Анализ рынка детского допобразования в Москве и области

Анализ рынка детского допобразования в Москве и области Анализ рынка детского допобразования в Москве и области
Дата выпуска
14.12.2019
Страниц
61
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Предметом настоящего исследования является рынок дополнительного детского образования. Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке, численность потребителей, формирующих спрос на рынке, а также взаимоотношения, возникающие между образовательными учреждениями и потребителями

Цель исследования
Анализ состояния рынка дополнительного детского образования, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

Содержание
Часть 1. Обзор рынка дополнительного детского образования в Москве и Московской области
1.1. Определение и характеристики рынка дополнительного детского образования
1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования, в Москве и Московской области, 2014-2018 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг
1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.6. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в Москве и Московской области
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления дополнительного детского образования
3.1. Оценка объема потребления дополнительного детского образования на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в Москве и Московской области
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2023 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор рынка дополнительного детского образования в Москве и Московской области
1.1. Определение и характеристики рынка дополнительного детского образования
Предметом настоящего исследования является рынок дополнительного детского образования. Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке, численность потребителей, формирующих спрос на рынке, а также взаимоотношения, возникающие между образовательными учреждениями и потребителями.
Дополнительное образование детей — это вид образовательной деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. С рыночной точки зрения, дополнительное образование - это услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации по форме подчинения организации дополнительного образования детей учреждаются как: 
Федеральные государственные - учреждаются федеральными властями; 
Государственные - формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции; 
Муниципальные - создаются и работают за счет городских властей;
Негосударственные - организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами хозяйственной деятельности. 
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504 выделяются следующие виды образовательных организаций (распространяется на государственные учреждения и носит рекомендательный характер для частных учреждений):
центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, эстетического воспитания детей, детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, детская экологическая станция;
детские школы искусств (в том числе по различным видам искусств);
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;
адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
В настоящем исследовании рынка дополнительного образования детей не отражен такой вид образования, как репетиторство и не учтены организации, предоставляющие дополнительные услуги по воспитанию и развитию детей, не имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного образования детей, поскольку такие виды деятельности не учитываются в официальной статистической отчетности, не отражаются в мониторингах и докладах Правительства Российской Федерации, а так же находятся в теневом секторе экономики России (репетиторство). По оценкам различных экспертов этот рынок может составить до 100% официального рынка дополнительного образования детей.
Базовым трендом развития системы образования в настоящее время выступает интеграция дополнительного и общего образования как инструмент создания единого пространства реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), национального проекта "Образование" и Концепции развития образования до 2020 года.
С принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
В образовании складываются различные формы интеграции общего и дополнительного образования детей, данный процесс начался и продолжает развиваться во многом стихийно, в настоящее время нет четкой и понятной системы интеграции дополнительного образования в общее. По оценкам экспертов ГидМаркет система интеграции в основном представлена горизонтальными векторами, направление которых задает возрастная структура обучающихся (решение задач в сфере обучения детей осуществляется согласно возрастной структуре) и организация дополнительного образования в рамках одного или группы учреждений.
Рассмотрим сложившиеся формы интеграции в современном образовании:
Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности – не предполагает выхода за пределы образовательной организации или ее структурного подразделения: как правило, авторами программ внеурочной деятельности являются те же учителя, которые ведут соответствующие предметы. Они же и ведут занятия. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также выглядит позитивно.
Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей - реализуется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения и тоже достаточно распространена. В данном случае процесс управления ею также достаточно оперативен, как и обратная связь с управленческим звеном.
С точки зрения удовлетворения потребностей и запросов учащихся и их родителей, такая форма интеграции дает больше возможностей для работы по интересам, интеллектуального и (или) творческого развития учащихся, что является позитивным фактором.
Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей (Дворец или Центр детского и юношеского творчества) - форма осуществляется, прежде всего, по территориальному признаку, следовательно, сугубо организационно, но и несет ряд позитивных моментов. Так, те представители Дворца или Центра, которые ранее работали с образовательной организацией по договору или временному контракту, могут теперь считаться полноправными основными работниками. С управленческой точки зрения это расширяет возможности их деятельности, равно как ее финансового обеспечения и поощрения.
Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования – позволяет расширить возможности образовательной организации в осуществлении дополнительного образования детей, но далеко не всегда приглашенные специалисты настроены на осуществление в собственной деятельности такой интеграции. Они либо предлагают свои профессиональные возможности, реализуя их только на занятиях объединения детей, либо – если речь идет об учреждениях культуры, например, публичных (массовых) библиотеках, которые довольно часто сотрудничают со школами, – склонны приглашать группы школьников на свою территорию. Там им предлагается участие в каком-либо мероприятии (викторина, квест, тематический утренник или вечер и др.), но при этом приглашающая сторона, как правило, мало заботится о том, насколько их предложение согласуется с изучением тех или иных школьных дисциплин и работой системы дополнительного образования.
Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей "школа – вуз" - наиболее перспективная для осуществления интеграции общего и дополнительного образования детей, в особенности, если в такое взаимодействие вовлечены не только представители ВУЗов, учителя-предметники, ведущие занятия по внеурочной деятельности, но и те, кто руководит объединениями дополнительного образования по соответствующим направлениям. Данная форма интеграции относится к вертикальной и есть определенные перспективы развития интеграции.
Анализ таблицы показывает, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. Развитие системы дополнительного образования позволит обеспечить социальную адаптацию детей, их всестороннее развитие, а также выявление талантливых детей и развитие их индивидуальных навыков. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий при усилении степени интеграции возможно достижение качественно нового результата образования детей.
Основными барьерам входа на рынок новых участников являются:
необходимость лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
объективная необходимость горизонтальной интеграции с общеобразовательными организациями (для целевой аудитории детей 5-18 лет);
необходимость широкого перечня образовательных программ под целевую аудиторию для снижения рыночных рисков в случае изменения предпочтений родителей и детей;
относительно высокий рейтинг государственных образовательных учреждений, доверие родителей к которым существенно выше, чем к частным и особенно новым организациям. 
1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного детского образования, в Москве и Московской области, 2014-2018 гг.
Рассмотрим динамику объема рынка дополнительного образования детей в г. Москве и Московской области.
Диаграмма 1. Структура сети организаций, реализующих программы дополнительного образования, и их контингента по типам организаций, %

Рынок услуг дополнительного детского образования в г. Москве и Московской области в 2018 г. сложился на уровне … млрд рублей. 
Основным драйвером роста рынка является рост интереса со стороны родителей детей к дополнительному образованию, а также готовность родителей оплачивать такие услуги независимо от их стоимости.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг 
Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в настоящее время, подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы). В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической. 
1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
К основным тенденциям, определяющим развитие дополнительного образования детей в системе столичного образования можно отнести следующее:
обеспечение доступности качественного дополнительного образования для всех категорий детского населения в г. Москве и Московской области;
усиление опережающего характера и вариативности современного дополнительного образования, предоставление широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора персональной траектории развития;
интеграция общего и дополнительного образования для создания единого образовательного пространства на базе крупных образовательных комплексов;
развитие ресурсного потенциала дополнительного образования, модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и увеличения инвестиционной привлекательности;
совершенствование финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования детей, поддерживающих ее позитивные количественные и качественные изменения;
доступность глобального знания и информации для каждого;
мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа;
создание конкурентной образовательной среды за счет создания новых типов образовательных организаций дополнительного образования детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на реализацию образовательных программ повышенного уровня;
использование уникальных социокультурных и научно-просветительских возможностей московского мегаполиса;
активизация возможностей для реализации дополнительного образования детей профессиональных образовательных организаций, научно-методических и сервисных, производственных организаций;
привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду для реализации новых идей, технологий и решений.
Основные тренды рынка дополнительного образования детей в России:
1. Рост количества оказываемых услуг в сфере дополнительного образования сопровождающийся ростом количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, что свидетельствует о росте популярности дополнительного образования.
2. Снижение количества специализированных учреждений, основным видом деятельности которых является дополнительное образование детей (государственные учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств).
3. Преобладание доли организаций дополнительного образования детей в структуре объема оказываемых услуг по дополнительному образованию (на втором и третьем местах после организаций дополнительного образования детей по объему оказанных услуг находятся школы и детские сады соответственно).
4. Основное преимущество дополнительного образования детей – это возможность всестороннего развития ребенка, его интеграции в современное общество, а так же выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
Современное дополнительное образование в г. Москве и Московской области становится не просто элементом существующей системы общего образования, но и самостоятельным источником образования, способствующим достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Оно является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения детей, позволяющих приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.
1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос.
Экономические
ВРП (валовый региональный продукт). Динамика ВРП определяет общий вектор экономического развития субъекта. Как показано на Диаграмме 6, за период 2014-2018 гг. наблюдалось …
Индекс промышленного производства показывает общий объем всего промышленного производства, коммунальных услуг и т.п. в денежном выражении. 
Уровень реальных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения — это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию. Данный фактор определяет уровень платежеспособного спроса покупателей, является одной из ключевых причин формирования динамики розничного товарооборота.
Социальные (демографические)
Технологические
Среди серьезных проблем в дополнительном образовании детей в г. Москве и Московской области необходимо выделить программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Согласно статистике в образовательных организациях сегодня реализуется более 40 000 дополнительных общеразвивающих программ.
В настоящее время в Московском регионе одной из актуальных проблем повышения квалификации педагогов является подготовка к продуктивной работе со всеми категориями детей, – не только имеющим проблемы в здоровье, поведении, адаптации, но и с одаренными и талантливыми. Это ключевая задача курсов повышения квалификации.
Политические
Политика Правительства Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время на уровне Правительства РФ принят и действует рад основополагающих нормативных правовых документов, направленных на развитие образования, в том числе дополнительного образования детей:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года 
Национальный проект "Образование" (утвержден итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года)
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р. 
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р. 
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 года
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 года № 11).
Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Лицензирование образовательной деятельности. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так же к регулирующим нормативным правовым актам относиться Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
Персонифицированное дополнительное образование детей - это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. 
Также в Москве реализуются проекты:
… 
Таблица 2. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок услуг дополнительного образования детей

Как видно по результатам анализа, на текущий момент рынок услуг дополнительного образования детей в г. Москве и Московской области в большей степени испытывает …
1.6. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Для анализа отраслевых показателей использованы финансовые показатели и коэффициенты отрасли ОКВЭД 85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых".
Рентабельность прибыли до налогообложения в сфере услуг дополнительного образования в г. Москве и Московской области имеет разновекторную направленность.  
Диаграмма 15. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере услуг дополнительного образования за 2014 - 2018 гг., раз

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств будет покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов. 
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного детского образования в Москве и Московской области
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
Российский рынок дополнительного образования детей сформирован отечественными организациями, которые представлены: 
1. частными компаниями, указавшими основной вид деятельности как дополнительное образование детей и взрослых или реализующими программы дополнительного образования детей и имеющими соответствующую лицензию (учредителями могут быть иностранные физические и юридические лица); 
2. организациями бюджетной сферы, имеющими основной вид деятельности дополнительное образование детей. В настоящем маркетинговом исследовании не рассматриваются компании, не имеющие соответствующей лицензии, поскольку их деятельность не относится к системе образования.
Ввиду специфики рынка дополнительного образования детей, которая выражается в сложности организации крупных федеральных (частных или внебюджетных) сетей образовательных учреждений, на рынке функционируют относительно небольшие компании, представленные в большом количестве.
При оценке участников рынка дополнительного образования детей отдельно следует учитывать и бюджетные организации дополнительного образования, поскольку они оказывают, по большей части, бесплатные образовательные услуги, так же имеют ряд платных образовательных услуг и условно платных программ (когда осуществляются дополнительные сборы в виде пожертвований, на приобретение расходных материалов, спортивной формы единой стилистики и пр.). 
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Оценка долей крупнейших конкурентов на рынке г. Москвы и Московской области выполнена в стоимостном выражении по данным операторов рынка относительно их выручки в 2018 г. относительно общего объема платных услуг ДОД, оказанных в данных субъектах в 2018 г.
2.3. Профили основных игроков
Оценку совокупной выручки лидеров рынка затрудняет тот факт, что операторы рынка предоставляют данные относительно объемов выручки в целом по компании, без разбивки по отраслям деятельности. 
Часть 3. Анализ потребления дополнительного детского образования
3.1. Оценка объема потребления дополнительного детского образования на душу населения
По расчетам ГидМаркет, потребление услуг дополнительного детского образования (коммерческого) на душу населения в 2018 г. в г. Москве составило … тыс. руб. …
Диаграмма 20. Объем потребления услуг дополнительного образования детей на душу населения, 2014 - 2018 гг., руб./чел.

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в Москве и Московской области
Развитие рынка дополнительного детского образования в России характеризуется следующими этапами:
Первый этап – возникновение (1905-1917 гг.). Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г.)
Второй этап – становление (1918-1939 гг.). Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. В 20-30-е годы началось формирование государственной системы внешкольных учреждений. С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры.
Третий этап – развитие (1940-1960 гг.). Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в России сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.
Четвертый этап – расцвет (1961-1986 гг.). В 70-80-е годы создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах. Особое развитие получают различные направления массовой работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции.
Пятый этап – кризис (1987-1992 гг.). Уже начиная с 1986 г. расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества. Острый кризис переживают детские организации. В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых.
Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса (с 1993 г. по 2000 годы). В 1992 г. с выходом нового закона "Об образовании" внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей). В 1995 г. вышло "Типовое положение об учреждении дополнительного образования". Закон РФ "Об образовании" создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. С 1992 г. отмечаются стабилизация (частичное восстановление) численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.
Рынок дополнительного детского образования переживает в настоящее время вторую стадию роста (Рисунок 1), о чем свидетельствует рост числа обучающихся, а также рост рынка услуг в денежном выражении. Дальнейшему развитию рынка способствует появление частных организаций, более гибких в образовательных программах и маневренных в бюджетировании (свободное распоряжение доходами организации, не регламентированное нормативными правовыми актами и государственной политикой), а также желание родителей обеспечить всестороннее развитие своих детей и выявление их исключительных навыков. 
О повторном росте рынка дополнительного детского образования свидетельствуют следующие факторы:
Говоря о насыщенности рынка дополнительного образования детей в г. Москве и Московской области, необходимо отметить важный показатель – охват детей дополнительным детским образованием, при этом данные Росстата охватывают целевую аудиторию по дополнительному образованию детей в возрасте 5-18 лет, однако нельзя забывать об аудитории рынка детей 1-4 года, среди которых дополнительное образование так же актуально, как и в других возрастных.
3.3. Описание потребительских предпочтений
Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании.
Факторы выбора программ дополнительного образования. 
Диаграмма 23. Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей

Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей. 
Временные затраты на дополнительное образование. 
Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей. 
Транспортная доступность организаций дополнительного образования. 
3.4. Ценовой анализ
Важным аспектом рынка дополнительного образования детей является динамика потребительских цен в сфере образования. 
Диаграмма 29. Среднегодовая плата за обучение в 1 кружке по Центральному ФО, тыс.руб./год

По оценкам DISCOVERY Research Group, средние расходы семей на дополнительные образовательные услуги для детей в Москве и Московской области составляют … тыс. руб. в год. 
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Положительные факторы инвестиционного климата рынка дополнительного образования детей в г. Москве и Московской области …
Наиболее значимые положительные факторы:
Размер целевой аудитории …
Скрытый спрос …
Частота использования …
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного детского образования до 2023 года
Осуществим анализ рынка на базе методов, основанных на выявлении тенденции во времени с поправкой на экспертное мнение в данной отрасли.
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 
Рынок услуг дополнительного детского образования в г. Москве и Московской области в 2018 г. сложился на уровне …
Основным драйвером роста рынка является рост интереса со стороны родителей детей к дополнительному образованию, а также готовность родителей оплачивать такие услуги независимо от их стоимости.  
Выводы о перспективности развития предприятий
Рекомендации по выходу на рынок 

Диаграммы
Диаграмма 1. Структура сети организаций, реализующих программы дополнительного образования, и их контингента по типам организаций, %
Диаграмма 2. Динамика объема рынка услуг дополнительного детского образования в г. Москве и Московской области, млрд руб., 2014-2018 гг.
Диаграмма 3. Структура рынка по направлениям обучения, %
Диаграмма 4. Дифференциация типов образовательных учреждений по количеству занимающихся, %
Диаграмма 5. Структура рынка по типу потребителя, %
Диаграмма 6. Динамика ВРП г. Москвы и Московской области, в 2014 - 2018  гг., %
Диаграмма 7. Динамика ИПП г. Москвы и Московской области, в 2014 - 2018  гг., %
Диаграмма 8. Динамика уровня инфляции в РФ, 2014-сент. 2019 гг.
Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения г. Москвы и Московской области, 2014 –2018 гг.
Диаграмма 10. Объем платных услуг населению, млрд руб., 2014 - 2018 гг.
Диаграмма 11. Динамика численности населения г. Москвы и Московской области, 2014- 2018 гг.
Диаграмма 12. Динамика численности детей в возрасте 0-15 лет г. Москвы и Московской области, 2014- 2018 гг.
Диаграмма 13. Валовая рентабельность отрасли услуг дополнительного образования в г. Москве и Московской области, 2014 - 2018 гг., %
Диаграмма 14. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере услуг дополнительного образования в сравнении со всеми отраслями экономики, 2014 - 2018 гг., %
Диаграмма 15. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере услуг дополнительного образования за 2014 - 2018 гг., раз
Диаграмма 16. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере услуг дополнительного образования, за 2014 - 2018 гг., сут.дн.
Диаграмма 17. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере услуг дополнительного образования, в сравнении со всеми отраслями экономики, 2014 - 2018 гг., %
Диаграмма 18. Доли крупнейших конкурентов на рынке услуг дополнительного образования детей в Москве и Московской области, 2018 г.
Диаграмма 19. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного образования детей  (ТОП-5) в г. Москве и Московской области, 2014-2018 гг.
Диаграмма 20. Объем потребления услуг дополнительного образования детей на душу населения, 2014 - 2018 гг., руб./чел.
Диаграмма 21. Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием, %
Диаграмма 22. Запросы родителей относительно результатов участия детей в дополнительном образовании, процент ответов родителей
Диаграмма 23. Факторы выбора программ дополнительного образования, процент ответов родителей
Диаграмма 24. Удовлетворённость родителей предоставляемыми услугами дополнительного образования детей, процент ответов родителей
Диаграмма 25. Среднее количество дней в неделю, в которые ребенок посещает занятие
Диаграмма 26. Среднее количество часов в неделю, в которые ребенок занят дополнительным образованием
Диаграмма 27. Оценка изменения в различных сферах дополнительного образования детей, процент ответов
Диаграмма 28. Время на дорогу до образовательного учреждения, процент ответа родителей
Диаграмма 29. Среднегодовая плата за обучение в 1 кружке по Центральному ФО, тыс.руб./год
Диаграмма 30. Мнение родителей о возможностях обеспечить получение ребенком дополнительного образования в случае ухудшения материального положения семьи, %
Диаграмма 31. Мнение родителей о планах по организации дополнительного образования для ребенка в случае ухудшения материального положения семьи, %
Диаграмма 32. Прогноз объема рынка дополнительного образования детей в г. Москве и Московской области в 2019 - 2023 гг., млрд руб.

Таблицы 
Таблица 1. Интеграция дополнительного образования  в систему общего образования
Таблица 2. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок услуг дополнительного образования детей
Таблица 3. Прибыль (убыток) от реализации услуг дополнительного образования детей, 2014-2018 гг., млрд руб.
Таблица 4. Валовая рентабельность отрасли услуг дополнительного образования в г. Москве, 2014 - 2018 гг., %
Таблица 5. Валовая рентабельность отрасли услуг дополнительного образования в Московской области, 2014 - 2018 гг., %
Таблица 6. Абсолютная ликвидность в сфере услуг дополнительного образования в сравнении со всеми отраслями экономики г. Москвы, 2014 - 2018 гг., раз
Таблица 7. Абсолютная ликвидность в сфере услуг дополнительного образования в сравнении со всеми отраслями экономики Московской области, 2014 - 2018 гг., раз
Таблица 8. Основные частные и некоммерческие компании-участники рынка дополнительного детского образования в 2018 г.
Таблица 9. Основные федеральные государственные проекты дополнительного образования детей
Таблица 10. Основные организации дополнительного образования детей в 2018 г.
Таблица 11. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования Образовательный центр "ХХХ"
Таблица 12. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования ООО "ХХХ"
Таблица 13. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования АО "ХХХ "ХХХ"
Таблица 14. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования НОЧУ ДПО "ХХХ"
Таблица 15. Основная информация об участнике рынка дополнительного детского образования ЧУ ДПО "ХХХ"
Таблица 16. Индексы потребительских цен на услуги образования по Центральному ФО в 2014-2019гг., %
Таблица 17. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного образования детей в Москве и Московской области
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ