Москва
+7 499 643-41-45
Россия
8 800 600-80-25
Режим работы: Пн-Пт с 9 до 18
Все исследования

Анализ рынка грузового железнодорожного состава в России

Дата выпуска 24.02.2023
Количество страниц 43
Форматы DOCX, PDF
Стоимость 60000 ₽

Актуальность исследования 

Грузовой вагон — вагон предназначенный для перевозки грузов. С течением времени появились специализированные вагоны для перевозки того или иного груза, так появились вагоны-цистерны и автомобилевозы, хопперы для перевозки сыпучих грузов (зерно, цемент, минеральные удобрения), вагоны-ледники, а затем и рефрижераторные вагоны, вагоны для перевозки скота и птицы, живой рыбы


Цель исследования

Анализ состояния рынка грузового железнодорожного состава в России, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок грузового железнодорожного состава


Содержание 

Часть 1. Обзор российского рынка грузового железнодорожного подвижного состава

1.1.Основные характеристики рынка

1.2. Динамика объема рынка грузового железнодорожного подвижного состава 2017-2021гг. Потенциальная емкость рынка

1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок

1.4. Стадия жизненного цикла рынка грузового железнодорожного подвижного состава

1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке грузового железнодорожного подвижного состава

2.1. Крупнейшие игроки на рынке

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов

2.3. Профили основных игроков

Часть 3. Анализ производства грузового железнодорожного подвижного состава

3.1. Объем и динамика внутреннего производства грузового железнодорожного подвижного состава

3.2. Доля экспорта в производстве грузового железнодорожного подвижного состава

3.3. Сегментация производства грузового железнодорожного подвижного состава по регионам

3.3.1. Производство по федеральным округам

3.3.2. Производство по субъектам РФ

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок грузового железнодорожного подвижного состава

4.1. Объем и динамика импорта грузового железнодорожного подвижного состава

4.2. Структура импорта

4.3. Объем и динамика экспорта грузового железнодорожного подвижного состава

4.4. Структура экспорта

Часть 5. Анализ потребления грузового железнодорожного подвижного состава

5.1. Динамика объема потребления грузового железнодорожного подвижного состава

5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам

6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Часть 8. Прогноз развития рынка грузового железнодорожного подвижного состава до 2026 г.

Часть 9. Рекомендации и выводы


Отрывок из исследования 

Часть 1. Обзор российского рынка грузового железнодорожного подвижного состава

1.1. Основные характеристики рынка

Основной объем российского рынка грузового железнодорожного подвижного состава формируется …

Диаграмма 2. Структура производства грузового железнодорожного подвижного состава, окт. 2022 гг., %

Структура производства грузового железнодорожного подвижного состава, окт. 2022 гг., %

Сокращение объемов перевозок на сети РЖД сделало рынок вагоностроения более концентрированным, хотя не менее конкурентным.

1.2. Динамика объема рынка грузового железнодорожного подвижного состава 2017-2021гг. Потенциальная емкость рынка

За исключением строительных грузов, наиболее массовые номенклатуры остаются в минусе, и перспективы по многим из них неясны, хотя определенный результат должны дать работы по модернизации Восточного полигона, за счет которых грузопоток в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока в 2023 г. может возрасти.

Выручка в структуре федеральных округов нестабильна и может значительно меняться год от года.

Диаграмма 4. Выручка (нетто) от реализации грузового железнодорожного подвижного состава по федеральным округам за 2017-2021 гг., %

Выручка (нетто) от реализации грузового железнодорожного подвижного состава по федеральным округам за 2017-2021 гг., %

1.3. Оценка факторов, влияющих на рынок

Рассмотрим основные факторы, влияющие на рынок и, соответственно, на спрос. 

  • Экономические 

ВВП РФ

ВВП – это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Динамика ВВП РФ является определяющей в векторе развития всей экономики страны и определяет ключевые тренды потребительского платежеспособного спроса, экономической активности.

Индекс промышленного производства 

Индекс производства – относительный показатель, характеризующий изменение масштабов общего промышленного производства по России в сравниваемых периодах. 

  • Социальные

Численность населения

На протяжении 2014–2017 гг. численность населения РФ демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения в 2016–2019 гг. 

На протяжении 2014–2017 гг. численность населения РФ демонстрировала положительную динамику. Однако за 2018 г. вектор изменился – численность населения уменьшилась вследствие естественной убыли населения в 2016–2019 гг. 

Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2017 г.), которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль.

Реальные доходы населения

Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2013–сен. 2022 гг., %

Динамика реальных доходов населения РФ, 2013–сен. 2022 гг., %

  • Технологические

Деградация цифровых транспортных технологий 

Российская сторона для удобства китайских коллег вынуждена отправлять груженые поезда в адрес Китая по электронным документам, а на ст. Забайкальск или Камышовая добавлять к ним документы на бумажном носителе. 

Борьба с контрафактными запчастями

В России разрабатывают решения для паспортизации и отслеживания комплектующих грузового вагона на всех этапах его жизненного цикла – от постройки до списания. Соответствующая система учета деталей должна в том числе купировать риски появления контрафакта и вообще теневого рынка запчастей для вагоноремонта. Проблема важная, и особенно острой она становится для деталей, по которым есть дефицит на рынке комплектующих. Положительное влияние фактора.

  • Политические

Инициативы РЖД

РЖД хотят до конца 2022 г. утвердить в Минтрансе методику расчета оптимального числа грузовых вагонов, работающих на путях общего пользования.

РЖД хотят убрать с путей 170 тыс. вагонов, так как из-за перестройки логистики они снижают оперативность продвижения грузов. Среди других инициатив — рост числа станций для эвакуации вагонов и регулирование отрасли вагоностроения. 

Железнодорожным операторам РЖД предлагает на части маршрутов использовать единый вагонный парк, чтобы не тратить время на лишнюю сортировку вагонов. Это тоже улучшит продвижение грузов по сети.

Методика расчета оптимального числа грузовых вагонов изначально разрабатывалась Союзом операторов железнодорожного транспорта в сотрудничестве с РЖД, для того, чтобы сделать общественно-полезный и доступный калькулятор достаточности парка на сети, создать вспомогательный ориентир для участников рынка, но в 2022 г. возникло разногласие с РЖД по цели использования методики: РЖД предложила использовать ее в регуляторных целях (в зависимости от достаточности или дефицита парка принимать решения по производству вагонов, их допуску на сеть и т.д.). 

Последствия СВО

После начала специальной военной операции на территории Украины 24 фев. 2022 г. и последовавшими за этим международными санкциями, РЖД столкнулись с самыми серьезными вызовами с точки зрения управления движением. Грузопоток развернулся с запада на восток, поменялась структура грузов. 

Так, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, поэтому два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля. На Дальний Восток РЖД повезли груз, который туда раньше почти не ехал (химия и металлы). 

В РЖД выделяют три ключевых периода, которые потребовали изменений в организации движения:

Завершая оценку факторов воздействия на российский рынок грузового железнодорожного подвижного состава, обобщим ключевые из них в рамках STEP-анализа.

Таблица 3. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок грузового железнодорожного подвижного состава

STEP-анализ факторов, влияющих на рынок грузового железнодорожного подвижного состава

По результатам выполненного STЕP-анализа, факторы макросреды оказывают на развитие рынка грузового железнодорожного подвижного состава в большей степени отрицательное влияние. 

Основное отрицательное влияние оказывают: последствия СВО, среди которых в том числе сокращение грузоперевозок, инициативы РЖД, деградация цифровых транспортных технологий, нестабильная экономическая ситуация, выражающаяся в том числе в снижении доходов населения, нестабильности валютных курсов, сокращении ВВП. 

1.4. Стадия жизненного цикла рынка грузового железнодорожного подвижного состава

Рынок грузового железнодорожного подвижного состава находится в стадии зрелости, проявляя тенденцию к спаду. Стадия зрелости построена на известности и широкой представленности товара, что обеспечивает стабильный уровень продаж в течение длительного периода.

Уровень конкуренции на рынке выше среднего. Высокое значение на этапе зрелости получает скорость реакции компании на действия конкурентов. 

Лидеру рынка на стадии спада может быть выгодно сохранение своего лидерства и вытеснение более мелких игроков из отрасли. Перспектива для таких действий — монополия в сегменте, хоть и со снижением уровня продаж. Для достижения своих целей лидер рынка обычно снижает барьеры выхода из сегмента и вынуждает оставшиеся компании нести дополнительные расходы на рынке.

Эффективная стратегия для малых фирм на этапе рыночного спада — выбрать специализацию на конкретной рыночной нише. Такой выбор позволит избежать прямой конкуренции и конфронтации с лидерами сегмента.

1.5. Конкуренция со стороны товаров-заменителей

Грузовой железнодорожный подвижной состав испытывает конкуренцию со стороны других видов транспорта для перевозки грузов – фур, самолетов, судов. 

Перемещение грузов с помощью длинномеров, фур, рефрижераторов, тягачей – один из наиболее выгодных и безопасных вариантов. Благодаря развитой сети дорог логисты составляют оптимальный маршрут, даже сложный, включая заезды в несколько точек. На всем протяжении пути в любой момент можно отследить местонахождение товара либо проконтролировать его безопасность с помощью экспедитора. Недостатки такого вида перевозок грузов связаны с зависимостью от климатических условий и состояния дорог. В ряде регионов весной и осенью автотехника не может проехать к пункту назначения, также существует ограничение по габаритам груза.

Авиаперевозки – это дорогой вид перевозки груза. Самолет используется в тех случаях, когда скорость является наиболее важным фактором. Однако немало времени занимает оформление документов, сертификация, страхование. Есть ряд ограничений по типу, объему и весу груза. К тому же авиаперевозки остаются самым дорогим вариантом.

Морские (речные) перевозки. Обычно водные транспортные средства задействуют при импорте или экспорте. Чаще всего это лишь одно из звеньев в цепочке смешанной грузоперевозки. Сырье или готовую продукцию ж/д или автотранспортом доставляют в порт, перегружают в речное или морское судно и отправляют за рубеж. Внутри страны водные грузоперевозки используются для доставки стройматериалов или товаров народного потребления на территории, доступные только в период навигации. Транспортировка по воде – это дешевый, но наиболее медленный и трудозатратный вариант.

При этом сеть железных дорог в России – одна из самых развитых в мире, а потому этот вид перевозок грузов считается наиболее надежным, удобным и дешевым. На универсальных подвижных составах допускается транспортировать негабаритные, крупные, нестандартные, специфические грузы в любое время года. У организаций горнодобывающей отрасли и тяжелого машиностроения перемещение сырья и продукции по рельсам пользуется особой популярностью, поскольку остальные виды транспорта не удовлетворяют требованиям по грузоподъемности и стоимости.

Недостатки использования заключаются в невысокой скорости перемещения, необходимости разбираться в нормативной документации и выстраивании маршрута в зависимости от наличия ж/д путей и станции в конкретном населенном пункте. 

Таким образом, влияние со стороны товаров-заменителей на рынок грузового железнодорожного подвижного состава ниже среднего.

Часть 2. Конкурентный анализ на рынке грузового железнодорожного подвижного состава 

2.1. Крупнейшие игроки на рынке 

Крупнейшие заводы продолжают консолидировать свои доли, средние и мелкие производители фактически уходят с рынка или существуют в режиме выживания.

2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов 

Крупнейшими операторами рынка по итогам 2021 г. стали …

2.3. Профили основных игроков

ХХХ

ХХХ

ХХХ

ХХХ

Часть 3. Анализ производства грузового железнодорожного подвижного состава

3.1. Объем и динамика внутреннего производства грузового железнодорожного подвижного состава

Ежегодно заводы изготавливают ровно столько продукции, сколько требует рынок для замены износившегося подвижного состава. Иначе невостребованные вагоны будут простаивать, а собственник – терять деньги.  

В 2022 г. наиболее сильное падение производства подвижного состава произошло в мае …

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) грузового железнодорожного подвижного состава в России, 2017-2021 гг., млрд руб.

Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) грузового железнодорожного подвижного состава в России, 2017-2021 гг., млрд руб.

3.2. Доля экспорта в производстве грузового железнодорожного подвижного состава

Доля экспорта в производстве грузового железнодорожного подвижного состава достаточно низкая и в 2017-2021 гг. находилась в пределах …%. Большинство произведенного грузового железнодорожного подвижного состава используется внутри страны.

3.3. Сегментация производства грузового железнодорожного подвижного состава по регионам

3.3.1. Производство по федеральным округам

Наибольший объем грузового железнодорожного подвижного состава среди всех федеральных округов по итогам 2021 г. был произведен в Приволжском федеральном округе с долей …%. Далее следуют Северо-Западный федеральный округ …

Таблица 6. Динамика производства грузового железнодорожного подвижного состава в РФ по федеральным округам, 2017-2021 гг., шт.

Динамика производства грузового железнодорожного подвижного состава в РФ по федеральным округам, 2017-2021 гг., шт.

3.3.2. Производство по субъектам РФ

Распределение долей между регионами обусловлено расположением в них производственных мощностей крупнейших операторов рынка.

Ведущими регионами на рынке грузового железнодорожного подвижного состава в 2021 г. являлись: 

Часть 4. Анализ внешнеторговых поставок грузового железнодорожного подвижного состава

4.1. Объем и динамика импорта грузового железнодорожного подвижного состава

Импортные поставки грузового железнодорожного подвижного состава достаточно нестабильны. Основное влияние на колебания в 2019-2021 гг. оказывали поставки в Казахстан. В 2018 г. резкий спад произошел за счет сокращения поставок из Украины.

Импорт грузового железнодорожного подвижного состава в денежном выражении имеет схожую динамику. 

4.2. Структура импорта

В структуре импорта грузового железнодорожного подвижного состава по странам-импортерам в 2021 г. ключевым поставщиком являлась Беларусь с долей …%. 

4.3. Объем и динамика экспорта грузового железнодорожного подвижного состава

Максимальный объем экспортных поставок грузового железнодорожного подвижного состава в исследуемом периоде наблюдался в 2018 г. … тыс. шт. 

В 2020 г. поставки за рубеж сократились до 5,6 тыс. шт. в основном за счет сокращения поставок в Украину и Беларусь. 

Диаграмма 19. Баланс экспорта и импорта, 2017-2021 гг., млн руб.

Баланс экспорта и импорта, 2017-2021 гг., млн руб.

4.4. Структура экспорта

В структуре экспорта основной объем грузового железнодорожного подвижного состава, экспортируемого из России в 2021 г. поставлялся в Казахстан – …% в стоимостном выражении. 

Часть 5. Анализ потребления грузового железнодорожного подвижного состава

5.1. Динамика объема потребления грузового железнодорожного подвижного состава

Оценка объема потребления на душу населения выполнена ГидМаркет из расчета отношения объема рынка грузового железнодорожного подвижного состава к количеству населения России. 

5.2. Анализ результатов проведенных тендеров на закупку

За 2021-ноя. 2022 гг. было проведено более 200 тендеров на закупку грузового железнодорожного подвижного состава. 

Среди заказчиков наиболее часто тендеры объявляли:

Часть 6. Ценовой анализ

6.1. Средние цены производителей по федеральным округам

Цена приобретения нового грузового вагона в большей степени зависит от дефицита/профицита парка, ставки предоставления/аренды и себестоимости подвижного состава. 

В ценовом анализе представлены средние цены на вагоны грузовые магистральные широкой колеи по данным Росстата.

Таблица 9. Средние потребительские цены на рынке грузового железнодорожного подвижного состава по субъектам РФ, 2021 г., тыс. руб./шт.

Средние потребительские цены на рынке грузового железнодорожного подвижного состава по субъектам РФ, 2021 г., тыс. руб./шт.

6.2. Средние потребительские цены по субъектам РФ

Приведем средние потребительские цены на грузовой железнодорожный подвижной состав в некоторых регионах России по данным импортируемой продукции. 

Часть 7. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка

Отрицательные факторы инвестиционного климата рынка грузового железнодорожного подвижного состава в России доминируют над положительными. 

Часть 8. Прогноз развития рынка грузового железнодорожного подвижного состава до 2026 г.       

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. 

Главная особенность текущей экономической ситуации в том, что предложение сжимается сильнее спроса. Именно это создает основное инфляционное давление. Колоссальная неопределенность ситуации выражается в повышенном объеме рисков для прогноза. 

Прогнозировать динамику объема рынка грузового железнодорожного подвижного состава позволяют также следующие факторы:

Часть 9. Рекомендации и выводы         

Основной объем российского рынка грузового железнодорожного подвижного состава формируется, главным образом, за счет продукции отечественного производства . 

Факторы макросреды оказывают на развитие рынка грузового железнодорожного подвижного состава в большей степени отрицательное влияние. Основное отрицательное влияние оказывают: последствия СВО, среди которых в том числе сокращение грузоперевозок, инициативы РЖД, деградация цифровых транспортных технологий, нестабильная экономическая ситуация, выражающаяся в том числе в снижении доходов населения, нестабильности валютных курсов, сокращении ВВП.

Комплексная оценка факторов инвестиционной привлекательности показывает нейтральный инвестиционный климат. 

Новым и существующим операторам рынка грузового железнодорожного подвижного состава рекомендуем:


Диаграммы

Диаграмма 1. Соотношение импортной и отечественной продукции на рынке грузового железнодорожного подвижного состава, 2017-2021 гг., %

Диаграмма 2. Структура производства грузового железнодорожного подвижного состава, окт. 2022 гг., %

Диаграмма 3. Динамика объема рынка грузового железнодорожного подвижного состава, 2017-2021 гг., шт.

Диаграмма 4. Выручка (нетто) от реализации грузового железнодорожного подвижного состава по федеральным округам за 2017-2021 гг., %

Диаграмма 5. Динамика ВВП РФ, 2013–сен. 2022 гг., % к прошлому году

Диаграмма 6. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2017-дек. 2022 гг., руб. за 1 доллар США

Диаграмма 7. Индекс промышленного производства по РФ, 2015–окт. 2022 гг., % к предыдущему году

Диаграмма 8. Динамика численности населения РФ, на 01 янв. 2013–2022 гг., млн чел.

Диаграмма 9. Динамика реальных доходов населения РФ, 2013–сен. 2022 гг., %

Диаграмма 10. Стадия жизненного цикла рынка

Диаграмма 11. Доли крупнейших конкурентов на рынке грузового железнодорожного подвижного состава в 2021 г., %

Диаграмма 12. Динамика объемов производства грузового железнодорожного подвижного состава в РФ за 2017-2021 гг., шт.

Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) грузового железнодорожного подвижного состава в России, 2017-2021 гг., млрд руб.

Диаграмма 14. Доля экспорта в производстве за 2017-2021 гг., %

Диаграмма 15. Объем и динамика импорта грузового железнодорожного подвижного состава в натуральном выражении, 2017-2021 гг., шт.

Диаграмма 16. Объем и динамика импорта грузового железнодорожного подвижного состава в денежном выражении, 2017-2021 гг., тыс. долл. США

Диаграмма 17. Динамика экспорта грузового железнодорожного подвижного состава в натуральном выражении, 2017-2021 гг., шт.

Диаграмма 18. Динамика экспорта грузового железнодорожного подвижного состава в денежном выражении, 2017-2021 гг., тыс. долл. США

Диаграмма 19. Баланс экспорта и импорта, 2017-2021 гг., млн руб.

Диаграмма 20. Структура экспорта по странам в 2021 г., %

Диаграмма 21. Динамика потребления грузового железнодорожного подвижного состава в натуральном выражении, 2017-2021 гг., шт./10 тыс. чел.

Диаграмма 22. Структура поставок грузового железнодорожного подвижного состава по регионам среди контрактов стоимостью более 1 млрд руб. в 2020–ноя. 2022 гг., %

Диаграмма 23. Прогноз объема рынка в 2022-2026 гг., тыс. шт.


Таблицы

Таблица 1. Прогнозы экспертов по снижению реального ВВП в России в 2022 г., %

Таблица 2. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РФ, 2018–2022 гг., ед.

Таблица 3. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок грузового железнодорожного подвижного состава

Таблица 4. Основные компании-участники рынка грузового железнодорожного подвижного состава в 2021 г.

Таблица 5. Профили компаний-участников рынка грузового железнодорожного подвижного состава в 2021 г.

Таблица 6. Динамика производства грузового железнодорожного подвижного состава в РФ по федеральным округам, 2017-2021 гг., шт.

Таблица 7. Структура импорта грузового железнодорожного подвижного состава по странам-импортерам в 2021 г.

Таблица 8. Данные по тендерам на закупку грузового железнодорожного подвижного состава с суммой контракта более 1 млрд руб., 2020–ноя. 2022 гг.

Таблица 9. Средние потребительские цены на рынке грузового железнодорожного подвижного состава по субъектам РФ, 2021 г., тыс. руб./шт.

Таблица 10. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка грузового железнодорожного подвижного состава

Таблица 11. Прогнозные показатели развития экономики РФ