Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка детского допобразования в России

Дата выпуска 09.07.2024
Количество страниц 43
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 60000 ₽

Объект исследования 

Дополнительное образование детей и взрослых — вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании: услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых


Цель исследования 

Анализ состояния рынка дополнительного детского образования в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования


Содержание 

Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного детского образования

1.1. Определение и характеристики российского рынка дополнительного детского образования

1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования, 2019-2023 гг.

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

1.5. Структура рынка дополнительного детского образования по ФО

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в России

2.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)

2.2. Крупнейшие игроки на рынке

2.3. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.4. Профили основных игроков

2.5. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Часть 3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

3.2. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

3.3. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

3.4. Описание потребительских предпочтений

3.5. Ценовой анализ

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2028 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования 

Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного детского образования

1.1. Определение и характеристики российского рынка дополнительного детского образования

Рынок дополнительного детского образования включает в себя широкий спектр образовательных услуг, программ и ресурсов, предназначенных для дополнительного развития и обучения детей вне школьной учебной программы: 

  • образовательные занятия по интересам, такие как музыка, танцы, изобразительное искусство, спорт, наука, технологии, языки;
  • программы, направленные на развитие профессиональных навыков у детей, такие как компьютерное программирование, робототехника, архитектура, бизнес-навыки;
  • курсы и занятия, ориентированные на подготовку к вступительным экзаменам в учебные заведения, олимпиадам;
  • образовательные программы, проводимые во время каникул, включающие в себя разнообразные активности, курсы и развлекательные мероприятия; 
  • дистанционные образовательные курсы, вебинары, обучающие платформы и приложения для обучения детей в интернете; 
  • образовательные программы, связанные с творчеством, включая музыкальные школы, художественные студии, театральные курсы и другие творческие направления; 
  • образовательные учреждения, предлагающие комплексные программы по развитию детей, включая умственное, физическое и эмоциональное развитие.

Отметим, что в настоящем исследовании рынка не отражен такой вид образования, как репетиторство и не учтены организации, предоставляющие дополнительные услуги по воспитанию и развитию детей, не имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования детей, поскольку такие виды деятельности не учитываются в официальной статистической отчетности, не отражаются в мониторингах и докладах Правительства Российской Федерации, а так же находятся в теневом секторе экономики России (репетиторство). По оценкам различных экспертов теневой рынок может составлять до 100% официального рынка дополнительного образования детей.

Дополнительное образование занимает значимое место в жизни детей. Участие в дополнительном образовании связывается с положительными эффектами для развития и обучения.

С одной стороны, дополнительное образование не является обязательным, с другой стороны, государство не гарантирует его доступность, в том числе бесплатность. При этом признание потенциала дополнительного образования в развитии и воспитании подрастающего поколения стимулирует государство проводить политику, направленную на расширение охвата детей дополнительным образованием.

Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.

Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.

Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.

1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования, 2019-2023 гг.

В целом за 2019–2023 гг. объем рынка дополнительного детского образования в России вырос на …%. Росту рынка в исследуемом периоде в целом способствовали господдержка отрасли, рост стоимости услуг, а также проблемы общего школьного образования, которые частично компенсировались дополнительными занятиями.

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок   

На фоне проведения специальной военной операции на территории Украины, Россия попала под новые многочисленные санкции преимущественно стран Запада, которые в том числе повлияли на стабильность исследуемой отрасли. 

Ограничения на путешествия за границу, поступление в иностранные школы и университеты также уменьшили мотивацию учеников и их родителей. В результате растет популярность гибридных форматов обучения, комбинирующих онлайн и офлайн занятия, а также услуги, как платные, так и бесплатные. Краткосрочные и узконаправленные программы и интенсивы также становятся привлекательными.

Однако, в целом, на фоне этих вызовов, развиваются новые направления, такие как программы обучения IT и подготовительные программы в других сферах. Ключевыми факторами становятся качество продукта, квалифицированные преподаватели и доступность понятных инструментов. На первое место выходят качество продукта, квалифицированные преподаватели, быстрота и понятность предлагаемых инструментов. 

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 

Доля онлайн и офлайн-форматов в отрасли дополнительного детского образования изменилась в последние годы, особенно под влиянием пандемии COVID-19, которая ускорила цифровизацию образовательных услуг.

1.5. Структура рынка дополнительного детского образования по ФО

В структуре рынка наибольшая доля приходится на Центральный федеральный округ … 

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

Участники рынка выделяют следующие тенденции в развитии рынка дополнительного детского образования: 

  • Развитие компьютерных технологий и повышение разнообразия и доступности образования;
  • Микрообучение – изучение материала дробными порциями, разделение большого курса на мини-программы. Например, подготовка к школьным и международным экзаменам, тематические программы;
  • Смешанное обучение становится стандартом. Стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик;
  • Активное включение в процесс обучения элементов геймификации для удержания интереса к предмету;
  • Интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
  • Развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
  • Привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений;

Перспективы: 

  • Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя;
  • Переквалификация преподавателей в соответствии с новыми трендами;
  • Обучение станет более качественным; 
  • Приоритетами для компаний станут поиск инструментов вовлеченности и эксперименты с технологиями и форматами.

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос.

  • Экономические

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

Уровень инфляции

  • Социальные

Численность населения

Численность населения России на протяжении 2016–2017 гг. демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения.

Реальные доходы населения

По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян в 2020 г. сократились …

Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–мар. 2024 гг., %

Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–мар. 2024 гг., %

Качество

Одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок дополнительного образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых – заработать денег. И потребителям зачастую становится сложно определить, где можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги впустую. Отрицательное влияние фактора.

  • Технологические

Цифровизация

Процесс цифровизации образования ведет к изменениям образовательного пространства во всех его составляющих: содержание образования, организация образовательного процесса, условия его реализации и результат. 

В России разрабатывается огромное количество программ, нацеленных на эффективное и качественное цифровое предоставление образовательных услуг. В планах – появление драйверов технологического развития по всей стране, что даст толчок для развития регионов России. Смена экономического устройства страны, повышение производительности и конкурентоспособности невозможны без перехода к прогрессивным технологиям. 

Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию, которые неизбежно ведут к изменению в методике. Увеличивается число дополнительных занятий с детьми, проводимых дистанционно.

В настоящее время детям уже в раннем возрасте доступны различные образовательные приложения и игры, которые помогут учиться и получать знания в нескучном формате.

Некоторые из таких технологий включают:

  • Изучение на базе интернета – доступ к образовательным ресурсам и онлайн-курсам позволяет ученикам получать знания в интерактивном формате, а также общаться с преподавателями и другими учениками из разных уголков мира.
  • Обучение виртуальной реальности – VR-технологии могут помочь детям визуализировать сложные концепции и явления, а также помочь им получить представление о том, как работают реальные процессы.
  • Игровые подходы к обучению – игры могут быть использованы для развития математических навыков, логического мышления и коммуникативных умений детей.
  • Использование мобильных приложений – мобильные приложения могут позволить детям доступ к обучению в любом месте и в любое время, что может быть особенно полезно для дистанционного обучения.
  • Робототехника – создание и программирование роботов может заинтересовать детей и помочь им развить новые умения в области науки, технологии, инженерии и математики.

Большие вложения в материальную базу

Необходимость обеспечения оборудованием различных направлений дополнительного образования находится в прямой зависимости от направления образования. В таких сферах, как: техническое, спортивное, естественнонаучное образование потребность в специальном оборудовании высокая и удовлетворение этих потребностей зависит в первую очередь от достаточности финансирования организации, включая бюджетное и внебюджетное финансирование. 

  • Политические

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так же к регулирующим нормативным правовым актам относится Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Государственная поддержка

Среди государственной поддержки следует отметить: 

– Возможность использования материнского капитала.

По закону о материнском капитале средства (часть средств) капитала могут направляться на получение образования ребенком в любом образовательном учреждении, в том числе дистанционно.

С 15 авг. 2022 г. средства маткапитала можно потратить на оплату учреждений, открытых в том числе ИП. Единственным условием направления средств маткапитала на оплату является наличие у ИП-основателя лицензии на образовательную деятельность. 

– Выдачу сертификатов.

По инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ) с 2017 г. в отдельных регионах страны был запущен проект «Равные возможности – детям». Одним из направлений проекта стала выдача сертификатов на дополнительное образование. Наличие сертификата позволяет ребенка проходить дополнительное образование, занятия в платных кружках и секциях за счет государства. Сертификат на дополнительное образование можно получить на каждого несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 5 до 18 лет.

С 2023 г. на формат выдачи сертификатов перешли все субъекты России. Ежегодно средства сертификата пополняются, что позволяет продлевать или заключать новые договоры на дополнительное образование. 

– Концепцию развития дополнительного образования детей.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, которую правительство России утвердило в 2022 г., к 2030 г. долю организаций негосударственного сектора в ней планируется довести до 10%. На 2022 г. потенциал негосударственных организаций не использовался в полной мере. Среди всех участников сферы их было всего 4,9%.

Среди основных мероприятий в рамках реализации Концепции ожидаются: 

  • Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического сопровождения системы дополнительного образования детей; 
  • Повышение доступности и качества дополнительного образования детей; 
  • Развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры дополнительного образования детей; 
  • Развитие кадрового потенциала - системы дополнительного образования детей.

Завершая оценку факторов воздействия на рынок дополнительного детского образования, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

 STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка дополнительного детского образования в большей степени отрицательное влияние.

Среди значимых отрицательных факторов – необходимость лицензирования деятельности, большие вложения в материальную базу, снижение численности населения, в том числе детской аудитории, низкое качество услуг, высокая инфляция.

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов.

Рентабельность прибыли до налогообложения отражает долю от выручки, которая осталась на предприятии в качестве прибыли до налогообложения. 

Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов. 

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. 

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Деловая активность – это способность предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке, это результативность работы предприятия относительно величины расхода ресурсов в процессе операционного цикла. 

Показатели деловой активности связаны со скоростью оборота средств: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит тем выше финансовая эффективность предприятия и отрасли в целом как совокупности множества предприятий.

Стабильность финансового положения предприятия невозможна без эффективного управления оборотным капиталом, основанного на выявлении существенных факторов и мер по обеспечению предприятия собственными оборотными средствами. 

Высокая финансовая устойчивость, измеряемая обеспеченностью собственными оборотными средствами, в сочетании с отрицательной рентабельностью прибыли до налогообложения в сфере дополнительного детского образования может указывать на высокие постоянные затраты, проблемы с привлечением достаточного количества клиентов или установление слишком низких цен на услуги, а также неэффективное использование ресурсов.

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в России

2.1. Масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная)             

Рынок дополнительного детского образования отличается высоким уровнем конкуренции. Причем конкуренция наблюдается во всех масштабах: локальном, региональном, национальном, глобальном.

При этом между странами и между регионами внутри одной страны наблюдаются существенные различия вовлеченности детей в дополнительное образование в школе и вне школы. 

Территориальное распределение организаций зависит от численности населения. При этом на региональном уровне конкуренция выражена слабее всего. В офлайн рамках гораздо удобнее ребенку посещать занятия недалеко от дома/школы. 

Для сервисов, осуществляющих онлайн-обучение нет территориальных ограничений. Для них важны, помимо прочих, зарубежные покупатели. Однако в 2022 г. ряд компаний ощутили серьезные потери от зарубежных клиентов.

Также отметим, что существует большое количество компаний рынка дополнительного детского образования, которые выбирают для себя франшизную модель развития.

Рынок характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с относительно небольшими долями рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI<1000 – низкоконцентрированный рынок). Слияния и поглощения компаний допускаются беспрепятственно.

2.2. Крупнейшие игроки на рынке 

Российский рынок дополнительного образования детей сформирован организациями, которые представлены: 

частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 

организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. В настоящем маркетинговом исследовании не рассматриваются компании, не имеющие соответствующей лицензии, поскольку их деятельность не относится к системе образования.

К крупнейшим операторам рынка дополнительного детского образования по итогам 2023 г. относятся онлайн-школы.

Отдельное внимание следует уделить проекту ЦМИТ – центрам молодежного инновационного творчества. Сеть городских площадок для технического творчества, оснащенных современным оборудованием цифрового производства: 3D-принтеры, 3D-сканеры, фрезерные, гравировальные и лазерные станки, ручной инструмент и др.

Деятельность ЦМИТ направлена на:

  • организацию обучающих курсов в сфере цифрового производства для школьников и студентов;
  • организацию и проведение мероприятий в сфере развития детского и молодежного научно-технического творчества;
  • предоставление доступа к оборудованию жителям города Москвы и организациям, осуществляющим научно-техническую и инновационную деятельность, для выполнения опытно-конструкторских и иных работ.

Центры цифрового образования «IT-куб» – это центры образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет.

  • Центры «IT-куб» направлены на создание среды, обеспечивающей:
  • Продвижение компетенций в области цифровизации;
  • Освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно–коммуникационных технологий;
  • Выявление, поддержку и развитие у детей способностей и талантов;
  • Профориентацию школьников;
  • Развитие у детей математической, информационной грамотности, формирование критического мышления. 

2.3. Доли на рынке крупнейших конкурентов

К крупнейшим операторам рынка дополнительного детского образования по итогам 2023 г. относятся онлайн-школы …

2.4. Профили основных игроков

ХХХ

….

ХХХ

….

ХХХ

….

Изучение динамики совокупной выручки показательно с точки зрения анализа тенденций роста.

2.5. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах

Наибольшее количество компаний отрасли располагаются в Московском регионе …

Диаграмма 16. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, мар. 2024 г., %

Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, мар. 2024 г., %

С увеличением размера населенного пункта возрастает доля детей, посещающих дополнительные занятия в школе либо за ее пределами. Чем крупнее город, тем в среднем выше доходы его жителей, и больше родителей, готовых оплачивать дополнительные занятия своих детей.

При этом в Москве, несмотря на широкий выбор возможностей в специализированных организациях, все же больше, по сравнению с другими городами-миллионниками, доля тех, кто занимается дополнительным образованием только в своей школе, что обусловлено разнообразным предложением дополнительных занятий в территориальных образовательных комплексах. 

Часть 3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

Оценка объема потребления на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка дополнительного детского образования к количеству населения России. 

По данным ВШЭ, результаты опроса родителей школьников свидетельствуют, что подавляющее большинство детей вовлечены в программы дополнительного образования: доля детей, не посещающих дополнительные занятия, составляет лишь одну пятую от общего количества. При этом, несмотря на возможности для дополнительного образования, предоставляемые в общеобразовательных школах, более чем в половине случаев дети посещают кружки и секции за пределами своей школы.

3.2. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Рынок дополнительного детского образования длительное время находится в стадии зрелости. Стадия зрелости построена на пользовании услугой консервативными потребителями, на известности и широкой представленности, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Пролонгация стадии роста жизненного цикла рынка дополнительного детского образования обусловлена спецификой потребительской аудитории – детская аудитория постоянно обновляется, на смену выросшим детям приходят новые.

Уровень конкуренции на рынке стал максимальным и стабилизируется, что в условиях снижения темпов прироста создает более агрессивную борьбу за существующих потребителей. Компании вынуждены усиливать свои маркетинговые усилия и предлагать уникальные услуги. Поскольку привлечение новых клиентов становится более затратным, компании начинают уделять больше внимания программам лояльности, улучшению качества обслуживания и удовлетворению текущих клиентов. 

В условиях высокой конкуренции потребители становятся более требовательными к качеству услуг, что вынуждает компании постоянно улучшать свои образовательные программы и подходы к обучению. Образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью дифференцировать свои предложения, выделяться на фоне конкурентов и привлекать учеников с помощью уникальных программ и услуг. Различные школы, центры и студии предлагают широкий выбор кружков, секций и занятий по различным предметам и навыкам.

3.3. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

Рынок дополнительного детского образования в России характеризуется высокой насыщенностью и интенсивной конкуренцией. Рынок представлен как государственными, так и частными организациями, предлагающими широкий спектр программ: от традиционных кружков и секций до онлайн-курсов и авторских методик.

Наблюдается неравномерность в распределении организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования. В крупных городах выбор значительно шире, чем в небольших населенных пунктах.

Несмотря на высокую насыщенность, рынок дополнительного детского образования в России обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста. Предполагаемый потенциал рынка оценивается в «плюс» 100% в долгосрочной перспективе. Родители все больше осознают важность всестороннего развития своих детей и готовы инвестировать в их образование. Государство также уделяет внимание развитию дополнительного образования, реализуя программы поддержки и финансирования. Развитие онлайн-образования и использование новых технологий открывают новые возможности для расширения рынка и предоставления услуг детям в удаленных районах.

Несмотря на насыщение рынка, компании продолжают внедрять инновации, чтобы поддерживать конкурентоспособность. Это касается как методик преподавания, так и управленческих процессов.

3.4. Описание потребительских предпочтений            

Диаграмма 19. Критерии выбора дополнительного детского образования, баллы

Критерии выбора дополнительного детского образования, баллы

Среди критериев выбора дополнительного детского образования наиболее значимые: опыт и образование преподавателя, репутация и отзывы, наличие лицензии, стоимость услуг, гибкость и удобство, индивидуальный подход, использование современных технологий, наличие дополнительных ресурсов, эмоциональная среда, разнообразие программ, инфраструктура, возможность оценки прогресса.

3.5. Ценовой анализ

За период 2019–2023 гг. среднегодовой индекс потребительских цен на рынке дополнительного детского образования составил …

Стоимость занятий связана с их специализацией, а также с количеством учебных часов в месяц и числом учащихся в группе.

Таблица 12. Средние цены на рынке дополнительного детского образования по ФО, 2019-мар. 2024 гг., руб./академический час

Средние цены на рынке дополнительного детского образования по ФО, 2019-мар. 2024 гг., руб./академический час

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Положительные факторы инвестиционного климата рынка дополнительного детского образования доминируют над отрицательными.

Анализ рынка дополнительного детского образования в России

Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2028 г.

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. 

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка дополнительного детского образования в большей степени отрицательное влияние.

Как новым, так и существующим операторам рынка дополнительного детского образования рекомендуем:


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка дополнительного детского образования, 2019–2023 гг., млрд руб.

Диаграмма 2. Структура рынка дополнительного детского образования по видам, 2023 г., %

Диаграмма 3. Структура рынка дополнительного детского образования по ФО, 2023 г., %

Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2015–мар. 2024 гг., % к прошлому году

Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2019-май 2024 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 6. Динамика уровня инфляции в РФ, 2016–2023 г., %

Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2015–2024 гг., млн чел.

Диаграмма 8. Доля детей в возрасте от 0 до 14 лет в общей численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2023 гг., %

Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015–мар. 2024 гг., %

Диаграмма 10. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Диаграмма 11. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере дополнительного детского образования за 2019-2023 гг., раз

Диаграмма 12. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере дополнительного детского образования, за 2019-2023 гг., сут. дн.

Диаграмма 13. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере дополнительного детского образования, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Диаграмма 14. Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного детского образования в 2023 г., %

Диаграмма 15. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного детского образования (ТОП-5) в России, 2019-2023 гг., млрд руб.

Диаграмма 16. Компактность размещения компаний отрасли в определенных регионах, мар. 2024 г., %

Диаграмма 17. Объем потребления на рынке дополнительного детского образования на душу населения, 2019–2023 гг., руб./чел.

Диаграмма 18. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования

Диаграмма 19. Критерии выбора дополнительного детского образования, баллы

Диаграмма 20. Прогноз объема рынка дополнительного детского образования в 2024–2028 гг., млрд руб.


Таблицы

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., %

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2019-2023 гг., раз

Таблица 4. Основные компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2023 г.

Таблица 5. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей

Таблица 6. Основная информация об участнике №1 рынка дополнительного детского образования

Таблица 7. Основная информация об участнике №2 рынка дополнительного детского образования

Таблица 8. Основная информация об участнике №3 рынка дополнительного детского образования

Таблица 9. Основная информация об участнике №4 рынка дополнительного детского образования

Таблица 10. Основная информация об участнике №5 рынка дополнительного детского образования

Таблица 11. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного детского образования по Российской Федерации в 2019–мар. 2024 гг., %

Таблица 12. Средние цены на рынке дополнительного детского образования по ФО, 2019-мар. 2024 гг., руб./академический час

Таблица 13. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного детского образования

Таблица 14. Прогнозные показатели развития экономики РФ