Маркетинговое исследование гражданского авиационного и аэрокосмического рынков России

Маркетинговое исследование гражданского авиационного и аэрокосмического рынков России Маркетинговое исследование гражданского авиационного и аэрокосмического рынков России
Дата выпуска
03.10.2019
Страниц
93
Цена
65000 руб.
Формат
DOC PDF

Актуальность исследования
Авиационная и аэрокосмическая отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. Её развитие, как одной из наиболее наукоёмких и инновационных отраслей экономики, способно оказать значительное влияние на темпы развития научного потенциала страны в целом

Цель исследования
Анализ состояния гражданского авиационного рынка, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на гражданского авиационного рынка

Содержание
Часть 1. Общая характеристика гражданского авиационного и аэрокосмического рынков России
1.1. Основные характеристики рынка
1.2. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.3. Объем российского производства
1.4. Доля экспорта в производстве
1.5 . Доля импорта на рынке
1.6. Динамика объема гражданского авиационного рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
1.7. Динамика объема гражданского аэрокосмического рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
1.8. Основные тенденции на рынке
1.9. Структура рынка по видам продукции (самолеты, вертолеты; сопутствующие детали и аэрокосмические компоненты/оборудование)
1.10. Стратегическое значение отрасли для экономического развития России
Часть 2. Общая характеристика аэропортовых комплексов России и аэрокосмических объектов
Часть 3. Анализ торговых отношений с зарубежными странами
3.1. Анализ импорта в Россию
3.1.1. Динамика импорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2016-2018гг.
3.1.2. Обзор действующих квот на импорт (квоты стран – поставщиков)
3.1.3. Структура импорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2018г.
3.1.3.1. по странам-производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.1.3.2. по компаниям–производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.1.3.3. по компаниям-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.1.3.4. по видам продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
3.1.4. Определение позиции импорта из Италии и соответствующие квоты на российском рынке (коды ТН ВЭД 8802, 8803)
3.2. Анализ экспорта из России
3.2.1. Динамика экспорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2016-2018гг.
3.2.2.Структура экспорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2018г.
3.2.2.1. по странам-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.2.2.2. по компаниям–производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.2.2.3. по компаниям-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
3.2.2.4. по видам продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
Часть 4. Сертификация, таможенные особенности и законодательство в области импорта в Россию
Часть 5. Общий анализ кластеров авиационного сектора в России
Часть 6. Инвестиции в сектор и государственные программы
Часть 7. Перспективы развития сектора до 2024г.
Часть 8. База данных: ассоциации, основные производители и импортеры отрасли
Часть 9. Рекомендации и выводы

Отрывок из исследования
Часть 1. Общая характеристика гражданского авиационного и аэрокосмического рынков России
1.1 Основные характеристики рынка
Авиационная и аэрокосмическая отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. Её развитие, как одной из наиболее наукоёмких и инновационных отраслей экономики, способно оказать значительное влияние на темпы развития научного потенциала страны в целом. 
В составе отрасли присутствуют такие самостоятельные направления, как разработка, производство, ремонт, обслуживание и эксплуатация воздушных судов.
Рынок авиационной и аэрокосмической промышленности имеет следующие основные характеристики:
Российская авиация и космонавтика находится практически под прямым управлением государства, являющегося как ее основным заказчиком, так и инвестором.
Выбранные и официально озвученные цели пусть с задержкой, но неуклонно реализуются. Ярким примером этого является работа над проектом …
Отрасль характеризуется зависимостью от государственной поддержки, которая в последнее время всё больше проявляется. 
Отрасль отличается медленным развитием собственных современных технологий и при этом ограничена в доступе к передовым мировым технологиям.
По отрасли отмечается отсутствие роста спроса на ее продукцию на внешних рынках. 
В настоящее время крупные отраслевые проекты не приносят прибыль: общеизвестный факт, что  «ОАК» стабильно генерирует убытки. 
Россия на мировом рынке гражданской авиации является слабым игроком, однако нужно отметить, что повышенный интерес государства к развитию экспортного канала сбыта авиастроительной и аэрокосмической продукции обозначился лишь в 2016 г., прошло недостаточно времени, чтобы говорить о серьезных результатах. К тому же мировой рынок сложен для входа и преодоление имеющихся барьеров требует в немалой степени и дипломатических усилий государства.
В этих условиях российскими экспертами отрасли делается вывод, что итоговый результат планируемых усилий по развитию экспорта будет в очень большой степени зависеть от характера и объемов той поддержки, которую готово оказать государство.
Таким образом, как и перед прочими российскими отраслями несырьевого сектора, наиболее актуальными насущными задачами авиационной и аэрокосмической отрасли являются импортозамещение и повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. Однако решение этих вопросов во многом зависит от усилий государства и его возможностей оказывать отрасли поддержку.
1.2. Оценка факторов, влияющих на рынок 
Основными факторами, влияющими на гражданский авиационный и аэрокосмический рынок России и формирующими тенденции развития отрасли, являются социально-демографические, технологические, экономические и политические группы факторов.
Социальные (демографические) факторы
Рассмотрим влияние социальных (демографических) факторов на ситуацию.
Технологические 
Кратко рассмотрим влияние технологических факторов на ситуацию в авиационной отрасли. 
Но при этом можно отметить:
- технологическое отставание от передовых мировых производителей; 
- высокую зависимость от импортных комплектующих; 
- крайне ограниченный модельный ряд производимой сегодня продукции; 
- хроническую неспособность соответствовать заявленным срокам реализации проектов и некоторые другие моменты. 
Экономические
Рассмотрим влияние экономических факторов на ситуацию.
ВВП – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. 
ВВП является основным, наиболее полным официальным показателем общественного благосостояния. Абсолютные и относительные значения ВВП дают представления об общем материальном благосостоянии нации и динамике его роста/снижения, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Правительством России намечена реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения национальных целей, что обусловит значимые сдвиги в структуре производства и обеспечит рост объёмов ВВП.
Курс валют является значимым фактором для рынка России, так как для отрасли приобретается значительная доля импортного оборудования и комплектации.
Снижение доступности и повышение стоимости кредитных ресурсов влияет как в краткосрочном периоде - для обеспечения текущей деятельности, так и в долгосрочном – в части обеспечения инвестиционной деятельности с длительным сроком гашения (реконструкция и техническое перевооружение производства). 
Низкий уровень платежеспособного спроса населения …
Ограничение возможностей государства …
Возможность дальнейшего развития лизинговой схемы сбыта …
В перспективе - более полное использование возможностей импортозамещения …
В перспективе- развитие экспортного канала сбыта продукции  …
Политико-правовые факторы оказывают существенное значение на ситуацию в отрасли, как положительное – в виде господдержки и программ развития, так и отрицательное, обусловленное ситуацией с санкциями и ограничением доступа России к рынкам, ресурсам и инвестициям.
Таблица 2.   STEP-анализ факторов, влияющих на российский авиа - космический рынок

1.3. Объем российского производства 
Рассмотрим объём и динамику российского производства самолетов различной номенклатуры; официальная статистика учитывает объёмы производства в штуках.
Диаграмма 4 охватывает период выпуска российских самолетов  с 2013 г., для демонстрации динамики производства до ограничения поставки импортных комплектующих (процесс был инициирован в 2014 г);  отражает следующую ситуацию: …
Рассмотрим итоги работы гражданского сектора самолетостроения России в 2018 г. 
Если рассматривать итоги деятельности конкретных предприятий в 2018 г., то можно отметить:
Больше всех самолетов гражданского назначения вновь построено на этом авиазаводе – это машины марки …
Можно также отметить, что сейчас в постоянной коммерческой эксплуатации находится 136 самолетов … , большая часть которых используется для коммерческой перевозки пассажиров.
Эта компания проектирует, испытывает, производит, рекламирует, продает, ремонтирует пассажирскую и военную авиатехнику.
Что касается производства вертолетов, то данные официальной статистики показывают …

Диаграмма 5.  Производство вертолетов, 2013 – 2018 гг.

Таким образом, объёмы российского производства авиатехники крайне …
1.4. Доля экспорта в производстве
Анализ экспортных операций с авиатехникой сформировал следующую картину текущей ситуации в отрасли … . Рассмотрим ситуацию на Диаграмме 6.
Для сравнения, рассмотрим структуру распределения объёмов российского производства летательных аппаратов по итогам 2016 г. на Диаграмме 7.
Всего в России в 2016 г было произведено … летательных аппарата различной номенклатуры. Вертолетов и самолетов на экспорт отправили … , чем было приобретено в России.
Сформируем сводную таблицу данных о распределении объёмов российского производства летательных аппаратов.
1.5.  Доля импорта на рынке
Рассмотрим долю импортных летательных аппаратов на рынке России. Для удобства анализа сгруппируем данные о видах и источниках поступления на рынок России летательных аппаратов в течение 2018 г. 
Рассмотрим, в каких долях востребованы летательные аппараты рынком России по ситуации 2018 г. на Диаграмме 8.
Как видно из структуры рынка, наиболее востребованным типом летательного аппарата является пассажирский самолет …
1.6.  Динамика объема гражданского авиационного рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
На основании данных официальной статистики сформируем картину, отражающую динамику объёмов гражданского авиационного рынка России за анализируемый период.
Диаграмма 9.  Объём авиационного рынка России, шт., 2016- 2018 гг.

Таким образом, динамика авиационного рынка за период 2016 – 2018 гг. 
Даже в конце 80-х годов прошлого столетия, в СССР, ежегодная потребность достигала 300 самолетов, соответственно с учетом совокупности факторов и имеющейся статистики, …
1.7.  Динамика объема гражданского аэрокосмического рынка 2016-2018гг. Потенциальная ёмкость рынка
Основным показателем, характеризующим развитие аэрокосмического рынка России и имеющимся в открытом доступе, является число космических запусков в год. Рассмотрим имеющуюся статистику.
Таким образом, за 2016 г произведено … запусков, …
За 2017 г произведено … запусков, …
За 2018 г произведено … запусков, …
В последнее время достижения космической деятельности находят все более широкое применение в повседневной жизни: интернет, сотовая связь, автомобильные навигаторы, картография (карты Google, Yandex), и масштабы использования так называемых «космических продуктов» в нашей повседневной жизни растут огромными темпами.
...
Особое место среди российских космических услуг занимает перспектива развития космического  туризма – оплачиваемые частными клиентами полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. 
В последнее время в России проявляется повышенный интерес к использованию результатов космических исследований в некосмических отраслях экономики. Помимо этого, на мировом рынке некосмических товаров и услуг постоянно расширяется номенклатура наукоемких и высокотехнологичных продуктов, представляющих собой сопутствующие достижения космических программ.
1.8.  Основные тенденции на рынке
Основной тенденцией, обусловливающей перспективы развития рынка, является …
Еще одна тенденция современного рынка авиаперевозок, влияющая, в свою очередь, на авиационный рынок - большинство пассажиропотока перевозится на регулярных рейсах, четко прослеживается тенденция перераспределения пассажиропотока в пользу регулярных перевозок. 
На фоне формирующихся рыночных тенденций в авиаперевозках, у российского рынка авиатехники также появляются новые черты: на фоне роста привлекательности авиаперевозок   ужесточается конкуренция, но вследствие ограниченности средств и акценте на дешевизне тарифов, авиапарк оптимизируется по ценовому уровню и минимизации степени комфорта.
1.9. Структура рынка по видам продукции (самолеты, вертолеты; сопутствующие детали и аэрокосмические компоненты/оборудование)
На основании вышеизложенного материала, сформируем структуру рынка летательных аппаратов  и частей летательных аппаратов России, рассчитаем доли рынка от объёмов в денежном выражении, на Диаграмме 10.
1.10.  Стратегическое значение отрасли для экономического развития России
Современная российская авиационно-космическая промышленность представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития экономики России на ближайшие десятилетия. Производственный и научно-технический потенциал, накопленный в отрасли за многие десятилетия ее существования, по многим параметрам, в особенности в военном секторе авиастроения, до сих пор значительно превосходит достижения ведущих промышленно-развитых стран. Сохраняется присутствие российских предприятий авиационной промышленности на мировых рынках, в особенности на международном рынке военной авиации. Успешное продвижение российской авиационной техники сопряжено с жесткой конкурентной борьбой с мировыми лидерами, объединенными в крупные диверсифицированные авиаракетно-космические корпорации. 
Кроме того, для сохранения суверенитета, развития экономики, включая занятость населения высокоинтеллектуальным трудом, и социальной сферы России с ее огромной территорией всегда будет необходима гарантированная независимость технологиях для авиастроения, развития воздушно-космических коммуникаций и поддержания их инфраструктуры и т.д.
Предприятия комплекса обладают высокими технологиями, зачастую не имеющими аналогов в мире. Для производства ракет и авиации отрасль работает над постоянным обновлением и расширением перечня применяемых композиционных материалов, созданием информационных систем и т.п., что требует участия высококвалифицированного персонала. 
Применение космических систем для решения задач в таких сферах, как связь, теле– и радиовещание, дистанционное зондирование Земли из космоса, навигация и картография, вносит существенный вклад в формирование экономики, основанной на использовании информационных технологий. Расширение рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности в экологическом мониторинге, борьбе со стихийными бедствиями и других областях человеческой деятельности призваны способствовать повышению качества жизни населения России.
Использование результатов космической деятельности позволяет повысить и эффективность реализации приоритетных национальных проектов.
Опираясь на свой космический потенциал, Россия стремится стабилизировать экономику, обеспечить качественно новый уровень решения оборонных задач и задач международного сотрудничества, укрепить позиции в мировом сообществе. Одним из перспективных направлений взаимодействия стран в космосе становится военно-техническое сотрудничество (ВТС) в обеспечении глобальной международной безопасности во всех ее аспектах, а значит в обеспечении политической стабильности на обширных территориях, вплоть до целых континентов.
Таким образом, авиация и космонавтика являются локомотивами развития и внедрения новых технологий в России, залогом развития страны и оплотом её безопасности и целостности.
Часть 2. Общая характеристика аэропортовых комплексов России и аэрокосмических объектов
Современное состояние и перспективы развития аэропортовой и аэродромной сети определяются на уровне государственного регулирования их деятельности, так как объекты являются ключевыми элементами системы гражданской авиации и космонавтики, выполняют функцию интегрирующей и социально ориентированной инфраструктуры экономики страны.
Самыми динамично растущими за последние четыре года можно назвать аэропорты городов … .
Характеризуя текущее состояние рынка авиаперевозок, даже с учетом роста его объемов в последние годы, можно отметить существенный объём накопившихся в отрасли проблем.
Собственные средства аэропортов крайне ограничены из-за отсутствия достаточного объема авиаперевозок. В большинстве случаев, частота полетов в некоторые аэропорты местных воздушных линий - в интервале от одного в день до одного в неделю. Причина в высоких тарифах, не соответствующих их платежеспособности большей части населения.
Что касается российской космической отрасли – она была и остается одной из самых мощных в мире. Долгое время Россия была лидером по количеству космических запусков в год и осуществляла порядка … всех космических запусков в мире, уступив первое место … 
Что касается аэрокосмических объектов, то на данный момент Россия располагает тремя площадками для запуска ракет-носителей:
Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире, самый востребованный космодром, расположен на территории Казахстана, …
В настоящее время на космодроме создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки и подготовки пусков ракет-носителей типа …
Космодром Плесецк расположен в Архангельской области, около  железнодорожной станции Плесецкая. Общая площадь космодрома составляет 1 762 км2.
В настоящее время космодром «Плесецк» является единственным космодромом на территории Российской Федерации, обеспечивающим гарантированный выход страны в космос.
Космодром «Восточный» — новый российский космодром на Дальнем Востоке (Амурская обл.), …
В настоящее время Россия планово развивает аэрокосмические объекты на своей территории, для уменьшения рисков и зависимости от других стран в плане запусков. 
Часть 3. Анализ торговых отношений с зарубежными странами 
3.1.  Анализ импорта в Россию  
3.1.1.  Динамика импорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2016-2018гг.
Рассмотрим объём и динамику импорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) в Россию за последние три года, на основании данных официальной таможенной статистики.
Таким образом, российские авиакомпании продолжают обновление своего летного парка, приобретая импортные летательные аппараты. При этом ориентация на импорт вызвана, в том числе, жесткой конкуренцией на рынке авиаперевозок: в стремлении снизить издержки, перевозчики массово избавляются от старых самолетов, которые отличаются низкой экономичностью (высоким расходом топлива) и требовали больших средств на техническую поддержку. 
Несмотря на то, что ранее, в СССР, самолеты имели хорошие летно-технические характеристики, но у техники были существенные недоработки в части обеспечения экономичности её эксплуатации (в первую очередь, это расход горюче-смазочных материалов). До сих пор в России большие проблемы с производством надежных и экономичных авиадвигателей.
Рассмотрим объём и динамику импорта частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) в Россию за последние три года, на основании данных официальной таможенной статистики, на Диаграмме 12.
3.1.2.  Обзор действующих квот на импорт (квоты стран - поставщиков)
Импортная квота — нетарифные количественные (стоимостной или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров в страну. А также — экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства в целом и для отдельных отраслей и производств, по различным видам продукции.
Квотирование импорта является одним из важнейших инструментов защиты российских производителей от конкурентов и ограждения внутреннего рынка от снижения потребления отечественных товаров. При квотировании государство выдает лицензии на ввоз и вывоз ограниченного количества товаров, запрещая при этом нелицензированную торговлю.
Государством введены следующие виды квот на товары:
глобальные (без указания конкретных стран);
групповые (для определенных групп стран);
индивидуальные (с указанием конкретного государства).
В настоящее время нет действующих квот на ограничение ввоза летательных аппаратов и их частей на территорию России. … Более того, в настоящее время действуют определенные льготы на импортируемую технику иностранного производства, в том числе на бывшую в употреблении.
Согласно текущему российскому законодательству гражданские пассажирские самолёты делятся на 7 групп, часть из которых полностью или временно освобождены от уплаты налогов на импорт, другие облагаются таможенной пошлиной, таможенным сбором и НДС.
3.1.3.  Структура импорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2018г.
3.1.3.1.  по странам-производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
Проанализируем структуру импорта в Российскую Федерацию товаров по кодам ТН ВЭД : 
Код 8802 Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители
Код 8803 Части летательных аппаратов товарной позиции 8801* или 8802.
(* - 8801 - Аэростаты и дирижабли; планеры, дельтапланы и другие безмоторные летательные аппараты).
Рассмотрим структуру импортируемых в Россию товаров кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по происхождению, для этого сгруппируем объемы импортируемой продукции по странам  - производителям.
Таблица 11. Импорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по странам - производителям, 2018 г

Анализ описания импортируемого товара по формам «Таможенная декларация» показывает, что импорт авиатехники российского производства преимущественно обусловлен потребностями ремонта, утилизации  либо возврата.
Для оценки доли стран – производителей от объёмов импорта в натуральном выражении рассмотрим структуру импорта на Диаграмме 13.
Для оценки доли стран – производителей от объёмов импорта в денежном выражении рассмотрим структуру импорта на Диаграмме 14.
Для сравнения предлагаем рассмотреть основные страны-импортеры, через которые ввозится продукция кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) в Россию. …
Рассмотрим структуру импортируемых в Россию товаров кода ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по происхождению, для этого группируем объемы импортируемой продукции по странам - производителям.
Таблица отражает весь перечень стран – производителей импортируемых в Россию частей летательных аппаратов. Объёмы импорта товаров производства Россия – это ввоз частей от бывших в эксплуатации летательных аппаратов.
Для оценки доли стран – производителей от объёмов импорта частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) в денежном выражении рассмотрим структуру импорта на Диаграмме 16.
Дополнительно предлагаем рассмотреть основные страны-импортеры, через которые ввозится продукция кода ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов)  в Россию
Исходя из статистических данных, приведенных выше, лидером среди производителей импортируемых частей летательных аппаратов код ТН ВЭД 8803 является …
3.1.3.2.  по компаниям–производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
Рассмотрим структуру импортируемых в Россию товаров кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по компаниям - производителям, для этого выполним группировку объемов импортируемой продукции.
Диаграмма 17 наглядно показывает, что со значительным преимуществом первое место среди компаний - производителей по объёмам импортируемых товаров – «летательных аппаратов» -  кода ТН ВЭД 8802 (в натуральном выражении) занимает компания …
….
Далее рассмотрим структуру импортируемых в Россию частей летательных аппаратов кода ТН ВЭД 8803 по компаниям - производителям, для этого выполним группировку объемов импортируемой продукции.
Для оценки доли компаний – производителей от объёмов импорта частей летательных аппаратов в натуральном выражении рассмотрим структуру импорта на Диаграмме 19 (без учета частей российского производства).
Диаграмма 19.   Доли компаний – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2018 г

Диаграмма 19 показывает, что первое место среди компаний - производителей по объёмам импортируемых товаров кода ТН ВЭД 8803 «части летательных аппаратов» (в натуральном выражении) занимает компания …
Анализ импорта товара «части летательных аппаратов» показывает, что их поставка ведется преимущественно из стран-импортеров самих летательных аппаратов.
3.1.3.3.  по компаниям-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
Рассмотрим структуру импортируемых в Россию товаров кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по компаниям - получателям, для этого выполним группировку объемов импортируемой продукции; в таблице отражены первые 30 покупателей, по убыванию объёмов импорта в натуральном выражении.
Рассмотрим вкратце сферу деятельности пятерки лидеров.  …
Необходимо отметить, что существенные объемы импорта аккумулируют как компании, специализирующиеся на ремонте российских летательных аппаратов, так и авиакомпании, приобретающие запасные части для ремонтных нужд собственного авиапарка. Т.е. в России сервисные подразделения авиакомпаний не всегда выделены в самостоятельные юридические лица, а могут находиться и в составе авиапредприятия.
3.1.3.4.  по видам продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
Рассмотрим структуру импорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по видам продукции. В целом необходимо отметить, что объёмы импорта самолетов гораздо … объемов импорта вертолетов, что обусловлено как более существенной массой и ценой самолетов в сравнении с вертолетами, так и тем, что сохранено производство вертолетов внутри России. 
Рассмотрим ценовую политику летательных аппаратов, ввозимых по коду ТН ВЭД 8802 в целом, рассчитаем доли техники каждой ценовой категории на Диаграмме 27.
Диаграмма 27 показывает, что в объёме импорта преобладает товар по средней цене …
3.1.4.  Определение позиции импорта из Италии и соответствующие квоты на российском рынке (коды ТН ВЭД 8802, 8803)
Ранее (п. 3.1.2) была рассмотрена ситуация с отсутствием квот на импорт летательных аппаратов и их частей.  Рассмотрим объемы и структуру импорта товаров из Италии (как производство, так и продажу).
В Таблице 20 представлены товары, как произведенные в Италии – п.п.1-10, так и товары, проданные с территории Италии – п.п. 11-21.
3.2.  Анализ экспорта из России
3.2.1.  Динамика экспорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2016-2018гг.
Рассмотрим объём и динамику экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) из России за последние три года, на основании данных официальной таможенной статистики на Диаграмме 29.
Рассмотрим объём и динамику экспорта частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) из России, на основании данных таможенной статистики, а также оценки аналитиков.
3.2.2.  Структура экспорта (коды ТН ВЭД 8802, 8803), 2018г.
3.2.2.1.  по странам-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
Проанализируем структуру экспорта из Российской Федерации товаров по  кодам ТН ВЭД : 
Код 8802 Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители
Код 8803 Части летательных аппаратов товарной позиции 8801* или 8802.
(* - 8801 - Аэростаты и дирижабли; планеры, дельтапланы и другие безмоторные летат.аппараты).
Рассмотрим структуру экспорта из России товаров кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по странам - получателям, для этого сгруппируем объемы экспортируемой продукции.
Для оценки доли стран – получателей в объёмах экспорта в натуральном выражении рассмотрим структуру экспорта на Диаграмме 31.
На первом месте по объёмам экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) в натуральном выражении …
Рассмотрим доли стран – получателей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) в объёмах экспорта в денежном выражении на Диаграмме 32.
Рассмотрим структуру экспорта из России товаров кода ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по странам - получателям. Для оценки доли стран – получателей в объёмах экспорта в натуральном выражении рассмотрим структуру экспорта на Диаграмме 33.
Рассмотрим доли стран – получателей частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) в объёмах экспорта в денежном выражении на Диаграмме 34.
3.2.2.2.  по компаниям–производителям (в натуральном и стоимостном выражении)
Прежде чем приступить к анализу объёмов экспорта по компаниям – производителям, рассмотрим страны происхождения летательных аппаратов, экспортируемых Россией.
Сгруппируем объёмы экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по компаниям производителям, данные отображены в Таблице 23.
В перечне компаний – производителей экспортируемой продукции есть и признанные мировые лидеры, и российские производители. Рассчитаем доли экспорта от объёма в натуральном выражении, данные сформированы в Диаграмму 35.
Если рассматривать только российских производителей, то их доля в объёмах экспорта товаров , произведенных в России, отражена на Диаграмме 36:
Рассчитаем доли компаний – производителей в объёмах  экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) от объёмов в денежном  выражении, данные сформированы в Диаграмму 37.
Далее рассмотрим доли компаний – производителей в объёмах экспорта частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) от объёмов в натуральном  выражении на Диаграмме 38.
3.2.2.3.  по компаниям-получателям (в натуральном и стоимостном выражении)
Для анализа структуры экспорта, сгруппируем объёмы экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по компаниям производителям. В Таблице 24 приведены данные о первых тридцати покупателях, сортировка выполнена по сумме.
Для расчета доли  компаний - покупателей  в общих объёмах экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) в натуральном выражении сформируем Диаграмму 40.
Рассмотрим доли покупателей в объемах экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) в денежном выражении на Диаграмме 41.
На первом месте по объёмам получения из России, в денежном выражении,  товаров кода ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты)  находится компания …
3.2.2.4.  по видам продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
Рассмотрим структуру экспорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по видам продукции. 
Часть 4. Сертификация, таможенные особенности и законодательство в области импорта в Россию       
Рассмотрим расположение актуальных кодов ТН ВЭД в Классификаторе:
— Классификатор ТН ВЭД
— РАЗДЕЛ XVII. Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование
— Группа 88 — Летательные аппараты, космические аппараты, и их части
— ТН ВЭД 8802 — Летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители
— ТН ВЭД 8803 — Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802
Пояснения к товарной позиции ТН ВЭД 8802. В данную товарную позицию включаются:
(1) Летательные аппараты тяжелее воздуха, оснащенные силовой установкой. В эту категорию входят  самолеты(аэродромного базирования, гидросамолеты, самолеты–амфибии), автожиры (оборудованные одним или несколькими несущими винтами, свободно вращающимися вокруг вертикальных осей) и вертолеты  (оборудованные одним или несколькими несущими винтами, приводимыми во вращение двигателем).
Такие летательные аппараты могут применяться для военных целей, перевозки людей или грузов или для тренировок, аэрофотографирования, сельскохозяйственных работ, спасательных работ, борьбы с пожарами, для метеорологических или других научных целей.
В данную товарную позицию включаются летательные аппараты, управляемые по радио с земли или с другого летательного аппарата, а также аппараты специальной конструкции для использования в качестве наземных транспортных средств.
(2) Космические аппараты, являющиеся транспортными средствами, способными летать вне земной атмосферы (например, спутники связи или метеорологические спутники).
(3) Космические ракеты–носители, предназначенные для выведения полезной нагрузки на околоземные орбиты ("ракеты–носители спутников") или на межпланетные траектории ("ракеты–носители космических кораблей"). Такие ракеты–носители в конце активного полета придают полезной нагрузке конечную скорость более 7000 м/с.
(4) Суборбитальные ракеты–носители движутся по параболическим траекториям и, как правило, несут аппаратуру для научных и других технических целей за пределы земной атмосферы независимо от того, является ли полезная нагрузка возвращаемой или нет. 
К частям данной товарной позиции относятся:
(I) Части аэростатов и дирижаблей, такие как:
(1) гондолы;
(2) обшивки и их части (полосы или полотнища);
(3) несущие обручи;
(4) баллонеты;
(5) жесткие каркасы и их секции;
(6) стабилизаторы и рули;
(7) воздушные винты для дирижаблей.
(II) Части летательных аппаратов, включая планеры и воздушные змеи, например:
(1) фюзеляжи и корпуса; секции фюзеляжей или корпусов; их внутренние или внешние части (обтекатели антенны радиолокатора, хвостовые конусы, обтекатели, панели, перегородки, багажные отсеки, полы, приборные панели, каркасы, двери, аварийные желоба, окна, люки и т.д.);
(2) крылья и их части (лонжероны, нервюры, поперечные силовые элементы);
(3) подвижные или неподвижные поверхности управления (элероны, предкрылки, спойлеры, закрылки, рули высоты, рули направления, стабилизаторы, серворули и т.д.);
(4) гондолы, капоты, гондолы двигателей и кабанчики;
(5) шасси (включая тормоза и их узлы) и механизмы их уборки; колеса (с шинами или без них); посадочные лыжи;
(6) поплавки гидросамолетов;
(7) воздушные винты, несущие винты вертолетов и автожиров; лопасти для воздушных и несущих винтов, механизмы регулирования шага лопасти воздушного винта и несущего винта;
(8) рычаги управления (колонки управления, рычаги рулей управления и прочие различные рычаги управления);
(9) топливные баки, включая дополнительные топливные баки.
Льготы по таможенной пошлине
Согласно Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (с изм. от 14.06.2018 N 63) От ввозной таможенной пошлины освобождаются: 
граж. пассаж. самолеты подсубпозиций 8802 40 003 5 (7,5%) и 8802 40 003 6 (14,6%) (масса от 20 до 90 т, пасс. мест от 50 до 300), ввозимые по 31 декабря 2023 г. 
самолеты, ввезенные с применением указанной выше льготы, и ввозимые после ремонта или технического обслуживания за пределами Союза; 
авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и авиационных двигателей 
Временный ввоз
Полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении: …
Помимо таможенной пошлины к таможенным платежам относятся( п. 1 ст. 70 ТК ТС, п. 1 ст. 70 ТК ТС, также п.1 ст.318 ТК РФ):
1. налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
2. акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (товары кодов 8802 и 8803 не являются подакцизными);
3. таможенные сборы.
НДС
От обложения НДС будет освобождаться ввоз авиадвигателей, запасных частей и комплектующих, опытных образцов, которые необходимы для испытания гражданских самолетов.
Таможенный сбор при импорте в 2019 г
Таможенный сбор при импорте в 2019 г оплачивается по ставкам, установленным Правительством РФ. Максимальный размер таможенных сборов не может превышать 100 000 руб. 
Таможенный сбор при импорте – обязательный платеж, который взимают за предоставление услуг таможенного контроля и оформления. Платеж уплачивают на счета таможенной службы, на которые прибывают грузы для таможенного оформления.
При совершении таможенных операций в отношении воздушных, морских, речных смешанного (река - море) плавания судов, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории (если операцией по переработке является ремонт таких судов), а также при завершении действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) помещением под таможенную процедуру реэкспорта, временного вывоза помещением под таможенную процедуру реимпорта, переработки на таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта, переработки вне таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реимпорта либо помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере 10 тыс. рублей за судно. 
Особенности таможенной стоимости
Запчасти для ТОиР временно ввезенных самолетов
Сертификация
«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018).
Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов.
9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами (Приказ министерства транспорта РФ от 20.02.2003 № 19).
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
Виды сертификации:
- Сертификация типа
- Сертификация самолетов на летную годность
Сертификация самолетов на летную годность
При наличии сертификата типа на отдельную единицу воздушного судна оформляется сертификат летной годности. Ответственность за его наличие возлагается на владельца авиатранспорта. 
По процедуре сертификации
Заявка на проведение сертификационных работ подается в Росавиацию, которая ее рассматривает и направляет в Авиарегистр России для подготовки совместно с назначенными аккредитованными Сертификационными центрами комплексного заключения для Росавиации. Заключение является основанием для выдачи Росавиацей документов, подтверждающих соответствие объекта сертификации установленным нормам.
Часть 5. Общий анализ кластеров авиационного сектора в России
Объединение организаций корпорации «…» в кластеры стало первым шагом в реализации новой стратегии развития «…» до 2025 г. Кластеры стали новой формой эффективного управления, решающей вопросы взаимодействия между холдингами. 
На сегодняшний день в Государственной корпорации «…» создано 3 индустриальных кластера: 
Авиация
Радиоэлектроника
Вооружение
Рассмотрим структуру кластера предприятий гражданского сегмента авиационного сектора России и кратко информацию об их продукции.
Часть 6. Инвестиции в сектор и государственные программы
Как выше было отмечено, деятельность предприятий авиационной и аэрокосмической отрасли России курируется государством, при этом существуют программы госфинансирования отрасли. Рассмотрим имеющуюся официальную статистику.
Таблица 31.   Фактические расходы бюджета по государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», млрд руб.

… 
Плановое финансирование госпрограммы развития авиации на ближайшие три года не прогнозирует принципиального изменения объемов финансирования: 
2019 г - … млрд руб., 
2020 г - … млрд руб.
2021 г - … млрд руб.
Рассмотрим действующие на сегодня государственные программы поддержки и развития отраслей промышленности России. В настоящее время реализуется 43 государственные программы, часть из которых имеют прямое либо опосредованное отношение к авиационной и аэрокосмической отрасли.
Профильная государственная программа - «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» - дает характеристику российской авиастроительной отрасли и оценку ее роли в хозяйственном комплексе страны, содержит информацию о целях и сформированных подпрограммах для детальной реализации.
Стратегия развития экспорта разработана в соответствии со сводным планом приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Целью Стратегии является обеспечение устойчивого роста экспорта продукции гражданского назначения авиационной промышленности, как готовых летательных аппаратов, так и комплектации (для поддержания летной  годности существующего парка). 
Таким образом, вследствие недостатка объёмов государственного финансирования, перед отраслью ставится задача более активно  зарабатывать средства на свое развитие. Но эта ситуация напоминает «замкнутый круг» - продукция недостаточно конкурентоспособна на международном рынке, требуются инвестиции для её доработки и совершенствования. Но эти средства отрасль должна сама заработать на том же экспорте. Скорее всего эта задача если и выполнима, то затянется на достаточно длительный период.
Часть 7. Перспективы развития сектора до 2024г.
Как следует из прогнозов ведущих исследовательских компаний, мировой рынок пассажирских авиационных перевозок до 2024 г …
Российский рынок живет в тренде мировых тенденций, но имеет свои особенности, обусловленные продолжительным  перерывом в развитии отрасли и, как следствие, накопленным отставанием. Россия на сегодня не имеет ни одной модели серийно выпускаемого гражданского пассажирского самолета, к которому бы не было претензий у Заказчиков.
Что касается космонавтики – в этом сегменте ситуация гораздо лучше вследствие того,  что отрасль не прерывала своего развития, компетенции в настоящее время не ниже уровня мировых лидеров. 
Часть 8. База данных: ассоциации, основные производители и импортеры отрасли
См. Приложение 1
Часть 9. Рекомендации и выводы
Выполненный анализ ситуации в авиационной и аэрокосмической отрасли позволяет сделать следующие выводы:
Авиационная и аэрокосмическая отрасль играет важную роль в экономике Российской Федерации. Её развитие, как одной из наиболее наукоёмких и инновационных отраслей экономики, способно оказать значительное положительное влияние на темпы развития научного потенциала страны в целом. 
Начиная с 2006 г государством успешно реализуется программа консолидации, сформирована «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), корпорация «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация». 
Новые проекты в российской авиационной отрасли – это практически единичные случаи. 
Аналитики считают, что рыночный сегмент узкофюзеляжных самолетов оказался не самым простым для такого «стартапа». Прорваться на рынок региональных самолетов «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС) удалось, но занять большую нишу на нем не получилось. 

Диаграммы
Диаграмма 1.   Динамика численности населения РФ, 2010-2018 гг.
Диаграмма 2.   Динамика прироста ВВП РФ, 2012 - 2018 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 3.   Динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015 – 2018 гг, руб. за 1 доллар США
Диаграмма 4.  Производство самолетов гражданской авиации, 2013 – 2018 гг.
Диаграмма 5.   Производство вертолетов, 2013 – 2018 гг.
Диаграмма 6.   Распределение произведенных летательных аппаратов по направлениям потребления, доли от объёмов в штуках, 2018г
Диаграмма 7.   Распределение произведенных летательных аппаратов по направлениям потребления, доли от объёмов в штуках, 2016г
Диаграмма 8.   Структура летательных аппаратов на рынке России, доли от годового объёма рынка в шт, 2018г
Диаграмма 9.   Объём авиационного рынка России, шт., 2016- 2018 гг.
Диаграмма 10.   Структура рынка летательных аппаратов / частей, доли от объёмов в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 11.   Объём и динамика импорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802), 2016 – 2018 гг.
Диаграмма 12.   Объём и динамика импорта частей летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8803) в Россию, 2016 – 2018 гг.
Диаграмма 13.   Доли стран – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 14.   Доли стран – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 15.   Доли стран – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 16.   Доли стран – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 17.   Доли компаний – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 18.   Доли компаний – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 19.   Доли компаний – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 20.   Доли компаний – производителей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 21.   Доли компаний – получателей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 22.   Доли компаний – получателей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 23.   Доли компаний – получателей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 24.   Доли компаний – получателей в объёмах импортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 25.   Структура импорта самолетов по МПСА, 2018 г
Диаграмма 26.   Структура импорта вертолетов по МПСА, 2018 г
Диаграмма 27.   Структура импорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по цене за 1 кг., доли от массы, 2018 г
Диаграмма 28.  Структура импорта летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802) по году выпуска, 2018 г
Диаграмма 29.   Объём экспорта летательных аппаратов (код 8802), 2016 – 2018 гг.
Диаграмма 30.   Объём экспорта частей летательных аппаратов (код 8803), 2016–2018 гг.
Диаграмма 31.   Доли стран – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 32.   Доли стран – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 33.   Доли стран – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2016-2018 гг.
Диаграмма 34.   Доли стран – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2016- 2018 гг.
Диаграмма 35.   Доли компаний – производителей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 36.   Доли российских компаний – производителей в объёмах экспортируемых товаров российского производства (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 37.   Доли компаний – производителей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 38.   Доли компаний-производителей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2016-2018 гг.
Диаграмма 39.   Доли компаний – производителей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2016- 2018 гг.
Диаграмма 40.   Доли компаний – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в натуральном выражении, 2018 г
Диаграмма 41.   Доли компаний – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8802, летательные аппараты), в денежном выражении, 2018 г
Диаграмма 42.   Доли компаний – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в натуральном выражении, 2016 - 2018 гг.
Диаграмма 43.   Доли компаний – получателей в объёмах экспортируемых товаров (код ТН ВЭД 8803, части летательных аппаратов), в денежном выражении, 2016 - 2018 гг.
Диаграмма 44.   Структура экспорта самолетов по МПСА, 2018 г
Диаграмма 45.   Структура экспорта вертолетов по МПСА, 2018 г

Таблицы 
Таблица 1.   Основные количественные характеристики гражданской авиации РФ, 2014 – 2018 гг.
Таблица 2.   STEP-анализ факторов, влияющих на российский авиа - космический рынок
Таблица 3.   Объёмы производства самолетов по моделям / производителям, 2016 – 2018 гг.
Таблица 4.   Производство летательных аппаратов в России, 2016 – 2018 гг.
Таблица 5.   Летательные аппараты на рынке России, шт, 2018 г
Таблица 6.   Авиапарк крупнейших авиакомпаний РФ, по состоянию на 01.01.2019 г
Таблица 7.   Число космических запусков, 2016 г.
Таблица 8.   Число космических запусков, 2017 г.
Таблица 9.   Число космических запусков, 2018 г.
Таблица 10.   Основные типы гражданских пассажирских самолетов и налогообложение их импорта (Россия)
Таблица 11.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по странам - производителям, 2018 г
Таблица 12.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по странам - отправителям, 2018 г
Таблица 13.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по странам - производителям, 2018 г
Таблица 14.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по странам - отправителям, 2018 г
Таблица 15.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по компаниям - производителям, 2018 г
Таблица 16.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по компаниям - производителям, 2018 г
Таблица 17.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по компаниям – получателям, 2018 г
Таблица 18.   Импорт товаров код ТН ВЭД 8803 (части летательных аппаратов) по компаниям – получателям, 2018 г
Таблица 19.   Импорт летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802), 2018 г
Таблица 20.   Объемы импорта товаров коды ТН ВЭД 8802 и 8803 из Италии, 2018 г.
Таблица 21.   Экспорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по странам - получателям, 2018 г
Таблица 22.   Экспорт летательных аппаратов (код 8802) по происхождению, 2018 г
Таблица 23.   Экспорт летательных аппаратов (код 8802), по производителям, 2018 г
Таблица 24.   Экспорт товаров код ТН ВЭД 8802 (летательные аппараты) по компаниям - получателям, 2018 г
Таблица 25.   Экспорт летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802), 2018 г
Таблица 26.   Ставки ввозной таможенной пошлины на код ТНВЭД 8802/ 8803, 2019 г, %
Таблица 27.   Сроки освобождения от уплаты пошлин и НДС при временном ввозе самолетов
Таблица 28.   Ставки таможенных сборов при импорте в 2019 г
Таблица 29.   Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов
Таблица 30.   Российские производители гражданской авиатехники
Таблица 31.   Фактические расходы бюджета по государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», млрд руб.
Таблица 32.   Выкопировка из перечня государственных отраслевых программ
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ