Анализ рынка музеев в России

Анализ рынка музеев в России Анализ рынка музеев в России
Дата выпуска
13.01.2021
Страниц
61
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Музей представляет собой учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью

Цель исследования
Анализ состояния рынка музеев, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок музеев

Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка музеев
1.1. Определение и характеристики российского рынка музеев
1.2. Динамика объема российского рынка музеев, 2015-2019 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка музеев по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке музеев в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления музеев
3.1. Оценка объема потребления музеев на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка музеев до 2024 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор российского рынка музеев
1.1. Определение и характеристики российского рынка музеев
Рассмотрим характеристики и особенности российского рынка музеев.  
Под рынком музеев в настоящем исследовании понимается совокупность учреждений, оказывающих услуги постоянного экспозиционного обслуживания, организации и проведения выставок, экскурсионного обслуживания и пр., формирующих предложение рынка, численность пользующихся вышеуказанными услугами и формирующих спрос рынка, а также взаимоотношения, возникающие между продавцами и потребителями услуг музеев на территории России.
Музей представляет собой учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. 
В число услуг, оказываемых музеями, входят:
организация постоянного экспозиционного обслуживания; 
организация и проведение выставок; 
лекционное и экскурсионное обслуживание; 
справочные, информационные и рекламно-маркетинговые услуги; 
организация работы лекториев, школ и курсов по различным отраслям знаний и иных форм просветительской деятельности; 
проведение различных по своей тематике и формам культурных мероприятий; 
предоставление иных видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях. 
Музеи условно можно классифицировать в соответствии с профилем их деятельности (то есть их специализацией). Согласно данному признаку можно выделить художественные музеи; парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли; историко-краеведческие музеи; литературные и мемориальные музеи, музеи-усадьбы; тематические музеи (военно-исторические, естественно-научные, научно-технические, этнографические).
  Рынок музеев в России характеризуется следующими особенностями:
В ходе трансформации общества произошло снижение значимости основных ценностей, которые привносил в общество российский музей: уникальности контента (по причине возрастания свободы передвижения граждан по миру и, как следствие, появления новых возможностей ознакомления с культурно-историческими ценностями); образовательной роли музея (в силу стремительного развития цифровых технологий, которые предоставили много новых возможностей для самообразования); роли музея как культурного мероприятия (поскольку перегруженность современного человека информационными потоками приводит к более частому отвержению интеллектуально сложных форм проведения свободного времени, таких как поход в музей, и предпочтению более популяризированных форматов ознакомления с произведениями искусства); роли музея как досугового мероприятия (по причине возникновения множества новых форм досуга, в том числе культурного, на фоне которых музей воспринимается как «скучный», «устаревший»).
Исследуемый рынок характеризуется проблемой постоянного недофинансирования, особенно региональных и муниципальных музеев, имеется «разрыв» между крупными музеями мирового уровня и небольшими музеями.
В число особенностей российского рынка музеев входит наличие кадровых проблем. В частности, наибольшие потребности российские музеи испытывают в специалистах – как вспомогательных видов деятельности (в том числе в сфере рекламы, маркетинга, PR, SMM, IT-технологий), так и основного вида деятельности (специалистов по выставочной и экспозиционной деятельности, научных сотрудников, хранителей). Более того, одним из наиболее значительных барьеров развития музеев, связанных с кадровым вопросом, эксперты считают несформированность управленческих компетенций и стратегического видения у руководителей музеев, непонимания ими принципов проектного менеджмента.
Компактность размещения учреждений отрасли в рамках каждого федерального округа не отличается однородностью и равномерностью. 
...
С точки зрения операторов рынок музеев представлен государственными бюджетными учреждениями культуры, муниципальными бюджетными учреждениями культуры, частными учреждениями и автономными некоммерческими организациями. 
В условиях современного рынка услуги музеев имеют интегрированный характер и могут быть представлены в различных формах (индивидуальной, массовой, интерактивной, камерной и пр.). 
В настоящее время уровень спроса на услуги музеев в большинстве своем зачастую не соответствует ни потенциальному спросу потребителей, ни возможностям самих музейных учреждений. Обусловлена подобная ситуация, в первую очередь, факторами социально-экономического порядка, такими как низкий уровень доходов большей части граждан, отсутствие свободного времени и образ жизни, высокая занятость, наличие альтернативных способов проведения досуга и пр.
Исследуемый рынок характеризуется глубокими изменениями, вызванными активным внедрением информационных технологий, включая процессы цифровизации отрасли, инновационных музейных практик, новых методик использования гуманитарных ресурсов. 
В современных условиях основой современных музейных коммуникаций выступает партисипаторный подход, переход от пассивного восприятия информации аудиторией к активному ее участию в деятельности музея. В числе современных тенденций взаимодействия аудитории и музея можно выделить следующие. Во-первых, активное использование современных технологий коммуникации от сайтов музеев и страниц в социальных сетях до специальных мобильных приложений. Во-вторых, при оформлении пространства сохраняется уважительное отношение к истории. В-третьих, переход от общения музея с аудиторией с позиции «Вы» на «Ты». Музеи становятся более доступными для аудитории: переход от элитарности к массовости, что говорит об изменении языка общения, его адаптации под широкую общественность. В-четвертых, привлечение внимания аудитории с помощью интриги: различные креативные решения в подаче материала в музее. В-пятых, напоминание музейным работникам о том, что, в первую очередь, музей − это экспозиции, цель музея не создание красивого пространства, а донесение до аудитории знаний об экспонатах.
Рынок музеев в России среди операторов рынка характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с небольшими долями рынка).
1.2. Динамика объема российского рынка музеев, 2015-2019 гг.
Рассмотрим динамику объема российского рынка музеев. По расчету ГидМаркет, выполненному на основе данных Министерства культуры РФ, данных газеты The Art Newspaper Russia, объем рынка музеев в 2019 г. в России составил ... млн посещений, включая посетителей постоянных экспозиций и временных выставок (в том числе в составе экскурсий), а также участников культурно-образовательных программ и массовых мероприятий... 
Диаграмма 2. Динамика объема российского рынка музеев, 2015-2019 гг., млн посещений

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
Структура рынка музеев по видам в России представлена по категориям музеев, исходя из их направленности и тематики, профиля деятельности. 
...
1.4. Структура рынка музеев по ФО 
Структура оказания услуг музеев (в натуральном выражении) в разрезе федеральных округов показывает, что лидирующее положение занимает Центральный ФО с долей рынка ...%, ...
...
Диаграмма 5. Структура оказания услуг музеев в РФ по ФО, 2019 г., % от объема рынка в натуральном выражении

1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
К ключевым тенденциям рынка музеев в России относятся:
Основными векторами развития исследуемого рынка выступают: внедрение интерактивных форм работы и, как следствие, рост значения образно-эмоциональной и досуговой составляющих работы с посетителем; выход музеев на новые перспективные рынки: информации, культурного туризма, рекреации и др.; появление новых технологий, механизмов и организационных форм, позволяющих обеспечить сохранность музейных предметов и коллекций при одновременном расширении их доступности для посетителей. 
Важная тенденция деятельности современного музея – создание специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними в городах и регионах создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества. Изменение взаимодействия музея и социума проявляется также в делегировании части функций по управлению музеями разнообразным ассоциациям, фондам, общественным и частным организациям. 
Результатом поиска и развития новых форм взаимодействия музея и общества является возникновение и деятельность экомузеев. Они создаются, прежде всего, для местного сообщества и, как правило, силами местного сообщества. Ресурсом развития экомузеев является социальная энергия жителей конкретной локальной территории и их заинтересованность в сохранении уникальной специфики данной местности.
В настоящее время наблюдается тенденция на уменьшение финансирования музеев Минкультуры РФ, государство подталкивает музеи к поиску новых источников получения денежных средств. Основными направлениями расходов субсидий из бюджета являются оплата труда работникам музея, предъявление, изучение и сохранение коллекций. В свою очередь, организацию выставок музеи осуществляют за счет полученной прибыли. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.
Возрастает роль платных услуг, они все чаще составляют важную часть деятельности современного музея, действующего в условиях рынка. К ним относится плата за билет или посещение выставки, коммерческие услуги, такие как работа буфетов и кафе внутри или на основе музея, работа специальных мастерских для посетителей, продажа сувенирной продукции, проведение различных мероприятий – приемов, встреч, концертов, спектаклей, разработка образовательных программ, квестов и пр.
Среди тенденций развития рынка музеев, вызванных пандемией коронавируса, и вынудивших музеи пересмотреть работу в 2020 г., можно выделить: проделанный большой объем научных исследований, продолжение строительных работ в тех музеях, где делается реконструкция или строятся новые корпуса, создание множества онлайн-программ. В целом глобальный карантин заставил музеи стремительно перебросить работу в онлайн и перейти на «производство контента», — выкладывание материалов к выставкам, проведение трансляций в Инстаграм, записи ютуб-лекций.
Среди перспектив анализируемого рынка можно выделить:
...
В целом перспективы развития рынка музеев в России лежат в плоскости расширения доступа к культурным ценностям, в том числе путем информатизации отрасли; укрепления материально-технической и ресурсной базы государственных музеев как центров сохранения уникальных образцов российской и мировой культуры; совершенствования постоянно действующих экспозиций; активизации просветительской и образовательной деятельности; увеличения количества выставочных проектов, осуществляемых как в субъектах РФ, так и за рубежом; реализации передвижных выставочных проектов в малых и средних городах; развития сотрудничества музеев с творческими индустриями; интеграции музеев в систему культурно-познавательного туризма; внедрения политики эффективного менеджмента.
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
Ниже рассмотрены основные факторы, влияющие на рынок музеев и, соответственно на спрос и доходы операторов рынка. 
Экономические
Динамика ВВП России
Динамика ВВП РФ является индикатором экономического развития страны. ВВП оказывает влияние на развитие всех отраслей и рынков экономики, а также уровень платежеспособного спроса населения. 
...
Доля услуг учреждений культуры в структуре платных услуг населению России
...
Средние потребительские цены на посещение музеев в России 
...
Общий фонд музеев Минкультуры России
...
Социальные факторы
Численность населения России 
...
Реальные денежные доходы населения России
...
Индекс потребительской уверенности
...
Численность работников музеев Минкультуры России
...
Количество выставочных проектов, осуществляемых в России
На протяжении 2015-2019 гг. наблюдается благоприятная тенденция роста количества выставочных проектов, осуществляемых в России. Максимальное количество выставочных проектов приходится на 2018 г., при этом их наибольший прирост наблюдается в 2017 г. по отношению к 2016 г. 
Уровень урбанизации
В течение 2014-2019 гг. наблюдается рост уровня урбанизации – увеличивается число жителей городов, при этом с 2015 г. уменьшается население сельских населенных пунктов.
...
Технологические факторы
На рынке музеев все более широкое распространение получают инновационные технологии. 
Тренд на цифровизацию отрасли
Тренд на цифровизацию затронул и отрасль музеев. В частности, в российских музеях используются или внедряются технологии виртуальной/дополненной реальности, аудиогиды, виртуальные помощники и навигация по музею. В качестве инструмента для цифровизации музейных процессов, большинство музеев уже использует технологии искусственного интеллекта, внедряют VR/AR для решения различного рода задач, используют мультимедийные решения. Помимо этого, современные музеи активно взаимодействуют с аудиторией дистанционно – дают возможность приобрести билеты онлайн, используют виртуального гида, поддерживают программу лояльности, реализуют онлайн-магазин, где посетители могут приобретать сувениры, каталоги, книги, дополнительные услуги. Кроме того, музеи активно присутствуют в социальных сетях, проводят рассылки по электронной почте и регулярно исследуют свою аудиторию.
Технологии, вызванные пандемией коронавируса
..
Деятельность Союза музеев России
Союз музеев России – активный участник общественного обсуждения всех законодательных и нормативно-правовых актов, так или иначе касающихся деятельности музеев в России, представляет интересы музеев страны в советах и комиссиях, образуемых при Президенте РФ и Правительстве РФ, интенсивно и плодотворно взаимодействует с руководством регионов, в которых работают музеи-члены Союза.
Главными задачами Союза музеев России являются содействие повышению качества профессиональной деятельности его членов в сохранении и изучении Музейного фонда РФ, как основы формирования исторической памяти личности и общества, развития межкультурного диалога и межпоколенческих коммуникаций.
Союз музеев России в своей деятельности непосредственно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной Палатой Российской Федерации, фондами, общественными организациями и объединениями, действующими в сфере культурного наследия, музейного дела, духовного и историко-культурного просветительства, гуманитарного образования.
Политико-правовые факторы
Нормативно-правовые положения и акты в сфере деятельности музеев, препятствующие их работе. В частности, согласно результатам комплексного социологического исследования, проведенного Минкультуры РФ в 2019 г., было отмечено порядка 11 федеральных законов, которые, по оценке экспертов, в той или иной степени препятствуют осуществлению музейной деятельности (№ 44-ФЗ, № 327-ФЗ, № 223-ФЗ, № 54-ФЗ (отсутствие полного перечня подзаконных актов), № 73-ФЗ, № 193-ФЗ, № 4804-1, № 5351-1, № 436-ФЗ, № 290-ФЗ и № 38-ФЗ, а также Приказ Министерства культуры РФ от 01.12.2017 № 2012, Постановление Правительства РФ № 1177 и Положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ). Основными претензиями к действующим законам были названы их сложность и запутанность, сопряженная с объемной отчетностью по всем видам работы музея и каждому проводимому им мероприятию, несоответствие принципам проектной работы. Лидирующие позиции в списке «недружественных законов» занимает закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 31.07.2019), который эксперты характеризуют как «мертвый и тяжелый закон».
Государственные программы и проекты, направленные на развитие музейной деятельности. В число таких программ входят:
Федеральный проект «Творческие люди», в число задач и результатов которого входит создание условий для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ. В частности, до 01.12.2024 г. разработан календарь количественного проведения выставочных проектов федеральных и региональных музеев в субъектах РФ: на 31.12.2021 г. – 24 единицы; на 31.12.2022 г. – 32 единицы; на 31.12.2023 г. – 40 единиц; на 31.12.2024 г. – 48 единиц.
Федеральный проект «Цифровая культура», в число задач и результатов которого входит создание виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах РФ; обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны, в том числе и деятельность музеев. В частности, к 01.12.2024 г. должно быть создано не менее 450 единиц мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности.
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. В соответствии с данной стратегией ожидаемыми результатами будут выступать: увеличение финансирования культуры за счет всех источников до 1,4 % ВВП к 2030 г.; увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, до 90,0% общего количества учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности; создание эффективного механизма привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; создание эффективной и ресурсно-обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия, позволяющую постоянно снижать долю памятников, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии и пр.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма (2013-2020 гг.)». В соответствии с данной программой ожидаемыми результатами будут выступать: повышение эффективности системы сохранения объектов культурного наследия, позволяющей обеспечить высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия; высокий уровень качества и доступности услуг библиотек, музеев; обеспечение сохранности и эффективности использования библиотечных и музейных фондов; увеличение к 2024 г. среднего количества выставок до 8 единиц в расчете на 10 тыс. человек и пр.
Нестабильность политической обстановки на фоне развития событий мирового масштаба, антироссийских санкций, смены Правительства, поправок в Конституцию сдерживает инвестиционные процессы. Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России. 
Все рассмотренные выше факторы объединим в виде STEP-анализа.
Таблица 2. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок музеев

По результатам выполненного STEP-анализа факторы макросреды в 2015-2019 гг. оказывали на рынок музеев в большей степени положительное влияние. Три из рассматриваемых групп факторов оказывали на развитие рынка разновекторное влияние. Одна группа факторов оказывала однонаправленное влияние. 
...
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
На протяжении 2015-2019 гг. показатели валовой рентабельности отрасли музеев были ниже уровня аналогичных финансовых коэффициентов по экономике России в целом. 
Таблица 3. Валовая рентабельность отрасли музеев в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %

... 
При этом рентабельность прибыли до налогообложения в российской отрасли музеев значительно выше аналогичных показателей относительно всех отраслей РФ в 2015-2019 гг. Кроме того, на протяжении анализируемого периода с 2015-2019 гг. показатели рентабельности имеют тенденцию к росту. 
...
Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Для российских компаний нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах Кал > 0.2-0.5. Такое значение коэффициента абсолютной ликвидности означает, что от 20-50% краткосрочных обязательств может быть погашено предприятием сразу за счет денежных средств. В отрасли музеев в 2015-2018 гг. показатель абсолютной ликвидности выше нормативного, что может сигнализировать о слишком высокой доле неработающих активов. При этом значения показателя были достаточно стабильными на протяжении 2015-2019 гг., без ярко выраженных колебаний, за исключением 2018 г. и существенно выше аналогичных показателей по всем отраслям экономики РФ. 
...
В целом анализ финансовых коэффициентов отрасли музеев в России показывает достаточно высокие показатели валовой рентабельности и рентабельности прибыли до налогообложения (к тому же еще и увеличивающиеся), что может свидетельствовать о том, что темпы роста выручки в анализируемой отрасли опережают темпы роста затрат (или выручка растет на фоне снижения затрат). 
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке музеев в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
Рынок музеев в России характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с низкими долями рынка, индекс Херфиндаля — Хиршмана равен HHI=61, HHI < 1000 – низкоконцентрированный рынок). 
Исходя из рассмотренной структуры рынка музеев по видам, представленных на диаграмме 4 п. 1.3. настоящего исследования, самыми посещаемыми музеями по итогам 2019 г. стали две категории музеев: парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли и художественные музеи. Их совокупная доля в исследуемой структуре рынка занимает порядка ...%. В связи с чем, в конкурентном анализе будут рассмотрены крупнейшие игроки рынка (ТОП-5) в каждой из этих двух категорий.
К крупнейшим операторам рынка музеев в категории парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли относятся Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Государственный музей истории Санкт-Петербурга (включая Петропавловскую крепость, Особняк Румянцева, Музей-квартиру А.А.Блока, Музей С.М.Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда, Музей печати, Дом М.В.Матюшина, Конюшенное ведомство, Крепость Орешек).
К крупнейшим операторам рынка музеев в категории художественные музеи относятся Государственный Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Мультимедиа Арт Музей, Москва/Музей «Московский дом фотографии».
...
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Определим доли крупнейших конкурентов на рынке музеев в России. На российском рынке музеев присутствует большое число операторов, среди которых государственные бюджетные учреждения культуры, муниципальные бюджетные учреждения культуры, частные учреждения и автономные некоммерческие организации. Согласно информации Портала открытых данных Министерства культуры РФ, раздел «Статистика», число операторов исследуемого рынка составляет свыше 2800 (более точно – 2861). Рынок низкоконцентрирован, доли отдельных игроков рынка незначительны. 
В качестве основы для расчета долей крупнейших операторов рынка музеев были взяты данные по посещаемости каждого музея к общему объему рынка в натуральном выражении. Источником данных для расчета послужил Портал открытых данных Министерства культуры РФ, раздел «Статистика», а также ежегодные рейтинги посещаемости музеев, публикуемые на сайте газеты The Art Newspaper Russia.
По оценке ГидМаркет, лидером рынка музеев России является Государственный музей-заповедник ... 
2.3. Профили основных игроков
Государственный музей-заповедник «...»
Государственный музей-заповедник «...» — всемирно известный дворцово-парковый ансамбль, расположенный в 29 километрах от Санкт-Петербурга на южном берегу Финского залива, бывшая парадная резиденция Петра I, основанная в честь победы Российского Государства в Северной войне. Комплекс состоит из дворцов, парков, фонтанов, которые являются зодческими и садовыми шедеврами. Дворцы считаются лучшими архитектурными творениями времен правления Петра Великого. Главной достопримечательностью по праву считаются фонтаны. 
Государственный Эрмитаж 
Государственный Эрмитаж представляет собой музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в г. Санкт-Петербург. Второй по величине художественный музей в мире. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.
Государственный музей-памятник «...»
...
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «...»
...
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «...»
...
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея — московский художественный музей, основанный в 1856 г. купцом Павлом Третьяковым. По состоянию на 2018 г. экспозиция насчитывает более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век. Музей расположен в здании, построенном в 1906 г.,— объекте культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.
...
Государственный музей истории Санкт-Петербурга 
Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединяет несколько филиалов: Особняк Румянцева на Английской набережной, Музей–квартиру А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Музей печати, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Шлиссельбургскую крепость Орешек. В фондах музея хранится более 1,3 миллиона экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней.
...
Государственный Русский музей
...
По оценке ГидМаркет, совокупная посещаемость ТОП-10 крупнейших операторов российского рынка музеев по итогам 2019 г. составила ...
...
Диаграмма 21. Динамика совокупной посещаемости крупнейших операторов рынка музеев (ТОП-10) в России, 2015-2019 гг., млн посещений

Часть 3. Анализ потребления музеев 
3.1. Оценка объема потребления музеев на душу населения
Оценка объема потребления музеев в России на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема российского рынка музеев в натуральном и стоимостном выражении к количеству населения России. 
При этом к основным факторам влияния можно отнести: развитие внутреннего туризма; увеличение числа выставочных проектов и проектов вне стен музеев; полномасштабные пиар-кампании в каждой выставке и активное продвижение выставок; удобный для клиентов график работы; онлайн-продажа билетов; система скидок по картам лояльности; аудиогиды и мобильные приложения; культивация принципа «всей семьей целый день в музее»; специальные тарифы для тур¬операторов; развитие образовательных программ; увеличение числа партнерских проектов с театрами и иными субъектами культуры; реализация Федерального проекта «Цифровая культура», направленного на обеспечение и широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны.
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
Потенциал рынка музеев в России оценивается специалистами ГидМаркет не менее чем «плюс ...%» к существующему объему рынка в натуральном выражении.
...
Достижение потенциала рынка и его качественное развитие сдерживается невысоким уровнем реальных доходов населения; недофинансированием отрасли, особенно среди региональных и муниципальных музеев; несовершенством нормативно-правовой базы регулирования данной отрасли, наличием законодательных барьеров, препятствующих осуществлению музейной деятельности; наличием кадровых проблем, в частности, нехватки специалистов по основному виду деятельности (выставочная и экспозиционная деятельность, научных сотрудников, хранителей) и вспомогательным (специалистов в сфере рекламы, маркетинга, PR, SMM, IT-технологий), наличием «барьеров сознания» руководителей музеев, проявляющихся в нехватке управленческих компетенций и стратегического видения, отсутствии навыков проектной работы и понимания принципов проектного менеджмента; отсутствием выстроенной системы коммуникации с органами государственной власти и выстроенной системы коммуникации между музеями, стремлением конкурировать друг с другом за подготовленного посетителя; ограниченной вместимостью музеев, то есть исчерпанием норматива допустимой антропогенной нагрузки; наличием в сознании посетителей «фантома прошлого», когда «музей воспринимался как место, куда можно один раз сходить и забыть, поскольку десятилетиями висит одна и та же выставка»; отсутствием бюджета у музеев на проведение рекламных кампаний и т.д. Принимая во внимание тот факт, что качественное изменение факторов, сдерживающих рост рынка, в ближайшей перспективе не представляется возможным, достижение потенциальной емкости рынка музеев в ближайшие годы не планируется. 
Рост уровня достижения потенциальной емкости рынка возможен за счет постоянной реализации проектов (выставок, конференций, лекций, промоакций и пр.) как внутри музеев, так и вне его стен; развития взаимодействия музеев с туристическими фирмами, дальнейшей интеграции музеев в систему культурного туризма; стимулирования активности музеев в сфере образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг; внедрения современных технологий и практик во все направления музейной деятельности; выстраивания эффективной системы организации музейной деятельности; повышения привлекательности и комфортности музеев для посетителей; укрепления материально-технической базы музеев; совершенствования механизма кадрового обеспечения отрасли и профессионализации музейной деятельности; активного включения музеев в социально-экономическое развитие регионов; совершенствования нормативно-правовой основы музейной деятельности; развития международной деятельности музеев, в том числе в пространстве содружества независимых государств (СНГ); создания интернациональных цифровых ресурсов и многоязычного информационного сопровождения экспозиции;  налаживания взаимодействия с частными музеями и рассмотрения возможности государственной поддержки этих музеев, разработки механизмов частно-государственного партнерства; определения требований к научной деятельности музеев, в частности механизмов сотрудничества с научно-образовательными организациями, а также с волонтерами и общественными активистами; разработки механизмов привлечения спонсорских средств и пр.
3.3. Описание потребительских предпочтений
По данным комплексного социологического исследования, направленного на анализ мнений музейного сообщества и населения РФ, проведенного Министерством культуры Российской федерации, РОСИЗО, Институтом Наследия в 2019 г., эмоции которые вызывают посещение российских музеев варьируются в зависимости от возрастных групп. 
При этом, согласно данным того же исследования, посетители в основе своей воспринимают музей как форму досуга, которая является альтернативой другим, более привычным формам, предполагающим разную степень физической активности (спорт, активный отдых, «диванный» досуг, отдых с гаджетами) и включающим, в том числе, посещение культурных и досуговых мероприятий. Таким образом, в восприятии посетителей музеи находятся в отношениях прямой конкуренции как с другими видами досуга, так и с досуговыми учреждениями. 
...
Важным обстоятельством, влияющим на посещение или непосещение музеев, является инертность поведения. Специфика молодежной аудитории проявляется в активном присутствии среди форм досуга цифровых сервисов – легких и доступных, не требующих перемещения себя в пространстве, что определяет сложность встраивания музеев в структуру досуга данной группы посетителей. Для посетителей всех возрастов сдерживающим фактором проведения свободного времени в музее является территориальное расположение музея – его удаленность от метро и от места жительства. Вовлечение потенциальных посетителей, не проявляющих стабильного интереса к музеям, происходит, в частности, за счет встраивания музея в комплексную программу досуговых мероприятий (музей, кафе, батутный парк).
Влияние на выбор досуга (в том числе посещение музеев) оказывают погодные условия. В данном случае экстремально жаркая или холодная погода дает музеям некоторые преимущества перед многими видами досуга.
Меньшая роль в повышении шансов посещения музеев отводится VR-технологиям (виртуальная реальность), продаже сувенирной продукции и книг, театральному сопровождению постоянной экспозиции и временных выставок, музейному лекторию и использованию аудиогида и пр.
Диаграмма 25. Факторы, способные повысить шанс посещения музеев и поток посетителей, 2019 г., %

3.4. Ценовой анализ
В целом на услуги музеев в 2015-2019 гг. наблюдается замедление роста цен.  
...
Таблица 16. Индексы потребительских цен на рынке музеев в РФ, 2015-2019 гг., 9 мес. 2020 г., %

...
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
...
Отрицательные факторы инвестиционного климата российского рынка музеев доминируют над положительными.
Наиболее значимые негативные факторы. 
...
Наиболее значимые положительные факторы. 
...
Часть 5. Прогноз развития рынка музеев до 2024 года
Осуществим прогноз развития рынка музеев на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в данной отрасли.
Прогноз объема российского рынка музеев, составленный ГидМаркет, на период 2020-2024 гг. учитывает тренд объема рынка музеев в 2015-2019 гг. и прогнозное влияние на уровень спроса ключевых макрофакторов.
При этом значимыми для прогноза объема рынка музеев являются следующие факторы:
...
В число менее важных факторов для прогноза в условиях пандемии коронавируса, но оказывающих положительное влияние на рынок музеев, входят:
...
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 
По расчету ГидМаркет, выполненному на основе данных Министерства культуры РФ, данных газеты The Art Newspaper Russia, объем рынка музеев в 2019 г. в России составил ... млн посещений, включая посетителей постоянных экспозиций и временных выставок.
...
Учитывая динамику средних потребительских цен на услуги музеев в России, представленную на диаграмме 9 (п. 1.6 настоящего исследования), произведем расчет объема рынка музеев в 2015-2019 гг. в стоимостном выражении.
...
 Структура рынка музеев по видам в России представлена по категориям музеев, исходя из их направленности и тематики, профиля деятельности.
..
По результатам выполненного STEP-анализа факторы макросреды в 2015-2019 гг. оказывали на рынок музеев в большей степени ...
...
Аналитики ГидМаркет прогнозируют, ...
...
Как новым, так и действующим операторам российского рынка музеев можно рекомендовать:
...

Диаграммы
Диаграмма 1. Компактность размещения учреждений отрасли по ФО, 2019 г., %
Диаграмма 2. Динамика объема российского рынка музеев, 2015-2019 гг., млн посещений
Диаграмма 3. Динамика объема российского рынка музеев, 2015-2019 гг., млрд руб.
Диаграмма 4. Структура рынка музеев по видам в РФ, 2019 г., % от объема рынка в натуральном выражении
Диаграмма 5. Структура оказания услуг музеев в РФ по ФО, 2019 г., % от объема рынка в натуральном выражении
Диаграмма 6. Динамика ВВП РФ, 2012-2019 гг., 1 кв., 2 кв., 3 кв. 2020 г., % к соответствующему периоду предыдущего года
Диаграмма 7. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015-2019 гг., янв.-нояб. 2020 г., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 8. Динамика доли услуг учреждений культуры в структуре платных услуг населению РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 9. Динамика средних потребительских цен на посещение музеев в России, 2015-2019 гг., янв.-сент. 2020 г., руб./билет
Диаграмма 10. Динамика общего фонда музеев Минкультуры России, 2015-2019 гг., тыс. единиц
Диаграмма 11. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2020 гг., млн чел.
Диаграмма 12. Динамика реальных денежных доходов населения России, 2012-2019 гг., 1 кв., 2 кв. и 3 кв. 2020 г. % к соответствующему периоду предыдущего года
Диаграмма 13. Динамика индекса потребительской уверенности, 2017-2019 гг., 1 кв., 2 кв., 3 кв. 2020 г., поквартально, %
Диаграмма 14. Динамика численности работников музеев Минкультуры России, 2015-2019 гг., чел
Диаграмма 15. Динамика количества выставочных проектов, осуществляемых в России, 2015-2019 гг., единиц
Диаграмма 16. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере музеев в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 17. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли музеев, 2015-2019 гг., раз
Диаграмма 18. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере музеев, 2015-2019 гг., сут дн
Диаграмма 19. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере музеев в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 20. Доли крупнейших конкурентов на рынке музеев в России, 2019 г., %
Диаграмма 21. Динамика совокупной посещаемости крупнейших операторов рынка музеев (ТОП-10) в России, 2015-2019 гг., млн посещений
Диаграмма 22. Объем потребления музеев на душу населения в России, 2015-2019 гг., посещ./чел. в год, руб./чел. в год
Диаграмма 23. Эмоции, которые вызывают посещение российских музеев, 2019 г., %
Диаграмма 24. Вероятные способы или места проведения свободного времени, 2019 г., %
Диаграмма 25. Факторы, способные повысить шанс посещения музеев и поток посетителей, 2019 г., %
Диаграмма 26. Основные запросы потребителей к музею, 2019 г., баллы
Диаграмма 27. Прогноз объема рынка музеев в 2020-2024 гг., млн посещений, млрд руб.

Таблицы 
Таблица 1. Динамика численности городского и сельского населения в России, 2014-2019 гг., млн чел., %
Таблица 2. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок музеев
Таблица 3. Валовая рентабельность отрасли музеев в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Таблица 4. Абсолютная ликвидность отрасли музеев в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз
Таблица 5. Основные компании-участники рынка музеев в России, 2019 г.
Таблица 6. Основная информация об участнике №1 рынка музеев в России
Таблица 7. Основная информация об участнике №2 рынка музеев в России
Таблица 8. Основная информация об участнике №3 рынка музеев в России
Таблица 9. Основная информация об участнике №4 рынка музеев в России
Таблица 10. Основная информация об участнике № 5 рынка музеев в России
Таблица 11. Основная информация об участнике № 6 рынка музеев в России
Таблица 12. Основная информация об участнике № 7 рынка музеев в России
Таблица 13. Основная информация об участнике №8 рынка музеев в России
Таблица 14. Основная информация об участнике №9 рынка музеев в России
Таблица 15. Основная информация об участнике №10 рынка музеев в России
Таблица 16. Индексы потребительских цен на рынке музеев в РФ, 2015-2019 гг., 9 мес. 2020 г., %
Таблица 17. Средние цены на рынке музеев по ФО, 2019 г., руб./билет
Таблица 18. Цены на услуги основных операторов рынка музеев, декабрь 2020 г., руб./билет
Таблица 19. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка музеев
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ