Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка транспортно-логистических услуг в России

Дата выпуска 08.05.2024
Количество страниц 45
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 60000 ₽

Объект исследования 

Рынок транспортно-логистических услуг включает в себя совокупность компаний, основные услуги которых связаны с перемещением грузов и товаров (посредством автомобилей, железной дороги, морских и речных судов, воздушного транспорта), а также управлением и оптимизацией логистических процессов


Цель исследования

Анализ состояния рынка транспортно-логистических услуг в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок транспортно-логистических услуг


Содержание 

Часть 1. Обзор российского рынка транспортно-логистических услуг

1.1. Определение и характеристики российского рынка транспортно-логистических услуг

1.2. Динамика объема российского рынка транспортно-логистических услуг, 2019-2023 гг.

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

1.5. Структура рынка транспортно-логистических услуг по ФО

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке транспортно-логистических услуг в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

3.3. Описание потребительских предпочтений

3.4. Ценовой анализ

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка транспортно-логистических услуг до 2028 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования 

Часть 1. Обзор российского рынка транспортно-логистических услуг

1.1. Определение и характеристики российского рынка транспортно-логистических услуг

Рынок транспортно-логистических услуг включает в себя совокупность компаний, основные услуги которых связаны с перемещением грузов и товаров (посредством автомобилей, железной дороги, морских и речных судов, воздушного транспорта), а также управлением и оптимизацией логистических процессов.

В области транспортно-логистических услуг есть два направления: внутреннее, когда товар транспортируется в компании и ее дочерние части, а также внешнее — отправка изделий к потребителям.

Среди разновидностей транспортно-логистических услуг можно выделить перевозки:

  • Мультимодальные. Применяется в случаях, когда продукт нужно доставить из другой страны, а для этого – задействовать несколько типов средств. Например, поезд и автомобиль или самолет и корабль.
  • Унимодальные. Маршрут рассчитан так, что достаточно и одного транспорта.
  • Интермодальные. Этот способ похож на первый. Разница лишь в том, что организацией процесса занимается один оператор, но от двух перевозчиков.
  • Смешанные. Еще один вид перевозок в логистике, где грузоперевозки производятся, к примеру, на авто до точки, где необходимо погрузить посылку на ж/д.
  • Комбинированные. Похожи на смешанные, но используется больше двух видов транспорта.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают в зависимости от характера и ценности груза, количества партий и частоты отправлений, расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

Российский рынок транспортно-логистических услуг, характеризуется следующими особенностями:

Даже в условиях нестабильной экономики главная задача логистики не меняется – доставить товар в нужное место и время, в нужном количестве и качестве, с минимальными издержками. Основной спрос будут по-прежнему формировать арендаторы и покупатели из сегментов e-commerce, фуд-ретейла, логистики и производственного сектора.

1.2. Динамика объема российского рынка транспортно-логистических услуг, 2019-2023 гг.

По итогам 2020 г. объем рынка транспортно-логистических услуг сократился …

Диаграмма 1. Динамика объема рынка транспортно-логистических услуг, 2019-2023 гг., трлн руб.

Динамика объема рынка транспортно-логистических услуг, 2019-2023 гг., трлн руб.

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок 

Для всех участников логистической отрасли 2022 г. оказался крайне непростым. Рынок пережил серьезные колебания, связанные с геополитическими изменениями. 

Введение западных санкций привело к ограничению поставок широкой номенклатуры товаров в Россию, запрету российским перевозчикам осуществлять свою деятельность в Европе. А случившаяся осенью мобилизация – к дефициту водителей и оттоку сотрудников в смежных сферах. 

Узбекистан – еще одно государство, которое стало активно использовать свое стратегическое географическое положение и связанный с этим транзитный потенциал для обеспечения российских грузоперевозок. Логистическая инфраструктура страны требует модернизации, и сейчас там ведется масштабная работа по строительству и реконструкции автомобильных и железных дорог, аэропортов и портов, развитие логистических центров и складов, внедрению современных цифровых технологий в логистические процессы, улучшению таможенных процедур и регулирования в сфере логистики.

Несмотря на трудности, отрасль устойчива, хоть и подвержена существенным рискам.

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 

Согласно принятой в Европе классификации логистической деятельности специалисты выделяют пять уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), отличающихся и по спектру услуг, и по технологическому уровню.

Большинство российских компаний находятся на 1PL-2PL уровнях логистического сервиса. Лишь единицы занимают 3PL – уровень. Сравнительная характеристика трех наиболее развитых уровней логистической деятельности, представлена в таблице 3.

В структуре видов транспорта (определенных как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза на расстояние перевозки в млрд тонно-километров) на рынке лидирует …

Диаграмма 3. Структура видов транспорта в общем грузообороте, 2023 г., %

 Структура видов транспорта в общем грузообороте, 2023 г., %

1.5. Структура рынка транспортно-логистических услуг по ФО

В структуре рынка большинство транспортно-логистических услуг приходится на Центральный ФО …

Второе место занимает Приволжский …

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

В настоящее время специалисты выделяют следующие тенденции в развитии рынка транспортно-логистических услуг:

Среди перспектив на рынке ожидаются:

  • Продолжение внедрения IT-технологий;
  • Использование дронов и автономных транспортных средств в логистических целях;
  • Переоснащение парков автотранспортных средств;
  • Развитие аутсорсинга на рынке логистических услуг;
  • Усиление роли индивидуальных логистических решений;
  • Доставка широкого спектра товаров FMCG даже в отдаленных населенных пунктах;

Важна будет доставка «последней мили». По мнению экспертов отрасли, сравнительно легко перенесут кризис компании, осуществляющие автомобильные доставки, и операторы, работающие на последней миле.

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос. 

  • Экономические

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

Рост количества и выручки МСП 

Число ИП и юр. лиц, входящих в реестр малого и среднего предпринимательства в России, по состоянию на 10 мар. 2024 г. является максимальным за исследуемый период, следует из данных Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС). 

Индекс промышленного производства 

Индекс производства – относительный показатель, характеризующий изменение масштабов общего промышленного производства по России в сравниваемых периодах. 

Диаграмма 7. Индекс промышленного производства по РФ, 2015–2023 гг., % к предыдущему году

Индекс промышленного производства по РФ, 2015–2023 гг., % к предыдущему году

  • Социальные

Численность населения

Численность населения России на протяжении 2016–2017 гг. демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения.

Реальные доходы населения

По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян в 2020 г. сократились …

Персонал

Одной из проблем развития исследуемого рынка является недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок. На рынке существует острый дефицит дипломированных специалистов. Отрицательное влияние фактора.

  • Технологические

Внедрение IT-технологий

В настоящее время меняются требования к решениям для автоматизации логистических процессов­ – теперь они должны обладать достаточной функциональностью, высоким уровнем надежности, показывать понятный бизнесу результат, вписываться в существующую ИТ-инфраструктуру, а также отвечать мировым трендам автоматизации. 

Среди современных технологий в транспортной логистике эксперты выделяют: 

  • Цифровые двойники. Эта технология дает возможность моделировать разные ситуации, случающиеся на производстве. Так, цифровой двойник предлагает наиболее эффективные варианты выстраивания технологических мероприятий, так становится возможным предотвратить нежелательные последствия и результат в дальнейшем. Для сферы тех же автомобильных грузоперевозок их польза сводится к сбору сведений о товаре или упаковке, а также возможности на основе полученных данных обнаружить потенциальные проблемы.
  • Искусственный интеллект. Популярные инновации в сфере логистики — решения ИИ, помогающие исследовать существующие пути, обнаруживать узкие места и сосредотачиваться на эффективном пути. Такой подход сокращает как время, так и общую цену складирования и поставки. Инструменты обработки информации на основе ИИ помогают отражать вопросы, связанные с транспортировкой товаров онлайн, и грамотно оценивать сроки транспортировки.
  • Блокчейн. Одним из перспективных сфер применения методики блокчейн в грузоперевозках считается обеспечение точности и честности записей, отражающих производительность, историю сервиса и прочие показатели машин в дальнейшем. Так весь обмен сведениями записывается в блоки, эти данные не получится удалить или поменять, гарантируя таким образом полную прозрачность всех действий.
  • Интернет вещей (IoT). IoT позволяет оптимизировать работу парка и способствует повышенной безопасности. Решения IoT существенно помогают в контроле водителей, сокращают трату на горючее, отслеживают вождение. Такие системы информируют заказчиков о статусе поставляемого груза.
  • Роботизированная автоматизация процессов. RPA будет эффективна для рабочего коллектива, особенно для современного поколения технологически развитых специалистов. Они смогут осуществлять более важные процессы, урезая объем занятой работы и требуемое обучение. В конце: большее удовлетворение коллектива и более высокие показатели удержания в организациях. RPA может также улучшать планирование отгрузки, контроль запасов, видимость для заказчиков и выставление счетов.
  • Дроны. В ОАЭ процесс использования беспилотников в курьерской доставке уже начался. Ожидается, что в ближайшие 4-7 лет такие процессы будут реализованы США и Европе, такое развитие, пусть с определенным опозданием, прогнозируется в России. Перемещение по воздуху, независимость от автопробок, большая грузоподъемность, автоматизация и довольно низкие амортизационные затраты сделают дроны популярным способом доставки грузов. Позже появятся первые массовые тяжелые беспилотники, которые будут перемещать по небу крупные товары на значительные расстояния.
  • Дополненная реальность. Такая реальность применяется, как в складской, так и в транспортной сфере. На складах посредством AR можно легче отыскать требуемую единицу хранения, а логистическому оператору дает возможность быстрее распознать окружающую обстановку. Скорее всего, в будущем у работников большинства логистических предприятий будут специальные приспособления дополненной реальности, которые позволяют иметь сведения о грузах (вес, содержание, условия перевозки), маршрутах перевозки, транспорте и пр. Это сокращает трудовые и денежные расходы на осуществление логистических процессов, увеличивает скорость обработки, сокращает время поставки в конечный пункт назначения.

Формирование новых цепочек поставок

В новых условиях логистическая составляющая не только становится определяющей для успеха поставки на новые рынки, но и выполняет регулирующую функцию в структуре затрат цепочки поставок.

Формируя новые цепочки поставок, необходимых клиентам, сервисным компаниям важно исходить из трех основных требований, которым должны отвечать их предложения для достижения успеха:

  • создавать новые направления и маршруты поставок для выхода на новые рынки;
  • расширять экспортные возможности производителей.

Необходим подбор партнеров, формирование маршрутов, выбор технологий и транспортных решений, совокупность которых обеспечит такой размер транспортных издержек, который в новой цепи поставок не увеличит стоимость продукции, поддержит ее конкурентоспособность на новых рынках.

Влияние фактора разновекторное, так как с одной стороны необходимость формирования новых цепочек поставок повышает спрос на транспортно-логистические услуги, а с другой – влечет рост издержек для компаний.

Рост себестоимости грузоперевозок

На рынке отмечается постоянный рост стоимости ГСМ и запасных частей. Отрицательное влияние фактора.

  • Политические

Развитие транспортной отрасли

В ноябре 2021 г. Правительство утвердило новую долгосрочную стратегию развития транспортной отрасли. 

Лицензирование

Одним из направлений государственного регулирования в сфере логистики является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов и транспортно-экспедиционного обслуживания. 

Лицензирование перевозок грузов применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водном, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов. Положительное влияние фактора.

Реконструкция и строительство дорог

Стратегическими задачами для дорожного хозяйства являются реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», восстановление мостов, которые находятся в аварийном и предаварийном состоянии, приведение в нормативное состояние опорной сети автомобильных дорог России.

Последствия СВО

Завершая оценку факторов воздействия на рынок транспортно-логистических услуг, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени положительное влияние.

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок транспортно-логистических услуг

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок транспортно-логистических услуг

Среди положительных факторов на рынке можно отметить рост индекса промышленного производства, рост количества и выручки МСП, реконструкцию и строительство дорог, развитие транспортной отрасли, восстановление доходов населения, частичное лицензирование деятельности, формирование новых цепочек поставок, внедрение IT-технологий, рост ВВП.

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Финансово-экономические показатели транспортно-логистических услуг рассчитаны аналитиками ГидМаркет по данным Росстата с учетом ОКВЭД 2: (50.2) Деятельность морского грузового транспорта, (50.4) Деятельность внутреннего водного грузового транспорта, (49.2) Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки, (49.41) Деятельность автомобильного грузового транспорта, (51.21) Деятельность грузового воздушного транспорта. Значения за 2023 г. являются оценкой ГидМаркет по данным ретроспективы.

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов.

Таблица 6. Валовая рентабельность отрасли транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Валовая рентабельность отрасли транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Рентабельность прибыли до налогообложения отражает долю от выручки, которая осталась на предприятии в качестве прибыли до налогообложения. В отрасли транспортно-логистических услуг показатель по итогам 2023 г. превышает среднероссийские значения, однако в целом коэффициент нестабилен.

Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов. 

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг.

Таблица 7. Абсолютная ликвидность в сфере транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Абсолютная ликвидность в сфере транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Деловая активность – это способность предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке, это результативность работы предприятия относительно величины расхода ресурсов в процессе операционного цикла. 

Показатели деловой активности связаны со скоростью оборота средств: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит тем выше финансовая эффективность предприятия и отрасли в целом как совокупности множества предприятий.

Деловая активность в сфере транспортно-логистических услуг в 2023 г. увеличилась относительно 2022 г. до 141 сут. дн., что является негативной тенденцией. 

Стабильность финансового положения предприятия невозможно без эффективного управления оборотным капиталом, основанного на выявлении существенных факторов и мер по обеспечению предприятия собственными оборотными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости, он рассчитывается для оценки платежеспособности предприятия. 

В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере транспортно-логистических услуг показывает нестабильность в отрасли. 

Нестабильность вызвана различными факторами, включая экономическую конъюнктуру, изменения в тарифах и ценах на топливо, конкуренцию, а также внутренние факторы компаний. Несмотря на приемлемые значения рентабельности и ликвидности, деятельность осуществляется большинством предприятий за счет только заемного капитала.

Для создания стабильности финансовых коэффициентов в отрасли транспортно-логистических услуг компании могут применять стратегии управления рисками, диверсификации услуг, поиска новых рыночных возможностей, а также улучшения операционной эффективности.

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке транспортно-логистических услуг в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Рынок транспортно-логистических услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, который с каждым годом будет только усиливаться. Конкуренция между основными игроками рынка происходит не только за клиентов, но и за высококвалифицированный персонал.

Конкуренция перешла «на уровень выше» – в сегмент сложного комплексного обслуживания с интеграцией в цепочки поставок.

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

По состоянию на 2023 г. крупнейшим оператором рынка транспортно-логистических услуг России является …

2.3. Профили основных игроков

ХХХ

ХХХ

ХХХ


 
Диаграмма 15. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка транспортно-логистических услуг (ТОП-5) в России, 2019-2023 гг., млрд руб.

Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка транспортно-логистических услуг (ТОП-5) в России, 2019-2023 гг., млрд руб.

Часть3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

Объем потребления транспортно-логистических услуг на душу населения рассчитан ГидМаркет, исходя из общей численности населения России. 

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

Рынок транспортно-логистических услуг находится в стадии зрелости. Стадия зрелости самая длительная из всех стадий жизненного цикла. Она построена на потреблении консервативных потребителей, на известности и широкой представленности услуги, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Высокое значение на этапе зрелости получает скорость реакции компании на действия конкурентов.  

В работе с целевой аудиторией акцент делается на удержании потребителя, поиске новых микро-ниш, мониторинге удовлетворенности услугой и внедрению оперативных мер при снижении лояльности.

В условиях насыщения рынка увеличение объемов будет возможно за счет поглощения долей конкурентов. Таким образом, на внутреннем рынке обостряется борьба за потенциального клиента. 

По мнению экспертов отрасли, в обозримой перспективе рынок структурно изменится: лидировать будут крупнейшие компании, которые могут позволить себе значительные инвестиции в технологические платформы и работу с сервисными площадками, многие мелкие и средние перевозчики уйдут с рынка.

Одним из основных показателей развития рынка является доля контрактной логистики компаний 3PL+ уровня. На мировом уровне комплексные логистические услуги показывают наибольший рост, увеличив за последние десять лет свою долю в структуре глобального рынка логистических услуг в три раза. На мировом уровне наиболее развит именно 3PL сегмент. 2PL позволяет оптимизировать расходы только на отдельных операциях, не представляя всей выгоды перевода логистических процессов на аутсорсинг. Сегмент 4PL находится на начальном этапе развития и в настоящее время пользуется спросом только у крупнейших компаний мирового уровня, для которых в рамках масштаба производства представляет существенную экономию на издержках, однако в целом требует большего количества затрат. В дальнейшем также предполагается, что именно этот сегмент рынка будет расти. Предполагаемый потенциал рынка в долгосрочной перспективе оценивается аналитиками ГидМаркет в «плюс» 40–50% к имеющемуся объему.

В России большой процент компаний, самостоятельно организующих логистические процессы, в том числе работу на своих складах. Передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается входящей и исходящей транспортной логистикой, тогда как во всем мире данная услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предприятий, но и управление запасами и цепочками поставок продукции в целом.

По мнению экспертов отрасли, в обозримой перспективе рынок логистических услуг структурно изменится: лидировать будут крупнейшие компании, которые могут позволить себе значительные инвестиции в технологические платформы и работу с сервисными площадками, многие мелкие и средние перевозчики уйдут с рынка. 

Транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах и сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Поэтому, использование достижений логистики на транспорте является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.  

3.3. Описание потребительских предпочтений            

В последние годы отмечается тенденция в изменении потребностей клиентов отечественного рынка. Они все больше внимания обращают не только на приемлемые тарифы, но и на надежность операторов. Как для крупных корпоративных клиентов, так и для небольших компаний-заказчиков, важны оперативная доставка грузов, их сохранность, предоставление сопутствующих сервисов, в частности, страхование груза, отслеживание партий, юридическое сопровождение и разрешение спорных вопросов. 

К основным критериям при выборе транспортно-логистической компании можно отнести: 

Диаграмма 18. Критерии выбора транспортно-логистической компании, %

Критерии выбора транспортно-логистической компании, %

3.4. Ценовой анализ

В исследуемом периоде индексы цен на рынке неизменно увеличивались. 

Максимальное годовое увеличение стоимости услуг в исследуемом периоде было отмечено в 2022 г.

Цены на транспортно-логистические услуги могут значительно различаться в зависимости от ряда факторов, таких как конкретный вид услуг, маршрут перевозки, объем груза, сроки доставки и многие другие. 

Приведем средние цены на междугородние перевозки за 1 км до 2 тонн. Наблюдаются различия цен в разных федеральных округах. 

В наиболее пользующимся спросом Центральном ФО междугородние перевозки …

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Положительные факторы инвестиционного климата рынка транспортно-логистических услуг доминируют над отрицательными. 

К наиболее значимым негативным факторам относятся: …

Наиболее значимые положительные факторы: …

Часть 5. Прогноз развития рынка транспортно-логистических услуг до 2028 г.

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. 

Главная особенность текущей экономической ситуации в том, что предложение сжимается сильнее спроса. Именно это создает основное инфляционное давление. Колоссальная неопределенность ситуации выражается в повышенном объеме рисков для прогноза. 

При этом прогнозные показатели развития экономики России различными ведомствами пересматриваются. Отмечается тренд на пересмотр в лучшую сторону сверхнегативных прогнозов развития российской экономики. 

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени положительное влияние. Среди положительных факторов на рынке можно отметить рост индекса промышленного производства, рост количества и выручки МСП, реконструкцию и строительство дорог, развитие транспортной отрасли, восстановление доходов населения, частичное лицензирование деятельности, формирование новых цепочек поставок, внедрение IT-технологий, рост ВВП.

Комплексная оценка факторов инвестиционной привлекательности показывает нейтральный инвестиционный климат.

Как новым, так и существующим операторам рынка транспортно-логистических услуг можно дать следующие рекомендации:


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка транспортно-логистических услуг, 2019-2023 гг., трлн руб.

Диаграмма 2. Структура рынка транспортно-логистических услуг по видам, %

Диаграмма 3. Структура видов транспорта в общем грузообороте, 2023 г., %

Диаграмма 4. Структура рынка транспортно-логистических услуг по ФО, мар. 2024 г., %

Диаграмма 5. Динамика ВВП РФ, 2015–2023 гг., % к прошлому году

Диаграмма 6. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2019-мар. 2024 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 7. Индекс промышленного производства по РФ, 2015–2023 гг., % к предыдущему году

Диаграмма 8. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2015–2024 гг., млн чел.

Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–2023 гг., %

Диаграмма 10. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Диаграмма 11. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере транспортно-логистических услуг за 2019-2023 гг., раз

Диаграмма 12. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере транспортно-логистических услуг, за 2019-2023 гг., сут. дн.

Диаграмма 13. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере транспортно-логистических услуг, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Диаграмма 14. Доли крупнейших конкурентов на рынке транспортно-логистических услуг в 2023 г., %

Диаграмма 15. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка транспортно-логистических услуг (ТОП-5) в России, 2019-2023 гг., млрд руб.

Диаграмма 16. Объем потребления услуг на душу населения, 2019-2023 гг., руб./чел.

Диаграмма 17. Стадия жизненного цикла рынка

Диаграмма 18. Критерии выбора транспортно-логистической компании, %

Диаграмма 19. Прогноз объема рынка транспортно-логистических услуг в 2024-2028 гг., трлн руб.


Таблицы

Таблица 1. Сравнительная характеристика видов транспорта, используемого для оказания транспортно-логистических услуг

Таблица 2.  Характеристика уровней логистического сервиса

Таблица 3. Сравнительная характеристика наиболее развитых уровней логистической деятельности

Таблица 4. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РФ, 2018–мар. 2024 гг., ед.

Таблица 5. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок транспортно-логистических услуг

Таблица 6. Валовая рентабельность отрасли транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Таблица 7. Абсолютная ликвидность в сфере транспортно-логистических услуг в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Таблица 8. Основные компании-участники рынка транспортно-логистических услуг в 2023 г.

Таблица 9. Основная информация об участнике №1 рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 10. Основная информация об участнике №2 рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 11. Основная информация об участнике №3 рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 12. Основная информация об участнике №2 рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 13. Основная информация об участнике №5 рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 14. Индексы потребительских цен на рынке транспортно-логистических услуг по Российской Федерации в 2019-янв. 2024 гг., %

Таблица 15. Средние цены на рынке транспортно-логистических услуг по ФО, 2021-2023 гг., руб./1 км

Таблица 16. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка транспортно-логистических услуг

Таблица 17. Прогнозные показатели развития экономики РФ