Анализ рынка аренды железнодорожного транспорта в России

Анализ рынка аренды железнодорожного транспорта в России Анализ рынка аренды железнодорожного транспорта в России
Дата выпуска
01.03.2021
Страниц
54
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Железнодорожный транспорт – как один из самых оптимальных и выгодных видов транспорта, для перевозки грузов по суше (особенно в больших объемах) является самым активным участником процесса доставки. В структуре грузооборота в РФ в 2019 г. 45,7% приходится на железнодорожный транспорт. В настоящее время потребность в перевозке грузов железнодорожным транспортом высока, однако операторы рынка железнодорожных перевозок не готовы в полной мере удовлетворить нарастающий спрос, в связи с дефицитом подвижного состава.

Цель исследования
Анализ состояния рынка аренды железнодорожного транспорта, оценка объема рынка, анализ конкурентов, потребления услуг, а также определение факторов, влияющих на рынок пергамента.

Содержание
Глава 1. Обзор российского рынка аренды железнодорожного транспорта
1.1. Определение и характеристики российского рынка аренды железнодорожного транспорта
1.2. Динамика объема российского рынка аренды железнодорожного транспорта, 2015-2019 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка аренды железнодорожного транспорта по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Глава 2. Конкурентный анализ на рынке аренды железнодорожного транспорта в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Глава 3. Анализ потребления аренды железнодорожного транспорта
3.1. Оценка объема потребления аренды железнодорожного транспорта на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Глава 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Глава 5. Прогноз развития рынка аренды железнодорожного транспорта до 2024 года
Глава 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования
Глава 1. Обзор российского рынка аренды железнодорожного транспорта
1.1. Определение и характеристики российского рынка аренды железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт – как один из самых оптимальных и выгодных видов транспорта, для перевозки грузов по суше (особенно в больших объемах) является самым активным участником процесса доставки.
В структуре грузооборота в РФ в 2019 г. … % приходится на железнодорожный транспорт. Это обусловлено тем, что железнодорожные перевозки всегда являлись одним из самых выгодных способов доставки грузов, поскольку они оптимально сочетают цену и качество предоставляемых услуг. …
Диаграмма 1.    Структура грузооборота по видам транспорта в РФ, 2019, %

Одним из способов корректировки дисбаланса спроса и предложения на рынке является аренда подвижного состава, которая способна обеспечить бесперебойность перевозок по железной дороге. … 
Классификация вагонов по основным критериям представлена в таблице 1.
1.2. Динамика объема российского рынка аренды железнодорожного транспорта, 2015-2019 гг.
На протяжении 2015-2019 гг. объем рынка аренды железнодорожного транспорта носил волнообразный характер. В 2016 г. произошло сокращение рынка на …% до … млрд руб., что является минимальным значением в исследуемом периоде. …
Диаграмма 3.  Динамика объема рынка аренды железнодорожного транспорта в РФ за период 2015-2019 гг. в денежном выражении, млрд руб.

1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 
Наибольшую долю в структуре рабочего парка вагонов в 2019 г. занимают полувагоны (… %). На долю цистерн приходится … % рабочего подвижного состава, на крытые вагоны и платформы – … % и … % соответственно. …
1.4. Структура рынка аренды железнодорожного транспорта по ФО
В 2019 г. в структуре рынка аренды железнодорожного транспорта лидирует Центральный ФО (…%). …
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
К основным качественным показателям работы железнодорожного транспорта относится оборот грузового вагона, участковая и техническая скорости, средняя скорость доставки одной отправки и др.  …
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.
Социальные (демографические)
На протяжении 2012-2018 гг. численность населения РФ демонстрирует положительную динамику. Увеличение численности населения за 2015 г. произошло не только за счет миграционного и естественного прироста, но и за счет образования двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и города Севастополь. 
Согласно прогнозу, на период до 2024 г. численность населения будет увеличиваться только при следовании по высокому варианту прогноза, однако, в свете развивающегося экономического кризиса и пандемии коронавируса такой вариант прогноза маловероятен к реализации.
Общие тенденции в изменении макроэкономических показателей можно проследить и в такой величине, как реальные доходы населения, которые определяют уровень платежеспособного спроса. С 2014 по 2017 г. наблюдается тенденция к снижению реальных доходов населения и уровня жизни.  …
Экономические
Влияние кризиса, начавшегося в 2008 г., привело к снижению ВВП на 7,8% в 2009 г., однако далее темпы прироста были достаточно высокие до 2012 г. включительно. В 2013-2014 гг. наблюдалось снижение темпов ежегодного роста ВВП, а в 2015 г. динамика ВВП перешла в отрицательную зону, а в 2016 г. – находилась в стагнации. Но в 2017-2018 гг. отмечен рост показателя на 1,5%  и 2,3% соответственно. Объем ВВП России за  2019 г. составил в текущих ценах 110,0 трлн рублей. Индекс физического объема ВВП относительно  2018 г. составил 101,3%. ВВП РФ в I полугодии 2020 г. упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6%.  Падение динамики ВВП оказывает отрицательное влияние на рынок.
Также одним из факторов давления на ВВП можно назвать ухудшение ценовой конъюнктуры на товарных рынках. На диаграмме 10 представлена динамика курса доллара США по отношению к рублю.
Падение рубля, которое началось в четвертом квартале 2014 г., во многом обусловленное снижением цен на нефть, оказало давление на потребительскую активность, что отразилось на снижении спроса, показателей розничного товарооборота, снижении инвестиций, росте безработицы и падении доходов населения. 
Индекс промышленного производства показывает общий объем всего промышленного производства, коммунальных услуг и т.п. в денежном выражении. 
В 2015 г. отмечено снижение индекса на … %. В 2016 г. темпы роста начинают увеличиваться на … %, в 2017 г. - на …%, в 2018 г. – на …%. По итогам 2019 г. данный показатель вырос на …% по отношению к аналогичному периоду 2018 г. 
На общем негативном фоне, связанном с внешнеэкономической конъюнктурой и мерами противодействия пандемии коронавируса, рост спроса наблюдается только на продукцию низкотехнологичных отраслей. …
Уровень инфляции. Инфляция в 2019 г. (3,0%) заняла второе место за всю историю наблюдений - ниже она была только по итогам 2017 г. - 2,5% (на фоне рекордного урожая). В 2018 г. инфляция составила 4,3%. По итогам 5 мес. 2020 г. инфляция составила 2,5% в годовом исчислении. Снижение уровня инфляции является положительным фактором, способствующим развитию отрасли в РФ.
Технологические
Подвижной состав. 
В 2019 г. в парке грузовых вагонов на сети дорог уже насчитывается свыше 1147 тыс. единиц. Половину его составляют полувагоны - примерно … тыс. По прогнозам …, уже в 2020 г. количество грузовых вагонов достигнет критического порога в … млн единиц, при котором пять лет назад движение поездов на сети дорог почти встало. Проблемы образовались тогда в транспортных артериях - порожняк забил станционные пути, осложняя маневровую работу, были перегружены и сортировочные станции.
Диаграмма 12.  Динамика подвижного состава, 2015-2019 гг. тыс. ед.

Реформирование на железнодорожном транспорте привело к обновлению парка подвижного состава. Так, самый молодой парк полувагонов - … г., самый возрастной - платформ (… г.).
По результатам анкетирования участников конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг» в 2019 г. … % ответивших респондентов отмечают, что на рынке существует проблема дефицита вагонов для перевозки определенных грузов.
Диаграмма 14. Дефицит вагонов по типам, 2019 г., %

Политические
С 1 апреля 2015 г. начали действовать новые положения Федерального закона о железнодорожном транспорте (№ 503-ФЗ). Были впервые определены понятие «оператор железнодорожного подвижного состава»; порядок использования услуг инфраструктуры общего пользования железнодорожной сети; усилена ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей РЖД порожних вагонов после выгрузки; установлен порядок определения просрочки в доставке груза. Существенного стимулирующего влияния на чёткое обеспечение грузоотправителей грузовыми вагонами закон не оказал, а проблемы перевозок низкодоходных грузов и мелких партий грузов остаются по-прежнему актуальными: операторы стараются уклониться от дешёвых перевозок своим парком.  Положительное влияние фактора. …
Кредитная политика. …
Правительство РФ ведет активную деятельность, направленную на доступность кредитных средств. …
Гос.поддержка
В целом влияние макрофакторов на рынок аренды железнодорожного транспорта можно оценить как … . 
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок аренды железнодорожного транспорта
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Рассмотрим финансово-экономические показатели по отрасли «Аренда и лизинг железнодорожного транспорта и оборудования» в сравнении с показателями по всем отраслям экономики РФ, в динамике, за 2015-2019 гг.
Валовая рентабельность
В сопоставлении с показателями по всем отраслям экономики России, в 2016-2019 гг. отрасль имеет более высокие показатели валовой рентабельности. По итогам 2019 г. валовая рентабельность отрасли на … п.п. выше среднего показателя по всем отраслям экономики РФ. 
Рентабельность прибыли
Показатель рентабельности в целом в отрасли по итогам 2019 г. составляет … %, упав по отношению к 2016 г. на … п.п. 
Текущая ликвидность
Значения текущей ликвидности в отрасли в 2015-2019 гг. находились в диапазоне …-… раз, что ниже отметки «2».  Это говорит о неудовлетворительной ликвидности отрасли. Чем выше значение коэффициента текущей ликвидности, тем выше ликвидность активов компании. Значение коэффициента ниже «1» говорит о вероятных трудностях в погашении организацией своих текущих обязательств. … 
Абсолютная ликвидность
Отрасль аренды железнодорожного транспорта в 2015-2019 гг. в целом имеет показатели абсолютной ликвидности более низкие, чем по всем отраслям экономики. …
Индексы деловой активности
За период с 2015 г. по 2019 г. средний срок дебиторской задолженности находился в пределах ... сут.дн. 
Финансовая устойчивость
Показатели финансовой устойчивости в 2015-2019 гг. в целом по отрасли были ниже нормативного значения (…%), что свидетельствует о недостаточном объеме собственных оборотных средств по отрасли, необходимых для ее финансовой устойчивости. 
В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов отрасли аренды железнодорожного транспорта показывает высокую рентабельность прибыли до налогообложения, а также валовой рентабельности.  …

Глава 2. Конкурентный анализ на рынке аренды железнодорожного транспорта в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
Несмотря на колебания рынка операторов, которые происходили за последние 5–7 лет, качественно новых игроков на рынке появилось немного. В основном происходит перераспределение парка между уже существующими компаниями. Во многом это связано с высокой стоимостью новых вагонов и высокой технологичностью рынка железнодорожных грузовых перевозок в целом.
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Диаграмма 20. Динамика объема выручки крупнейших операторов рынка аренды железнодорожного транспорта (ТОР-5) в России, 2015-2019 гг., млрд руб.

Глава 3. Анализ потребления аренды железнодорожного транспорта
3.1. Оценка объема потребления аренды железнодорожного транспорта на душу населения
На протяжении 2016-2019 гг. объем потребления услуг по аренде железнодорожного транспорта на душу населения неизменно увеличивался. …
3.3. Описание потребительских предпочтений
Диаграмма 24 . Структура рынка по виду грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, 2019, %

По тоннажу погрузки в 2019 г. первое место на железнодорожном транспорте занимает каменный уголь, составляя … % от всех грузов. …
3.4. Ценовой анализ
Наибольший рост цены на услуги железнодорожного транспорта по РФ на протяжении 2015-2019 гг. отмечен в 2015 г., когда индекс потребительских цен составил … %. …
При этом наибольший рост цен отмечен в Дальневосточном ФО (… %) и Сибирском ФО (… %).  В остальных федеральных округах рост цен был ниже, чем в целом по РФ.
Глава 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Глава 5. Прогноз развития рынка аренды железнодорожного транспорта до 2024 года
Глава 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 

Список диаграмм
Диаграмма 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ, 2019, %
Диаграмма 2.  Интенсивность работы железнодорожного транспорта, 2015-2019 гг., млн т-км на 1 км длины путей
Диаграмма 3.  Динамика объема рынка аренды железнодорожного транспорта в РФ за период 2015-2019 гг. в денежном выражении, млрд руб
Диаграмма 4. Структура рынка в разрезе рабочего парка вагонов, в %, 2019 г.
Диаграмма 5. Структура оказания услуг по аренде железнодорожного транспорта в РФ по ФО, 2019, %
Диаграмма 6. Динамика численности населения РФ, на 1 января 2012-2020 гг., млн чел., тыс. чел.
Диаграмма 7. Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел.
Диаграмма 8. Динамика реальных доходов населения РФ, 2015-2020 (I пол.) гг.
Диаграмма 9. Динамика ВВП РФ, 2015-2019 гг., 1 полугодие 2020 г., % к предыдущему году, трлн руб.
Диаграмма 10. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015–2020 гг.(янв.-июл.), руб. за 1 доллар США
Диаграмма 11. Динамика уровня инфляции в РФ, 2015-2020 (6 мес.) гг., %
Диаграмма 12.  Динамика подвижного состава, 2015-2019 гг. тыс. ед.
Диаграмма 13. Средний возраст подвижного состава, лет
Диаграмма 14. Дефицит вагонов по типам, 2019 г., %
Диаграмма 15. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам юридическим лицам, 2014-2020 гг.
Диаграмма 16. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере аренды железнодорожного транспорта в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 17. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере аренды железнодорожного транспорта за 2015-2019 гг., раз
Диаграмма 18. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере аренды железнодорожного транспорта, за 2015-2019 гг., сут. дн.
Диаграмма 19. Доли крупнейших конкурентов на рынке аренды железнодорожного транспорта в РФ в 2019 г., %
Диаграмма 20. Динамика объема выручки крупнейших операторов рынка аренды железнодорожного транспорта (ТОР-5) в России, 2015-2019 гг., млрд руб.
Диаграмма 21. Объем потребления аренды железнодорожного транспорта на душу населения, 2015-2019 гг., руб./чел.
Диаграмма 22. Структура перевозок по принадлежности транспорта, %
Рисунок 23. Стадия жизненного цикла рынка аренды железнодорожного транспорта
Диаграмма 24. Структура рынка по виду грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, 2019, %
Диаграмма 25. Критерии выбора перевозчика, %
Диаграмма 26. Прогноз объема рынка аренды железнодорожного транспорта в 2020 - 2024 гг. – при сценарии одного карантина
Диаграмма 27. Прогноз объема рынка аренды железнодорожного транспорта в 2020 - 2024 гг. – при сценарии двух карантинов

Список таблиц
Таблица 1. Классификация вагонов
Таблица 2. Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации (в % к предыдущему году), 2015 - 2019 гг.
Таблица 3. Анализ влияния на отрасль предложенной на текущую дату государственной помощи
Таблица 4. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок аренды железнодорожного транспорта
Таблица 5. Валовая рентабельность отрасли аренды железнодорожного транспорта в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Таблица 6. Абсолютная ликвидность в сфере аренды железнодорожного транспорта в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз
Таблица 7. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере аренды железнодорожного транспорта в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Таблица 8. Основные компании-участники рынка аренды железнодорожного транспорта в 2019 г.
Таблица 9. Основная информация об участнике рынка аренды железнодорожного транспорта ООО «Брансвик Рейл»
Таблица 10. Основная информация об участнике рынка аренды железнодорожного транспорта ООО «Нитрохимпром»
Таблица 11. Основная информация об участнике рынка аренды железнодорожного транспорта RAIL1520
Таблица 12. Основная информация об участнике рынка аренды железнодорожного транспорта ООО «ГТИ Менеджмент»
Таблица 13. Основная информация об участнике рынка аренды железнодорожного транспорта АО «ФГК»
Таблица 14. Индексы тарифов на услуги железнодорожного транспорта по Российской Федерации в 2015-август 2020 гг., %
Таблица 15. Арендная ставка по Российской Федерации в 2018-2019 гг., %
Таблица 16. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка аренды железнодорожного транспорта
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ