Анализ рынка детского допобразования в России

Анализ рынка детского допобразования в России Анализ рынка детского допобразования в России
Дата выпуска
06.01.2020
Страниц
72
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке

Цель исследования
Анализ состояния рынка дополнительного детского образования, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного детского образования
1.1. Основные характеристики рынка
1.2 . Динамика объема рынка услуг дополнительного образования детей в 2014-2018 гг. Потенциальная емкость рынка
1.3. Основные тренды, драйверы, угрозы рынка услуг
1.4. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
1.5. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций
1.6. Конкуренция со стороны услуг-заменителей
1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке
2.1. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного образования
2.2. Насыщенность рынка
2.3. Степень интеграции в сфере (отрасли) образования
2.4. Крупнейшие игроки на рынке
2.5. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.6. Профили основных участников рынка
Часть 3. Анализ потребления услуги детского дополнительного образования
3.1. Оценка объема потребления услуги дополнительного детского образования на душу населения
3.2. Сегментация оказания услуг
3.2.1. Степень дифференциации рынка дополнительного образования детей
3.2.2. Компактность размещения основных компаний в субъектах Российской Федерации
3.3 .Описание потребительских предпочтений
3.4. Внутренние индикаторы текущего состояния организаций дополнительного образования детей
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2023 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного детского образования 
1.1. Основные характеристики рынка
Предметом настоящего исследования является рынок дополнительного детского образования. Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке, численность потребителей, формирующих спрос на рынке, а также взаимоотношения, возникающие между образовательными учреждениями и потребителями.
Дополнительное образование детей — это вид образовательной деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. С рыночной точки зрения, дополнительное образование - это услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации по форме подчинения организации дополнительного образования детей учреждаются как: 
Федеральные государственные - учреждаются федеральными властями; 
Государственные - формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции; 
Муниципальные - создаются и работают за счет городских властей;
Негосударственные - организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами хозяйственной деятельности. 
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504 выделяются следующие виды образовательных организаций (распространяется на государственные учреждения и носит рекомендательный характер для частных учреждений):
центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, эстетического воспитания детей, детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, детская экологическая станция;
детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;
адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
Диаграмма 2. Динамика количества специализированных организаций дополнительного образования детей с 2014-2018 гг.

1.2. Динамика объема рынка услуг дополнительного образования детей в 2014-2018 гг. Потенциальная емкость рынка
Рассмотрим динамику объема рынка услуг дополнительного образования детей в России.
Диаграмма 4. Динамика объема рынка услуг дополнительного детского образования, млрд руб., 2014-2018 гг.

Говоря о прогнозе роста рынка услуг дополнительного образования детей следует учитывать, что стоимость дополнительных образовательных услуг в Европе варьируется …
1.3. Основные тренды, драйверы, угрозы рынка услуг
Основные тренды рынка дополнительного образования детей в России
Драйверы рынка
Угрозы рынка
1.4. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Финансовое положение организаций на рынке услуг дополнительного детского образования характеризуется как относительно стабильное (диаграмма 6), так, валовая рентабельность по отрасли в 2018 году составила … %...
Говоря о способности организаций рынка дополнительного образования детей погашать текущие краткосрочные обязательства за счет собственных оборотных активов …
Анализ инвестиций в основной капитал в отрасли дополнительного образования. 
Диаграмма 8. Динамика инвестиций в основной капитал

Динамика абсолютной ликвидности по организациям отрасли дополнительного образования имеет тенденцию …, при этом в 2014-2015 гг. значение показателя по отрасли дополнительного образования превышало среднероссийские значения.
Обеспеченность собственными оборотными средствами в организациях сферы дополнительного образования детей с 2014 года имеет тенденцию к …
1.5. Темп технологических изменений и продуктовых инноваций
Концепцией развития дополнительного детей в Российской Федерации определены основные изменения-вызовы в системе дополнительного образования детей:
• Изменения экономического уклада («инновационная экономика», «4-я промышленная революция», «цифровая экономика», «роботизация», «развитие креативных индустрий», «экономика впечатлений»), форм занятости ( DIY, самозанятость) и профессий 
• Технологические (использование современных технологий в быту и профессиональной деятельности) 
• Социально-политические (патриотизм, социальная устойчивость и гражданская солидарность) 
• Трансформация запроса семей и детей 
• Изменения мотивации, способностей, паттернов поведения и коммуникации детей
Развитие современной системы дополнительного образования детей под влиянием государственной политики, новых технологий образования и ответная реакция на поставленные изменения-вызовы привели к:
- обновлению содержания дополнительного образования;
- внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создали благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в сферу дополнительного образования:
Венцом технологического развития дополнительного образования детей являются информационные технологии – применение современных технологических достижений в детском образовании. 
1.6. Конкуренция со стороны услуг-заменителей
Услуга дополнительного образования детей выступает самостоятельным рыночным продуктом со сложившейся системой потребителей и организаций (учреждений), оказывающих эти услуги. 
1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.
Экономические
Изменение Валового Внутреннего Продукта – позволяет отследить динамику общей рыночной стоимости продукции и услуг, которые произведены на рынке страны, и позволяет оценить совокупное внутреннее производство в стране.
Демографические
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на рынок, являются демографические показатели в Российской Федерации: численность населения России, а также численность детского населения – ключевые потребители услуг рынка дополнительного детского образования.
Технологические
Диаграмма 18. Обеспеченность организаций дополнительного образования компьютерной техникой

Политико-правовые
Политика Правительства Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время на уровне Правительства РФ принят и действует рад основополагающих нормативных правовых документов, направленных на развитие образование, в том числе дополнительного образования детей:
Лицензирование образовательной деятельности. 
Персонифицированное дополнительное образование детей - это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Введенная система предполагает выдачу каждому ребенку именного сертификата. 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного образования детей

В целом факторы макросреды оказывают на развитие рынка дополнительного образования детей…
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке
2.1. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного образования
Развитие рынка дополнительного детского образования в России характеризуется следующими этапами:
Первый этап – возникновение …
Второй этап – становление …
Третий этап – развитие …
Четвертый этап – расцвет …
Пятый этап – кризис …
Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса …
Рынок дополнительного детского образования переживает в настоящее время вторую стадию роста …
О повторном росте рынка дополнительного детского образования свидетельствуют следующие факторы:
2.2. Насыщенность рынка
Говоря о насыщенности рынка дополнительного образования детей, необходимо отметить важный показатель …
2.3. Степень интеграции в сфере (отрасли) образования
Базовым трендом развития системы образования в настоящее время выступает интеграция дополнительного и общего образования как инструмент создания единого пространства реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
С принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
Рассмотрим сложившиеся формы интеграции в современном образовании:
Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности – не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: …
Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей - реализуется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения и тоже достаточно распространена. …
Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей (Дворец или Центр детского и юношеского творчества) - форма осуществляется, прежде всего, по территориальному признаку, следовательно, сугубо организационно, но и несет ряд позитивных моментов. …
Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования – позволяет расширить возможности образовательной организации в осуществлении дополнительного образования детей. …
Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей «школа – вуз» - наиболее перспективная для осуществления интеграции общего и дополнительного образования детей. …
Основными барьерам входа на рынок новых участников являются:
2.4. Крупнейшие игроки на рынке 
Российский рынок дополнительного образования детей сформирован отечественными организациями, которые представлены: 1. частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 2. Организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. В настоящем маркетинговом исследовании не рассматриваются компании, не имеющие соответствующей лицензии, поскольку их деятельность не относится к системе образования.
В таблице 4 представлены крупнейшие федеральные государственные проекты дополнительного образования детей. 
2.5. Доли на рынке крупнейших конкурентов
По итогам 2018 года суммарная доля крупнейших участников рынка дополнительных рынка составила …%, среди крупнейших предприятий рынка лидирует …
….
2.6. Профили основных участников рынка
Часть 3. Анализ потребления услуги детского дополнительного образования 
3.1. Оценка объема потребления услуги дополнительного детского образования на душу населения
Оценка объема потребления услуг дополнительного образования позволяет …
3.2. Сегментация оказания услуг
3.2.1. Степень дифференциации рынка дополнительного образования детей
Дифференциация услуг в сфере дополнительного образования детей выражается в трех основных направлениях:
дифференциация по типу образовательного учреждения; 
дифференциация по территориальному признаку – город/село;
дифференциация по направлениям оказываемых услуг дополнительного образования. 
Для анализа дифференциации по типу образовательного учреждения рассмотрим структуру по численности занимающихся в организациях. 
Диаграмма 24. Дифференциация типов образовательных учреждений по количеству занимающихся

Для анализа дифференциации по территориальному признаку – город/село так же используем структуру численности обучающихся. 
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования выделяются шесть направлений образовательных программ дополнительного образования детей:
техническое, 
естественнонаучное, 
физкультурно-спортивное, 
художественное, 
туристско-краеведческое,
социально-педагогическое
Таким образом, рынок дополнительных образовательных услуг для детей достаточно сильно дифференцирован по типам образовательных учреждений …
3.2.2. Компактность размещения основных компаний в субъектах Российской Федерации
Структура распределения организаций дополнительно образования детей в целом пропорциональна расположению потребителей по субъектам федерации России…
Говоря о количестве организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, с 2016 года наблюдается …
3.3. Описание потребительских предпочтений
Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании
Факторы выбора программ дополнительного образования
Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей
Временные затраты на дополнительное образование
Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей
Транспортная доступность организаций дополнительного образования
3.4. Внутренние индикаторы текущего состояния организаций дополнительного образования детей
Нагрузка педагогов в организациях дополнительного образования детей
Конкурентоспособность заработной платы педагогов дополнительного детского образования
Зарплатные ожидания педагогов для работы в сфере дополнительного образования детей в качестве основной работы
Повышение квалификации педагогов дополнительного образования детей
Технологии, используемые в работе педагогами дополнительного образования детей
Настроения педагогов дополнительно образования детей по смене работы
Оценка изменения соотношения платных и бесплатных кружков 
Диаграмма 40. Изменение соотношения платных и бесплатных кружков, процент ответов

3.4. Ценовой анализ
Важным аспектом рынка дополнительного образования детей является динамика потребительских цен в сфере образования по Российской Федерации. …
Размеры средних расходов на дополнительное образование детей значительно отличаются в зависимости от размера населенного пункта, а также в зависимости от места обучения 
Рассматривая среднегодовые затраты родителей на дополнительное образование детей в первую очередь необходимо принимать во внимание мнение родителей о возможности обеспечить ребенка дополнительным образованием в случае ухудшения материального положения …
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Заключение об инвестиционной привлекательности рынка дополнительных образовательных услуг для детей
Наиболее значимые положительные факторы: …
Наиболее значимые негативные факторы: …
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2023 года
Проведем анализ рынка на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в сфере дополнительного образования детей.
В среднесрочной перспективе на динамику объема рынка дополнительного образования детей будут оказывать влияние следующие факторы:
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 
Макроэкономические факторы, влияющие на рынок
Группа экономических факторов 
Группа политических факторов 
Наиболее значимые положительные факторы: …
Наиболее значимые негативные факторы: …
Выводы о перспективности развития предприятий
Действующим участникам рынка дополнительного образования детей необходимо четко понимать следующие факторы рынка: …

Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика численности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей в 2015-2018 гг
Диаграмма 2. Динамика количества специализированных организаций дополнительного образования детей с 2014-2018 гг.
Диаграмма 3. Структура учреждений дополнительного образования детей в 2017-2018 гг.
Диаграмма 4. Динамика объема рынка услуг дополнительного детского образования, млрд руб., 2014-2018 гг.
Диаграмма 5. Структура сети организаций, реализующих программы дополнительного образования, и их контингента по типам организаций, %
Диаграмма 6. Валовая рентабельность по отрасли, %
Диаграмма 7. Динамика текущей ликвидности по отрасли
Диаграмма 8. Динамика инвестиций в основной капитал
Диаграмма 9. Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного детского образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2014-2018 гг., раз
Диаграмма 10. Обеспеченность собственными оборотными средствами в сфере дополнительного образования, 2014-2018 гг., %
Диаграмма 11. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере дополнительного образования, за 2014-2018 гг., сут. дн.
Диаграмма 12. Динамика ВВП в текущих ценах и индекс физического объема ВВП
Диаграмма 13. Динамика реальных располагаемых денежных доходов
Диаграмма 14. Динамика численности населения России, 2010-2019 гг.
Диаграмма 15. Динамика численности детей в России, 2014-2019 гг.
Диаграмма 16. Число родившихся в 2010-2018 гг.
Диаграмма 17. Доля организаций дополнительного образования детей, здания которых требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, в общем числе организаций дополнительного образования детей (%)
Диаграмма 18. Обеспеченность организаций дополнительного образования компьютерной техникой
Диаграмма 19. Проблемы в образовательных организациях, влияющие на качество предоставляемых образовательных услуг и снижающие конкурентоспособность (%)
Рисунок 1. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного детского образования
Диаграмма 20. Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием
Диаграмма 21. Распределение долей рынка дополнительных образовательных услуг среди крупнейших предприятий
Диаграмма 22. Динамика объема потребления услуг дополнительного детского образования на душу населения
Диаграмма 23. Динамика объема потребления услуг дополнительного детского образования на душу детского населения
Диаграмма 24. Дифференциация типов образовательных учреждений по количеству занимающихся
Диаграмма 25. Дифференциация по территориальному признаку город/село
Диаграмма 26. Распределение учащихся по направленностям дополнительных образовательных программ, %
Диаграмма 27. Расположение организаций, реализующих программы дополнительного образования по федеральным округам Российской Федерации в 2016-2018 гг.
Диаграмма 28. Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании, процент ответов родителей
Диаграмма 29. Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей
Диаграмма 30. Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей, процент ответов родителей
Диаграмма 31. Среднее количество дней в неделю, в которые ребенок посещает занятие
Диаграмма 32. Среднее количество часов в неделю, в которые ребенок занят дополнительным образованием
Диаграмма 33. Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей, процент ответов
Диаграмма 34. Время на дорогу до образовательного учреждения, процент ответа родителей
Диаграмма 35. Структура нагрузки педагогов, процент ответов
Диаграмма 36. Доля педагогов, считающих зарплату конкурентоспособной, %
Диаграмма 37. Участие педагогов в программах повышения квалификации и переподготовки, процент ответа
Диаграмма 38. Технологии, используемые педагогами в работе
Диаграмма 39. Доля педагогов, желающих сменить место работы
Диаграмма 40. Изменение соотношения платных и бесплатных кружков, процент ответов
Диаграмма 41. Средняя сумма расходов на дополнительное образование в рамках и вне школы в разрезе типов населенного пункта, тыс. руб. в мес.
Диаграмма 42. Средние цены на дополнительное образование детей, руб. в год
Диаграмма 43. Мнение родителей о возможностях обеспечить получение ребенком дополнительного образования в случае ухудшения материального положения семьи, %
Диаграмма 44. Мнение родителей о планах по организации дополнительного образования для ребенка в случае ухудшения материального положения семьи, %
Диаграмма 45. Прогноз численности детского населения в возрасте 0-18 лет, чел.
Диаграмма 46. Прогноз объема рынка дополнительного образования детей, млрд руб.

Таблицы 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного образования детей
Таблица 2. Интеграция дополнительного образования  в систему общего образования
Таблица 3. Основные частные и некоммерческие компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2018 г.
Таблица 4. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей
Таблица 5. Основные организации дополнительного образования детей в 2018 г.
Таблица 6. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования Образовательный центр «ХХХ»
Таблица 7. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования ООО «ХХХ»
Таблица 8. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования АО «ХХХ «ХХХ»
Таблица 9. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования АНПОО «ХХХ»
Таблица 10. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования АНО ОДООЦ "ХХХ"
Таблица 11. Число организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, по федеральным округам Российской Федерации в 2015-2018 гг.
Таблица 12. Соотношение уровня зарплаты позволившего бы штатным педагогам сосредоточиться на основной (отказаться от дополнительной работы), а совместителям, перейти в штат учреждений дополнительного образования детей, к фактической их заработной плате
Таблица 13. Индексы потребительских цен на услуги образования по Российской Федерации в 2014-2019гг., % к декабрю предыдущего года
Таблица 14. Ежемесячные расходы семей на дополнительные занятия детей; доля семей, указавших соответствующий ценовой диапазон, %
Таблица 15. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного образования услуг
Таблица 16. Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2019–2024 годы по данным Министерства экономического развития Российской Федерации
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ