Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка гражданских самолетов в России

Дата выпуска 04.11.2021
Количество страниц 45
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 45000 ₽

Актуальность исследования

Авиастроительная отрасль – одна из вершин научно-технического прогресса, которая функционирует в наиболее жесткой конкурентной среде и постоянно находится в динамичном состоянии, что обусловливает необходимость для производителей в своевременной адаптации и принятию решительных шагов с целью удержания и закрепления своих позиций на рынке


Цель исследования

Анализ состояния рынка гражданских самолетов, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок гражданских самолетов


Содержание

Часть 1. Обзор российского рынка гражданских самолетов

1.1. Основные характеристики рынка
1.2. Динамика объема рынка гражданских самолетов 2016-2020гг. Потенциальная емкость рынка
1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.4. Стадия жизненного цикла рынка гражданских самолетов
1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке гражданских самолетов

2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ производства гражданских самолетов

3.1. Объем и динамика внутреннего производства гражданских самолетов
3.2. Доля экспорта в производстве гражданских самолетов
3.3. Сегментация производства гражданских самолетов по регионам
3.3.1. Производство по федеральным округам
3.3.2. Производство по субъектам РФ

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок гражданских самолетов

4.1. Объем и динамика импорта гражданских самолетов
4.2. Структура импорта
4.3. Объем и динамика экспорта гражданских самолетов
4.4. Структура экспорта

Часть 5. Анализ потребления гражданских самолетов

5.1. Динамика объема потребления гражданских самолетов
5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам
6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 8. Прогноз развития рынка гражданских самолетов до 2025 г.

Часть 9. Рекомендации и выводы


Отрывок из исследования

Часть 1. Обзор российского рынка гражданских самолетов

1.1. Основные характеристики рынка

Авиастроительная отрасль – одна из вершин научно-технического прогресса, которая функционирует в наиболее жесткой конкурентной среде и постоянно находится в динамичном состоянии, что обусловливает необходимость для производителей в своевременной адаптации и принятию решительных шагов с целью удержания и закрепления своих позиций на рынке. 

Успех компании в данном случае определяется способностью не только разрабатывать и внедрять инновационные стратегии, но и чутко реагировать на изменения в поведении других действующих и потенциальных участников рынка, поскольку основной и системообразующей конкурентной стратегией у всех поставщиков авиационной техники является работа на опережение других участников рынка.

На рынке гражданского самолетостроения сформированы предельно высокие барьеры вхождения (включая временные, финансовые и ресурсные барьеры), что последовательно изменяет деятельность участников рынка – они становятся либо подразделениями крупных компаний или уходят с данного рынка в другие отраслевые сегменты (чаще всего, производства техники с применением моторов и двигателей).

В России в настоящее время чрезвычайно велика доля государственного влияния в авиационной промышленности, реализуемого через систему участия в уставном капитале, финансировании деятельности из бюджета на основе государственных программ, субсидировании авиакомпаний при покупке новых российских самолетов, соглашения о заказах на межгосударственном уровне. Активно происходит объединение авиастроительных компаний в единый концерн внутри Государственной корпорации «Ростех» – ПАО «ОАК», что очевидно сможет сформировать дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

В России на рынке преобладает импортная продукция, доля которой в исследуемом периоде находится в пределах ...%. 

Диаграмма 1. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке гражданских самолетов, 2016-2020 гг., %

Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке гражданских самолетов, 2016-2020 гг., %

1.2. Динамика объема рынка гражданских самолетов 2016-2020гг. Потенциальная емкость рынка

До 2018 г. объем рынка гражданских самолетов в России ежегодно демонстрировал рост.
...
По мнению ОАК, в ближайшие 20 лет основным спросом будут пользоваться узкофюзеляжные самолеты вместимостью 166-200 кресел. 
...

1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос. 

Экономические

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. 
Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.
...

Социальные

Падение численности населения

Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2017 г.), которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль.
...

Реальные располагаемые денежные доходы
...

Диаграмма 7. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012-1 полуг. 2021 гг. 

Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012-1 полуг. 2021 гг.

...
Аэрофобия

Аэрофобия — это неконтролируемый (иррациональный) страх летать на самолете. Психология считает такое расстройство распространенным у людей в возрасте старше 25 лет.
В основе аэрофобии лежит навязчивый страх смерти. Аэрофобы боятся авиакатастрофы и собственного бессилия проконтролировать эту воображаемую ситуацию.
Как правило, люди, страдающие аэрофобией предпочитают самолетам поезда, что отнимает часть выручки у авиационной отрасли. Негативное влияние фактора.
Технологические

Разработки новых самолетов

Среди новых самолетов в информационном пространстве в основном обсуждают «Суперджет» и МС-21, хотя в работе есть еще несколько проектов.
«Суперджет NEW»
...
МС-21
...
Ил-114
...
Ил-96
...
CR929
...
Необходимость комплексного подхода
...
Импортозависимость
...

Политические

Поддержка отрасли

Летом 2021 г. Минпромторг РФ подготовил проект создания «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности» для включения в стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 г. 
...
Спрос на перевозки напрямую влияет на спрос на продукцию авиационной промышленности. Негативное влияние фактора.
Завершая оценку факторов воздействия на российский рынок гражданских самолетов, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок гражданских самолето

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок гражданских самолетов

По результатам выполненного STEP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени отрицательное влияние.

Среди значимых отрицательных факторов – сокращение авиаперелетов и, как следствие, доходов аэропортов, импортозависимость отрасли, нестабильность валютных курсов, аэрофобия, падение доходов и численности населения.

1.4. Стадия жизненного цикла рынка гражданских самолетов
Рынок гражданских самолетов уже долгое время находится в стадии зрелости. Причиной тому является возможность растяжения периода зрелости за счет создания новых модификаций самолетов. Активное развитие технологий и внедрение инноваций также способствуют этому.
...

Происходит новая волна цифровой трансформации, когда в авиастроении осуществляется постановка принципиально отличающихся задач по всем этапам жизненного цикла самолета (от идеи до испытаний, запуска в серийное производство и поддержки эксплуатации) и внедрения в процесс создания самолета новых, ранее не существовавших технологий. 

Следует отметить, что, по мнению ряда исследователей, будут возрастать не только продажи самолетов, а и все то, что связано с экономичностью и топливной эффективностью, с сервисной деятельностью, эксплуатацией и обратным выкупом, что также повышает требования к надежности летательных аппаратов и возможно станет источником для разрушения сформировавшейся дуополии авиастроительных гигантов и появлению новых компаний и модификаций самолетов. 
Направления роста конкурентоспособности опираются на ключевые технологические тренды.

1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Основная конкуренция на рынке гражданских самолетов наблюдается со стороны поездов.
Тем более, набирает популярность тренд на ответственное потребление и экологичность. Некоторые экологи вообще призывают отказаться от полетов в пользу железных дорог. 

Европейские страны вводят экологические сборы, в ряде случаев делающие бессмысленными полеты лоукостерами, а французские парламентарии в апреле 2021 г. и вовсе проголосовали за запрет внутренних перелетов на короткие дистанции – те, которые поезд может преодолеть быстрее чем за 2,5 часа.

В разгар пандемии чешская частная компания RegioJet запустила новый железнодорожный маршрут, соединяющий Прагу, Вену и Будапешт. Ее цель — конкурировать с воздушным транспортом. По мнению владельца компании, молодое поколение в особенности стремится к защите экологии. А значит, молодежь будет отдавать предпочтение поездам, если время пути составляет от 4 до 6 часов.

Представим в таблице плюсы и минусы путешествий на поезде и самолете.
...
Несмотря на большое количество различий основными факторами выбора служат время в пути и стоимость билетов. В условиях коронавирусных ограничений, и связанных с ними кризисом, влияние на рынок гражданских самолетов со стороны поездов выше среднего. 

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке гражданских самолетов 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Лидерами гражданского авиастроения во всем мире последние десятилетия являются компании Boeing и Airbus. Господство данных компаний на рынке было достигнуто в результате слияний и поглощения в авиационной промышленности в 1990-х гг. На российском рынке также наибольшей популярностью пользуются самолеты компаний Boeing и Airbus. 
...

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 

Крупнейшими конкурентами на российском рынке гражданских самолетов являются зарубежные игроки. 
...

Диаграмма 10. Доли крупнейших конкурентов на рынке гражданских самолетов в 2020 г., %

Доли крупнейших конкурентов на рынке гражданских самолетов в 2020 г., %

С точки зрения конкурентной концентрации рынок относится к высоконцентрированным (индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI >1800). 

2.3. Профили основных игроков

ХХХ
...
ХХХ
...
ХХХ
...

Часть 3. Анализ производства гражданских самолетов

3.1. Объем и динамика внутреннего производства гражданских самолетов

Согласно данным Росстата, производство гражданских самолетов в 2017-2019 гг. ежегодно демонстрировало рост. За данный период производство выросло на 25 самолетов относительно 2016 г. 
...

3.2. Доля экспорта в производстве гражданских самолетов

Соотношение рассчитано ГидМаркет на основе данных экспорта самолетов российского производства без учета реэкспорта.
...

3.3. Сегментация производства гражданских самолетов по регионам
3.3.1. Производство по федеральным округам

Наибольший удельный вес в производстве самолетов за период 2016-2020 гг. неизменно занимают Уральский ФО и Приволжский ФО.

Таблица 6. Динамика производства гражданских самолетов в РФ по федеральным округа

Динамика производства гражданских самолетов в РФ по федеральным округам

3.3.2. Производство по субъектам РФ

В 2020 г. гражданские самолеты были произведены ...

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок гражданских самолетов

4.1. Объем и динамика импорта гражданских самолетов

После сокращения поставок гражданских самолетов в 2017-2018 гг., с 2019 г. импорт вновь демонстрирует рост. 
...

Диаграмма 15. Объем и динамика импорта гражданских самолетов в натуральном выражении, 2016-2020 гг., шт.

Объем и динамика импорта гражданских самолетов в натуральном выражении, 2016-2020 гг., шт.

...
4.2. Структура импорта

Наибольшее количество поставляемых гражданских самолетов в Россию в 2020 г. в натуральном и стоимостном выражении являлись самолетами производства США ...
...

4.3. Объем и динамика экспорта гражданских самолетов

Поставки за рубеж за 2016-2020 гг. выросли почти в четыре раза. 
...
Возможность выхода российского авиастроения на мировой рынок (в особенности на емкие рынки Америки и Западной Европы) в современных внешнеполитических условиях (с учетом санкционного давления) не гарантирована даже при создании технологически совершенной и экономически эффективной продукции. При ужесточении глобальной конкуренции лидеры мирового рынка перешли к использованию неэкономических и даже не «технических» (связанных с экологией или безопасностью), а чисто политических инструментов, и преодолеть соответствующие барьеры российскому авиастроению практически невозможно.
...

Диаграмма 19. Баланс экспорта и импорта, 2016-2020 гг., млн руб.

Баланс экспорта и импорта, 2016-2020 гг., млн руб.

4.4. Структура экспорта

Среди экспортируемых самолетов в 2020 г. только 11 из 375 были российского производства: ...
Среди всех отправленных самолетов из России наибольший объем в стоимостном выражении был отправлен ...

Часть 5. Анализ потребления гражданских самолетов

5.1. Динамика объема потребления гражданских самолетов

Оценка объема потребления гражданских самолетов выполнена аналитиками ГидМаркет из расчета отношения объема рынка к количеству населения РФ. 
...

5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

Среди тендеров, связанных с гражданскими самолетами, достаточно часто встречаются закупки на поставку ЗИП, двигателей и прочих частей самолетов.
...

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам

Средние цены производителей на рынке гражданских самолетов рассчитаны ГидМаркет по данным отгрузок в стоимостном и натуральном выражении. 
...

Реализация программы Superjet New, которая предполагает почти полный отказ от иностранных комплектующих, позволит перейти на «рублевую себестоимость» и держать вопрос ценообразования «под контролем».

6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Стоимость самолета зависит от нескольких факторов: тип самолета; расстояние, которое на нем можно пролететь; год выпуска; летная история; уровень комфорта.
Рынок отличается глобальной конкуренцией, поэтому потребительские цены в рамках регионов одинаковы. Таким образом, рассмотрим цены на некоторые гражданские самолеты в рамках таможенных деклараций 2020 г. Отметим, что самолеты, бывшие в эксплуатации также попадают в статистику. 

... 

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

...

Отрицательные факторы инвестиционного климата рынка гражданских самолетов доминируют над положительными. 
...

Наиболее значимые положительные факторы.
... 
Наиболее значимые негативные факторы.
...

Часть 8. Прогноз развития рынка гражданских самолетов до 2025 г. 

Согласно консенсус-прогнозу, составленному Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ в период с 27 июля по 9 августа 2021 г. на основе опроса независимых профессиональных прогнозистов ...
...

Также прогнозировать динамику объема рынка гражданских самолетов позволяют следующие факторы:
...

Часть 9. Рекомендации и выводы 

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка в большей степени отрицательное влияние. Среди значимых отрицательных факторов – сокращение авиаперелетов, импортозависимость отрасли, нестабильность валютных курсов, падение доходов и численности населения.
...
Как новым, так и существующим операторам рынка гражданских самолетов можно рекомендовать:
...


Диаграммы

Диаграмма 1. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке гражданских самолетов, 2016-2020 гг., %
Диаграмма 2. Динамика объема рынка гражданских самолетов, 2016-2020 гг., шт.
Диаграмма 3. Выручка (нетто) от реализации гражданских самолетов по федеральным округам за 2016-2020 гг., %
Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, 2012- май 2021 гг., % к прошлому году
Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, руб. за 1 доллар США, 2016-сен. 2021 гг.
Диаграмма 6. Динамика численности населения РФ, млн чел., на 01 янв. 2012-2021 гг.
Диаграмма 7. Динамика реальных доходов населения РФ, % к прошлому году, 2012-1 полуг. 2021 гг.
Диаграмма 8. Количество международных и внутренних пассажирских авиаперевозок в количестве пассажиров, 2010-2020 гг., млрд чел.
Диаграмма 9. Стадия жизненного цикла отрасли
Диаграмма 10. Доли крупнейших конкурентов на рынке гражданских самолетов в 2020 г., %
Диаграмма 11. Динамика объемов производства гражданских самолетов в РФ за 2016-2020 гг., шт.
Диаграмма 12. Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) гражданских самолетов в России, 2016-2020 гг., млрд руб.
Диаграмма 13. Доля экспорта в производстве за 2016-2020 гг., %
Диаграмма 14. Производство гражданских самолетов в России по субъектам РФ, 2020 г., %
Диаграмма 15. Объем и динамика импорта гражданских самолетов в натуральном выражении, 2016-2020 гг., шт.
Диаграмма 16. Объем и динамика импорта гражданских самолетов в денежном выражении, 2016-2020 гг., млн долл. США
Диаграмма 17. Динамика экспорта гражданских самолетов в натуральном выражении, 2016-2020 гг., шт.
Диаграмма 18. Динамика экспорта гражданских самолетов в денежном выражении, 2016-2020 гг., млн долл. США
Диаграмма 19. Баланс экспорта и импорта, 2016-2020 гг., млн руб.
Диаграмма 20. Структура экспорта по странам в 2020 г., %
Диаграмма 21. Динамика потребления гражданских самолетов в натуральном выражении, 2016-2020 гг., шт./чел.
Диаграмма 22. Средние цены производителей на рынке гражданских самолетов по ФО, 2017-2020 гг., млн руб./шт.
Диаграмма 23. Средние потребительские цены на рынке гражданских самолетов по субъектам РФ, 2020 г., млн руб./шт.
Диаграмма 24. Прогноз объема рынка в 2021-2025 гг., шт.


Таблицы 

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок гражданских самолетов
Таблица 2. Преимущества и недостатки поездов и самолетов
Таблица 3. Основные компании-участники рынка гражданских самолетов в 2020 г.
Таблица 4. Профили компаний-участников рынка гражданских самолетов в 2020 г.
Таблица 5. Структура производства гражданских самолетов, 2016-2020 гг., шт.
Таблица 6. Динамика производства гражданских самолетов в РФ по федеральным округам
Таблица 7. Структура импорта гражданских самолетов по странам-импортерам в 2020 г.
Таблица 8. Данные по завершенным тендерам на закупку гражданских самолетов, 2019 г. – авг. 2021 г.
Таблица 9. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка гражданских самолетов
Таблица 10. Прогнозные показатели развития экономики РФ