Анализ рынка аренды трициклов в России

Анализ рынка аренды трициклов в России Анализ рынка аренды трициклов в России
Дата выпуска
19.06.2020
Страниц
39
Цена
45000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Трицикл представляет собой трехколесный мотоцикл, имеющий два передних колеса и одно заднее, предназначенный для использования по дорогам общей сети и подлежащий регистрации в ГИБДД. Под рынком аренды трициклов в настоящем исследовании понимается совокупность предприятий, оказывающих услуги по предоставлению внаем потребителю трициклов во временное пользование, формирующих предложение рынка, численность пользующихся вышеуказанными услугами и формирующих спрос рынка

Цель исследования
Анализ состояния рынка аренды трициклов, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок аренды трициклов

Содержание
Глава 1. Обзор рынка аренды трициклов в России
1.1. Описание продукта
1.2. Потенциальная емкость рынка
1.3. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка
1.4. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.4.1. Социальные факторы
1.4.2. Технологические факторы
1.4.3. Экономические факторы
1.4.4. Политические факторы
1.4.5. Выводы о влиянии факторов на рынок
1.5. Стадия жизненного цикла рынка продукта
1.6. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
Глава 2. Анализ отрасли в условиях кризиса
Глава 3. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка аренды трициклов в России
Глава 4. Прогнозы и выводы
4.1. Барьеры, существующие на рынке аренды трициклов
4.2. Драйверы роста рынка аренды трициклов
4.3. Рекомендации по входу на рынок
4.4. Ключевые выводы по исследованию

Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор рынка аренды трициклов в России
1.1. Описание продукта
Рассмотрим характеристики и особенности российского рынка аренды трициклов.  
Под рынком аренды трициклов в настоящем исследовании понимается совокупность предприятий, оказывающих услуги по предоставлению внаем потребителю трициклов во временное пользование, формирующих предложение рынка, численность пользующихся вышеуказанными услугами и формирующих спрос рынка, а также взаимоотношения, возникающие между продавцами и потребителями услуг аренды трициклов на территории России.
Трицикл представляет собой трехколесный мотоцикл, имеющий два передних колеса и одно заднее, предназначенный для использования по дорогам общей сети и подлежащий регистрации в ГИБДД.
Основными зарубежными производителями трициклов, присутствующих на российском рынке, являются: BRP (Bombardier Recreational Products, число официальных дилеров в России по данным с официального сайта компании - 81, модели Spyder, Ryker), Polaris (число официальных дилеров в России по данным с официального сайта компании  - 2, модель Slingshot), Yamaha (число официальных дилеров в России по данным с официального сайта компании  - 120, модель Yamaha Niken) и пр. При этом впервые трицикл произвела компания BRP в 2007 г.
Идея предоставления услуг аренды именно трициклов является новой, тогда как сам рынок аренды транспортных средств, включая автопрокат и мотопрокат, развивается в России на протяжении как минимум последнего десятилетия. Кроме того, интерес к активным и динамичным видам отдыха в России каждый год растет. Люди активно совмещают поездки за город с катанием на мотоциклах, квадрациклах, снегоходах. Востребованными являются туристические поездки и путешествия на мототранспорте. Трициклы, в этом случае, также не будут исключением, ведь большая часть модельного ряда трициклов предназначена именно для этого. Особенность трициклов заключается в обеспечении высоких технических характеристик и возможностей, безопасности, которыми не обладают мотоциклы, испытании особого рода эмоций и впечатлений. 
С точки зрения конкуренции данная ниша свободна, в России пока нет компаний, оказывающих услуги аренды трициклов. Конкуренция будет ощущаться со стороны товаров-заменителей – проката мотоциклов. При этом стоимость услуг последних гораздо ниже. 
Целевая аудитория довольно широка: мужчины и женщины возрастной категории 25-45 лет, имеющие водительское удостоверение категории «А» и водительский стаж в данной категории не менее 2 лет. 
Таким образом, данная ниша является перспективной и ненасыщенной, проект имеет потенциал. 
Российский рынок аренды трициклов характеризуется следующими особенностями:
1.2. Потенциальная емкость рынка
Принимая во внимание, что потенциальными потребителями услуг аренды трициклов будут владельцы мотоциклов, квадроциклов, лица, имеющие водительские удостоверения категории «А» и не имеющие собственного мотоцикла, лица из числа автолюбителей, имеющие водительские права категории «А», определим потенциальную емкость рынка аренды трициклов в России. 
1.3. Текущие тенденции и перспективы развития исследуемого рынка 
К ключевым тенденциям российского рынка аренды трициклов можно отнести:
Среди перспектив анализируемого рынка можно выделить:
1.4. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок аренды трициклов и, соответственно, на спрос и доходы операторов рынка. 
1.4.1. Социальные факторы
Численность населения России, Москвы и Московской области, Республики Крым и Севастополя, Краснодарского края
Диаграмма 1. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2020 гг., млн чел.

Реальные денежные доходы населения России, Москвы, Республики Крым и Севастополя, Краснодарского края
На протяжении 2014-2018 гг. динамика реальных денежных доходов населения России характеризовалась …
Диаграмма 5. Динамика реальных денежных доходов населения РФ, 2012-2019 гг., % к предыдущему году

На протяжении 2015-2019 гг. динамика реальных денежных доходов населения Краснодарского края имела …
Диаграмма 8. Динамика реальных денежных доходов населения Краснодарского края, 2015-2019 гг., % к предыдущему году

Туристические потоки Краснодарского края и Республики Крым
Российский парк мотоциклов
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» российский парк мотоциклов по состоянию на 1 января 2020 г. составил … тыс. ед. Около половины всего парка приходится на …
Картина распределения парка мотоциклов по регионам выглядит следующим образом. В десятку лидеров вошли: …
1.4.2. Технологические факторы
Рынок аренды трициклов следует трендам цифровизации, усилившимся во всех отраслях экономики. В частности, для удобства пользователей разработана система онлайн бронирования, включающая пошаговый алгоритм выбора дат аренды (даты получения и даты возврата), места пункта проката/пункта возврата, выбора модели трицикла, дополнительных опций и услуг, способа оплаты, отражение системы скидок в зависимости от дней аренды. Кроме того, предусмотрен вариант регистрации личного кабинета. Использование системы онлайн бронирования удобна клиентам, которые в реал-тайм режиме видят свободность бронируемых трициклов, и собственникам компаний, получающим максимально возможное количество заявок на аренду. При этом ввиду моментального обновления информации удается избежать двойных бронирований одних и тех же трициклов на одинаковые даты и периоды аренды. 
В тоже время внедрение онлайн сервисов для управления онлайн бронированием требует дополнительных инвестиционных вложений и не всегда приносит ожидаемый финансовый эффект для владельца компании, оказывающих услуги аренды трициклов.
1.4.3. Экономические факторы
Динамика ВВП России
Динамика ВВП РФ является индикатором экономического развития страны. ВВП оказывает влияние на развитие всех отраслей и рынков экономики, а также уровень платежеспособного спроса населения. 
В 2012-2015 гг. наблюдалось постепенное снижение темпов экономического роста до достижения отрицательных значений в 2015 г. (падение составило 2,0% по отношению к 2014 г.) Данная тенденция сопровождалась соответствующим снижением деловой активности в частном секторе экономики. 
Курс доллара
Изменения в настроениях в предпринимательской среде
Согласно ежеквартальному мониторингу предпринимательской уверенности в сфере услуг, проводимому Росстатом, и определяемому через опросы изменения отношения предпринимателей к различным аспектам их деятельности (выпуск, спрос, запасы, численность занятых, уровень использования производственных мощностей), можно отметить медленное повышение оптимизма за период 2015-2019 гг. и ослабление интенсивности негативной тенденции. 
Диаграмма 13. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг, поквартально, 2015-2019 гг., 1 кв. 2020 г., %

Объем услуг населению, предоставляемых предприятиями по прокату
Доля услуг предприятий по прокату в структуре платных бытовых услуг населению России
Российский рынок новых мотоциклов
В соответствии с данными аналитического агентства «Автостат» объем продаж новых мотоциклов в России в 1 квартале 2020 г. …
Диаграмма 16. Объем продаж новых мотоциклов по федеральным округам РФ, 1 кв. 2020 г., штук

1.4.4. Политические факторы
Нормативно-правовая база в сфере аренды/проката. Отрасль имеет разработанную правовую базу. В число определяющих документов входят:
Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями на 28 апреля 2020 г.). Часть вторая, статьи 626-631.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) (с изменениями на 24 апреля 2020 г.).
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 (с изменениями на 4 октября 2012 г.).
ГОСТ Р 57616-2017 Услуги бытовые. Услуги проката. Общие требования. Дата введения 01 января 2018 г.
Лицензирование. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями дополнениями) от 28 марта 2020 г. закреплен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Оказание услуг аренды/проката трициклов в данном перечне отсутствует, поэтому для занятия соответствующей деятельностью не требуется получение лицензии.
Предоставление в аренду трициклов лицам, имеющим водительское удостоверение категории А. В соответствии с законодательством РФ предоставлять транспортное средство в аренду можно только лицам, имеющим права соответствующей категории. За нарушение законодательства грозит административная ответственность: 
1.4.5. Выводы о влиянии факторов на рынок
Проведем STEP-анализ факторов, которые будут оказывать влияние на рынок аренды трициклов в России. 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок аренды трициклов

В результате проведенного STEP-анализа можно сделать следующие выводы о влиянии макрофакторов на рынок аренды трициклов .
1.5. Стадия жизненного цикла рынка продукта
Рынок аренды трициклов является совершенно новым направлением бизнеса. Данная ниша является неразвитой и ненасыщенной, конкуренция со стороны операторов рынка, представляющих аналогичные услуги, отсутствует. Смежным направлением данного рода деятельности является прокат мотоциклов, который будет составлять конкуренцию как товар-заменитель. 
1.6. Конкуренция со стороны товаров-заменителей
Конкуренцию со стороны товаров-заменителей будет составлять прокат мотоциклов, стоимость услуг которого существенно ниже стоимости аренды трициклов. Рынок проката мотоциклов в настоящее время находится в стадии развития, которая сопровождается ростом числа операторов рынка, увеличением модельного ряда мотопарка, расширением географии деятельности мотопрокатных компаний и др. 
Приведем примеры операторов рынка, оказывающих услуги проката мотоциклов, в уже появившихся и предполагаемых городах присутствия точек проката трициклов.
Часть 2. Анализ отрасли в условиях кризиса
Проведение анализа отрасли в условиях кризиса осложнено тем, что рынок аренды трициклов совершенно новый, данная услуга только появляется на рынке. В связи с этим отсутствуют данные об установившемся объеме рынка данной отрасли, уровне потребительского спроса, потребительских предпочтениях, удовлетворенности потребителя данной услугой, практике потребления данной услуги у клиентов, его поведенческой функции в условиях кризиса. Логичным в этом случае является проведение анализа исследуемой отрасли с учетом влияния сдерживающих факторов и факторов роста, которые будут оказывать влияние на рынок аренды трициклов в складывающейся экономической ситуации. 
При этом значимыми для анализа являются следующие сдерживающие факторы:
Значимыми для анализа являются следующие факторы роста:
Уникальность продукта, представляемого в аренду, ощущение незабываемых эмоций, исключительный способ проведения досуга и путешествий в совокупности с безопасностью и высокими техническими характеристиками, которыми обладает трицикл – с одной стороны. С другой стороны, высокая стоимость данного вида транспортного средства и невозможность приобретения его в собственность каждым пользователем.
Кроме того, люди, уставшие от самоизоляции, начинают совершать короткие поездки на выходные, предпочитая при этом личный или арендованный транспорт самолету. Аренда трицикла – одна из наилучших в этом плане альтернатив. При этом основной акцент необходим на разработке индивидуальных туров по желанию клиента, более активному продвижению готовых туров и туров среди владельцев трициклов. 
Часть 3. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка аренды трициклов в России
Положительные факторы инвестиционного климата рынка аренды трициклов доминируют над отрицательными. Однако, сила влияния отрицательных факторов и их важность в складывающейся экономической ситуации оценивается более высоко. 
..
Наиболее значимые негативные факторы. 
Наиболее значимые положительные факторы. 
Часть 4. Прогнозы и выводы
4.1. Барьеры, существующие на рынке аренды трициклов
В качестве барьеров, существующих на рынке аренды трициклов, можно выделить:
4.2. Драйверы роста рынка аренды трициклов
К числу драйверов роста рынка аренды трициклов можно отнести:
Деловая активность центральных для экономики страны регионов и их значение на карте туристических потоков. 
Ежегодный рост числа мотовладельцев и лиц, получивших водительское удостоверение категории «А». 
Увеличение числа клиентов, пользующихся услугами аренды трициклов, что с одной стороны, обусловлено желанием проведения досуга, путешествий и приключений, испытания особых эмоций, с другой стороны, отсутствием возможности приобретения собственного трицикла ввиду высокой стоимости данного вида транспорта.  
Расширение географии присутствия точек проката, выход в регионы с высокой концентрацией туристических потоков и мотопарка. 
Организация мототуров на трициклах по России и миру как среди владельцев, так и среди арендаторов трициклов способствует популяризации данного транспортного средства и услуг по его аренде, что, в свою очередь, приводит к росту числа потребителей услуг аренды трициклов. 
Формирование парка трициклов с точки зрения удовлетворения потребностей пользователей как по техническим характеристикам, так и по стоимости услуг.
4.3. Рекомендации по входу на рынок
В качестве рекомендаций по входу на рынок могут выступать следующие предложения:
4.4. Ключевые выводы по исследованию
Идея предоставления услуг аренды именно трициклов является новой, тогда как сам рынок аренды транспортных средств, включая автопрокат и мотопрокат, развивается в России на протяжении как минимум последнего десятилетия. Кроме того, интерес к активным и динамичным видам отдыха в России каждый год растет. Люди активно совмещают поездки за город с катанием на мотоциклах, квадрациклах, снегоходах. Востребованными являются туристические поездки и путешествия на мототранспорте. Трициклы, в этом случае, также не будут исключением, ведь большая часть модельного ряда трициклов предназначена именно для этого. Особенность трициклов заключается в обеспечении высоких технических характеристик и возможностей, безопасности, которыми не обладают мотоциклы, испытании особого рода эмоций и впечатлений. 
При этом сила влияния сдерживающих факторов оценивается аналитиками ГидМаркет достаточно высоко, однако, потенциал развития рынка в настоящих условиях лежит в плоскости следования складывающимся туристическим тенденциям – индивидуальных путешествий и путешествий небольшими компаниями, а выбор услуги аренды трицикла будет не только способом получения особых от путешествия эмоций, но и  способом безопасного изолирования от массового скопления людей.

Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2012-2020 гг., млн чел.
Диаграмма 2. Динамика численности населения Москвы и Московской области, на 01 янв. 2012-2020 гг., тыс. чел.
Диаграмма 3. Динамика численности населения Республики Крым и Севастополя, на 01 янв. 2014-2020 гг., тыс. чел.
Диаграмма 4. Динамика численности населения Краснодарского края, на 01 янв. 2017-2020 гг., тыс. чел.
Диаграмма 5. Динамика реальных денежных доходов населения РФ, 2012-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 6. Динамика реальных денежных доходов населения Москвы, 2013-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 7. Динамика реальных денежных доходов населения Республики Крым и Севастополя, 2016-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 8. Динамика реальных денежных доходов населения Краснодарского края, 2015-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 9. Динамика туристических потоков Краснодарского края и Республики Крым, 2014-2019 гг., млн чел.
Диаграмма 10. Структура российского парка мотоциклов по федеральным округам, на 01 янв. 2020 г., %
Диаграмма 11. Динамика ВВП РФ, 2012-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 12. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015-2019 гг., янв.-апр. 2020 г., руб. за 1 доллар США.
Диаграмма 13. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг, поквартально, 2015-2019 гг., 1 кв. 2020 г., %
Диаграмма 14. Динамика объема услуг населению, предоставляемых предприятиями по прокату, 2015-2019 гг., млн руб.
Диаграмма 15. Динамика доли услуг предприятий по прокату в структуре платных бытовых услуг населению России, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 16. Объем продаж новых мотоциклов по федеральным округам РФ, 1 кв. 2020 г., штук
Диаграмма 17. Стадия жизненного цикла рынка аренды трициклов
Диаграмма 18. Прогнозная динамика ВВП РФ, 2020-2023 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 19. Прогнозная динамика реальных денежных доходов населения России, 2020-2023 гг., % к предыдущему году

Таблицы 
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок аренды трициклов
Таблица 2. Операторы рынка услуг проката мотоциклов в Москве и Московской области, Краснодарском крае, Республике Крым
Таблица 3. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка аренды трициклов
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ