Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка контейнерного и рыболовного флотов в России

Дата выпуска 26.05.2020
Количество страниц 156
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Динамичное развитие контейнерных перевозок в мире повлияло на строительство специальных судов, на которых можно крепить и транспортировать контейнеры. Суда контейнеровозы — грузовые суда длиной от 70 до 400 м и перевозящие от 250 до 23000 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. К рыболовным/рыбопромысловым судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке


Цель исследования

Анализ состояния рынка контейнерного и рыболовного флотов, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок контейнерного и рыболовного флотов


Содержание

Раздел 1. Анализ рынка контейнерного флота в России, 2016-2018гг., с прогнозом до 2024г.

Часть 1. Обзор рынка контейнерного флота в России

1.1. Основные характеристики рынка
1.2. Объем отечественного производства новых судов
1.3. Доля экспорта в производстве
1.4. Доля импорта на рынке
1.5. Динамика объема рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
1.6. Текущее состояние контейнерного флота России
1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка
1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.9. Структура рынка по видам контейнеровозов

Часть 2. Анализ конкурентов-судовладельцев

2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Контейнерный флот основных игроков

Часть 3. Анализ конкурентов-операторов

3.1. Крупнейшие игроки на рынке
3.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
3.3. Контейнерный флот основных игроков

Часть 4. Анализ конкурентов-фрахтователей

4.1. Крупнейшие игроки на рынке
4.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Часть 5. Государственная политика поддержки развития контейнерного флота в России

Часть 6. Заявленные на 01.10.2019 планы по строительству новых контейнерных судов в России

Часть 7. Прогноз объёма рынка до 2024 года

Часть 8. Рекомендации и выводы


Раздел 2. Анализ рынка рыболовного/рыбопромыслового флота в России, 2016-2018гг., с прогнозом до 2024г.

Часть 1. Обзор рынка рыболовного/рыбопромыслового флота в России

1.1. Основные характеристики рынка
1.2. Объем отечественного производства новых судов
1.3. Доля экспорта в производстве
1.4. Доля импорта на рынке
1.5. Динамика объема рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
1.6. Текущее состояние рыболовного/рыбопромыслового флота России
1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка
1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.9. Структура рынка по видам рыболовных/рыбопромысловых судов

Часть 2. Анализ конкурентов-судовладельцев

2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Рыболовный/рыбопромысловый флот основных игроков

Часть 3. Анализ конкурентов-операторов

3.1. Крупнейшие игроки на рынке
3.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
3.3. Рыболовный/рыбопромысловый флот основных игроков

Часть 4. Анализ конкурентов-фрахтователей

4.1. Крупнейшие игроки на рынке
4.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Часть 5. Государственная политика поддержки развития рыболовного/ рыбопромыслового флота в России

Часть 6. Заявленные на 01.10.2019 планы по строительству новых рыболовных/рыбопромысловых судов в России

Часть 7. Прогноз объёма рынка до 2024 года

Часть 8. Рекомендации и выводы


Отрывок из исследования

Раздел 1. Анализ рынка контейнерного флота в России, 2016-2018гг., с прогнозом до 2024г.

Судостроительная отрасль России по состоянию на 2020 год насчитывает более 600 предприятий (промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, проектно-конструкторские бюро, интегрированные структуры), из них - более 180 организаций находится в контуре управления Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, около 150 судостроительных и судоремонтных предприятий и более 300 предприятий, традиционно участвующих в кооперационных связях. Также в отрасли свыше 2000 предприятий-смежников, в том числе относящихся к оборонно-промышленному комплексу.

Часть 1. Обзор рынка контейнерного флота в России

1.1. Основные характеристики рынка

Суда контейнеровозы — грузовые суда длиной от 70 до 400 м и перевозящие от 250 до 23000 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы.

Динамичное развитие контейнерных перевозок в мире повлияло на строительство специальных судов, на которых можно крепить и транспортировать контейнеры. А сами контейнерные перевозки на морском транспорте появились в конце 60-х гг. - новый метод перевозки грузов в специальной таре, которая называется контейнером. Контейнеры дают большую экономию труда во время перевозки (обеспечивается очень быстрая погрузка и разгрузка, а также наиболее рациональное использование трюмов судна). Чтобы максимально использовать грузовместимость судов, часть контейнеров транспортируется как палубный груз. Поэтому у контейнеров должна быть определенная прочность в условиях волнения на море. При транспортировке на палубе, в зависимости от размеров укладываются в один, два, три и даже четыре ряда. От перемещений их удерживают особые фиксаторы, цепи и талрепы.

Сами суда делятся на две группы: 

Дедвейт фидерных судов 1000—2000 т; они доставляют контейнерные грузы из малых портов в большие порты, где контейнеры перегружаются на морские суда. Другая область применения таких судов - каботажное судоходство.

Наибольшее распространение получили морские контейнерные суда. Они ходят на океанских линиях, таких как Европа — Северная Америка, Северная Америка — Дальний Восток, Европа — Дальний Восток. 

По размерам контейнерные суда классифицируют следующим образом:
малые фидерные суда (вместимостью до 1000 контейнеров - другая классификация Handysize Class — 260—1000 TEU);
фидерные (от 1000 до 2000 контейнеров - другая классификация Handymax Class — 1000—1700 TEU);
фидермакс (от 2000 до 3000 контейнеров - другая классификация Feeder Class — 1700—2500 TEU);
панамакс (от 3000 до 5100 контейнеров - другая классификация Sub-Panamax Class — 2500—4000 TEU), данные суда имеют максимальную длину 294 м, ширину – 32,2 м и осадку – 12 м, ограничения эти связаны с размерами камер шлюзов Панамского канала;
пост-панамакс (от 5100 до 10 000 контейнеров - другая классификация Panamax Class - 4000—7000 TEU);
новые панамакс (от 10 000 до 14 500 контейнеров - другая классификация Post-Panamax Class — 7000 −13000 TEU), данные суда имеют ширину 43 м;
ультра большие контейнеровозы (от 15 000 контейнеров - другая классификация Super-Post-Panamax Class/Е-class более 13000 TEU), длина данных судов составляет 397 м, ширина – 56 м, осадка – 15,5 м.
Triple E-class — от 18000 TEU.
Post-Triple E-Class - более 21 000 TEU.

По сообщению ТАСС (со ссылкой на Splash) одним из крупнейших контейнеровозом мира является MSC Gülsün длиной 400 метров и вместимостью 23 000 TEU (передан заказчику в июле 2019 года), он является первым в мире контейнеровозом, вмещающим 24 поперечных ряда контейнеров, что увеличивает его вместимость примерно на 1,5 тысячи TEU по сравнению с предыдущими рекордсменами. Судно шириной 61,5 м является первым из серии 11 новых гигантских лайнеров MSC, поставка которых запланирована на ближайшие месяцы.

По данным линейного оператора CMA CGM на верфи Jiangnan-Changxing Shipyard (Шанхай, Китай) в сентябре 2019 года спущен на воду крупнейший в мире контейнеровоз Jacques Saade на сжиженном природном газе (СПГ) вместимостью 23 тыс. TEUs. Судно является головным в серии контейнеровозов на газомоторном топливе и должно поступить в состав флота оператора в 2020 году. Контейнеровоз будет работать на линии Азия - Северная Европа под флагом Франции.

В последние годы с верфей выходили все более крупные контейнеровозы, отметка в 20 тыс. TEU впервые была преодолена в 2017 году. Новый рекорд (23 тыс. TEU) также вскоре будет побит: во втором квартале 2020 года начнутся поставки судов новой серии из 12 мегаконтейнеровозов для HMM.

Конструктивные особенности контейнеровозов:
В трюме имеются вертикальные направляющие - cellguides, благодаря которым облегчается крепление контейнеров.
Благодаря уникальному устройству палуб по ширине, а также присутствию тройных крышек люков, достигается оптимальный коэффициент раскрытия палубы – до 85%.
Вся поверхность палубы пригодна для размещения контейнеров.
Последние годы контейнера укладываются ярусами, поэтому начали делать опорные стойки между рядами. Согласно этому контейнера надежно фиксируются и приобретают большую сохранность груза.
Благодаря удлиненному палубку или отбойному козырьку груз на контейнеровозах надежно защищен от пагубного воздействия морской воды.

1.2. Объем отечественного производства новых судов

По данным «Обзора развития отечественного контейнерного флота» (Боева Н.И., Бурменский А.Д.) более 80% контейнеровозов, использовавшихся и использующихся в России, было построено на зарубежных верфях по зарубежным проектам, и перерыв в отечественной практике строительства контейнеровозов составляет более 30 лет.

Таким образом, в период с 2016 по 2019 годы в России контейнеровозы не производились. 

1.3. Доля экспорта в производстве

В 2016-2019 годах производство и экспорт судов отечественными предприятиями не осуществлялись.

1.4. Доля импорта на рынке

Объем российского рынка контейнерного флота в 2016-2018 годах включительно составляли только суда импортного производства, собственное производство судов в стране не производилось. 

1.5. Динамика объема рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка

С учетом вышеуказанных внешнеторговых операций и в связи с отсутствием собственного производства контейнеровозов в России в 2016-2018 годах объемы рынка следующие:

Диаграмма 3. Объем рынка контейнерного флота в России в 2016-2018 гг., млн руб.

 Объем рынка контейнерного флота в России в 2016-2018 гг., млн руб.

Потенциальную емкость рынка в данный момент определить крайне сложно в связи с отсутствием собственного производства, нерегулярности внешнеторговых операций, неопределенности планов компаний по разработке отечественных проектов и т.п. Операции по закупке или утилизации судов контейнерного флота производятся операторами рынка по мере необходимости. 

1.6. Текущее состояние контейнерного флота России

В таблице объединены все данные, полученные в ходе поиска специализированных контейнеровозов в России, по эксплуатируемым на момент начала 2020 года судам.…

Транспортная группа FESCO развивает не только каботажные перевозки, но и международное направление: …

По словам эксперта по итогам прошедшего Восточного экономического форума «было задано направление на тесное сотрудничество с Индией, поэтому не исключается такая возможность, что география захода судов ФЕСКО может расшириться за счет портов Индии, и компания готова к такому развитию».

Описание проекта: тип судна - контейнерное судно наивысшего ледокольного класса, с пониженным надводным бортом, четырьмя трюмами, оборудованными люковыми закрытиями, машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме, с рубкой, обеспечивающей полный круговой обзор и оборудованное винторулевым комплексом Azipod, позволяющим реализовать концепцию судна двойного действия (Double Acting Ship): в открытой воде судно перемещается носовой частью вперёд, а по тонкому и рифлёному льду — кормой вперёд. Конструкция и ледовые усиления корпуса позволяют преодолевать гладкий лёд толщиной до 1,7 метра и рифлёный (барьерный) лёд толщиной до 15 метров со значительно меньшей установленной мощностью (13 МВт) и более низкими энергозатратами, чем обычное дизельное судно с аналогичным весом и конструкцией корпуса. 

Большинство контейнеровозов флота России имеют возраст от 10 до 25 лет (31 судно из 34), при этом совсем отсутствуют суда, построенные сравнительно недавно (менее 10 лет), Севморпуть, построенный в 1988 году и относящийся к группе «более 30 лет», постоянно модернизируется и совершенствуется. Таким образом, в среднесрочной перспективе 5-7 лет имеющиеся суда смогут функционировать в текущем режиме, однако в долгосрочной перспективе на 10-15 лет потребуется замена значительной части имеющегося флота и увеличение его численности в связи с увеличением спроса на такой транспорт.

Согласно постановлению Правительства России № 620 в редакции 2012 года «любые плавательные средства необходимо утилизировать по истечении допустимого срока эксплуатации» (около 30 лет). Способ проведения работ должен отвечать требованиям по защите окружающей среды.

В случае, когда крупное плавательное средство вышло из строя, а его ремонт невозможен, требуется утилизация и переработка. Оставлять старые корабли и баржи пришвартованными в портах запрещено и крайне опасно: в числе материалов, используемых в процессе судостроения, – сурьма, ртуть, свинец и др. С течением времени обшивка плавательного средства начинает разлагаться, а входящие в ее состав элементы попадают в воду и оседают на дно. Тяжелые металлы губительны для экосистемы, поэтому вышедшие из строя корабли следует обязательно утилизировать. При этом старые суда подвержены возгоранию: легко воспламеняемый пластик, остатки топлива, масла могут загореться, что приведет к выбросу токсичных веществ в воздух. 

1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка

На российском рынке контейнерного флота отмечаются следующие особенности, тенденции и перспективы:

Однако реализация всех планов в части развития грузоперевозок по СМП осложнена тем, что танкеры и контейнеровозы, которые предназначены для плавания в высоких широтах дороже, чем обычные суда.

Перспективным вариантом использования контейнеровозов и стимулом для строительства на отечественных верфях таких судов может стать транспортировка танк-контейнеров.

Танк-контейнер представляет собой цистерну, заключенную в металлическую раму с габаритами стандартных морских контейнеров. Такие цистерны предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов.

1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок

Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок контейнерного флота России. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.

Экономические

ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.

Диаграмма 10. Динамика ВВП РФ, в 2011-2019 гг. (янв.-сент.), % к предыдущему году

 Динамика ВВП РФ, в 2011-2019 гг. (янв.-сент.), % к предыдущему году

Индекс промышленного производства - показатель динамики объёма промышленного производства, его подъёма или спада, определяется в виде отношения текущего объёма производства в денежном выражении к объёму промышленного производства в предыдущем или другом базисном году. Данный индекс характеризует изменение ВВП за счет фундаментальных отраслей экономики: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Демографические (социальные)

Общие тенденции в изменении макроэкономических показателей можно проследить и в такой величине, как реальные доходы населения, которые определяют уровень платежеспособного спроса. 

Технологические

Географический фактор

Импортозависимость

Применение инновационных технологий и материалов. Одним из факторов, способствующих решению технологических проблем в строительстве судов является применение инновационных технологий, методов и материалов. Современные суда бывают деревянные, стальные, из легких сплавов, железобетонные, из пластических масс и композитные (т. е. построенные из различных материалов). 

Качество российской стали 

Дефицит квалифицированных кадров и научных разработок

Рост спроса на контейнерные перевозки водным транспортом

Спрос российских компаний преимущественно направлен на универсальные суда-сухогрузы. 

Политические

Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России.

Кредитная политика. Сегодня достаточно сложно представить поступательное развитие экономики без активного участия кредитной системы. Следует также отметить, что оценка доступности кредитных ресурсов как для юридических, так и для физических лиц является значимым показателем, позволяющим дать оценку не только востребованности кредитных средств, но и может служить отражением реальной экономической ситуации как в регионе, так и в экономике в целом. 

ГЧП в сфере судостроения. «Государственно-частное партнерство» (ГЧП) в современной российской экономике — достаточно часто употребляемый термин. Это способ реализации совместного с государством бизнес-проекта, когда при определенных условиях и рыночной конъюнктуре государственное плечо становится единственным вариантом решения бизнес-задачи.

Целевые программы и транспортная стратегия.  

Преимущественная направленность судостроения на нужды ВМФ. 

Согласование покупки импортных судов госкомпаниями. 

В России разработан комплексный проект развития Северного морского пути (СМП), который в средне- и долгосрочной перспективе сможет положительно повлиять на рынок контейнерного флота России.

В последние годы принят ряд государственных решений, направленных на восстановление и развитие Северного морского пути (СМП). Его использование отнесено к основным национальным интересам Российской Федерации в Арктике. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации обеспечения национальной безопасности поставлены задачи модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение СМП как единой национальной транспортной магистрали.

Программа развития ДФО. Руководством страны осуществляются различные программы по развитию Дальневосточного федерального округа. 

Таким образом, в таблице 7 представлен список рассмотренных факторов.

Таблица 7. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок контейнерного флота

 STEP-анализ факторов, влияющих на рынок контейнерного флота

В целом влияние макрофакторов на рынок контейнерного флота России можно оценить …

1.9. Структура рынка по видам контейнеровозов

Рассмотрим структуру рынка по видам судов только в части поступления (импорта), так как производство контейнеровозов в России в период с 2016 по 2018 годы отсутствовало, а экспорт судов осуществлялся только в целях их утилизации. В данном разделе проанализирована структура по судам, представленным в таблице из раздела 1.4.

Диаграмма 21. Структура рынка по дедвейту приобретенных судов за 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов

 alt="Структура рынка по дедвейту приобретенных судов за 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов"

1 из приобретенных за период судов дедвейтом от 5000 до 6000 тонн, 2 судна дедвейтом от 8000 до 9000 тонн и 1 дедвейтом от 9000 до 10000 тонн.

Часть 2. Анализ конкурентов-судовладельцев

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

В таблице указаны компании-собственники судов, приобретенных в рассматриваемый период с 2016 по 2018 годы: 

Чаще всего Владелец и оператор контейнеровоза – это либо одно и то же юридическое лицо, либо юрлица, входящие в состав одной группы компаний: …

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Наиболее дорогим по стоимости было судно ХХХ, …

Рассмотрим также доли владельцев всего контейнерного флота России. Доли выделены ГидМаркет исходя из контейнеровместимости указанных судов флота каждого владельца.

Практически две трети контейнеровместимости флота принадлежит судам компании ДВМП …

2.3. Контейнерный флот основных игроков

Подробные данные о судах-контейнеровозах (название, год постройки, страна постройки, дедвейт, валовая вместимость, двигатель, мощность двигателя, контейнеровместимость) всех компаний-владельцев указаны в таблице раздела 1.6.

Часть 3. Анализ конкурентов-операторов

3.1. Крупнейшие игроки на рынке 


Подробный список операторов всех судов контейнерного флота России представлен в таблице раздела 2.1. 

3.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Всего на диаграмме представлены 4 судна, импортированные в рассматриваемый период, у всех судов разные операторы.

Рассмотрим также доли операторов всего контейнерного флота России. Доли выделены ГидМаркет исходя из контейнеровместимости указанных судов флота каждого оператора.

Диаграмма 26. Доли операторов судов-контейнеровозов в совокупной вместимости контейнерного флота России, %

 Доли операторов судов-контейнеровозов в совокупной вместимости контейнерного флота России, %

Чуть менее 2/3 контейнеровместимости флота оперирует группа компаний… . Второй по размеру доли -…, на третьем месте …

3.3. Контейнерный флот основных игроков


По сравнению с таблицей, приведенной в разделе 2.3, отличие только по судну ХХХ, его оператор – группа … . Флот данной группы компаний состоит из 20 судов общей вместимостью более 20 тысяч контейнеров.


Подробная характеристика судов представлена в таблице к разделу 1.6.

Часть 4. Анализ конкурентов-фрахтователей

4.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Если рассматривать рынок контейнерного флота, то на нем поставщиками и производителями являются российские судостроительные верфи, зарубежные верфи, а также зарубежные компании-судовладельцы, перепродающие в Россию суда-контейнеровозы. Потребителями импорта и отечественного производства на этом рынке являются российские компании-судовладельцы, а также операторы судов, непосредственно использующие их в своей деятельности.

Фрахтователи же не составляют конкуренцию вышеуказанным владельцам и операторам, так как они являются участниками совсем другого рынка - рынка услуг грузоперевозок водными видами транспорта. Таким образом, главной особенностью является то, что фрахтователи - это не конкуренты на рынке контейнерного флота, а потребители на рынке услуг по перевозке контейнеров. То есть это компании, фрахтующие/арендующие часть судна, перевозящего контейнеры для перевозки своего груза.

Отметим, что анализ конкурентов-фрахтователей крайне затруднен - их невозможно выделить среди других грузоперевозчиков. Объяснить данный факт позволяют особенности заключения договора между владельцем судна и клиентом, нуждающимся в перевозке груза. Часть сделок осуществляются путем заключения договора перевозки груза, остальные - договора фрахтования. Договорные отношения между компаниями рынка являются коммерческой тайной, за исключением тех случаев, когда договор заключен по тендеру.

Проведем анализ тендеров на основании данных, опубликованных в открытых источниках.

4.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Услуги перевозки контейнеров или фрахтования судна являются объемообразующими контейнерооборота портов России. Тендеры, рассмотренные в разделе 4.1., относятся к каботажному либо экспортному направлению оборота контейнеров, который в 2019 году составил суммарно ХХХ млн контейнеров.

Отметим, что в рассмотренных тендерах редко указывается объем оказываемых услуг (количество перевозимых контейнеров и маршруты следования), что крайне затрудняет анализ цен.

Поэтому в качестве примера рассмотрим цены перевозки контейнеров по одному из популярных на Дальнем Востоке направлению. 

Наиболее показательными являются цены владельцев судов-контейнеровозов: …

Часть 5. Государственная политика поддержки развития контейнерного флота в России

Минпромторг России объединил все механизмы и инструменты господдержки развития судостроения в схему: …

Приоритетами государственной поддержки в целях инновационного развития судостроительной отрасли являются:
1) Создание опережающего инновационного развития путем создания фонда перспективных исследований и проведения научно-исследовательских работ инновационной направленности. 
2) Развитие рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства. 
3) Реализация мер по повышению доступности информации об инновационных разработках, полученных за счет государственного финансирования. 
4) Содействие формированию институтов по развитию отрасли. 
5) Импортозамещение и локализация производства. 
6) Подготовка кадров для создаваемых высокотехнологичных рабочих мест. 
7) Создание благоприятных условий для обеспечения здоровой конкуренции с целью развития и стимулирования инвестиционной активности предприятий. 
8) Расширение рынка сбыта инновационной продукции. 
9) Обеспечение достижения технологической независимости. 
10) Обеспечение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры.

Одним из основных факторов развития отрасли судостроения, способствующих эффективной реализации политики импортозамещения и локализации, является разработка проектов нормативно-правовых актов. К действующим мерам государственной поддержки судостроения можно отнести следующие постановления:

Постановление Правительства Российской Федерации №383 от 22.05.2008г.  «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 - 2016 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2016 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов». 

Одним из определяющих нормативно-правовых актов, способствующих развитию отечественного судостроения, является постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 351, в котором утверждены изменения в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее – ПП № 719) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части раздела XVIII. «Продукция судостроения».

Программа льготного лизинга ОСК

Условия: 
• российский исполнитель судостроительного контракта (определяется АО «ОСК») 
• российские лизинговые компании 
• лизингополучатель - российские компании

Часть 6. Заявленные на 01.10.2019 планы по строительству новых контейнерных судов в России

По данным на январь 2020 года в России отсутствуют активные проекты по строительству контейнеровозов. 

В документе сообщается, что «стратегическую роль в обеспечении устойчиво высоких объемов российского экспорта транспортных услуг и в целом расширении отечественного несырьевого экспорта будет играть создание и развитие национального морского контейнерного флота с линейными судами под российским флагом для налаживания прямых морских перевозок контейнерных грузов, расширение отечественного парка контейнеров всех типов. Это, наряду с освоением Северного морского пути, позволит России стать влиятельным игроком в Мировом океане с собственной морской контейнерной и иной логистикой, с развитой мультимодальной портовой инфраструктурой». Однако, конкретные меры по реализации стратегии в части рассматриваемого рынка контейнерного флота не указываются.

Часть 7. Прогноз объёма рынка до 2024 года

Дальнейшее развитие рынка контейнерного флота в России, как и любая отрасль, будет зависеть от общего экономического состояния государства.

Согласно предварительным данным и прогнозу Минэкономразвития РФ в 2019 году темп экономического роста (темп прироста ВВП) составил …

Часть 8. Рекомендации и выводы
Динамичное развитие контейнерных перевозок в мире повлияло на строительство специальных судов, на которых можно крепить и транспортировать контейнеры. Контейнеры дают большую экономию труда во время перевозки (обеспечивается очень быстрая погрузка и разгрузка, а также наиболее рациональное использование трюмов судна). 

В целом в настоящее время влияние макрофакторов на рынок контейнерного флота России можно оценить как отрицательное средней силы. Отрицательное влияние оказывают рост цен на электроэнергию, топливо, материалы, снижение платежеспособности населения и предприятий, географический фактор, импортозависимость, преимущественный спрос на универсальные суда и др. Положительное влияние оказывают кредитная политика, рост ВВП, динамика ИПП, применение новых материалов и технологий, увеличение спроса на контейнерные перевозки и др. Также есть достаточное количество факторов, которые оказывают разнонаправленное влияние на рынок. Влияние всех групп факторов кроме социальных разновекторное. 

По мнению аналитиков ГидМаркет, в данном случае стоит рассматривать 2 сценария развития рынка – оптимистичный и пессимистичный.


Раздел 2. Анализ рынка рыболовного/рыбопромыслового флота в России, 2016-2018гг., с прогнозом до 2024г.

Часть 1. Обзор рынка рыболовного/рыбопромыслового флота в России

1.1. Основные характеристики рынка

К рыболовным/рыбопромысловым судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие – промысловые суда, любительские или браконьерские. Поэтому фактическое число рыболовецких судов определить практически невозможно. 

В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.

На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов: траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли. Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы. В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. 

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли. Основными видами являются:

Дрифтер (англ. «drift» - дрейф) - рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров, свободно плавающих после их постановки. Особенностью архитектуры таких судов является низкий борт, и свободная палуба в носовой части для механизмов выбирающих сети. Дрифтеры имеют размеры малых или среднетоннажных промысловых судов.

Траулер (от англ. «trawl» - трал, невод) - самый распространенный тип промысловых судов, которые для большего улова рыбы и ее первичной обработки используют траловые сети - тралы. Траулеры, как правило, оснащены холодильными установками для заморозки и хранения рыбной продукции, а также бывают нескольких типов: рыболовный траулер с боковым тралением (МРТБ), рыболовный траулер с кормовым тралением (МРТК), большой рыболовный траулер (БРТ), большой автономный траулер (БАТ), большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ), рыболовный траулер морозильный консервный-супер (РТМКС), средний рыболовный траулер (СРТ), средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ), сейнер-траулер морозильный (СТМ), рыболовный краболов-траулер (РКТ) и рыболовный траулер морозильный (РТМ).

Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса - ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

Ярусолов. Ярусный лов это способ промышленного рыболовства объектов водного промысла (трески, тунца, палтуса, сайды), при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу - «ярусу». 
Снасти с наживкой выпускаются с кормы  рыболовецкого судна. Через определенный период времени судно вытаскивает улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления судном. Поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом.

Сейнер (от англ. «seine» - кошельковый невод) – это рыболовецкое судно, ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой. Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку.

Во время лова рыболовные суда находят большие стаи рыб при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.

Улов может выгружаться на рыбоперерабатывающие суда - рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега и имеющий на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. 

В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами. На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.

Краболов. Судно предназначено для вылова крабов.

Диаграмма 30. Распределение моторных и немоторных рыболовных судов по регионам мира, 2016 год, тыс. ед., %

 Распределение моторных и немоторных рыболовных судов по регионам мира, 2016 год, тыс. ед., %

Несмотря на то, что большую часть мирового рыболовного флота составляют маломерные суда, оценка их количества может, скорее всего, быть менее точной: они, в отличие от больших судов, часто не подлежат регистрации, а даже если и регистрируются, то могут не отражаться в национальной статистике. Отсутствие информации и непредставление данных в отношении маломерных судов особо характерны в отношении флота внутренних водоемов, который зачастую не отражается ни в национальных, ни в местных регистрах.

1.2. Объем отечественного производства новых судов

По данным Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной 26.11.2019 года, за последние 10 лет в Российской Федерации было построено и введено в эксплуатацию …

По данным исследования ГидМаркет в России за 2016-2019 годы было построено …

1.3. Доля экспорта в производстве

Диаграмма 33. Доля экспорта в производстве рыболовных/рыбопромысловых судов в России в 2016-2019гг., %

  Доля экспорта в производстве рыболовных/рыбопромысловых судов в России в 2016-2019гг., %

В 2017 и 2018 годах в России не было сдано в эксплуатацию ни одного крупного или среднего судна, производство равно нулю.

1.4. Доля импорта на рынке

Рассмотрим динамику внешнеторговых операций по рыболовным/рыбопромысловым судам.

А. Динамика экспорта и импорта, торговый баланс, тыс. т

Динамика показателей экспорта и импорта на рынке рыболовного флота отличается скачкообразным характером как в натуральном выражении (единицах и тоннах), так и в стоимостном (в долларах и рублях). Это объясняется двумя основными факторами: во-первых, рыболовные суда – штучный товар, внешнеторговые операции по таким товарам осуществляются операторами рынка по мере необходимости пополнения флота, списания/перепродажи судов на утилизацию, передачи новому иностранному владельцу (то есть не на постоянной основе). Во-вторых, ассортимент судов, которые экспортируются и импортируются, достаточно широк: суда значительно различаются по размеру, весу, а их стоимость также зависит от года постройки, технических характеристик и состояния механизмов.

1.5. Динамика объема рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка

Динамика рынка имеет скачкообразный характер, что связано с неравномерностью производства, экспорта и импорта судов. 

1.6. Текущее состояние рыболовного/рыбопромыслового флота России

Источники предлагают разные данные по количественному и качественному составу рыбопромыслового/рыболовного флота России. Одним из наиболее достоверных источников является Федеральное агентство морского и речного транспорта. Оно ежегодно представляет данные по возрастному составу судов, поднадзорных Российскому морскому регистру судоходства, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности их владельцев, валовой вместимостью 100 регистровых тонн и более.

Динамика структуры указанных в отчете рыболовных судов, рыбопромысловых баз и рыботранспортных судов по возрасту представлена на Диаграмме.

Диаграмма 37. Структура рыболовных судов по возрасту в 2015-2018 годах, %

 Структура рыболовных судов по возрасту в 2015-2018 годах, %

Доля рыболовных/рыбопромысловых судов возрастом менее 20 лет в России ежегодно снижается: …

При этом самыми стремительными темпами увеличивается доля категории «более 30 лет»: …

По словам эксперта «ситуацию нужно в корне менять. 

Отсутствие конкурентных по срокам и стоимости центров по комплексному обслуживанию и ремонту судов рыбопромыслового флота в отечественных морских портах привело к переориентации российских судовладельцев на их обслуживание и ремонт в иностранных портах. В настоящее время в российских морских портах осуществляются ремонт и межрейсовое техническое обслуживание в основном мало- и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота. 

1.7. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка

Рассмотрим особенности, тенденции и перспективы развития рынка рыбопромыслового флота в России.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе отечественные производители могут рассчитывать на удовлетворение определенной доли потребности мирового рынка в гражданской морской технике. 

Для заказчиков из стран Африки и некоторых стран Азии возможны поставки судов рыбопромыслового флота.

По мнению аналитика, освоение серийного строительства рыбопромысловых судов объективно является сложнейшей задачей, и сдвиг сроков — это неизбежное следствие локализации этих судов в России.

1.8. Оценка факторов, влияющих на рынок

Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок рыбопромыслового/рыболовного флота России. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.

Экономические

ВВП (валовой внутренний продукт) используется для определения темпов экономического развития любого государства. ВВП – это макроэкономический показатель, который отражает совокупную стоимость товаров, работ и услуг, которые были произведены и оказаны на территории страны за год. Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического раз¬вития страны.

Индекс промышленного производства - показатель динамики объёма промышленного производства, его подъёма или спада, определяется в виде отношения текущего объёма производства в денежном выражении к объёму промышленного производства в предыдущем или другом базисном году. Данный индекс характеризует изменение ВВП за счет фундаментальных отраслей экономики: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

На Диаграмме 43 представлена динамика ИПП.

Демографические (социальные)

Технологические

Рост стоимости основных видов сырья (сталь, металлопрокат, дерево, пластик и т.п.) также негативно сказываются на рассматриваемом рынке.

Географический фактор. Традиционной российской сложностью является то, что часть мест рыбного промысла в России  в холодное время года покрывается льдом, что сказывается на необходимости строительства рыбопромысловых судов ледового класса (что приводит к удорожанию стоимости строительства).

Импортозависимость. 

Применение инновационных технологий и материалов. Одним из факторов, способствующих решению технологических проблем в строительстве судов является применение инновационных технологий, методов и материалов. Современные суда бывают деревянные, стальные, из легких сплавов, железобетонные, из пластических масс и композитные (т. е. построенные из различных материалов). 

Качество российской стали. По мнению экспертов (к примеру,  Валерия Улискина) в России сталь для производства судов обладает хорошими характеристиками, что положительно влияет на отрасль судостроения.

Дефицит квалифицированных кадров и научных разработок. 

Рост объемов улова рыбы и добычи других водных биоресурсов.

Политические

Напряженная политическая обстановка в межгосударственных отношениях негативно влияет на все сферы экономики России. 

Кредитная политика. Сегодня достаточно сложно представить поступательное развитие экономики без активного участия кредитной системы. Следует также отметить, что оценка доступности кредитных ресурсов как для юридических, так и для физических лиц является значимым показателем, позволяющим дать оценку не только востребованности кредитных средств, но и может служить отражением реальной экономической ситуации как в регионе, так и в экономике в целом. 

Таким образом, в таблице 21 представлен список рассмотренных факторов.

Таблица 21. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок рыбопромыслового флота

  STEP-анализ факторов, влияющих на рынок рыбопромыслового флота

В целом влияние макрофакторов на рынок рыбопромыслового/рыболовного флота России можно оценить как нейтральное, то есть положительные и отрицательные факторы оказывают примерно одинаковое влияние на рынок. 

1.9. Структура рынка по видам рыболовных/рыбопромысловых судов

Рассмотрим структуру рынка по видам судов, импортированных в 2018 году (так как производство в данный период отсутствовало).

Отметим, что анализ структуры импорта за 2018 год затруднен по следующим причинам: …

Несмотря на то, что в России стремительно растет доля старых судов, компании и предприниматели приобретают также достаточно старые суда: …

Часть 2. Анализ конкурентов-судовладельцев

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

В таблице указаны 10 компаний, которые лидировали в 2018 году по объему импорта рыболовных судов в стоимостном выражении: каждая из компаний занимала долю от…

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Индекс Херфиндаля-Хиршмана для данного рынка равен … – рынок является умеренноконцентрированным.

Диаграмма 52. Доли судовладельцев на рынке рыболовного флота в России в 2018 году, %

 Доли судовладельцев на рынке рыболовного флота в России в 2018 году, %

2.3. Рыболовный/рыбопромысловый флот основных игроков


Указанные компании-судовладельцы, которые приобрели рыболовные суда в 2018 году, практически все сами используют купленные суда, занимаясь добычей водных биоресурсов, при этом являются собственниками от 2 до 20 судов. Некоторые крупные компании из списка также владеют транспортными судами, доставляющими улов на сушу, плавзаводами или прочими обслуживающими судами.

Часть 3. Анализ конкурентов-операторов

3.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Наиболее важной особенностью рынка рыболовного флота в 2018 году стало то, что практически все приобретенные суда используются по назначению их собственниками, так как компании-покупатели являются рыбодобывающими. Исключением являются 2 момента: …

3.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Диаграмма 53. Доли операторов на рынке рыболовного флота в 2018 году, %

 Доли операторов на рынке рыболовного флота в 2018 году, %

Диаграмма практически аналогична предыдущей, так как подавляющее большинство владельцев судов являются их операторами и используют в своей деятельности. 

3.3. Рыболовный/рыбопромысловый флот основных игроков

Таким образом, предприятия располагают различными судами в зависимости от вида биоресурсов, вылов которых осуществляется на постоянной основе: ярусоловами, краболовами, траулерами, сейнерами  и др. Различаются также и размеры судов – от сравнительно небольших рыболовецких шхун до больших морозильных рыболовецких траулеров.

Часть 4. Анализ конкурентов-фрахтователей

4.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Согласно итогам анализа имеющихся тендеров практика фрахтования рыболовных судов в России практически отсутствует. В истории заключенных контрактов на основе тендеров имеются лишь единичные случаи фрахтования/аренды небольших промысловых или транспортных судов рассматриваемого рынка.

Как правило, судя по ранее проведенному в разделах 1-3 настоящего исследования анализу, компании владельцы рыбопромысловых судов одновременно являются и их операторами (или группы компаний, в которые могут входить несколько юридических лиц). …

4.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Доли вышеуказанных компаний на рынке рыбопромысловой деятельности рассчитаны на основании данных Росстата о совокупной выручке всех компаний с ведущим видом деятельности «Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях».

Диаграмма 54. Доли крупнейших групп компаний на рынке рыбопромысловой деятельности в 2018 году, %

 Доли крупнейших групп компаний на рынке рыбопромысловой деятельности в 2018 году, %

Часть 5. Государственная политика поддержки развития рыболовного/ рыбопромыслового флота в России

Минпромторг России объединил все механизмы и инструменты господдержки развития судостроения в схему:

Приоритетами государственной поддержки в целях инновационного развития судостроительной отрасли являются:
1) Создание опережающего инновационного развития путем создания фонда перспективных исследований и проведения научно-исследовательских работ инновационной направленности. 
2) Развитие рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства. 
3) Реализация мер по повышению доступности информации об инновационных разработках, полученных за счет государственного финансирования. 
4) Содействие формированию институтов по развитию отрасли. 
5) Импортозамещение и локализация производства. 
6) Подготовка кадров для создаваемых высокотехнологичных рабочих мест. 
7) Создание благоприятных условий для обеспечения здоровой конкуренции с целью развития и стимулирования инвестиционной активности предприятий. 
8) Расширение рынка сбыта инновационной продукции. 
9) Обеспечение достижения технологической независимости. 
10) Обеспечение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры.

Одним из основных факторов развития отрасли судостроения, способствующих эффективной реализации политики импортозамещения и локализации, является разработка проектов нормативно-правовых актов. К действующим мерам государственной поддержки судостроения можно отнести следующие:

Постановление Правительства Российской Федерации № 708 от 16.07.2015 г. 

СПИК - соглашение между промышленным инвестором и государством, в котором фиксируются гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий и осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности. 

Постановление Правительства Российской Федерации №502 от 27.04.2017 г. «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».

Субсидия предоставляется на одно судно взамен одного утилизированного или на одно новое судно взамен нескольких утилизированных. Размеры субсидий:
15 % на приобретение (строительство) нового пассажирского судна;
10 % на приобретение нового гражданского судна иного типа;
10 % на приобретение нового судна рыбопромыслового, технического флота 

Таким образом, по данному постановлению получателем являются российские организации. Субсидии на приобретение (строительство) новых судов, взамен сданных на утилизацию, предоставляются при соблюдении следующих условий: 

Для новых судов: 
• за счет собственных средств или кредита/лизинга от российской организации 
• строительство не поддерживалось из бюджета 
• зарегистрировано в российском реестре 

Для старых судов: 
• ≥ 30 срок службы 
• сдача в утилизацию после 1 января 2016 г. 
• последние 5 лет в российском реестре.

Программа льготного лизинга ОСК

Условия: 
• российский исполнитель судостроительного контракта (определяется АО «ОСК») 
• российские лизинговые компании 
• лизингополучатель - российские компании

Постановление Правительства Российской Федерации №632 и 633 от 25.05.2017 г. и № 648 от 29.05.2017г. 

Условиями предоставления инвестиционных квот рыболовным судам (критерии локализации): 
• строительство на российских верфях 
• ≥30% российских комплектующих (до 2020 года): стоимость товаров, работ, услуг, приобретённых (оказанных) на территории РФ в ходе строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, должна составлять не менее общей 30 % стоимости его строительства, после 2020 года - не менее 40 % стоимости строительства объекта инвестиций.
• корпус и его материал, КД, ТД – в России (+двигатели после 2020)

Часть 6. Заявленные на 01.10.2019 планы по строительству новых рыболовных/рыбопромысловых судов в России

Рыболовный флот в России в последнее время начал обновляться после практически 40-летнего перерыва в строительстве таких судов. Данная тенденция наметилась в 2016 году (начали заключаться первые контракты), когда ввели систему «квоты под киль»: пятую часть всех квот на добычу рыбы государство предложило отдать рыболовным компаниям, которые инвестируют в строительство рыболовных судов на отечественных верфях. Всё это должно обновить отечественный рыбопромысловый флот и загрузить заказами российские верфи.

ГидМаркет проанализированы текущие, но еще не завершенные проекты строительства рыболовных и рыбопромысловых судов, а также имеющиеся в открытом доступе данные о перспективных проектах.

Отметим следующие особенности проектов:

Диаграмма 56. Структура текущих проектов и планов по строительству рыболовных судов в России, % от общего количества судов

 . Структура текущих проектов и планов по строительству рыболовных судов в России, % от общего количества судов

Одним из главных факторов, повлиявшим на интерес российских заказчиков к строительству рыболовных траулеров, является принятый законопроект о государственной поддержке обновления рыбопромыслового флота на российских верфях в виде выделения под строительство судов «инвестиционных квот» на вылов рыбы и других биоресурсов: согласно заработавшему в 2017 году постановлению правительства, 20% квот отобрано у прежних владельцев, получавших их по историческому принципу, и распределено между компаниями, обязавшимися за пять лет построить в РФ новые суда или фабрики. Заключенные заводом контракты являются примером успешного взаимодействия крупных российских рыбопромысловых компаний и судостроительного предприятия. 

Часть 7. Прогноз объёма рынка до 2024 года

Дальнейшее развитие рынка рыболовного/рыбопромыслового флота в России, как и любая отрасль, будет зависеть от общего экономического состояния государства.

Согласно предварительным данным и прогнозу Минэкономразвития РФ в 2019 году темп экономического роста (темп прироста ВВП) составил …

Исходя из имеющихся данных и распределения сроков сдачи в эксплуатацию судов по заключенным контрактам, рынок будет …

Часть 8. Рекомендации и выводы 

В настоящее время в целом влияние на рынок рыбопромыслового/рыболовного флота России рассмотренных в исследовании макрофакторов можно оценить как нейтральное, то есть положительные и отрицательные факторы оказывают примерно одинаковое влияние на рынок. Отрицательное влияние оказывают рост цен на электроэнергию, топливо, материалы, снижение платежеспособности населения и предприятий, географический фактор, импортозависимость и др.

Положительное влияние оказывают кредитная политика, рост ВВП, динамика ИПП, применение новых материалов и технологий, увеличение улова рыбы, федеральные целевые программы (в большей степени Стратегия развития судостроительной промышленности) и др. Также есть достаточное количество факторов, которые оказывают разнонаправленное влияние на рынок. Влияние всех групп факторов кроме социальных разновекторное. 


Диаграммы

Рисунок 1. Универсальное сухогрузное судно «ХХХ»
Диаграмма 2. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке контейнерного флота в 2016-2018гг., %
Диаграмма 3. Объем рынка контейнерного флота в России в 2016-2018 гг., млн руб.
Рисунок 4. Грузовое судно-контейнеровоз FESCO Dalnegorsk
Рисунок 5. Контейнеровоз «ХХХ» проекта Aker ACS 650 (тип Норильский никель)
Рисунок 6. Ледокольный транспортный флот ОАО «ГМК «ХХХ» и маршруты его плавания
Диаграмма 7. Возрастной состав контейнерного флота России
Рисунок 8. Атомный контейнеровоз-лихтеровоз «ХХХ»
Рисунок 9. Танк-контейнеры на контейнеровозе «ХХХ» (Кипр)
Диаграмма 10. Динамика ВВП РФ, в 2011-2019 гг. (янв.-сент.), % к предыдущему году
Диаграмма 11. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2014 –2018 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 12. Динамика ИПП РФ в 2014 - 2019 гг. (янв.-окт.), % к предыдущему году
Диаграмма 13. Динамика численности населения РФ, 2010-2019 гг., млн чел., %
Диаграмма 14. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2019 гг. (1 и 2 кв.), % к предыдущему году
Диаграмма 15. Контейнерооборот портов России, тыс. TEU, 2015-2019гг.
Рисунок 16. Сухогруз проекта ХХХ
Рисунок 17. Судно «ХХХ»
Диаграмма 18. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2014- 2019 (янв.-авг.), гг., %
Диаграмма 19. Структура рынка по возрасту судов на момент приобретения за 2016-2018гг., единиц
Диаграмма 20. Структура рынка по стране происхождения приобретенных судов за 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов
Диаграмма 21. Структура рынка по дедвейту приобретенных судов за 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов
Диаграмма 22. Структура рынка по вместимости TEU приобретенных судов за 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов
Диаграмма 23. Доли владельцев контейнеровозов, приобретенных в 2016-2018гг., % от суммы импорта в рублях по курсу соответствующего года
Диаграмма 24. Доли владельцев судов-контейнеровозов в совокупной вместимости контейнерного флота России, %
Диаграмма 25. Доли операторов контейнеровозов, приобретенных в 2016-2018гг., % от общего количества приобретенных судов
Диаграмма 26. Доли операторов судов-контейнеровозов в совокупной вместимости контейнерного флота России, %
Рисунок 27. Ключевые механизмы и финансовые инструменты государственной поддержки инновационного развития в судостроении
Рисунок 28. Маршрут контейнерной линии «ХХХ»
Диаграмма 29. Объем рынка контейнерного флота в России в 2019-2024гг., млн руб.
Диаграмма 30. Распределение моторных и немоторных рыболовных судов по регионам мира, 2016 год, тыс. ед., %
Диаграмма 31. Объем производства рыболовных/рыбопромысловых судов в России в 2016-2019гг., млн руб.
Рисунок 32. Судно ярусного лова проекта ХХХ
Диаграмма 33. Доля экспорта в производстве рыболовных/рыбопромысловых судов в России в 2016-2019гг., %
Диаграмма 34. Динамика экспорта и импорта рыболовных судов в России в 2014-2019гг. (янв.-сент.), ед. изм.
Диаграмма 35. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке рыболовных судов в России в 2016-2019гг. (янв.-сент.), %
Диаграмма 36. Динамика объема рынка рыболовного флота России в 2016-2019гг. (янв.-сент.), млн руб.
Диаграмма 37. Структура рыболовных судов по возрасту в 2015-2018 годах, %
Диаграмма 38. Структура рыбопромыслового флота по бассейнам, %
Рисунок 39. Макет маломерного рыболовного судна проекта ХХХ
Рисунок 40. Макет маломерного рыболовного судна проекта ХХХ
Диаграмма 41. Динамика ВВП РФ, в 2011-2019 гг. (янв.-сент.), % к предыдущему году
Диаграмма 42. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2014 –2018 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 43. Динамика ИПП РФ в 2014 - 2019 гг. (янв.-окт.), % к предыдущему году
Диаграмма 44. Динамика численности населения РФ, 2010-2019 гг., млн чел., %
Диаграмма 45. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2019 гг. (1 и 2 кв.), % к предыдущему году
Диаграмма 46. Динамика улова рыбы и добычи других водных биоресурсов и изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в России, 2015-2018гг., млн тонн
Диаграмма 47. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2014- 2019 (янв.-авг.), гг., %
Диаграмма 48. Структура рынка (импорта) по странам происхождения судов в стоимостном выражении в 2018 году, %
Диаграмма 49. Возрастной состав импортированных судов в 2018 году, ед.
Диаграмма 50. Структура рынка (импорта) по валовой вместимости судов в тоннах, ед.
Диаграмма 51. Структура рынка (импорта) по валовой вместимости судов в тоннах, % от общей стоимости
Диаграмма 52. Доли судовладельцев на рынке рыболовного флота в России в 2018 году, %
Диаграмма 53. Доли операторов на рынке рыболовного флота в 2018 году, %
Диаграмма 54. Доли крупнейших групп компаний на рынке рыбопромысловой деятельности в 2018 году, %
Рисунок 55. Ключевые механизмы и финансовые инструменты государственной поддержки инновационного развития в судостроении
Диаграмма 56. Структура текущих проектов и планов по строительству рыболовных судов в России, % от общего количества судов
Рисунок 57. Большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-ХХХ
Рисунок 58. Морозильный траулер проекта ХХХ
Рисунок 59. БМРТ «ХХХ»
Рисунок 60. Программа строительства рыбопромысловых судов под инвестквоты по данным на 27.09.2019г.
Диаграмма 61. Объем рынка рыбопромыслового флота в России в 2019-2024гг., млн руб.


Таблицы 

Таблица 1. Суда-контейнеровозы, импортированные в Россию в 2016-2018 гг., ед. изм.
Таблица 2. 10 стран с крупнейшим контейнерным флотом, 2018 год, ед. изм.
Таблица 3. Актуальный реестр и характеристики контейнеровозов в России на 20 января 2020 года, ед. изм.
Таблица 4. Средние цены производителей на отдельные виды промышленных товаров по РФ на конец периода в 2014-2018гг., рублей за единицу измерения
Таблица 5. Индексы цен производителей на строительную продукцию в 2017 – 2019гг. (октябрь), % к декабрю предыдущего года
Таблица 6. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2014-2019 (янв.-авг.) гг.
Таблица 7. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок контейнерного флота
Таблица 8. Владельцы приобретенных в 2016-2018гг. судов-контейнеровозов
Таблица 9. Владельцы и операторы всего контейнерного флота в России
Таблица 10. Контейнерный флот владельцев контейнеровозов, приобретенных в 2016-2018гг., ед. изм.
Таблица 11. Операторы приобретенных в 2016-2018гг. судов-контейнеровозов
Таблица 12. Контейнерный флот операторов контейнеровозов, приобретенных в 2016-2018гг., ед. изм.
Таблица 13. Контейнерный флот всех операторов, TEU
Таблица 14. Тендеры на фрахтование/перевозку контейнеров водным транспортом в 2019 году
Таблица 15. Доли Топ-5 потребителей на рынке услуг по фрахтованию/перевозке контейнеров на основе данных по объявленным тендерам в 2019 году, %
Таблица 16. Тарифы на перевозку контейнеров на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Владивосток, тыс. руб. за 1 контейнер
Таблица 17. Рыболовные суда, произведенные в России в 2016-2019 годах, ед. изм.
Таблица 18. Средние цены производителей на отдельные виды промышленных товаров по РФ на конец периода в 2014-2018гг., рублей за единицу измерения
Таблица 19. Индексы цен производителей на строительную продукцию в 2017 – 2019гг. (октябрь), % к декабрю предыдущего года
Таблица 20. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2014-2019 (янв.-авг.) гг.
Таблица 21. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок рыбопромыслового флота
Таблица 22. Топ-10 судовладельцев-участников рынка рыбопромыслового/рыболовного флота в 2018 году
Таблица 23. Рыболовный флот владельцев судов, приобретенных в 2018гг., ед. изм.
Таблица 24. Операторы судов рынка рыболовного флота в 2018 году
Таблица 25. Флот ведущих операторов рынка рыболовных судов 2018 года
Таблица 26. Топ-10 крупнейших рыбопромышленных холдингов России, контактные данные, флот, промысловые квоты, география вылова
Таблица 27. План мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации в части рыбопромыслового флота
Таблица 28. Текущие проекты и планы по строительству рыболовных/рыбопромысловых судов в России на январь 2020 года
Таблица 29. Плановые показатели по строительству рыбопромысловых судов (в т.ч. добывающих, перерабатывающих и обслуживающих судов) согласно сценариям «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», единиц