Анализ рынка шариковых и роликовых подшипников в России

Анализ рынка шариковых и роликовых подшипников в России Анализ рынка шариковых и роликовых подшипников в России
Дата выпуска
11.11.2019
Страниц
53
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. Подшипники используются в металлургической отрасли, машиностроении, станкостроении и других сферах индустрии

Цель исследования
Анализ состояния рынка шариковых и роликовых подшипников, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок шариковых и роликовых подшипников

Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка шариковых и роликовых подшипников
1.1. Основные характеристики рынка
1.2. Динамика объема рынка шариковых и роликовых подшипников 2014-2018гг. Потенциальная емкость рынка
1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.4. Стадия жизненного цикла рынка шариковых и роликовых подшипников
1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке шариковых и роликовых подшипников
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ производства шариковых и роликовых подшипников
3.1. Объем и динамика внутреннего производства шариковых и роликовых подшипников
3.2. Доля экспорта в производстве шариковых и роликовых подшипников
3.3. Сегментация производства шариковых и роликовых подшипников по регионам
3.3.1. Производство по федеральным округам
3.3.2. Производство по субъектам РФ
Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок шариковых и роликовых подшипников
4.1. Объем и динамика импорта шариковых и роликовых подшипников
4.2. Структура импорта
4.3. Объем и динамика экспорта шариковых и роликовых подшипников
4.4. Структура экспорта
Часть 5. Анализ потребления шариковых и роликовых подшипников
5.1. Динамика объема потребления шариковых и роликовых подшипников
5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку
Часть 6. Ценовой анализ
6.1. Средние цены производителей по федеральным округам
6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ
Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 8. Прогноз развития рынка шариковых и роликовых подшипников до 2023 г.
Часть 9. Рекомендации и выводы

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор российского рынка шариковых и роликовых подшипников
1.1. Основные характеристики рынка
Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Эксплуатация данный устройств повсеместно началась более века назад, когда произошел мировой скачок роста индустриализации. В конце 1800-х годов подшипники использовались в металлургической отрасли, машиностроении, станкостроении и других сферах индустрии. На сегодняшний день эти детали являются неотъемлемой частью следующих производств:
 - Нефтехимическая отрасль. Здесь подшипники используются для поршневых воздуходувок, компрессоров, всевозможных насосов для перекачки химических составов, а также во многих других агрегатах, предназначенных для добычи нефти.
- Горнодобывающее производство. В оборудовании этой отрасли применяются специальные подшипники для агломерационных агрегатов, дробилок, промышленной спецтехники и транспортных средств и т.д.
- В металлургической промышленности. Выпуск и обработка металла невозможна без использования подшипников, установленных в прокатных станах, металлорежущих станках, печных агрегатах, гидравлических приводах и т.д.
- Пищевая промышленность. Детали используются в тестомешалках, линиях изготовления макаронных изделий, хлеборезках и т.д.
- В сельскохозяйственной отрасли. Промышленные подшипники используются во всевозможных комбайнах и прочих типах сельскохозяйственной техники. Помимо этого, большим спросом пользуются устройства для доильного оборудования, убойных пунктов, мельниц, косилок, а также агрегатов, предназначенных для сушки и измельчения зерна.
 - В строительной сфере. Представители строительной отрасли закупают промышленные подшипники для использования их в землеройных, а также строительных агрегатах, бетономешалках, компрессорах и прочих типах оборудования.
- В токарной сфере промышленные подшипники применяются в трущихся узлах токарного, фрезеровального и деревообрабатывающего оборудования.
 - В железнодорожной отрасли. Чтобы движение железнодорожных составов было безопасным, в них должны использоваться только качественные подшипники, выполняющие различные роли.
Большинство промышленных специалистов сегодня причисляют подшипники чуть ли не к самому основному элементу узла трения оборудования. Это правильно, поскольку качество использования данных устройств играет одну из основных ролей в функционировании любого узла, где они установлены. 
Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения. В данном исследовании проводится анализ рынка подшипников качения.
Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:
По виду тел качения:
- Шариковые,
- Роликовые (с цилиндрическими роликами, с коническими роликами, с бочкообразными роликами, с витыми роликами, с игольчатыми роликами).
По типу воспринимаемой нагрузки:
- Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается),
- Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления,
- Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).
По числу рядов тел качения:
- Однорядные,
- Двухрядные,
- Многорядные;
По возможности самоустановки:
- Самоустанавливающиеся,
- Несамоустанавливающиеся.
По материалу тел качений:
- Полностью стальные;
- Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические).
В общем случае подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя. Типы и конструктивные исполнения подшипников стандартизованы в ГОСТ 3395-89. 
Рассмотрим особенности и тенденции российского рынка подшипников качения.
- Зависимость отрасли и, в частности, производителей подшипников от других отраслей промышленности.
Подшипниковая отрасль — определенный показатель развития всей промышленности. Она комплектует все производства, от автопрома до оборонной промышленности, и напрямую зависит от их развития. 
1.2. Динамика объема рынка шариковых и роликовых подшипников 2014-2018гг. Потенциальная емкость рынка
Рассмотрим динамику объема рынка подшипников качения в России.
Диаграмма 2. Динамика объема рынка шариковых и роликовых подшипников в 2014 – 2019 гг. (1 пг.), млн шт.

Лидерами по выручке традиционно являются следующие регионы: …
1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок
Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей экономики РФ, в том числе на рассматриваемый рынок подшипников. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.
Экономические
ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.
Индекс промышленного производства - показатель динамики объёма промышленного производства, его подъёма или спада, определяется в виде отношения текущего объёма производства в денежном выражении к объёму промышленного производства в предыдущем или другом базисном году. Данный индекс характеризует изменение ВВП за счет фундаментальных отраслей экономики: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
На Диаграмме 6 представлена динамика ИПП.
Демографические (социальные)
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, 2010-2019 гг., млн чел., % 

Общие тенденции в изменении макроэкономических показателей можно проследить и в такой величине, как реальные доходы населения, которые определяют уровень платежеспособного спроса. 
Технологические
Так как подшипники являются продукцией металлургического производства, то динамика Индекса также оказывает влияние на рассматриваемый рынок.
Диаграмма 10. Индекс производства машин и оборудования в РФ в 2014-2019гг. (янв.-июл.), % к предыдущему году

По словам представителя ЕПК заказы на металл размещаются с трудом. Российская подшипниковая сталь отличается от европейской. Хотя подшипники во всем мире выпускаются из одних и тех же марок сталей, но есть отличия по качеству выплавки стали и физико-химическим показателям. На европейских предприятиях сталь проходит дополнительную обработку и получается на выходе более «чистой» от неметаллических вкраплений.
Рынок подшипников имеет зависимость от научных разработок и их внедрения в современном практическом производстве. 
Высокие технические требования. Необходимость соответствия ГОСТ. Подшипник – это техническое устройство, которое является частью опоры вращающихся осей и отвечает за поддержание или направление их движения. Подшипники принимают на себя нагрузки, приложенные к оси или валу, и переносят их на необходимые части механизмов. Основная их задача – удерживание вала в пространстве, а также обеспечение его вращения, качения или линейного перемещения при минимальных потерях энергии. Качество подшипников оказывает значительное влияние на работоспособность, коэффициент полезного действия и длительность службы механизма.
Требования к подшипникам определяются соответствующими ГОСТами индивидуально для каждого вида. Однако существует ряд общих технических требований, которым должны соответствовать все устройства данного типа:
- все детали подшипника должны быть прочными и жесткими;
- смазочный материал и способ его подачи должен соответствовать эксплуатационным требованиям;
- конструкция подшипника должна обеспечивать удобный монтаж и демонтаж узла;
- надежность и долговечность узла должна соответствовать его стоимости;
- конструкция должна предоставлять возможность теплового расширения вала, не нарушая при этом нормальную работу подшипника;
- удлинение вала не должно сопровождаться возникновением дополнительных осевых нагрузок;
- должна обеспечиваться надежная фиксация положения вала по направлению оси.
Помимо всех вышеперечисленных требований, при проектировании подшипниковых узлов необходимо учитывать ряд других важных факторов, таких как назначение узла, условия общей компоновки и эксплуатации (величина нагрузки, параметры окружающей среды и т. д.), а также технологические особенности обработки деталей. Эти факторы являются определяющими при выборе размеров подшипника, конструкции его элементов, способа установки и крепления, смазочного материала и точности изготовления деталей.
Чтобы обеспечить нормальную работу подшипникового узла, необходимо решить весь комплекс вопросов, которые возникают при его проектировании. Кроме нарушений технических требований, к выходу из строя или неправильной работе узла может привести неправильный выбор типа подшипника или несоответствие его характеристик основным требованиям механизма, в котором он используется.
Существует более 30 ГОСТов на производство подшипников. Основной документ- ГОСТ 520—2011 Подшипники качения. Общие технические условия.
Политические
Стратегия развития устанавливает механизм действий, направленных на увеличение гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и улучшение условий кредитования бизнеса, а также определяет технологии, целевые клиентские сегменты, географические и отраслевые рамки, перспективные возможности национальной гарантийной системы. 
Таблица 3. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок шариковых и роликовых подшипников

В целом влияние макрофакторов на рынок подшипников можно оценить как …
1.4. Стадия жизненного цикла рынка шариковых и роликовых подшипников
Подшипники как товар из категории новинок уже давно перешли в категорию стандартных. Ассортимент представлен многими торговыми марками. На данной стадии возрастает роль ценовой конкуренции, так как продукт предлагается к продаже многими производителями и импортерами. 
1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
Промышленные подшипники играют очень важную роль, как в отечественном, так и зарубежном производстве. Сегодняшняя промышленность, которая использует в машинах и агрегатах сопряжение деталей и узлов, за долгие годы работы не смогла заменить подшипники другими устройствами, в результате чего они будут еще долго эксплуатироваться в узлах трения. Без подшипников невозможна работа ни одного современного производства. 
Исходя из современных научно-технических представлений, независимо от возможных направлений технического прогресса в машиностроении в обозримом будущем вращательное движение в машинах и механизмах не имеет альтернативы, поэтому невозможны фундаментальные структурные сдвиги в конструкции и технологии производства подшипников. Принципиально конструкция подшипников и технология их производства за весь прошедший период развития машиностроения не претерпели существенных изменений.
В ряде случаев возможна замена подшипников качения подшипниками скольжения (втулками). Однако и те и другие имеют как преимущества, так и недостатки.
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке шариковых и роликовых подшипников 
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 
Диаграмма 13. Доли крупнейших конкурентов на рынке шариковых и роликовых подшипников в 2018 г., %

Рынок подшипников качения в России является …
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ производства шариковых и роликовых подшипников
3.1. Объем и динамика внутреннего производства шариковых и роликовых подшипников
Если же рассматривать только последние 5 лет, то динамика производства шариковых и роликовых подшипников имеет волнообразный характер. 
3.2. Доля экспорта в производстве шариковых и роликовых подшипников
3.3. Сегментация производства шариковых и роликовых подшипников по регионам
3.3.1. Производство по федеральным округам
Таблица 6. Динамика производства шариковых и роликовых подшипников в РФ по федеральным округам в 2014-2018 гг., млн шт.

3.3.2. Производство по субъектам РФ
Диаграмма 18. Структура производства по субъектам РФ в 2018 году, %

В натуральном выражении по производству лидирует …
Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок шариковых и роликовых подшипников
4.1. Объем и динамика импорта шариковых и роликовых подшипников
Так как более трех четвертей рынка подшипников качения в России приходятся …
4.2. Структура импорта
Тройка стран-лидеров, поставляющих подшипники качения в Россию не изменилась: …
4.3. Объем и динамика экспорта шариковых и роликовых подшипников
По итогам 2018 года объем экспорта составил …
Баланс экспорта и импорта на рынке подшипников качения в России в рассматриваемый период был …
4.4. Структура экспорта
В 2018 году 72,2% экспорта подшипников качения приходилось на страны СНГ, …
Часть 5. Анализ потребления шариковых и роликовых подшипников
5.1. Динамика объема потребления шариковых и роликовых подшипников
В целом динамика потребления за исключением 2015 года имеет линейный характер. 
5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку
За период с 01.07.18 по 13.09.2019 года объявлено порядка … тендеров на закупку подшипников на сумму … млн руб. В перечень закупаемой продукции по тендеру помимо подшипников иногда входят другие виды продукции (комплексные закупки). 
Анализ информации о конкурсных закупках подшипников, имеющейся в свободном доступе, показал, что:
Часть 6. Ценовой анализ
6.1. Средние цены производителей по федеральным округам
Средние цены производителей по ФО рассчитаны на основании данных совокупных отгрузок крупными и средними предприятиями отрасли в 2017-1 полугодии 2019гг.
6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ
Если рассматривать условный подшипник средней стоимостью 1 000 рублей, то цены по регионам будут следующие: 
Такой разброс цен в регионах обусловлен для каждого из них разными причинами: уровнем заработных плат (и соответственно, покупательской способностью населения), уровнями наценки, близостью или отдаленностью региона от центральной части России, ценами импортеров и производителей, транспортными расходами и др.
...
Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 8. Прогноз развития рынка шариковых и роликовых подшипников до 2023 г.
Осуществим анализ рынка на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в данной отрасли.
Дальнейшее развитие рынка подшипников качения в России во многом будет зависеть от общего экономического состояния государства.
Часть 9. Рекомендации и выводы

Диаграммы
Диаграмма 1. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке шариковых и роликовых подшипников в России в 2014-2019гг. (1пг.), %
Диаграмма 2. Динамика объема рынка шариковых и роликовых подшипников в 2014 – 2019 гг. (1 пг.), млн шт.
Диаграмма 3. Выручка (нетто) от реализации шариковых и роликовых подшипников по федеральным округам за 2014 - 2018 гг., %
Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, в 2011-2019 гг. (1пг.), % к предыдущему году
Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2014 –2018 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 6. Динамика ИПП РФ в 2014 - 2019 гг. (янв.-июл.), % к предыдущему году
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, 2010-2019 гг., млн чел., %
Диаграмма 8. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2019 гг. (1 и 2 кв.), % к предыдущему году
Диаграмма 9. Индекс добычи металлических руд в РФ, 2014-2019 гг. (янв.-июл.), % к предыдущему году
Диаграмма 10. Индекс производства машин и оборудования в РФ в 2014-2019гг. (янв.-июл.), % к предыдущему году
Диаграмма 11. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2014- 2019 (янв.-май), гг., %
Рисунок 12. Стадия жизненного цикла рынка подшипников качения
Диаграмма 13. Доли крупнейших конкурентов на рынке шариковых и роликовых подшипников в 2018 г., %
Диаграмма 14. Динамика объемов производства шариковых и роликовых подшипников в РФ за 2000 – 2019 гг. (1пг.), млн шт.
Диаграмма 15. Динамика объемов производства шариковых и роликовых подшипников в РФ за 2014 – 2019 гг. (1пг.), млн шт.
Диаграмма 16. Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) шариковых и роликовых подшипников в России, 2014-2018 гг., млрд руб.
Диаграмма 17. Доля экспорта в производстве (в натуральном выражении) за 2014 – 2019 гг. (1 пг.), %
Диаграмма 18. Структура производства по субъектам РФ в 2018 году, %
Диаграмма 19. Объем и динамика импорта шариковых и роликовых подшипников в натуральном выражении в 2014-2019гг. (1пг.), млн шт.
Диаграмма 20. Объем и динамика импорта шариковых и роликовых подшипников в натуральном выражении в 2014-2019гг. (1пг.), тыс. тонн
Диаграмма 21. Объем и динамика импорта шариковых и роликовых подшипников в денежном выражении в 2014-2019гг. (1пг.), млн долл.
Диаграмма 22. Динамика экспорта шариковых и роликовых подшипников в натуральном выражении в 2014-2019гг. (1пг.), млн шт.
Диаграмма 23. Динамика экспорта шариковых и роликовых подшипников в натуральном выражении в 2014-2019гг. (1пг.),  тыс. тонн
Диаграмма 24. Динамика экспорта шариковых и роликовых подшипников в денежном выражении в 2014-2019гг (1пг.), млн долл.
Диаграмма 25. Баланс экспорта и импорта в 2014-2019гг. (1пг.), млн долл.
Диаграмма 26. Структура экспорта по странам в 2018 г., %
Диаграмма 27. Динамика потребления шариковых и роликовых подшипников в денежном выражении 2014 - 2018 гг., тыс. руб./1 предприятие отрасли «производство машин и оборудования»
Диаграмма 28. Прогноз объема рынка шариковых и роликовых подшипников в 2019 - 2023 гг., млн шт.

Таблицы 
Таблица 1. Средние цены производителей на отдельные виды промышленных товаров по РФ на конец периода в 2014-2018гг., рублей за единицу измерения
Таблица 2. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях (% годовых), 2014-2019 (янв.-май) гг.
Таблица 3. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок шариковых и роликовых подшипников
Таблица 4. Основные компании-участники рынка шариковых и роликовых подшипников в 2018 г.
Таблица 5. Профили компаний-участников рынка шариковых и роликовых подшипников в 2018 г.
Таблица 6. Динамика производства шариковых и роликовых подшипников в РФ по федеральным округам в 2014-2018гг., млн шт.
Таблица 7. Структура импорта шариковых и роликовых подшипников по странам-импортерам в 2018 г., %
Таблица 8. Тендеры на закупку подшипников, объявленные с 01.07.19 по 13.09.19 гг. на сумму более 5 млн руб.
Таблица 9. Средние цены производителей на шариковые и роликовые подшипники по ФО в 2017-2019гг. (1пг.), руб./шт.
Таблица 10. Средние потребительские цены на шариковые и роликовые подшипники по субъектам РФ в 2018 году, руб./шт.
Таблица 11. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка шариковых и роликовых подшипников
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ