Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка автобусных перевозок в России

Дата выпуска 05.12.2023
Количество страниц 38
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 60000 ₽

Объект исследования 

Рынок автобусных перевозок в России является важной составляющей транспортной инфраструктуры страны. Он обеспечивает удобное и доступное средство передвижения для пассажиров на различные расстояния.Как правило, они связаны с определенными городскими, междугородними или международными маршрутами, и предоставляют людям возможность перемещаться в заданный интервал времени по заданной траектории


Цель исследования

Анализ состояния рынка автобусных перевозок в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок автобусных перевозок


Содержание 

Часть 1. Обзор российского рынка автобусных перевозок

1.1. Определение и характеристики российского рынка автобусных перевозок

1.2. Динамика объема российского рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг.

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ

1.5. Структура рынка автобусных перевозок по ФО

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке автобусных перевозок в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

3.3. Описание потребительских предпочтений

3.4. Ценовой анализ

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 5. Прогноз развития рынка автобусных перевозок до 2027 г.

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка


Отрывок из исследования 

Часть 1. Обзор российского рынка автобусных перевозок

1.1. Определение и характеристики российского рынка автобусных перевозок

Рынок автобусных перевозок в России является важной составляющей транспортной инфраструктуры страны. Он обеспечивает удобное и доступное средство передвижения для пассажиров на различные расстояния.

Среди особенностей российского рынка автобусных перевозок: 

  • Обширность территории. Россия является крупнейшей страной в мире, что создает высокий спрос на автобусные перевозки на дальние и междугородние расстояния. Отсутствие развитой железнодорожной сети в некоторых регионах делает автобусы основным средством передвижения для пассажиров; 
  • Множество населенных пунктов. Россия имеет большое количество населенных пунктов различных размеров, включая крупные города и маленькие села. Это создает потребность в различных типах автобусных маршрутов;
  • Сезонность и разнообразие климатических условий. Разнообразные климатические условия, от субарктического на севере до умеренного на юге. Это влияет на пассажиропотоки и требует адаптации маршрутов и услуг в зависимости от времени года и климатических условий; 
  • Конкуренция с другими средствами передвижения, что требует от автобусных перевозчиков предоставлять конкурентоспособные цены и качество услуг; 
  • Рынок автобусных перевозок в России регулируется государственными органами и требует соответствия определенным нормам и лицензированию. Это влияет на условия предоставления услуг и требует от компаний соблюдения соответствующих правил и стандартов; 
  • Внедрение новых технологий, таких как онлайн-бронирование, электронные билеты и системы мониторинга, становится все более важным. Это способствует повышению удобства и эффективности услуг, а также улучшению взаимодействия с клиентами.

Учитывая эти особенности, развитие рынка автобусных перевозок в России требует адаптации к специфике страны, включая обеспечение удобства и комфорта пассажиров, оптимизацию маршрутов и расписаний, а также использование современных технологий для улучшения качества предоставляемых услуг.

1.2. Динамика объема российского рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг.

После резкого спада, вызванного пандемией коронавируса covid-19, рынок автобусных перевозок начал постепенно восстанавливаться. Однако восстановление медленное, что в основном связано с продолжающимся режимом удаленной работы, а также со снижением экономической активности в целом. 

Диаграмма 1. Динамика объема рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг., млрд чел.

Динамика объема рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг., млрд чел.

В стоимостном выражении объем рынка автобусных перевозок за 2018-2022 гг. увеличился на …%. 

1.3. Оценка степени влияния текущего кризиса на анализируемый рынок 

Общая мобильность населения страны на фоне кризиса и геополитической напряженности стала снижаться. На ситуацию в пассажироперевозках заметно повлияло объявление о частичной мобилизации. Оно могло сдержать как непосредственное передвижение жителей по стране, так и сказаться на их планах по дальним поездкам из‑за возникшей неопределенности. 

Также перевозчиками отмечается ряд проблем на фоне текущего кризиса:

1.4. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 

В структуре рынка автобусных перевозок по видам лидируют городские пассажирские перевозки …

Диаграмма 3. Структура рынка автобусных перевозок по видам, %

Структура рынка автобусных перевозок по видам, %

1.5. Структура рынка автобусных перевозок по ФО

В структуре рынка по федеральным округам наибольший объем перевозок наблюдается в Центральном ФО …

1.6. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка

В настоящее время специалисты выделяют следующие тенденции в развитии рынка автобусных перевозок:

  • Рост спроса на автобусные перевозки с более комфортабельными салонами, Wi-Fi, зарядкой для устройств и другими дополнительными услугами; 
  • Рост интереса к экологически чистым формам транспорта, таким как электробусы или автобусы, работающие на альтернативных источниках энергии; 
  • Развитие внутреннего туризма; 
  • Внедрение онлайн-бронирования, мобильных приложений, электронных билетов и систем мониторинга автобусов, что повышает удобство и доступность услуг для пассажиров; 
  • Улучшение состояния автостанций, расширение и модернизация транспортной инфраструктуры; 
  • Рост доли автобусов китайского производства на российском рынке;
  • Обновление автобусных парков; 
  • Дефицит водителей общественного транспорта;
  • Урбанизация.

Перспективы: 

  • Создание центров компетенций;
  • Развитие инфраструктуры газовых заправочных и зарядных станций; 
  • Продолжающийся рост стоимости перевозок; 
  • Повышение качества автобусных перевозок.

1.7. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос.

  • Экономические

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

  • Социальные

Численность населения

На протяжении 2014–2017 гг. численность населения РФ демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения в 2016–2019 гг. 

Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2017 г.), которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль.

Реальные доходы населения

Рост личного автотранспорта

Диаграмма 9. Динамика количества собственных автомобилей, 2015-2022 гг., шт./1000 чел.

 Динамика количества собственных автомобилей, 2015-2022 гг., шт./1000 чел.

Растет и поток россиян, путешествующих на своем личном автомобиле. 

  • Технологические

Развитие инфраструктуры

Качество и доступность транспортной инфраструктуры, включая дороги и автостанции, играют важную роль в развитии рынка автобусных перевозок. 

Россия постоянно находится в процессе совершенствования транспортной инфраструктуры. Например, на Восточном экономическом форуме ВЭФ–2023, Владимир Путин, говоря о недавно открытом участке скоростной автодороги М–12 от Москвы до Арзамаса, сообщил, что к концу 2023 г. трасса дойдет до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени. Скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток до Тихого океана. Будет сформирован единый транспортный коридор «Россия» от Санкт–Петербурга до Владивостока. Он послужит основой для развития туризма, для связи логистических, аграрных и производственных центров, даст импульс предпринимательству, обновлению городов и поселков. 

Улучшение и модернизация инфраструктуры способствуют развитию и возрастанию спроса на автобусные перевозки. Положительное влияние фактора.

Внедрение новых технологий

Внедрение новых технологий, таких как онлайн-бронирование, электронные билеты и мониторинг автобусов, улучшает удобство и эффективность автобусных перевозок, а также повышает их привлекательность для пассажиров. Положительное влияние фактора.

  • Политические

Обновление парка автобусов

Отметим, что диаграмма отражает возрастную структуру парка автобусов, принадлежащих предприятиям пассажирского транспорта (без учета микропредприятий и ИП), осуществляющим пассажирские перевозки автобусами. В общей структуре российского автобусного парка доля автобусов старше 10 лет значительно выше: по данным Автостата, средний возраст автобусов в России составляет  16,6 лет.

Чтобы иметь возможность выигрывать тендеры на обслуживание городских автобусных маршрутов перевозчики вынуждены обновлять парк, используя привлечение кредитных средств и лизинг.

Лицензирование

Деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами подразумевает получение лицензии на такие перевозки. Данное требование регламентировано Федеральным законом РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензию должны получить любые юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки транспортными средствами категории М2 и М3, то есть предназначенные для перевозки 8 и более пассажиров.

Сложность оформления лицензии проявляется в большом количестве требований и объемном пакете документов. Отрицательное влияние фактора.

Завершая оценку факторов воздействия на рынок автобусных перевозок, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автобусных перевозок

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автобусных перевозок

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени положительное влияние. 

Среди положительных факторов следует отметить обновление парка, развитие инфраструктуры, внедрение новых технологий, снижение доходов населения, восстановление ВВП.

1.8. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности

Финансово-экономические показатели автобусных перевозок представлены аналитиками ГидМаркет по данным Росстата с учетом ОКВЭД 2: (49.39.1) Перевозки междугородные и специальные сухопутным пассажирским транспортом по расписанию, (49.39.3) Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные, (49.31.21) Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам. 

Валовая рентабельность показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Служит оценкой экономической эффективности предприятия, которая отражает рациональное использование трудовых, материальных, денежных и прочих ресурсов.

На протяжении исследуемого периода валовая рентабельность отрасли автобусных перевозок не только ниже средних значений рентабельности всех отраслей экономики, но и находится в зоне отрицательных значений.

Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли автобусных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018-июн. 2023 гг., %

Основные компании-участники рынка автобусных перевозок в 2022 г.

Рентабельность прибыли до налогообложения отражает долю от выручки, которая осталась на предприятии в качестве прибыли до налогообложения. 

Текущая ликвидность характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства предприятия обеспечены текущими активами. Показывает, сколько рублей текущих активов приходится на единицу краткосрочных пассивов.

Более жестким критерием ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг.

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере автобусных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018-июн. 2023 гг., раз

Основная информация об участнике №1 рынка автобусных перевозок

Деловая активность – это способность предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке, это результативность работы предприятия относительно величины расхода ресурсов в процессе операционного цикла. 

Показатели деловой активности связаны со скоростью оборота средств: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит тем выше финансовая эффективность предприятия и отрасли в целом как совокупности множества предприятий.

Стабильность финансового положения предприятия невозможно без эффективного управления оборотным капиталом, основанного на выявлении существенных факторов и мер по обеспечению предприятия собственными оборотными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости, он рассчитывается для оценки платежеспособности предприятия. 

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке автобусных перевозок в России

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Рынок автобусных перевозок в России является конкурентным. Каждый оператор может специализироваться на определенных направлениях или регионах, предлагая различные типы автобусов и уровень комфорта. Конкуренция между операторами автобусных перевозок стимулирует внедрение инноваций и улучшение качества услуг.

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

По состоянию на 2022 г. крупнейшим оператором рынка автобусных перевозок в России является …

В целом рынок характеризуется низким уровнем концентрации (большое количество операторов с относительно небольшими долями рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI<1000). Слияния и поглощения компаний допускаются беспрепятственно.

2.3. Профили основных игроков

ХХХ

ХХХ

ХХХ

В исследуемом периоде наблюдается ежегодный рост совокупной выручки крупнейших операторов рынка …

Часть 3. Анализ потребления

3.1. Оценка объема потребления услуг на душу населения

Объем потребления автобусных перевозок на душу населения рассчитан ГидМаркет, исходя из общей численности населения России. 

В целом объем потребления автобусных перевозок на душу населения увеличивается. 

3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России

Рынок автобусных перевозок находится в стадии зрелости. Стадия зрелости самая длительная из всех стадий жизненного цикла. Она построена на пользовании услугой консервативными потребителями, на известности и широкой представленности, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Достигнут максимальный охват целевой аудитории и сформирована культура пользования услугой. В работе с целевой аудиторией акцент делается на удержании потребителя, поиске новых микро-ниш, мониторинге удовлетворенности услугами и внедрению оперативных мер при снижении лояльности.

На стадии зрелости формируется средний уровень цен. Ценовая конкуренция снижается. 

3.3. Описание потребительских предпочтений            

Цена является одним из основных факторов, влияющих на выбор пассажира. Многие пассажиры предпочитают более доступные цены и поэтому ищут операторов с конкурентоспособными тарифами … балла. 

Диаграмма 15. Критерии выбора автобусного перевозчика, %

Критерии выбора автобусного перевозчика, %

Пассажиры часто оценивают уровень комфорта и удобства предоставляемых услуг. Это может включать комфортабельные сиденья, питание, Wi-Fi, развлекательные системы и другие дополнительные услуги …

Важно отметить, что предпочтения могут отличаться для разных групп пассажиров, таких как туристы, командированные лица или ежедневные пассажиры.

3.4. Ценовой анализ

В целом по России в исследуемом периоде индексы цен на рынке автобусных перевозок неизменно увеличивались. Максимальное годовое увеличение стоимости услуг в исследуемом периоде было отмечено в 2022 г.  …%. 

В целом на рынке автобусных перевозок наблюдается общий тренд увеличения стоимости поездок. Этому способствуют несколько факторов, включая рост цен на топливо, износ и необходимость обновления транспортных средств, а также требования безопасности, в частности установка систем ГЛОНАСС. В связи с этим, операторы перевозок вынуждены повышать цены, чтобы покрыть увеличивающиеся издержки. Однако, рост цен сдерживается сокращением доходов населения, что негативно сказывается на рентабельности перевозчиков – рост цен на услуги не соответствует росту издержек. 

Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Положительные факторы инвестиционного климата рынка автобусных перевозок доминируют над отрицательными. 

Среди наиболее значимых положительных факторов можно выделить: …

Наиболее значимые негативные факторы: …

 

Часть 5. Прогноз развития рынка автобусных перевозок до 2027 г.

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. 

Главная особенность текущей экономической ситуации в том, что предложение сжимается сильнее спроса. Именно это создает основное инфляционное давление. Колоссальная неопределенность ситуации выражается в повышенном объеме рисков для прогноза.

При этом прогнозные показатели развития экономики России различными ведомствами пересматриваются. Отмечается тренд на пересмотр в лучшую сторону сверхнегативных прогнозов развития российской экономики. 

Также прогнозировать динамику объема рынка автобусных перевозок позволяют следующие факторы: …

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка 

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени положительное влияние. Среди положительных факторов следует отметить обновление парка, развитие инфраструктуры, внедрение новых технологий, снижение доходов населения, восстановление ВВП.

Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности демонстрирует низкую доходность отрасли.

Комплексная оценка факторов инвестиционной привлекательности демонстрирует нейтральный инвестиционный климат. 

Повышение уровня комфорта, внедрение новых технологий, развитие маршрутов и улучшение транспортной инфраструктуры могут способствовать расширению рынка. Сдерживающее влияние будет оказывать низкая рентабельность деятельности перевозчиков, конкуренция с другими видами транспорта, высокие затраты на эксплуатацию и обслуживание.

Как новым, так и существующим операторам рынка автобусных перевозок можно дать следующие рекомендации:


Диаграммы

Диаграмма 1. Динамика объема рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг., млрд чел.

Диаграмма 2. Динамика объема рынка автобусных перевозок, 2018-2022 гг., млрд руб.

Диаграмма 3. Структура рынка автобусных перевозок по видам, %

Диаграмма 4. Структура рынка автобусных перевозок по ФО, 2022 г., %

Диаграмма 5. Динамика ВВП РФ, 2014–июн. 2023 гг., % к прошлому году

Диаграмма 6. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2018-сен. 2023 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 7. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2014–2023 гг., млн чел.

Диаграмма 8. Динамика реальных доходов населения РФ, 2014–июн. 2023 гг., %

Диаграмма 9. Динамика количества собственных автомобилей, 2015-2022 гг., шт./1000 чел.

Диаграмма 10. Возрастная структура парка автобусов общего пользования в России, %

Диаграмма 11. Доли крупнейших конкурентов на рынке автобусных перевозок в 2022 г., %

Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка автобусных перевозок (ТОП-5) в России, 2018-2022 гг., млрд руб.

Диаграмма 13. Объем потребления услуг на душу населения, 2018-2022 гг., руб./чел.

Диаграмма 14. Стадия жизненного цикла отрасли

Диаграмма 15. Критерии выбора автобусного перевозчика, %

Диаграмма 16. Прогноз объема рынка автобусных перевозок в 2023-2027 гг., млрд руб. 


Таблицы

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок автобусных перевозок

Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли автобусных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018-июн. 2023 гг., %

Таблица 3. Абсолютная ликвидность в сфере автобусных перевозок в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2018-июн. 2023 гг., раз

Таблица 4. Основные компании-участники рынка автобусных перевозок в 2022 г.

Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка автобусных перевозок

Таблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка автобусных перевозок

Таблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка автобусных перевозок

Таблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка автобусных перевозок

Таблица 9 . Основная информация об участнике №5 рынка автобусных перевозок

Таблица 10. Индексы потребительских цен на рынке автобусных перевозок по Российской Федерации в 2018-авг. 2023 гг., %

Таблица 11. Средние цены на рынке автобусных перевозок по ФО, 2018-июл. 2023 гг., руб./50 км

Таблица 12. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка автобусных перевозок

Таблица 13. Прогнозные показатели развития экономики РФ