Анализ рынка профессионального допобразования в России

Анализ рынка профессионального допобразования в России Анализ рынка профессионального допобразования в России Анализ рынка профессионального допобразования в России
Дата выпуска
12.04.2021
Страниц
65
Цена
69000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Сегодня по данным Минобрнауки по всей стране действует более 6000 подразделений дополнительного профессионального образования, и если до 2016 года включительно их количество по всей стране увеличивалось, то с 2017 года происходят колебания количества на 3-6% ежегодно. Ежегодно более 88% слушателей получают услуги ДПО по программам повышения квалификации, и менее 12% - по программам профессиональной подготовки. При этом в целом можно отметить, что структура рынка по видам программ является достаточно стабильной, хотя некоторые эксперты говорят о имеющейся тенденции к еще большему увеличению популярности коротких программ.

Цель исследования
Анализ состояния рынка профессионального допобразования, оценка объема рынка, анализ конкурентов, потребления, цен, а также определение факторов, влияющих на рынок профессионального допобразования.

Содержание
Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного профессионального образования
1.1. Определение и характеристики российского рынка дополнительного профессионального образования
1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного профессионального образования, 2016-2020 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ
1.4. Структура рынка дополнительного профессионального образования по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного профессионального образования в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления дополнительного профессионального образования
3.1. Оценка объема потребления дополнительного профессионального образования на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного профессионального образования до 2025 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Отрывок из исследования

Часть 1. Обзор российского рынка дополнительного профессионального образования
1.1. Определение и характеристики российского рынка дополнительного профессионального образования
Рассмотрим характеристики и особенности рынка дополнительного профессионального образования в России. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. …
Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. Данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:
- Повышение квалификации — краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).
- Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или смену направления профессиональной деятельности.
Диаграмма 1. Динамика количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в России в 2016-2019гг., ед.

История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 годах началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО.
Сегодня по данным Минобрнауки по всей стране действует более 6000 подразделений дополнительного профессионального образования, и если до 2016 года включительно их количество по всей стране увеличивалось, то с 2017 года происходят колебания количества на 3-6% ежегодно. 
Указанные организации ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше … млн тыс. специалистов. По данным Минобрнауки в 2019 году прошли обучение … млн человек, однако из-за экономического кризиса и карантинных мероприятий, вследствие которых длительное время очные образовательные программы не проводились, в 2020 году количество слушателей, вероятно, было менее … млн человек.
Согласно данным Минобрнауки по количеству учреждений ДПО лидируют специализированные Организации ДПО, а также Профессиональные образовательные организации, каждая из категорий занимает более трети в структуре.
При этом по мнению экспертов одна из ключевых ролей в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО.
1.2. Динамика объема российского рынка дополнительного профессионального образования, 2016-2020 гг.
Рассмотрим динамику объема рынка дополнительного профессионального образования в России. Оценки экспертов отрасли в части ее размеров значительно разнятся.  …
Замедление рынка, произошедшее в 2015-2016 годах в связи с экономическим кризисом, сменилось в 2017 году реализацией отложенного спроса и достаточно высоким темпом прироста – …% в текущих ценах и …% в сопоставимых ценах. Далее в 2018 и 2019 годах темпы прироста немного снизились, но при этом значительно превышали темпы развития экономики.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых услуг в РФ 
Ежегодно более … % слушателей получают услуги ДПО по программам повышения квалификации, и менее … % - по программам профессиональной подготовки. При этом в целом можно отметить, что структура рынка по видам программ является достаточно стабильной, хотя некоторые эксперты говорят о имеющейся тенденции к еще большему увеличению популярности коротких программ.
1.4. Структура рынка дополнительного профессионального образования по ФО
Диаграмма 7. Структура оказания услуг дополнительного профессионального образования в РФ по ФО в 2020 году в стоимостном выражении, % 

… 
В целом распределение долей между федеральными округами по объемам оказанных услуг ДПО является неравномерным. Традиционно лидирует Центральный ФО, занимающий долю более … %. ЦФО традиционно является самый перспективным и концентрированным рынком сбыта для многих видов услуг. 
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
К примеру, если рассматривать тенденции с точки зрения крупнейших компаний России, то можно выделить следующие:
- Внедрение программ по развитию компетенций в области цифровизации. К примеру, среди крупнейших компаний-потребителей услуг ДПО Лукойл, Россети, Росатом развивают такое направление. В Лукойл развивается направление «Цифровой персонал», которое включает обучение работников навыкам применения современных цифровых технологий и устройств, а также создание базы знаний ключевых 
-
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
Макроэкономические факторы оказывают влияние на динамику всех отраслей хозяйства РФ, в том числе и на рынок дополнительного профессионального образования. Основными группами факторов являются: экономические, политические, социальные и технологические.
Экономические
В условиях обстоятельств, на данный момент (март 2021 года) негативно влияющих на размер ВВП в краткосрочной и среднесрочной перспективе, укажем мнения экспертов относительно темпов развития мирового ВВП и разных стран. …
Динамика цен на электроэнергию, топливо. Динамика тарифов на электроэнергию и цен на топливо влияют на любую отрасль.  Как показано в таблице, цены на указанные категории ежегодно увеличиваются, ИПЦ во всех случаях выше 100%, что негативно влияет на рассматриваемый рынок.
Социальные
В течение 2010-2018 годов наблюдался рост численности населения. Прирост 1,81% в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом обусловлен помимо естественного прироста и прироста за счет миграции присоединением к территории государства Республики Крым и города Севастополя. Однако на начало 2018 года темп прироста численности населения упал до 0,05% к предыдущему 2017 году, в 2019 году (на 1.01.2019) рост населения прекратился, уровень вернулся к значению 2017 года. По данным на 1 января 2020 года наблюдалось очередное снижение на 0,02%. Данный фактор оказывает негативное влияние на рассматриваемый рынок.
Общие тенденции в изменении макроэкономических показателей можно проследить и в такой величине, как реальные доходы населения, которые определяют уровень платежеспособного спроса. 
Согласно данным Росстат в 1 квартале 2020 года индекс реальных располагаемых доходов населения составил 101,0% к 1 кварталу 2019 года. Но уже за 2 квартал показатель был равен 92,1% ко 2 кварталу 2019 года. Несмотря на то, что карантинные меры ограничения в 3 квартале были смягчены, доходы населения продолжили падение - в 3 квартале 2020 года индекс составил 94,7%. В 4 квартале 2020 года индекс составил 98,3% к 4 кварталу 2019 года. …
Современные тенденции развития больших городов и изменение образа жизни человека. …
Технологические
Научные исследования и разработки, новые формы ведения маркетинга. Модификация бизнес процессов, в отношении продвижения (в частности, онлайн-маркетинга), дистрибуции и розничных продаж, IT-разработки приводит к снижению издержек и/или созданию конкурентных преимуществ бренда. 
Уровень проникновения интернета. 
Развитие электронной коммерции. Развитие средств коммуникации и информационных технологий способствует развитию рынка онлайн-обучения. …
Самоизоляция, карантинные мероприятия из-за пандемии коронавируса, прочие ограничения. Во-первых, в течение некоторого времени учреждения ДПО были закрыты, во-вторых, в настоящее время могут существовать ограничения по количеству посетителей занятий, что негативно влияет на рынок.
Политические
Кредитная политика. …
Правительство РФ ведет активную деятельность, направленную на доступность кредитных средств, средневзвешенная процентная ставка в 2016-2020 годах имеет тенденцию к уменьшению. Низкие стабильные процентные ставки позволят более уверенно планировать бизнес, планировать потребительские расходы. Положительное влияние фактора.
Государственное регулирование – это фактор, в целом оказывающий существенное влияние на текущую рыночную ситуацию. Он представляет собой совокупность централизованного административного влияния на деятельность сектора экономики посредством формирования нормативно-законодательной базы. …
Таблица 6. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного профессионального образования

1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Так как для оформления деятельности компаний, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования, в классификаторе предусмотрен отельный код, то при анализе использованы среднегодовые данные по данной отрасли ОКВЭД2: 85.42 Образование профессиональное дополнительное. …
Деловая активность - это способность предприятия по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке, это результативность работы предприятия относительно величины расхода ресурсов в процессе операционного цикла. …
Динамика среднего срока оборота дебиторской задолженности в период с 2016 по 2020 год в целом имела линейный характер – показатель практически ежегодно увеличивался, что говорит о влиянии на этот показатель нестабильной макроэкономической ситуации. По итогам 2020 года отмечено увеличение на … % к 2019 году, что является негативной тенденцией. …
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке дополнительного профессионального образования в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке 
При формировании рейтинга ведущих компаний рынка рассматривались как высшие учебные заведения, помимо основных программ обучения осуществляющие деятельность по предоставлению услуг дополнительного профессионального образования, так и организации, специализирующиеся на таких услугах. Топ-5 компаний рынка по выручке от предоставления услуг ДПО в 2020 году представлены в таблице.
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
Диаграмма 21. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного профессионального образования (ТОП-5) в России, 2016-2020 гг., млрд руб.

..
Динамика совокупной выручки лидеров рынка ДПО в России имеет линейный характер – показатель ежегодно увеличивается, за период с 2016 года прирост составил …%. В 2020 году по оценке ГидМаркет совокупная выручка составила … млрд руб., что на … % выше уровня 2019 года. Темп прироста в 2020 году по сравнению с предыдущими периодами снизился вследствие влияния кризиса.
Часть 3. Анализ потребления дополнительного профессионального образования
3.1. Оценка объема потребления дополнительного профессионального образования на душу населения
Объем потребления ДПО на душу населения рассчитан ГидМаркет исходя из отношения ежегодного объема рынка к численности населения РФ на 1 января соответствующего года.
До 2019 года включительно показатель потребления на душу населения имел тенденцию к увеличению. В 2019 году он составил … руб./чел., что превышает уровень 2018 года на … %, а уровень 2016 года на … %. В 2020 году в связи с кризисом и введением карантина в марте-мае, закрытием учреждений образования на длительный срок уровень потребления снизился до … руб./чел., что ниже уровня показателя 2018-2019 годов.
3.3. Описание потребительских предпочтений
Представим данные исследований в части дополнительного образования взрослых. Так как некоторые эксперты рынка включают в объем ДПО также и обучение различным «мягким»  навыкам, то данные о них не исключались.
В 2019 году …% целевой аудитории рынка обучались по одному направлению, …% сочетали два различных направления, …% учились по трём, …% — по четырём, …% — не менее чем по пяти. 
Аудиторию учащихся можно примерно поровну разделить на сегмент «прагматиков» и тех, кто не ставит перед собой профессиональных целей. Наиболее распространённая цель обучения — получить дополнительные навыки внутри своей профессии. Другие «прагматические» мотивы заметно уступают по уровню востребованности. Обучение, не направленное на профессиональные результаты, включает главным образом учёбу для удовольствия (…%) и для расширения кругозора (…%). Намерены продолжать обучение по выбранному направлению 39% аудитории рынка дополнительного образования, …% скорее не намерены, ещё около 20% не собираются продолжать обучение по своему направлению.
Диаграмма 25. Цели дополнительного обучения, %

Самый многочисленный сегмент аудитории – обучение на производстве, повышение квалификации (…%), в который входят: курсы повышения квалификации и переквалификации на производстве, стажировки, сертификация компетенций и навыков (охрана труда, охрана окружающей среды и пр.), управление производственным оборудованием и погрузочным транспортом. ...
Если рассматривать направление b2с, то тремя наиболее популярными направлениями являются: рабочие специальности – …%, иностранные языки с долей …% и продажи, маркетинг, реклама с долей …%.
3.4. Ценовой анализ
Цены на услуги дополнительного профессионального образования в России ежегодно растут, о чем свидетельствуют данные по ИПЦ – в течение всего периода показатель превышает …%. Наиболее быстро дорожали услуги ДПО в 2017 и 2018 годах – ИПЦ был выше …%. За первые 2 месяца 2021 года цены повысились уже на …%.
Тем не менее стоит отметить, что базисный темп прироста за период с 2016 по 2020 годы составил …% при повышении цен на все виды услуг в России в среднем на …%; таким образом динамика цен на услуги ДПО более спокойная по сравнению со средним показателем по стране. …
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка дополнительного профессионального образования до 2025 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в России в 2016-2019гг., ед.
Диаграмма 2. Количество слушателей программ ДПО в 2015-2019гг., млн чел.
Диаграмма 3. Структура численности учреждений ДПО по видам в 2015-2019гг., %
Диаграмма 4. Структура рынка по источнику спроса на услуги ДПО в 2020 году, %
Диаграмма 5. Динамика объема рынка дополнительного профессионального образования, 2016-2020 гг., млрд руб.
Диаграмма 6. Структура рынка дополнительного профессионального образования по видам в 2017-2020гг., %
Диаграмма 7. Структура оказания услуг дополнительного профессионального образования в РФ по ФО в 2020 году в стоимостном выражении, %
Диаграмма 8. Структура оказания услуг дополнительного профессионального образования в РФ по ФО в 2020 году в натуральном выражении (по численности обученных лиц), %
Диаграмма 9. Динамика ВВП РФ, 2007-2020г., % к предыдущему году
Диаграмма 10. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 –2020 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 11. Динамика численности населения РФ на 1 января, 2010-2020 гг., млн чел., %
Диаграмма 12. Прогноз численности населения в России на период 2021-2024 гг., млн чел.
Диаграмма 13. Динамика реальных доходов населения РФ, 2011 – 2020 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 14. Проникновение интернета в России среди аудитории 16 лет и старше, 2012-2019гг., %
Диаграмма 15. Динамика размера средней процентной ставки по кредитам, 2015-2020 (янв.-ноя.), гг., %
Диаграмма 16. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Диаграмма 17. Текущая ликвидность (общее покрытие) в сфере дополнительного профессионального образования за 2016-2020 гг., раз
Диаграмма 18. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере дополнительного профессионального образования, за 2016-2020 гг., сут. дн.
Диаграмма 19. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере дополнительного профессионального образования, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Диаграмма 20. Доли крупнейших конкурентов на рынке дополнительного профессионального образования в 2020 г., %
Диаграмма 21. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка дополнительного профессионального образования (ТОП-5) в России, 2016-2020 гг., млрд руб.
Диаграмма 22. Объем потребления дополнительного профессионального образования на душу населения, 2016-2020 гг., руб./чел.
Рисунок 23. Стадия жизненного цикла рынка дополнительного профессионального образования
Диаграмма 24. Количество направлений дополнительного обучения в 2019 году, %
Диаграмма 25. Цели дополнительного обучения, %
Диаграмма 26. Распределение аудитории между основными направлениями обучения по численности учащихся в 2019 году, %
Диаграмма 27. Рынок дополнительного b2c-обучения взрослых в 2019 году по направлениям, %
Диаграмма 28. Прогноз объема рынка дополнительного профессионального образования в 2021-2025 гг., млрд руб.

Список таблиц
Таблица 1. Прогнозы различных источников по показателю реального ВВП в России в 2020-2023гг. (базовый сценарий), %
Таблица 2. ИПЦ на отдельные виды промышленных товаров по РФ на конец периода в 2014-2020гг., %
Таблица 3. Численность городского и сельского населения в России в 2014-2020гг. (на 1 января), млн чел., %
Таблица 4. Показатели мониторинга развития информационного общества в РФ в 2012-2019гг., ед. изм.
Таблица 5. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным операциям в рублях без учета ПАО Сбербанк (% годовых), 2015-2020 (янв.-ноя.) гг.
Таблица 6. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного профессионального образования
Таблица 7. Валовая рентабельность отрасли дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., %
Таблица 8. Абсолютная ликвидность в сфере дополнительного профессионального образования в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2016-2020 гг., раз
Таблица 9. Основные компании-участники рынка дополнительного профессионального образования в 2020 г.
Таблица 10. Основная информация об участнике №1 рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 11. Основная информация об участнике №2 рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 12. Основная информация об участнике №3 рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 13. Основная информация об участнике №4 рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 14. Основная информация об участнике №5 рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 15. Индексы потребительских цен на рынке дополнительного профессионального образования по Российской Федерации в 2016-2021 гг. (янв.-фев.), %
Таблица 16. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на занятия на курсах профессионального обучения) по ФО в 2016-2020гг., руб./чел. ч
Таблица 17. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на занятия на курсах иностранных языков) по ФО в 2016-2020гг., руб./чел. ч
Таблица 18. Средние цены на рынке дополнительного профессионального образования (на начальный курс обучения вождению легкового автомобиля) по ФО в 2016-2020гг., руб./ед.
Таблица 19. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка дополнительного профессионального образования
Таблица 20. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года (базовый вариант), ед. изм.
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ