Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка детского допобразования в Москве

Дата выпуска 19.04.2021
Количество страниц 84
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Базовым трендом развития системы образования в настоящее время выступает интеграция дополнительного и общего образования как инструмент создания единого пространства реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), национального проекта «Образование» и Концепции развития образования.

С принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В образовании складываются различные формы интеграции общего и дополнительного образования детей, данный процесс начался и продолжает развиваться во многом стихийно, в настоящее время нет четкой и понятной системы интеграции дополнительного образования в общее.


Цель исследования

Анализ состояния рынка детского допобразования в Москве, оценка объема рынка, анализ конкурентов, потребления, прогноз развития сферы допобразования, а также определение факторов, влияющих на рынок детского допобразования в Москве. 


Содержание

Часть 1. Обзор рынка дополнительного детского образования в Москве 

1.1. Определение и характеристики рынка дополнительного детского образования 
1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования в Москве, 2014-2020 гг. 
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг 
1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка 
1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок 
1.6. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности 

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в Москве 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 
2.3. Профили основных игроков 

Часть 3. Анализ потребления дополнительного детского образования 

3.1. Оценка объема потребления дополнительного детского образования на душу населения 
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в Москве 
3.3. Описание потребительских предпочтений 
3.4. Ценовой анализ 
3.5. Районы Москвы, в которых проживают семьи с более высоким доходом 
3.6. Районы Москвы, в которых проживает много семей с детьми до 14 лет
3.7. Наиболее густонаселённые районы Москвы 
3.8. Средняя стоимость в Москве за частную школу в месяц 
3.9. Средняя стоимость в Москве за частный детский сад в месяц 
3.10. Средняя стоимость в Москве за спортивные занятия (за 1 занятие) 
3.11. Средняя стоимость в Москве репетитора в час 

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка 

Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2025 года 

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 


Отрывок из исследования

Часть 1. Обзор рынка дополнительного детского образования в Москве

1.1. Определение и характеристики рынка дополнительного детского образования

Предметом настоящего исследования является рынок дополнительного детского образования. Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке, численность потребителей, формирующих спрос на рынке, а также взаимоотношения, возникающие между образовательными учреждениями и потребителями. …
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504 выделяются следующие виды образовательных организаций (распространяется на государственные учреждения и носит рекомендательный характер для частных учреждений):

• центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, эстетического воспитания детей, детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

• дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

• дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

• станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, детская экологическая станция;

• детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);

• детско-юношеские спортивные школы;

• специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

• детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

• специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;

• адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

В настоящем исследовании рынка дополнительного образования детей не отражен такой вид образования, как репетиторство и не учтены организации, предоставляющие дополнительные услуги по воспитанию и развитию детей, не имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования детей, поскольку такие виды деятельности не учитываются в официальной статистической отчетности, не отражаются в мониторингах и докладах Правительства Российской Федерации, а так же находятся в теневом секторе экономики России (репетиторство). По оценкам различных экспертов этот рынок может составить до 100% официального рынка дополнительного образования детей.

Базовым трендом развития системы образования в настоящее время выступает интеграция дополнительного и общего образования как инструмент создания единого пространства реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), национального проекта «Образование» и Концепции развития образования.
… 

Анализ таблицы показывает, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. 

Основными барьерам входа на рынок новых участников являются:
• необходимость лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• объективная необходимость горизонтальной интеграции с общеобразовательными организациями (для целевой аудитории детей 5-18 лет);
• необходимость широкого перечня образовательных программ под целевую аудиторию для снижения рыночных рисков в случае изменения предпочтений родителей и детей;
• относительно высокий рейтинг государственных образовательных учреждений, доверие родителей к которым существенно выше, чем к частным и особенно новым организациям. 

1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования в Москве, 2014-2020 гг.

По итогам 2019 г. объем рынка составил … млрд руб., увеличившись относительно 2018 г.  … %. Но в 2020 г.  в результате распространения новой коронавирусной инфекции, карантинных мер и общего мирового кризиса рынок ДОД в г. Москве сократился на … % и составил … млрд руб. Однако данное значение показателя более чем в 2 раза больше, чем в 2014 г. 

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг 

Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в настоящее время, подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. …

Диаграмма 2. Структура рынка по направлениям обучения, %

Структура рынка по направлениям обучения, %

Основная доля учеников получает дополнительные образовательные услуги в центрах – … %, на втором месте по численности обучающихся расположились школы – … %, …

Основная доля потребителей услуг дополнительного образования детей - школьники (… %). Около трети (… %) рынка услуг дополнительного образования детей приходится на сегмент дошкольников. 

1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

К основным тенденциям, определяющим развитие дополнительного образования детей в системе столичного образования можно отнести следующее:
• обеспечение доступности качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения в г. Москве;
• усиление опережающего характера и вариативности современного дополнительного образования, предоставление широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;
• …

1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос.

• Экономические

ВРП (валовый региональный продукт). Динамика ВРП определяет общий вектор экономического развития субъекта. Как показано на Диаграмме 5, за период 2014-2019 гг. наблюдалось увеличение темпов ежегодного роста ВРП, за исключением 2015 г., когда в г. Москве динамика ВРП перешла в отрицательную зону.  …

Индекс промышленного производства показывает общий объем всего промышленного производства, коммунальных услуг и т.п. в денежном выражении. В 2014-2015 гг. ИПП в г. Москве носил отрицательный характер. Но начиная с 2016 г. перешли в положительную зону. Максимальное значение в исследуемом периоде отмечено в 2018 г. – 111,1%. …

Уровень инфляции. Максимальный рост цен в исследуемом периоде зафиксирован в 2015 г., когда цены выросли на 14,20%, далее отмечен тренд на понижение. Годовая инфляция по итогам 2020 г. составила 3,78%. По итогам января 2021 г. инфляция составила 0,91% по отношению к декабрю 2020 г. …

Уровень реальных доходов населения. До 2017 г. реальные доходы москвичей сокращались, а в 2017 г. выросли на 1,5%.  Так 2017 г. в г. Москве стал первым годом роста реальных доходов населения после трехлетнего снижения. …

Объем платных услуг населению. На протяжении 2014-2019 гг. объем платных услуг населению постоянно увеличивался (исключение 2017 г., когда в г. Москве данный показатель сократился на 2,3 %). Объем платных услуг населению по итогам 2020 г. в г. Москве составил 1,5 трлн рублей, что на 23,4% меньше чем годом ранее. 

Диаграмма 5. Объем платных услуг населению, млрд руб., 2014 - 2020 гг. 

Объем платных услуг населению, млрд руб., 2014 - 2020 гг.

• Социальные (демографические)

На протяжении 2014-2020 гг. численность населения г. Москвы демонстрирует положительную динамику. Рост численности населения способствует росту спроса на данный вид услуг. Положительное влияние фактора.

Говоря о численности детского населения, необходимо отметить, что с 2014 г. наблюдается рост численности детей в возрасте от 0 до 18 лет и в 2020 г. численность населения составила … млн детей. Положительное влияние фактора.

• Технологические

Среди серьезных проблем в дополнительном образовании детей в г. Москве необходимо выделить программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Согласно статистике, в образовательных организациях сегодня реализуется более 40 000 дополнительных общеразвивающих программ. …

• Политические

Политика Правительства Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время на уровне Правительства РФ принят и действует рад основополагающих нормативных правовых документов, направленных на развитие образования, в том числе дополнительного образования детей:

• Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 

• Национальный проект «Образование» (утвержден итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года)

• …

Таблица 2. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок услуг дополнительного образования детей

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок услуг дополнительного образования детей

Как видно по результатам анализа, на текущий момент рынок услуг дополнительного образования детей в г. Москве в большей степени испытывает положительное влияние факторов внешней среды. …

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в Москве 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Российский рынок дополнительного образования детей сформирован отечественными организациями, которые представлены: 
1. частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 
2. организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. …

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

Оценка долей крупнейших конкурентов на рынке г. Москвы выполнена в стоимостном выражении по данным операторов рынка относительно их выручки в 2020 г. относительно общего объема платных услуг ДОД.

Диаграмма 7. Доли крупнейших конкурентов на рынке услуг дополнительного образования детей в Москве, 2020 г. 

Доли крупнейших конкурентов на рынке услуг дополнительного образования детей в Москве, 2020 г.

2.3. Профили основных игроков


Оценку совокупной выручки лидеров рынка затрудняет тот факт, что операторы рынка предоставляют данные относительно объемов выручки в целом по компании, без разбивки по отраслям деятельности. Однако общая динамика прослеживается. За период 2014-2018 гг. среднегодовой прирост объемов совокупной выручки находится на уровне … %.

Часть 3. Анализ потребления дополнительного детского образования

3.1. Оценка объема потребления дополнительного детского образования на душу населения

По расчетам ГидМаркет, потребление услуг дополнительного детского образования (коммерческого) на душу населения в 2020 г. в г. Москве составило … тыс. руб., сократившись относительно 2019 г. на … %. …

3.3. Описание потребительских предпочтений 

Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании. …

Факторы выбора программ дополнительного образования. Относительно причин выбора дополнительных программ образования в рамках организации важным фактором выступает наличие хороших преподавателей (… % опрошенных отметили этот вариант как основную причину выбора). …

Диаграмма 11. Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей

 Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей

Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей. …

Временные затраты на дополнительное образование. Анализ временных затрат на дополнительное образование ребенка показал рост времени на дополнительные занятия с ростом возраста обучающегося: если дошкольник тратит … дня и … часа в неделю, то ученик старших классов - … дня и … часа в неделю.

Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей. …

Транспортная доступность организаций дополнительного образования. Современные родители, делают выбор учреждений по географическому принципу: чем ближе к дому, тем лучше. При этом … % родителей отмечают шаговую доступность организации дополнительного образования от 10 до 30 минут, …

3.4. Ценовой анализ

В 2020 г. максимальный рост цен на образовательные услуги в Центральном ФО отмечен в Орловской области («плюс» … %), Тульской области («плюс» … %) и Ивановской области («плюс» ... %). …
В Центральном ФО стоимость обучения в одном кружке в 2020 г., по оценке аналитиков ГидМаркет, составляет … тыс. руб. …

Диаграмма 16. Среднегодовая плата за обучение в 1 кружке по Центральному ФО, тыс.руб./год 

Среднегодовая плата за обучение в 1 кружке по Центральному ФО, тыс.руб./год

3.5. Районы Москвы, в которых проживают семьи с более высоким доходом

Семьи с более высокими доходами выбирают для проживания центр, юго-запад и запад Москвы. Так, больше всех тратят жители Тверской улицы, где средний чек на человека в месяц составляет не менее … тыс. руб. За пределами Садового кольца выделяются кластеры западного направления — Пресненский, «Москва-Сити», Киевский и Фрунзенский, где на каждого жителя приходятся ежемесячные траты в размере … тыс. руб.

3.6. Районы Москвы, в которых проживает много семей с детьми до 14 лет

По оценке аналитиков ГидМаркет, на основе анализа числа школ и дошкольных учреждений, наибольшее число детей проживает в Южном АО (…%), далее следует Восточный АО, где проживает …% детей. Замыкает тройку лидеров Северо-Восточный АО с долей …%.

3.10. Средняя стоимость в Москве за спортивные занятия (за 1 занятие) 

В 2020 г. стоимость занятия в группах общей физической подготовки в г. Москве составила … руб., что на … % выше, чем в среднем по России. В 2014-2020 гг. стоимость спортивных занятий была на … % выше средних российских цен.

Таблица 7. Стоимость спортивных занятий, руб./занятие

Стоимость спортивных занятий, руб./занятие

3.11. Средняя стоимость в Москве репетитора в час

Среди крупнейших российских городов Москва является лидером по спросу на репетиторские услуги – на ее долю приходится … % спроса на подобные услуги. 

Стоимость услуг репетиторов в Москве в среднем в два раза выше, чем в регионах. Самыми востребованными предметами являются: математика, английский язык, русский язык, физика, обществознание. 

При этом направленная подготовка к ЕГЭ по предметам школьной программы стоит на … % дороже, чем обычное углубленное изучение того или иного предмета. В Москве подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень) и олимпиадам по математике у опытного преподавателя престижного вуза будет стоить от … рублей за академический час.  …

Часть 4.  Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2025 года

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Список диаграмм

Диаграмма 1. Динамика объема рынка услуг дополнительного детского образования в г. Москве, млрд руб., 2014-2020 гг. 
Диаграмма 2. Структура рынка по направлениям обучения, % 
Диаграмма 3. Дифференциация типов образовательных учреждений по количеству занимающихся, % 
Диаграмма 4. Структура рынка по типу потребителя, % 
Диаграмма 5. Динамика ВРП г. Москвы, в 2014 - 2020  гг., % 
Диаграмма 6. Динамика ИПП г. Москвы, в 2014 - 2020  гг., % 
Диаграмма 7. Динамика уровня инфляции в г. Москве, 2014-янв.2021 гг. 
Диаграмма 8. Динамика реальных доходов населения г. Москвы, 2014 –2020 гг. 
Диаграмма 9. Объем платных услуг населению, млрд руб., 2014 - 2020 гг. 
Диаграмма 10. Динамика численности населения г. Москвы, 2014 - 2020 гг. 
Диаграмма 11. Динамика численности детей в возрасте 0-18 лет г. Москвы, 2014 - 2020 гг 
Диаграмма 12. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере услуг дополнительного образования в сравнении со всеми отраслями экономики, 2014 - 2020 гг., % 
Диаграмма 13. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере услуг дополнительного образования за 2014 - 2020 гг., раз 
Диаграмма 14. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере услуг дополнительного образования, за 2014 - 2020 гг., сут.дн. 
Диаграмма 15. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере услуг дополнительного образования, в сравнении со всеми отраслями экономики, 2014 - 2020 гг., % 
Диаграмма 16. Доли крупнейших конкурентов на рынке услуг дополнительного образования детей в Москве, 2020 г. 
Диаграмма 17. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного образования детей (ТОП-5) в г. Москве, 2014-2019 гг. 
Диаграмма 18. Объем потребления услуг дополнительного образования детей на душу населения, 2014 - 2020 гг., руб./чел. 
Рисунок 19. Развитие дополнительного детского образования в г. Москве 
Диаграмма 20. Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием, %
Диаграмма 21. Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании, процент ответов родителей 
Диаграмма 22. Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей 
Диаграмма 23. Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей, процент ответов родителей 
Диаграмма 24. Среднее количество дней в неделю, в которые ребенок посещает занятие, дней 
Диаграмма 25. Среднее количество часов в неделю, в которые ребенок занят дополнительным образованием, ч. 
Диаграмма 26. Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей, процент ответов 
Диаграмма 27. Время на дорогу до образовательного учреждения, процент ответа родителей 
Диаграмма 28. Среднегодовая плата за обучение в 1 кружке по Центральному ФО, тыс.руб./год 
Диаграмма 29. Мнение родителей о возможностях обеспечить получение ребенком дополнительного образования в случае ухудшения материального положения семьи, % 
Диаграмма 30. Мнение родителей о планах по организации дополнительного образования для ребенка в случае ухудшения материального положения семьи, % 
Рисунок 31. Карта потребительских расходов по кластерам 
Диаграмма 32. Время на дорогу до образовательного учреждения, процент ответа родителей 
Диаграмма 33. Опыт реализации программ ДО в дистанционном формате до карантина, %
Диаграмма 34. Длительность процесса перехода на дистант в сфере ДОД, % 
Диаграмма 35. Прогноз численности населения Москвы в возрасте 0-18 лет, тыс. чел. 
Диаграмма 36. Прогноз объема рынка дополнительного образования детей в г. Москве в 2021 - 2025 гг., млрд руб. 


Список таблиц

Таблица 1. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования 
Таблица 2. Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (от 16 октября 2020 г.) 
Таблица 3. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи 
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок услуг дополнительного образования детей
Таблица 5. Валовая рентабельность отрасли услуг дополнительного образования в г. Москве, 2014 - 2020 гг., % 
Таблица 6. Абсолютная ликвидность в сфере услуг дополнительного образования в сравнении со всеми отраслями экономики г. Москвы, 2014 - 2020 гг., раз 
Таблица 7. Основные частные и некоммерческие компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2020 г. 
Таблица 8. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей 
Таблица 9. Основные организации дополнительного образования детей 
Таблица 10. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования Образовательный центр «ИФ ИНГЛИШ ФЕСТ СНГ» 
Таблица 11. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования ООО «ЦОО НЕТОЛОГИЯ-ГРУПП» 
Таблица 12. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования АО «АКАДЕМИЯ «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 
Таблица 13. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования НОЧУ ДПО «АЛИБРА» 
Таблица 14. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования ЧУ ДПО «ВКС-ИНТЕРНЕЙШИНЕЛ ХАУС» 
Таблица 15. Индексы потребительских цен на услуги образования по Центральному ФО в 2014-2021 гг., % 
Таблица 16. Потребительские расходы по кластерам 
Таблица 17. Численность населения Москвы по районам и округам, чел., % 
Таблица 18. Стоимость услуг частной школы в г. Москве, 2021 г., руб. 
Таблица 19. Стоимость услуг частного детского сада в г. Москве, 2021 г., руб. 
Таблица 20. Стоимость спортивных занятий, руб./занятие 
Таблица 21. Стоимость услуг репетитора, руб./акад.ч. 
Таблица 22. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного образования детей в Москве 
Таблица 23. Стоимость групповых занятий в FoxFord, руб./мес., 2020 г. 
Таблица 24. Занятия английский языком с русcкоязычным преподавателем по Skype в «Алибра», 2020 г. 
Таблица 25. Онлайн курсы английского языка Skyrocket в «Алибра», 2020 г. 
Таблица 26. Стоимость занятий в «ВКС», 2020 г.