Анализ рынка языковых онлайн-школ в России
Актуальность исследования
Онлайн-образование – быстро растущий мировой тренд. В частности, это стало перезагрузкой для всей сферы образования. Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию иностранных языков, которые неизбежно ведут к изменению в методике
Цель исследования
Анализ состояния рынка языковых онлайн-школ, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школ
Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка языковых онлайн-школ
1.1. Определение и характеристики российского рынка языковых онлайн-школ
1.2. Динамика объема российского рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка языковых онлайн-школ по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке языковых онлайн-школ в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления языковых онлайн-школ
3.1. Оценка объема потребления языковых онлайн-школ на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка языковых онлайн-школ до 2026 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка
Отрывок из исследования
Часть 1. Обзор российского рынка языковых онлайн-школ
1.1. Определение и характеристики российского рынка языковых онлайн-школ
В России разрабатывается огромное количество программ, нацеленных на эффективное и качественное цифровое предоставление образовательных услуг. В планах – появление драйверов технологического развития по всей стране, что даст толчок для развития регионов России.
Смена экономического устройства страны, повышение производительности и конкурентоспособности невозможны без перехода к прогрессивным технологиям. Будет обсуждаться внедрение новых образовательных подходов и методик, отвечающих времени и запросам современного общества.
Использование возможностей интернета оказывает большое влияние на изменение подходов к преподаванию иностранных языков, которые неизбежно ведут к изменению в методике. Увеличивается число занятий иностранным языком, проводимых дистанционно.
На сегодняшний день можно разделить всю массу информационных технологий на пять категорий:
- неинтерактивные (печатные, аудио-, видеоматериалы, CD-курсы);
- видеоконференции (средства телекоммуникации по аудио-, видеоканалам и компьютерным сетям);
- видеолекции (в онлайн и оффлайн режимах) – видеоролики, YouTube, социальные сети и др.; skype-обучение; блоги (сетевой журнал или дневник), подкасты, вебинары.
- массовые открытые онлайн-курсы (МООК) (Coursera, EdX, Udacity);
- мобильные приложения (Lingualeo, Busuu и др.).
Компьютерные технологии обеспечивают доступность учебных материалов в любом месте и в любое время суток, что сокращает время поиска информации и дает возможность обучаться в индивидуальном темпе, а применение видеоматериалов позволяет, при необходимости повторно просматривать видеосюжет (наиболее интересных или трудных мест), что облегчает понимание и усвоение изучаемой темы.
Любой человек может записаться на курс независимо от места проживания, возраста, навыков работы в сети, социального статуса, присутствует свобода выбора, в любой момент можно завершить обучение. Большинство слушателей онлайн-курсов отсеиваются в процессе обучения, поскольку подобные курсы предполагают высокую способность к самоорганизации.
Онлайн обучение включает в себя все составляющие стандартного учебного процесса: цели, методы, средства обучения, контент, взаимодействие с преподавателем. Система контроля знаний усиливает дисциплину, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
Для языковых школ, работавших в офлайне до карантина, необходимость перейти на дистанционное обучение оказалась серьезной проблемой. Групповые занятия, особенно обучение детей, не так просто качественно организовать в дистанционном формате, а именно группы всегда приносили школам большую часть выручки в сегменте B2C.
...
1.2. Динамика объема российского рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг.
По данным РБК, наибольшей популярностью из всех образовательных платформ пользуются языковые курсы: их доля в обороте рынка составляет ...%.
Точных данных касательно объемов данного сегмента рынка нет ввиду специфики обучения в данной сфере — налоговой службе сложно выявить реальный оборот какой-либо языковой школы.
...
Доступность интернета, внедрение дистанционного образования, непрерывное повышение квалификации – эти факторы обеспечивают растущий спрос на онлайн-образование, в том числе на языковые онлайн-школы.
Низкий барьер входа привлекает на рынок огромное количество игроков. По данным исследовательского проекта Barometer, большинство основателей проектов в онлайн-образовании не имели ранее опыта в образовательной сфере.
...
Диаграмма 1. Динамика объема рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг., млрд руб.
Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
Наибольшее количество онлайн-школ предлагает изучение английского языка ...
1.4. Структура рынка языковых онлайн-школ по ФО
Поскольку онлайн-изучение возможно из любой точки страны, школы не привязаны к конкретным регионам или округам. Таким образом, приведем структуру рынка языковых онлайн-школ по ФО среди обучающихся.
Можно отметить, что население, живущее в Центральном федеральном округе страны, более заинтересовано в изучении иностранных языков ...
Диаграмма 3. Структура рынка языковых онлайн-школ в РФ по ФО, %, 2021 г.
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
Тенденции:
- Развитие компьютерных технологий и повышение разнообразия и доступности образования;
- Микрообучение — изучение материала дробными порциями, разделение большой специальности или курса на мини-программы. Например, подготовка к школьным и международным экзаменам, бизнес и тематические программы;
- Концепция непрерывного образования. Все больше людей не спешат заканчивать обучение после получения диплома и становятся «вечными студентами»;
- Знание английского языка становится базовым навыком, которым необходимо владеть, в том числе по причине того, что рынок все более глобализируется и все чаще приходится взаимодействовать с клиентами и партнерами из других стран;
- Смещение спроса с очных занятий в сторону онлайн-обучения и использования приложений для смартфонов;
- Рост вакансий в компаниях, которые нуждаются в сотрудниках, разговаривающих на нескольких языках;
- Появление исследований, которые доказывают, что дистанционное обучение также эффективно, как и очное обучение;
- Ускорение цифровой трансформации высшего образования. Вузы начали заключать партнерства с медиакомпаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы;
- Смешанное обучение становится стандартом. Стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик;
- Активное включение в процесс обучения элементов геймификации для удержания интереса к предмету;
- Появление готовых IT-решений для открытия собственной онлайн-школы, что помогло активным преподавателям и репетиторам оформить свои услуги в свою «онлайн-школу». Открытие таких «авторских языковых школ» заставило центры иностранных языков потесниться на рынке и вызвало отток преподавателей из них. Но следствием появления на рынке «школ одного преподавателя» стало снижение качества обучения и отсутствие его контроля;
- Интеграция EdTech-проектов с формальным образованием. Школы начали широко использовать digital-решения в учебном процессе, университеты — предлагать удаленные программы бакалавриата и магистратуры.
Перспективы:
- Интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования;
- Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя;
- Усиление ИТ-инфраструктуры в школьных, вузовских программах, дополнительном и корпоративном образовании, а также переквалификация преподавателей в соответствии с новыми трендами;
- Рост числа международных партнерств;
- По прогнозам, в ближайшие десятилетия исчезнет большинство экзотических языков. Останутся только крупнейшие. Среди них английский уверенно занимает первое место;
- Онлайн-обучение станет более качественным. Из-за резко возросшего спроса на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырастет и уровень зрелости индустрии;
- Приоритетами для компаний станут поиск инструментов вовлеченности и эксперименты с технологиями и форматами.
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.
Экономические
ВВП РФ
ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления.
...
Глобализация
Интерес потребителей к изучению языков в России обусловлен в первую очередь процессами глобализации, что делает знание иностранных языков, особенно английского, обязательным. Происходит усиление по всему миру экономической взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объемов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы.
...
Социальные
Реальные располагаемые денежные доходы
...
Падение численности населения
...
Качество
Одной из главных проблем становится низкое качество образовательных продуктов. Порог входа на рынок онлайн-образования небольшой, поэтому в эту нишу приходят много недостаточно профессиональных людей, единственная цель которых — заработать денег. И потребителям зачастую становится очень сложно определить, в какой школе можно получить достойное образование, а где они просто потратят деньги впустую. Отрицательное влияние фактора.
Технологические
Искусственный интеллект
С помощью искусственного интеллекта (ИИ) можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение.
Есть разные примеры использования ИИ в онлайн-обучении, почти все они подпадают под варианты использования, перечисленные ниже:
- Языковое распознавание и анализ естественного языка. Используется при изучении языков, но также и в основных специальных приложениях. Недостатком является то, что такой алгоритм часто дает сбои с детьми или людьми, владеющими несколькими языками.
- Персонализация онлайн-обучения. Корректировка материала курса в зависимости от использования и предпочтений учащегося.
- Виртуальное (онлайн) обучение. Помощь в выставлении оценок для выявления и исправления ошибок учащихся.
- Адаптивное обучение. Упреждающее выявление и устранение пробелов в знаниях учеников.
Многие из них можно комбинировать и использовать вместе, чтобы сформировать более богатую среду обучения на базе искусственного интеллекта.
Возможность бесплатного обучения
В период пандемии многие интернет-ресурсы открывали бесплатный доступ к своим курсам. Также есть достаточное количество обучающих видео в свободном доступе на YouTube.
Удобство онлайн-формата
Онлайн дает возможность учиться на протяжении всей жизни, совмещая обучение с работой и семьей. Большую часть программы можно осваивать в удобном ритме по собственному расписанию, не нужно тратить время на дорогу. Классические очные программы не могут предложить такой гибкости.
Политические
Лицензирование
Онлайн-школе не обязательно иметь образовательную лицензию, однако ее можно получить. Основная цель – маркетинг, поскольку клиенты склонны больше доверять школам, у которых есть лицензия.
Перечислим «плюсы» наличия лицензии:
- Лицензированную онлайн-школу не могут привлечь к ответственности за нарушение российского законодательства;
- Лицензия в глазах обучающихся — это признак проверки онлайн-школы, которая предоставляет качественные услуги. В основном документ размещается на сайте;
- Учащиеся, как физические лица, могут получить вычет по НДФЛ;
- У школы, заключившей договор на обучение своих специалистов, есть право учесть все расходы при расчете налога на прибыль;
- Школа выдает документ государственного образца.
Однако есть и «минусы»:
- Сложная процедура получения лицензии (оплата госпошлины, сбор необходимой документации, отправка документов в Рособрнадзор, внесение исправлений в документах в случае возникновения замечаний);
- Наличие образовательной программы;
- Многоступенчатый документооборот;
- Внеплановые и плановые проверки Рособрнадзора.
Таким образом, фактор разновекторный. С одной стороны лицензия не является обязательной, с другой стороны ее получение дает школе конкурентные преимущества, однако при этом школа столкнется с достаточно весомыми минусами.
Возможность использования материнского капитала
...
Завершая оценку факторов воздействия на рынок языковых онлайн-школ, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школ
По результатам выполненного STЕP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка языковых онлайн-школ в большей степени положительное влияние.
Среди наиболее положительных факторов на рынке отмечаются: глобализация, восстановление платежеспособности населения, удобство онлайн-формата, возможность работать без лицензии, внедрение искусственного интеллекта, возможность использования материнского капитала, стабилизация валютных курсов, улучшение значений ВВП.
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Финансово-экономические показатели языковых онлайн-школ представлены по данным Росстат с учетом ОКВЭД: (85.41.9) «Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки».
Данные за 2021 г. являются прогнозом ГидМаркет на основе данных ретроспективы.
...
Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов. Оптимальным являются значения 1,5–2,5 раз.
...
Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., раз
Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере языковых онлайн-школ, за 2017–2021 гг., сут. дн.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости, он рассчитывается для оценки платежеспособности предприятия.
...
В целом анализ отраслевых финансовых коэффициентов в сфере языковых онлайн-школ показывает низкую валовую рентабельность и рентабельность прибыли до налогообложения, при этом показатели отраслевых значений абсолютной и текущей ликвидности, финансовой устойчивости свидетельствуют о способности большинства предприятий погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов.
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке языковых онлайн-школ в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
Основные компании-участники рынка языковых онлайн-школ выделены аналитиками ГидМаркет на основании данных Smart Ranking.
...
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Оценка долей крупнейших операторов на рынке языковых онлайн-школ выполнена аналитиками ГидМаркет прогнозных данных выручки компаний в 2021 г.
Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке языковых онлайн-школ в 2021 г., %
Рынок языковых онлайн-школ в России характеризуется высоким уровнем концентрации (индекс Херфиндаля — Хиршмана HHI > 1800 – высококонцентрированный рынок).
2.3. Профили основных игроков
ХХХ
...
ХХХ
...
ХХХ
...
ХХХ
...
Изучение динамики совокупной выручки показательно с точки зрения анализа тенденций роста.
Часть 3. Анализ потребления языковых онлайн-школ
3.1. Оценка объема потребления языковых онлайн-школ на душу населения
Оценка объема потребления на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка языковых онлайн-школ к количеству населения РФ.
...
Онлайн-сегмент окончательно признан всеми участниками рынка. Инвесторы, образовательные организации и, что самое главное, пользователи рассматривают онлайн-обучение как естественную альтернативу офлайну.
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
...
В целом рынок хоть и обладает большим потенциалом, но все еще не сформировался в самостоятельную отрасль и находится на начальной степени развития.
...
3.3. Описание потребительских предпочтений
Несмотря на то, что основных критериев выбора языковой онлайн-школы несколько ...
...
Диаграмма 15. Критерии выбора онлайн-школы иностранного языка, баллы
3.4. Ценовой анализ
Аналитики ГидМаркет считают, что индексы потребительских цен на рынке языковых онлайн-школ аналогичны индексам цен на курсы иностранных языков, отслеживаемых Росстатом.
...
Стоимость занятий в онлайн-школах не зависит от региона нахождения школы или от местонахождения ученика.
Стоимость зависит от оплаты количества занятий: чем больше занятий за раз клиент оплачивает, тем дешевле выходит стоимость каждого занятия. Также на стоимость влияет уровень владения языком: чем выше уровень, тем дороже занятие.
...
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
...
Положительные факторы инвестиционного климата рынка языковых онлайн-школ доминируют над отрицательными.
...
Часть 5 Прогноз развития рынка языковых онлайн-школ до 2026 года
Прогнозировать динамику объема рынка языковых онлайн-школ позволяют следующие факторы:
...
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка
По оценке ГидМаркет, объем рынка языковых онлайн-школ в 2020 г. ...
...
Факторы макросреды оказывают на развитие рынка языковых онлайн-школ в большей степени положительное влияние. Среди наиболее положительных факторов на рынке отмечаются: глобализация, восстановление платежеспособности населения, возможность работать без лицензии, удобство онлайн-формата, внедрение искусственного интеллекта, возможность использования материнского капитала, стабилизация валютных курсов, улучшение значений ВВП.
...
Как новым, так и существующим операторам рынка языковых онлайн-школ можно дать следующие рекомендации:
...
Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика объема рынка языковых онлайн-школ, 2017–2021 гг., млрд руб.
Диаграмма 2. Структура рынка языковых онлайн-школ по видам, 2021 г., %
Диаграмма 3. Структура рынка языковых онлайн-школ в РФ по ФО, %, 2021 г.
Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2012-ноя. 2021 гг., % к прошлому году
Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, руб. за 1 доллар США, 2016–2021 гг.
Диаграмма 6. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012–сен. 2021 гг.
Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2021 гг.
Диаграмма 8. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %
Диаграмма 9. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере языковых онлайн-школ за 2017–2021 гг., раз
Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере языковых онлайн-школ, за 2017–2021 гг., сут. дн.
Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере языковых онлайн-школ, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %
Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке языковых онлайн-школ в 2021 г., %
Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка языковых онлайн-школ (ТОП-5) в России, 2017–2021 гг., %
Диаграмма 14. Объем потребления языковых онлайн-школ на душу населения, 2017–2021 гг., руб./чел.
Диаграмма 15. Критерии выбора онлайн-школы иностранного языка, баллы
Диаграмма 16. Прогноз объема рынка языковых онлайн-школ в 2021–2026 гг., млрд руб.
Таблицы
Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок языковых онлайн-школ
Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., %
Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере языковых онлайн-школ в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2017–2021 гг., раз
Таблица 4. Основные компании-участники рынка языковых онлайн-школ в 2021 г.
Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка языковых онлайн-школ
Таблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка языковых онлайн-школ
Таблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка языковых онлайн-школ
Таблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка языковых онлайн-школ
Таблица 9. Основная информация об участнике №5 рынка языковых онлайн-школ
Таблица 11. Индексы потребительских цен на рынке языковых онлайн-школ по Российской Федерации в 2017-ноя. 2021 гг., %
Таблица 12. Средние цены на рынке языковых онлайн-школ, руб./занятие 45 мин., 2021 г.
Таблица 13. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка языковых онлайн-школ
Все исследования