- институты повышения квалификации или усовершенствования;
- средние и средне-специальные учебные заведения;
- региональные межотраслевые центры.
Работодателю в 2020 году разрешено проводить обучение без отрыва от рабочего процесса. Это может быть, как групповое обучение, так и индивидуальное. 
В 2019 г. в России функционировало более 700 учебных заведений обеспечивающих повышение квалификации медицинских работников.
1.2. Динамика объема российского рынка повышения квалификации медицинского персонала, 2015-2019 гг.
Рассмотрим динамику объема рынка повышения квалификации медицинского персонала.
Диаграмма 1. Динамика объема рынка повышения квалификации медицинского персонала, 2015-2019 гг.

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 
Рассмотрим структуру рынка по виду оказываемых услуг.
1.4. Структура рынка повышения квалификации медицинского персонала по ФО
С точки зрения географической структуры рынка повышения квалификации медицинского персонала в России, …% объема рынка в денежном выражении приходится на Центральный федеральный округ. На втором месте …
Диаграмма 3. Структура оказания повышения квалификации медицинского персонала в РФ по ФО, % 

Подобное распределение долей рынка повышения квалификации медицинского персонала по федеральным округам связано с влиянием количества медицинских учреждений и медицинского персонала, а также популярностью учебного заведения по повышению квалификации и возможности удаленного или онлайн обучения. 
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
К ключевым тенденциям рынка повышения квалификации медицинского персонала относятся:
Перспективы развития рынка повышения квалификации медицинских работников:
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок повышения квалификации медицинского персонала
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок повышения квалификации медицинского персонала и, соответственно на спрос.
Экономические факторы
Динамика Валового внутреннего продукта РФ
Динамика ВВП является определяющим фактором развития экономики страны, формирует основные тренды потребительского платежеспособного спроса и экономической активности.
По последнему прогнозу Минэкономразвития (до влияния пандемии коронавируса на экономику России), в 2020-2021гг. темпы прироста российской экономики должны были составить …
Курс доллара США
Политико-правовые факторы
Детально внедрение государством аккредитации и непрерывного медицинского образования медицинского персонала подробно описаны в параграфе 1.1.
Государственная поддержка повышения квалификации медицинских работников
Как сообщает Министерство здравоохранения РФ обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования».
Разработка новых обучающих курсов по COVID-19
В связи с пандемией COVID-19, появилась необходимость и многие учебные заведения разработали курсы повышения квалификации с целью выполнения требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, указанных в п.6 Приложения 10 к Приказу Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н в редакции приказа Минздрава России от 02 апреля 2020 года № 264н и реализуемых образовательными организациями, подведомственными Минздраву России. Все необходимые курсы доступны на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Социальные факторы
Реальные располагаемые доходы населения
Реальные располагаемые доходы населения являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие экономики России в целом и каждой отрасли в частности. 
Численность населения
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2020 гг., млн чел.

Технологические факторы
К основному технологическому фактору, влияющему на рынок повышения квалификации медицинского персонала в России, относится замена оборудования необходимого для перехода на онлайн обучение, а также различных медицинских симуляторов. В большинстве своем оборудование заменяется на дорогостоящее импортное, что ставит отрасль в зависимость от импорта, но уже на высокотехнологическом уровне в связи с тем, что отечественное оборудование значительно уступает по качеству импортным аналогам. Тем не менее внедрение новых технологий позволяет проводить качественное обучение новейшим методам лечения и повышает конкурентоспособность образовательного учреждения. 
Развитие рынка информационной инфраструктуры
Для развития онлайн-обучения, которое становится все более популярным в целом и в том числе в отрасли повышения квалификации медицинского персонала в частности, необходимо развитие рынка информационной инфраструктуры. Помимо повышения общего спроса на онлайн-обучение дополнительно он возрос в связи с пандемией COVID-19, в связи с тем, что теперь обучение можно проходить только онлайн (до стабилизации обстановки).
Рост скорости и доступности интернета
Для обеспечения необходимого качества онлайн обучения (повышения квалификации медицинского персонала) необходимо удовлетворять определенные требования к скорости передачи данных.
Для бизнеса на рынке повышения квалификации медицинского персонала в настоящее время открывается много возможностей. Внедрение IT-технологий, онлайн-продаж, СRM - систем, мобильных приложений позволяют повысить продажи. В рамках острой конкуренции внедрение новейших технологий позволит остаться организациям предоставляющим услуги дополнительного профессионального образования медицинским работникам на конкурентоспособном уровне.
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок повышения квалификации медицинского персонала

Факторы макросреды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на рынок повышения квалификации медицинского персонала, тем не менее определяющее влияние оказывают экономические и политические факторы.
По результатам проведенного STEP-анализа, определяющее влияние оказывают экономические и политические факторы, которые в итоге оказывают как положительное, так и негативное влияние на развитие рынка повышения квалификации медицинского персонала.
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
По оценке ГидМаркет, по итогам 2019г. валовая рентабельность отрасли повышения квалификации медицинского персонала в России составила …%, что находится на уровне выше аналогичных финансовых коэффициентов по экономике России в целом на …%. 
Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %

Диаграмма 10. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз

В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов отрасли повышения квалификации медицинского персонала России показывает невысокую рентабельность прибыли до налогообложения, что может являться следствием чрезмерно высокой конкуренции в отрасли одновременно с высокими постоянными административными и коммерческими издержками. В то же время показатели отраслевых значений текущей и абсолютной ликвидности, финансовой устойчивости в совокупности свидетельствуют о способности большинства предприятий погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов. Слишком высокий коэффициент текущей ликвидности отрасли отражает недостаточно эффективное использование оборотных активов либо краткосрочного финансирования в зависимости от предприятия отрасли. Высокий уровень отраслевого коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о неэффективном и нерациональном использовании денежных средств, которые могли бы быть направлены на развитие предприятий отрасли. Также это обозначает наличие невостребованных денежных сумм на счетах организаций отрасли. 
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке повышения квалификации медицинского персонала в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
Рынок повышения квалификации медицинского персонала России характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с небольшими долями рынка).
К крупнейшим игрокам рынка повышения квалификации медицинского персонала России относятся:
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
По оценке ГидМаркет, лидером рынка повышения квалификации медицинского персонала в России является Ассоциация ДПО «ХХХ», занимающая …% рынка России в 2019г., на втором месте  АНО ДПО «ХХХ» с долей рынка …%. 
2.3. Профили основных игроков
Образовательный центр высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN Ассоциация ДПО «ХХХ» …
По оценке ГидМаркет, совокупная выручка ТОП-5 крупнейших образовательных организаций, предоставляющих услуги повышения квалификации медицинского персонала в России по итогам 2019г. составила … млн руб. 
Более высокие темпы роста выручки крупнейших операторов в 2018-2019гг. относительно общей динамики объема рынка в текущих потребительских ценах позволяют констатировать процессы концентрации слабой силы, имеющие место на рынке повышения квалификации медицинского персонала России.
Часть 3. Анализ потребления повышения квалификации медицинского персонала 
3.1. Оценка объема потребления повышения квалификации медицинского персонала на душу населения
Оценка объема потребления услуг повышения квалификации медицинского персонала в России на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка повышения квалификации медицинского персонала к количеству медицинского персонала в РФ. 
За период 2015-2019гг. затраты на услуги повышения квалификации медицинского персонала на душу населения выросли …
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
Потенциал рынка повышения квалификации медицинского персонала России оценивается специалистами ГидМаркет не менее чем «…%» к существующему объему рынка, …
В настоящее время, чтобы привлечь большее количество слушателей, проходящих повышение квалификации образовательные учреждения регистрируют свою организацию и обучающие курсы на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования  Минздрава России, расширяют ассортимент предлагаемых курсов, которые касаются не только традиционных клинической, фундаментальной медицины, фармации и сестринского дела,  но и предлагают новые продукты: обучение по COVID-19, услуги «сервиса» по подготовке к аккредитации, курсы по менеджменту медицинских учреждений, развитию корпоративной культуры и др.
3.3. Описание потребительских предпочтений
Рассмотрим потребительские предпочтения на рынке повышения квалификации медицинского персонала.
Результаты исследования показали, что:
Результаты данного исследования потребительских предпочтений на рынке повышения квалификации медицинского персонала актуально использовать организациями, предлагающими услуги дополнительного профессионального образования в целях повышения степени удовлетворенности слушателей и повышения конкурентоспособности на рынке.
3.4. Ценовой анализ
Динамика цен на услуги повышения квалификации медицинского персонала обусловлена общим уровнем потребительской инфляции, ростом затрат на оплату труда. Так, в России в период 2015-2019 гг. рост цен на услуги повышения квалификации медицинского персонала составил …
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Наиболее значимые негативные факторы
Наиболее значимые положительные факторы
…  
Факторы инвестиционного климата рынка повышения квалификации медицинского персонала в России оказывают разновекторное влияние на отрасль. 
Часть 5. Прогноз развития рынка повышения квалификации медицинского персонала до 2024 года
Осуществим анализ рынка на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в данной отрасли.
Прогнозировать динамику объема рынка повышения квалификации медицинского персонала позволяют следующие факторы:
Рассмотрим два сценария развития отрасли повышения квалификации медицинского персонала в условиях самоизоляции в связи с CОVID-19:
-    Сценарий одной самоизоляции (по китайскому графику выхода);
-    Сценарий введения двух самоизоляций (при повторении осенью). 
По мнению аналитиков ГидМаркет по первому сценарию (одна самоизоляция) пандемия коронавируса, явившаяся катализатором проблемных сдвигов в мировой экономике приведет …
Положительным фактором можно отнести рост спроса и разработку новых онлайн курсов по COVID-19, тем не менее обучения по данному курсу не компенсируют потери от оффлайн обучения, т.к. многие курсы бесплатны.
Анализ ретроспективы показывает, что мировые кризисы наступают, как правило, каждые 9-15 лет: за каждым периодом активного роста наступает период спада. И в настоящее время нет оснований полагать, что цикличность мировой экономики изменится. Сила и длительность влияния будет зависеть от степени падения спроса на нефть и газ и уровня мировых цен на них, курсовых колебаний, продолжительности пандемии COVID-19.
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим участникам рынка 
В денежном выражении объем рынка повышения квалификации медицинского персонала в России в 2019г. был равен …млрд руб., …
Несмотря на тенденцию консолидации бизнеса во многих секторах услуг в России, рынок повышения квалификации медицинского персонала остается достаточно разрозненным. На рынке присутствуют как крупные ВУЗы, так и учреждения средне-специального образования, различные институты и центры повышения квалификации. Также образовательные учреждения можно классифицировать на государственные, муниципальные и негосударственные (частные).
Следуя развитию цифровых технологий, на рынок повышения квалификации медицинского персонала приходят сервисы онлайн обучения, дистанционного повышения квалификации, что особенно актуально в период пандемии COVID-19. 
Развиваются сегменты услуг повышения квалификации медицинского персонала не только в клинической медицине и сестринском деле, но и в области менеджмента, организации корпоративной культуры, подготовки к аккредитации. 

Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика объема рынка повышения квалификации медицинского персонала, 2015-2019 гг.
Диаграмма 2. Структура рынка повышения квалификации медицинского персонала по видам, %
Диаграмма 3. Структура оказания повышения квалификации медицинского персонала в РФ по ФО, %
Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2012-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 5. Помесячная динамика среднемесячного курса доллара США по отношению к рублю, 2014-2019гг., янв.-март 2020 г., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 6. Динамика реальных располагаемых доходов населения в РФ, 2012-2019гг., % к прошлому году
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2020 гг., млн чел.
Диаграмма 8. Деятельность предприятий информационной инфраструктуры в России (обработка данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет), 2014-2019 гг., млрд руб.
Диаграмма 9. Объем деятельности по предоставлению услуг по передаче данных и услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет в России, 2013-2019 гг., млрд руб.
Диаграмма 10. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 11. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере повышения квалификации медицинского персонала за 2015-2019 гг., раз
Диаграмма 12. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере повышения квалификации медицинского персонала, за 2015-2019 гг., сут. дн.
Диаграмма 13. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере повышения квалификации медицинского персонала, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 14. Доли крупнейших конкурентов на рынке повышения квалификации медицинского персонала в 2019 г.
Диаграмма 15. Динамика совокупного объема выручки крупнейших участников рынка повышения квалификации медицинского персонала (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг.
Диаграмма 16. Объем потребления повышения квалификации медицинского персонала к количеству медицинского персонала, 2015-2019 гг., руб./чел.
Диаграмма 17. Прогноз объема рынка повышения квалификации медицинского персонала в 2020 -2024 гг. по первому сценарию (одна самоизоляция в 2020г.)
Диаграмма 18. Прогноз объема рынка повышения квалификации медицинского персонала в 2020 -2024 гг. по второму сценарию (две самоизоляции в 2020г.)

Таблицы 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере повышения квалификации медицинского персонала в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз
Таблица 4. Основные компании-участники рынка повышения квалификации медицинского персонала в 2019 г.
Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 9. Основная информация об участнике №5 рынка повышения квалификации медицинского персонала
Таблица 10. Индексы потребительских цен на рынке повышения квалификации медицинского персонала по Российской Федерации в 2015-2020гг. (доступный период), %
Таблица 11. Средние цены на рынке повышения квалификации медицинского персонала по ФО, руб./акад. час.
Таблица 12. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка повышения квалификации медицинского персонала
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ