Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка автопроката в Москве и области

Дата выпуска 27.11.2019
Количество страниц 33
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 69000 ₽

Актуальность исследования

Прокат автомобилей (аренда транспортных средств) — сдача автомобиля на определённый период времени (от нескольких часов до нескольких месяцев/лет)


Цель исследования

Анализ состояния рынка автопроката, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок автопроката


Содержание

Часть 1. Обзор рынка автопроката в Москве и Московской области

1.1. Определение и характеристики рынка автопроката
1.2. Динамика объема российского рынка автопроката, в Москве и Московской области, 2014-2018 гг. 
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг
1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.6. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности 

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке автопроката в Москве и Московской области 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 
2.3. Профили основных игроков 

Часть 3. Анализ потребления автопроката

3.1. Оценка объема потребления автопроката на душу населения 
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в Москве и Московской области 
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ 

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка 

Часть 5. Прогноз развития рынка автопроката до 2023 года 

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования

Часть 1. Обзор рынка автопроката в Москве и Московской области
1.1. Определение и характеристики рынка автопроката
Прокат автомобилей (аренда транспортных средств) — сдача автомобиля на определённый период времени (от нескольких часов до нескольких месяцев/лет). 
Рынок проката автомобилей в России начал активно развиваться сравнительно недавно – в начале 2000-х годов. В настоящее время более 80% компаний-прокатчиков сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, а также на черноморских курортах – в Крыму и Сочи.
Если в США аренда автомобиля без водителя появилась еще в середине 1940-х годов, то в Советском Союзе в это время существовало только такси. В 90-х годах в России открылись филиалы крупных международных компаний («Hertz» и «Avis»), появились и небольшие отечественные фирмы. Но кризис 1998 года вынудил их закрыться. На протяжении следующих нескольких лет прокат автомобилей в России был исключительно VIP-услугой. Но сейчас спрос на аренду машин в России растет с каждым днем.
По статистике основными потребителями на рынке автопроката в России остаются корпоративные клиенты. Это и аренда автомобилей для сотрудников или бизнес-партнеров, и аренда транспорта для осуществления перевозок (например, службами доставки), и приобретение автомобилей в лизинг. Некоторые прокатные компании специализируются на аренде автомобилей для работы в такси. Частные клиенты берут напрокат автомобиль, в основном, по какому-то особому случаю. Этому отчасти способствует «выездной» туризм. Побывав за рубежом и опробовав там услугу автопроката, многие охотно арендуют машины и на отечественных курортах. Следует отметить, что доля иностранных туристов, арендующих авто в России, крайне невелика.
Выделяются следующие виды аренды автомобилей:
Долгосрочную (от 7 дней и больше). Чем больше срок аренды, тем ниже цена. Размер скидки при аренде на месяц и более может составлять до 50% от стандартного тарифа;
Краткосрочную (1 – 3 дня). Такая аренда особенно востребована на выходные или на время ремонта собственного автомобиля;
Поминутную (каршеринг). При поминутной тарификации клиент платит только за фактическое время пользования автомобилем. Специальные каршеринг-сервисы с успехом работают в Москве, Петербурге и Сочи.
В зависимости от типа транспортного средства можно выделить стандартную аренду легковых автомобилей или эксклюзивную аренду (лимузины, кабриолеты, автомобили класса «Люкс» или ретро-автомобили). 
По типу услуги выделяют аренду с водителем и без него. Аренда без водителя предоставляет полную свободу передвижения. Она подходит опытным водителям, уверенно чувствующим себя за рулем и часто путешествующим. 
По виду финансовой составляющей выделяют лизинг и аренду с выкупом. При аренде с выкупом регулярные платежи уже включают в себя все сопутствующие расходы (ТО, страховку, ремонт и резину). По истечении срока действия договора аренды (через 1 – 2 года) автомобиль автоматически переходит в собственность клиента.
По методологии Росстата деятельность, связанная с арендой автотранспортных средств, учитывается по коду 77.1 «Аренда и лизинг автотранспортных средств»:
77.11 – применяется, если субъект предпринимательской деятельности сдает в прокат легковые автомобили и легкие автофургоны (масса  до 3,5 т);
77.12 – применяется при сдаче в аренду грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, тягачей (масса – от 3,5 т).
Отдельное внимание надо обратить на то, что эти коды используются, если в аренду сдаются только сами транспортные средства без водителей. Для аренды машин с водителями предусмотрены другие коды ОКВЭД, фактически предназначенные для услуг перевозки.
Для видов деятельности по ОКВЭД «Сдача автомобиля в аренду», расположенных в разделе «N», характерно следующее:
аренду сдается только сам объект;
арендатор эксплуатирует объект аренды;
арендатор уплачивает арендную плату.
Деятельность, связанная с финансовым лизингом, не относится к данному разделу.
Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем учитывается по коду 49.32.
Объектом настоящего исследования является рынок услуг компаний, предлагающих аренду автомобилей без водителя на срок от 1 до 30 суток для розничных клиентов.

1.2. Динамика объема российского рынка автопроката, в Москве и Московской области, 2014-2018 гг.

С учетом изменения доли прочих сегментов рынка (в основном, каршеринга), объем рынка автопроката в целевом сегменте (аренда автомобилей на срок от 1 до 30 дней для физических лиц) …
...
В целом по РФ рынок проката автомобилей находится в активной фазе …

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг 
По типу парка рынок автопроката (в целевом сегменте) основная часть приходится на иномарки – … , эксклюзивные автомобили – … .
Диаграмма 3. Структура рынка автопроката (в целевом сегменте) по видам оказываемых услуг в зависимости от парка, %Структура рынка автопроката (в целевом сегменте) по видам оказываемых услуг в зависимости от парка, %
Рынок автопроката отличается динамичностью, соответственно ожидается изменение в структуре рынка, в сторону улучшения характеристик автопарка.

1.4. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
Рынок автопроката в РФ активно развивается относительно непродолжительное время, в течение 10-15 лет. На настоящий момент сервис является одним из самых востребованных и популярных. 
Подобная тенденция обусловлена выгодными условиями предоставления услуги аренды автомобилей в Москве и конкуренцией между фирмами. Если 8 - 10 лет назад взять авто напрокат могли позволить себе люди с высоким доходом и солидным банковским счетом, то сегодня стоимость арендованной машины в 2 - 7 раз ниже.
Прокатные компании расширили ассортимент автомобилей и сегодня любой желающий может выбрать авто для любых целей: работы, перевозки грузов, отдыха, командировки, путешествия, встречи гостей или по особому случаю. 

Основным потребителем услуг автопроката в целевом сегменте – приезжающие в Москву и Московскую область: с целью отдыха, деловая поездка, из-за границы и других регионов РФ.
Развитию рынка автопроката способствует экономический расчет: выгоднее взять машину напрокат, чем покупать ее. Поначалу, когда финансы ограничены, покупка надежного автомобиля сопряжена с существенными затратами, аренда автомобиля.

1.5. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно на спрос на рынке автопроката Москвы и Московской области.
Макроэкономические факторы

Социальные факторы
Диаграмма 6. Динамика численности населения Москвы и Московской области, 2014-2018 гг.
Динамика численности населения Москвы и Московской области, 2014-2018 гг.

Технологические факторы
Для оценки влияния всей совокупности факторов применяется STEP анализ. 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автопроката в Москве и Московской области
STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автопроката в Москве и Московской области

Влияние факторов на рынок автопроката Москвы и Московской области разнонаправленное: …

1.6. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Текущая ликвидность отрасли автопроката …

Таблица 3. Абсолютная ликвидность отрасли автопроката в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., раз Абсолютная ликвидность отрасли автопроката в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., раз
 ...
Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере автопроката, в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., %
Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере автопроката, в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., %
Таким образом, основные финансовые показатели свидетельствуют о привлекательности отрасли автопроката: …

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке автопроката в Москве и Московской области
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
Рынок автопроката в Москве и Московской области отличается высокой конкуренцией и отсутствием единственного крупного игрока. Несмотря на то, что рынок автопроката сильно сегментирован, большинство компаний, представленных на нем, предоставляют широкий спектр услуг: от проката для нужд такси с возможностью выкупа до организации перевозок во время бизнес-мероприятий и торжеств.
Крупнейшие компании-участники рынка автопроката в Москве и Московской области характеризуются тем, что работают и с физическими, и с юридическими лицами, самостоятельно обслуживают свои автопарки и имеют автомобили различных классов: от «эконома» до «бизнеса».
Крупнейшие игроки рынка в рамках настоящего исследования были отобраны на основании следующих критериев: …

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Анализ компаний, отобранных на основании критериев (указанных выше) подтверждает выводы о низкой степени концентрации рынка. На долю 10-ти крупнейших компаний приходится … рынка.

2.3. Профили основных игроков

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка автопроката (ТОП-10) в Москве и Московской области в тыс.руб., 2014-2018 гг.Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка автопроката (ТОП-10) в Москве и Московской области в тыс.руб., 2014-2018 гг.


Часть 3. Анализ потребления автопроката
3.1. Оценка объема потребления автопроката на душу населения
Потребление услуг автопроката (в целевом сегменте) на душу населения в Москве и Московской области …

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в Москве и Московской области
Относительное насыщение рынка предложением услуг проката в основных сегментах компакт- и бизнес-класса выражается в наличии крупных игроков, представляющих интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга. 
В России работают все компании мирового уровня, а также российские компании, составляющие ядро рынка, и значительное количество небольших фирм. Крупные игроки закрепились на рынке, разделив наиболее прибыльные сегменты потребителей — корпоративных клиентов, бизнес- и компакт-классы. 

Но низкие цены возможны либо при неполной страховке ТО, либо при уклонении от уплаты налогов, либо при экономии на обслуживании автомобиля — все это ведет к снижению качества предлагаемых услуг. Эта стратегия направлена на привлечение клиентов из менее обеспеченных слоев и не затрагивает клиентов крупных компаний, но ведет к ухудшению ситуации на рынке, потому что люди привыкают к низким ценам. 
Общая же оценка парка автомобилей в России, работающих в сфере автопроката, составляет пока не более 50-70 тысяч автомобилей, что в десятки раз меньше, чем, например, в Европе, где прокатный парк составляет не менее 2 млн. единиц автотранспорта.

3.3. Описание потребительских предпочтений 
У фирм, сдающих автомобили в аренду, имеются как частные, так и корпоративные клиенты. Чаще всего они арендуют автомашины для замены временно отсутствующего личного автотранспорта. Помимо этого, машины арендуются в следующих целях:
перемещения, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
обеспечение удобства в дороге;
поездка на уикенд или в отпуск;
ознакомление с конкретной маркой автомобиля перед ее покупкой.
Частные клиенты обычно берут автомобили в краткосрочную аренду, корпоративные – в долговременную. Корпоративные клиенты отдают предпочтение сотрудничеству на условиях аутсорсинга, они часто берут автомобиль в оперативный лизинг. Кроме того, корпоративные клиенты заказывают машины с водителем чаще, чем частные. Автомобили в нашей стране арендуют не только российские граждане, но и иностранцы – туристы и люди, прибывающие в Россию в бизнес-командировки. Наибольшим спросом пользуются автомобили среднего и эконом-класса. Весьма популярны также минивэны и автомобили бизнес-класса.
При выборе автопрокатной фирмы клиенты разных категорий руководствуются разными критериями. Для массовых потребителей решающее значение имеет низкая цена, для частных лиц среднего достатка – надежность автомобиля и достойное обслуживание, для корпоративных клиентов – качественный сервис. Для иностранцев главным критерием является наличие представительства фирмы в их стране.
Среди частных клиентов прокатных компаний – иностранцы (бизнесмены, приезжающие в Россию по делам, туристы) и российские граждане. 

Согласно экспертным оценкам, при окончательном выборе прокатной компании определяющими являются следующие факторы (без ранжировки по уровню приоритетности):
количество автомобилей в парке прокатной компании;
наличие автомобилей определенного класса и различных марок в парке прокатной компании;
техническое состояние автомобилей;
репутация прокатной компании;
скорость оформления документов;
наличие дополнительного оборудования в автомобиле;
цена услуги.
Среди значительной части населения существуют различные опасения, в большой степени сказывающиеся на принятии решения об аренде автомобиля. Среди них:
высокая ответственность клиента в случае ДТП, угона, актов «вандализма» третьих лиц;
трудности с оформлением документов на аренду;
неоправданно высокая стоимость услуги.
Однако стоит отметить, что более … автовладельцев отметили, что при аренде автомобилей никаких проблем нет. Это – еще одно свидетельство постепенного распространения услуги и информации о ней среди российского населения.

3.4. Ценовой анализ
Цены на услуги автопроката в Москве и Московской области за период 2014-2018 годы …
Следует отметить, что изменения цен на услуги автопроката не обнаруживают влияние сезонного фактора.
Цена на аренду автомобиля зависит от его класса, длительности срока проката и ценовой политики компании. Помимо арендной платы в отдельных случаях требуется внести залог за автомобиль. 
Среди частных лиц наибольшим спросом пользуется прокат легковых машин, которые различаются по классам комфортности. В зависимости от целей можно арендовать автомобиль экономкласса, среднего класса, бизнес-класса или класса «люкс». 

Условия аренды — ключевой фактор ценообразования Стоимость машины напрокат, зависит не только от ее класса, марки и года выпуска. На ценообразование будут влиять следующие условия:
срок аренды: чем он дольше, тем ниже тариф; 
территория эксплуатации: если планируется дальняя поездка или выезд за границу, будьте готовы оставить залог за машину не менее 10 тыс. рублей; 
цель аренды: для свадеб и других торжественных мероприятий, встреч в аэропорту или на вокзале, выездов за пределы города и области могут быть установлены наценки;
необходимость в услугах водителя. В этом случае в цену будет включена оплата услуг личного шофера; 
водительский стаж и возраст клиента. Для водителей моложе 21 года и с малым опытом вождения тариф может быть увеличен; 
суточный пробег. Как правило, устанавливаются ограничения на пробег автомобиля, при превышении которых взимается дополнительная плата. Если планируется аренда машин с правом выкупа, условия оплаты будут определяться индивидуально. На них будет влиять не только срок аренды, но и сумма обязательной страховки автомобиля, а также условия ремонта и техобслуживания во время аренды.
Цены на аренду автомобилей без водителя в Москве представлены в таблице.

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Инвестиционная привлекательность рынка оценивается на основании анализа совокупности факторов: потенциал продаж, потенциал спроса, барьеры, основные тренды, конкурентоспособность.

Часть 5. Прогноз развития рынка автопроката до 2023 года
Прогноз развития рынка автопроката оценивается на основании анализа факторов, влияющих на рынок и основных тенденций рынка:

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 
Ситуация на рынке

Макроэкономические факторы, влияющие на рассматриваемый рынок

Выводы о перспективности развития предприятий
Перспектива развития предприятий в сфере автопроката в Москве и Московской области связана с влиянием следующих тенденций:

Рекомендации по развитию предприятий и выходу на рынок


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка проката легковых автомобилей в Москве и Московской области, 2014-2018 гг.
Диаграмма 2. Динамика объема рынка проката легковых автомобилей в целевом сегменте в Москве и Московской области, 2014-2018 гг.
Диаграмма 3. Структура рынка автопроката (в целевом сегменте) по видам оказываемых услуг в зависимости от парка, % 
Диаграмма 4. Индекс промышленного производства Москвы, 2013-2018 гг.
Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2014-1 кв. 2019 гг., руб. за 1 доллар США 
Диаграмма 6. Динамика численности населения Москвы и Московской области, 2014-2018 гг. 
Диаграмма 7. Динамика реальных доходов населения Москвы, 2013-2018 гг.
Диаграмма 8. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере автопроката в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., % 
Диаграмма 9. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли автопроката за 2014-2018 гг., раз
Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере автопроката, за 2014-2018 гг., дней 
Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере автопроката, в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., % 
Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке автопроката в Москве и Московской области, 2018 г.
Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка автопроката (ТОП-10) в Москве и Московской области в тыс.руб., 2014-2018 гг.
Диаграмма 14. Объем потребления автопроката (в целевом сегменте) на душу населения в Москве и Московской области, 2014-2018 гг., руб./чел.
Диаграмма 15. Предпочтения потребителей-частных лиц на рынке автопроката Москвы
Диаграмма 16. Прогноз объема рынка автопроката (в целевом сегменте) а в Москве и Московской области, 2019-2023 гг. 


Таблицы 

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автопроката в Москве и Московской области
Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли автопроката в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014- 2018 гг., % 
Таблица 3. Абсолютная ликвидность отрасли автопроката в сравнении со всеми отраслями экономики Москвы, 2014-2018 гг., раз
Таблица 4. Основные компании-участники рынка автопроката в Москве и Московской области, 2018 г. 
Таблица 5. Основная информация о компании «ХХХ», ООО 
Таблица 6. Основная информация о компании "ХХХ", ООО 
Таблица 7. Основная информация о компании "ХХХ", ООО 
Таблица 8. Основная информация о компании ООО «ХХХ» (ТМ ХХХ) 
Таблица 9. Основная информация о компании ООО «ХХХ» 
Таблица 10. Основная информация о «ХХХ», ООО и «ХХХ», ООО (Просто прокат) 
Таблица 11. Основная информация о компании ООО «ХХХ» (ТМ ХХХ)
Таблица 12. Основная информация о компании ООО «ХХХ» 
Таблица 13. Основная информация о компании ООО «ХХХ» (ТМ Прокат машин) 
Таблица 14. Оценка степени насыщенности рынка автопроката Москвы и Московской области (в целевом сегменте) по состоянию на 2018 год
Таблица 15. Индексы потребительских цен на услуги автопроката в Центральном ФО в 2014- январе-июле 2019 гг., %
Таблица 14. Средние цены на услуги автопроката (в целевом сегменте) в Центральном ФО 
Таблица 17. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка автопроката (в целевом сегменте)